Рабочая программа по литературе 6 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) по теме
Здесь выложены рабочие программы по русскому языку, литературе , музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l6.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Карабашского городского округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Карабаша »
Утверждаю ______________
Директор школы Петухова Г.В.
Рабочая программа по литературе
6 класс
Составитель: учитель
русского языка и литературы
Огнева Анастасия Александровна
Согласовано « » ______________ 2012г.
Зам. Директора по УВР ________________ Андрусенко Т.Г.
Рассмотрено на заседании ГМО « » ______________ 2012г.
Руководитель ГМО____________________
Карабаш 2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2009).
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебной хрестоматии: Литература. 6 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Автор-сост. В. П. Полухина. – М.: Просвещение, 2009 г. А также дополнительных пособий для учителя:
Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В. П. Полухиной / авт.-сост. С. Б. Щадрина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 282 с.
Фадеева Т. М. Дидактические материалы по литературе: 6-й Кл.: к учебнику В. П. Полухиной «Литература. 6 кл.». – М.: Экзамен, 2006. – 92 с.
Турьянская Б. И., Холодкова Л. А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М., 2001. – 224 с.
Литература 5-8 классы. Тесты / Сост. Н. Н. Коршунова-М.: «Дрофа», 1997 г.
Олимпиадные задания по литературе. 6 класс / Сост. О. А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 158 c.
Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения литературы:
-осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
-формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
- свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
- научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
- способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной
компетенциями.
Таким образом, компетентностный подход к созданию календарно-тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся 6 классов.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Согласно действующему в школе учебному плану, календарно-тематический план предусматривает обучение программному материалу за 68 часов в объёме 2 часов в неделю.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 классов (базовый уровень):
должны знать:
- основные историко-культурные сведения, необходимые для адекватного понимания текста художественного произведения;
- теоретико-литературные понятия; образную природу словесного искусства;
- биографические сведения о писателях;
- содержание изученных литературных произведений;
должны уметь:
- ориентироваться в историко-литературном пространстве изучаемых произведений (соотносить эпоху, автора, литературное направление);
- выразительно читать (в том числе и наизусть) фрагменты текста;
- владеть различными видами пересказа (выборочный, сжатый, подробный);
- владеть навыками анализа художественного текста;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- составлять план прочитанного;
- выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику герою;
- характеризовать художественные особенности текстов литературных произведений;
- выражать своё отношение к прочитанному;
- писать отзывы и другие виды творческих работ по прочитанным произведениям;
- владеть компетенциями: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, культуроведческой, рефлексивной;
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Система уроков (тема и цель урока) | Дидактическая модель | Педагогические средства | Вид деятельности задания |
1. | Литература как художественное отражение жизни (1 ч). | Объяснительно-иллюстративная | Беседа, работа с книгой, демонстрация | Коллективная; |
2. | Устное народное творчество (1ч). Обрядовый фольклор. | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, комментарий, беседа | Использование для решения познавательных задач справочных пособий по литературе. |
3. | Пословицы и поговорки. Загадки. (1ч.) | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, | Умение осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщение |
4. | Древнерусская литература (1ч). «Повесть временных лет», «Сказание о Кожемяке». | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, работа с учебником, комментированное чтение, беседа | Составление конспекта. |
5. | Литература XIX в (25 ч). А. С. Пушкин. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «И. И. Пущину». | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, сообщения учащихся, слайд-материалы; портреты, выставка книг, репродукция И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене»; фотографии Царского Села. | Совершенствование навыков работы с книгой, словарём, Интернет-ресурсами. |
6. | Стихотворение А. С. Пушкина «Узник». | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, комментированное чтение, обучение чтению. | Анализ текста и устного высказывания |
7. | Р./р. А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека. | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, беседа по тексту. | Анализ текста и устного высказывания |
8-10 | А. С. Пушкин. Роман «Дубровский». | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному; фрагменты из кинофильма «Дубровский» | План как вид информационной переработки текста. |
11. | А. С. Пушкин. Знакомство с «Повестями Белкина» («Метель», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»). | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, беседа по прочитанному, дискуссия на тему... | Владение монологи- |
12. | Р/р. Подготовка к сочинению. «О чём заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А. С. Пушкина?». | Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | Слово учителя | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности |
13. | М. Ю. Лермонтов. «Парус», «Тучи». | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, комментированное чтение, портреты, выставка книг. | Анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка, умение вступать в речевое общение. |
14-15. | Тема красоты, гармонии человека с миром в произведениях М. Ю. Лермонтова | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, комментированное чтение | Анализ текста и устного высказывания |
16. | Н. В. Гоголь. «Ночь перед рождеством». | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, комментированное чтение, портреты, выставка книг, репродукции картин А. И. Куинджи, И. Е. Репина. | Умение осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщение |
17-18. | Работа над повестью «Ночь перед рождеством». | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, комментированное чтение | План как вид информационной переработки текста. Адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в подробном виде в соответствии с целью учебного задания. |
19. | Усвоение содержания повести «Ночь перед рождеством». | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, комментированное чтение | Умение осуществлять поиск необходимой информации. |
20. | Н. А. Некрасов – поэт и гражданин. Стихотворение «Железная дорога». | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, комментированное чтение, портрет, репродукция картины К. А. Савицкого | Умение осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщение. |
21. | Н. А. Некрасов. Работа над стихотворением «Железная дорога». | Объяснительно-иллюстративная | Беседа, комментированное чтение. | Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов |
22-23. | Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Анализ «Сказа…». | Объяснительно-иллюстративная и частично-поисковая. | Слово учителя, комментированное чтение, портрет, иллюстрации. | Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов, умение вступать в речевое общение. |
24. | «Портрет» Левши. | Объяснительно-иллюстративная и частично-поисковая. | Чтение по ролям, беседа по вопросам | План как вид информационной переработки текста. |
25. | Р/р. Изложение на тему | Репродуктивная и частично поисковая | Работа с текстом | Создание письменных высказываний, адекватно передающих информацию с заданной степенью свернутости |
26. | А. П. Чехов. Анализ рассказа «Толстый и тонкий». | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, комментированное чтение, портреты Чехова 80-х годов | Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов. |
27. | А. П. Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия». «Смерть чиновника». | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, беседа по вопросам, по содержанию. | Анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка, умение вступать в речевое общение |
28-29. | Родная природа в стихотворениях русских поэтов (урок-концерт). | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, комментированное чтение, портреты, выставка книг, музыкал. Фрагменты из «Времен года» П. И. Чайковского | Уметь находить и использовать информацию. |
30. | Обобщающий урок по разделу «Литература XIX века». | Поисковая | Проблемные задания различного уровня сложности | Владение монологи- |
31. | Литература XX века (23 ч). А. П. Платонов. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Корова» . | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, комментированное чтение, портрет писателя. | Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов. |
32-33. | А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». | Объяснительно-иллюстративная | Беседа по вопросам, анализ эпизодов, устное словесное рисование. | Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов. |
34. | М. М. Зощенко. Автор и его герой. Рассказ «Галоша». | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, портрет, чтение, беседа по прочитанному | Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов. |
35. | Автор и герой в рассказах Зощенко. Своеобразие языка и жанра. Рассказ «Встреча». | Объяснительно-иллюстративная и частично поисковая | Беседа по прочитанному, работа по вопросам | Приведение примеров, под- |
36-37. | М. М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» Цели: знакомство с фактами биографии; жанр «сказка-быль»; познакомить с идейно-художественными особенностями сказки-были, характерами главных героев. | Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | Слово учителя и подготовленных учащихся о писателе; выставка книг писателя | Уметь работать с информационными источниками готовить сообщение по теме. |
38-40. | Анализ содержания сказки-были «Кладовая солнца». | Объяснительно-иллюстративная | Комментированное и выразительное чтение, беседа по прочитанному. | Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов |
41-42. | Ю. М. Нагибин. Рассказ «Мой первый друг, мой друг бесценный». | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам. | Отражение устной форме результатов своей деятельности |
43-46. | Великая Отечественная война в произведениях русской литературы. Цели: познакомить с творчеством К. Симонова, С. Орлова, Д. Самойлова; осмысление темы войны. | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию. | Отражение устной форме результатов своей деятельности |
47. | В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию. | Уметь работать с информационными источниками готовить сообщение по теме. |
48. | «Весело и интересно проведенный день» (нравственные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой») Цели: обсуждение нравственных проблем (честность, долг, доброта); понятие «детали»; пейзаж и его художественная роль в рассказе. | Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | Комментированное и выразительное чтение, беседа по прочитанному. | Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов |
49. | В. Г. Распутин. «Уроки французского». | Объяснительно-иллюстративная | Беседа по прочитанному, по вопросам. | Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение. |
50. | Стойкость героя, жажда знаний, чувство собственного достоинства (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»). Цели: познакомить с композицией рассказа; показать сложный внутренний мир героя (портрет литературного героя); вспомнить приём антитезы. | Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | Беседа-размышление по прочитанному, | Владение монологи- |
51. | Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа. | Объяснительно-иллюстративная | Беседа по прочитанному, | Владение монологи- |
52-53. | Р/р. Нравственный выбор моего ровесника (по произведениям В. П. Астафьева, В. Г. Распутина) | Поисковая | Слово учителя | Создание письменных высказываний |
54. | Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию. | Уметь работать с информационными источниками, готовить сообщение по теме. |
55. | Твой ровесник на страницах русской литературы Цели: познакомить с творчеством В.П. Крапивина, А.Н. Рыбакова; продолжить формирование умения выполнять анализ эпизодов, давать характеристику героям, выражать своё отношение к прочитанному. | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию. | Уметь работать с информационными источниками, готовить сообщение по теме. |
56. | А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию. | Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение. |
57. | Сергей Есенин. В гостях у поэта. Урок – заочное путешествие. | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, чтение с комментариями учителя, просмотр видеоматериалов, репродукций о селе Константиново | Уметь находить и использовать информацю. |
58. | А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Постижение красоты . | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, комментированное чтение стихотворений | Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение |
59. | Р/р. «Мой родной дом» или «Мой любимый уголок природы» (сочинение-миниатюра). | Объяснительно-иллюстративная, поисковая | Слово учителя | План как вид информационной переработки текста. Адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. |
60. | « По страницам учебника» (игра путешествие).
| Поисковая | Задания дифференцированного типа | Использование для решения познаватель- |
61. | Из зарубежной литературы (6 ч). Марк Твен. « Приключения Гекльберри Финна». | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, беседа по прочитанному, портрет | Владение монологи- |
62-63. | Джек Лондон. «Любовь к жизни» | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному, портрет | Умение работать с информационными источниками, Интернет-ресурсами и готовить сообщение по теме. |
64. | Рей Дуглас Брэдбери. Смысл названия рассказа «Каникулы».
| Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, беседа по прочитанному, портрет | Владение монологи- |
65. | Рей Брэдбери. Рассказ «Зеленое утро». | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному | Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов |
66. | Э. Сетон-Томпсон – писатель, художник, человек. | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному | Умение осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщение |
67-68. | Итоговый урок. (Рекомендация книг для летнего чтения). | Поисковая | Портреты писателей, чьё творчество изучалось в этом учебном году, беседа по прочитанным произведениям, задания дифференцированного типа. | Владение монологической и |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....