Культура русского народа
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Васильева Елена Николаевна

Конспект заключительного урока литературы по темам "Устное Народное Творчество" и "Мифология славян"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_russkogo_naroda_2.docx922.45 КБ

Предварительный просмотр:

Культура русского народа

Пояснительная записка

    В 5 классе последний урок литературы в I четверти – «Культура русского народа----.  Это интегрированный урок – литература, ИЗО, музыка, МХК. Замечательно, если его будут вести сразу три учителя. Но одному филологу это тоже по силам. 

Подготовка к этому уроку занимает много времени. Сначала мы изучаем произведения Устного Народного Творчества и жанры фольклора. Потом дети выбирают тему своих исследований, разбиваются на рабочие группы и начинают поиск  и обработку информации.

Темы для исследований были следующие:

  1. «Мифология древних славян»
  2. «Сказки»
  3. «Пословицы и поговорки русского народа»
  4. «Загадки и потешки»
  5. «Частушки»
  6. «Народный костюм»
  7. «Народные музыкальные инструменты»
  8. «Народный кукольный театр»

    Ребята самостоятельно работали по выбранным темам, подготавливая доклады и презентации, по необходимости обращаясь с вопросами. Это увлекательное занятие, которое развивает разные способности учащихся, помогает лучше узнать культуру своего народа, развивает речь, образно-эмоциональную память. И мне не жаль времени на такую работу, так как она захватила и меня, и ребят.

  Урок прошёл в форме путешествия в прошлое русского народа, главная роль была отведена детям, которые выступали перед своими одноклассниками.

Нельзя сказать, что всё прошло замечательно. Были ученики, которые отказались от участия в подготовке к уроку, но их оказалось только двое. Сложно было и с учениками, которые в этом году приехали в поселок из других республик, так как дети не очень хорошо освоили русский язык. Но эти дети смогли преодолеть стеснение и выступили с сообщением о народных музыкальных инструментах.  

И сладко песнь в честь родины поётся,
И кровь кипит, и сердце гордо бьётся,
И с радостью внимаешь звуку слов:
«Я Руси сын! здесь край моих отцов!»

И. Никитин

Цели:

  1. знакомство с жизнью русского народа;
  2. знакомство с функцией фольклора как способа передачи древних знаний в закодированном виде;
  3. расширение кругозора;
  4. развитие речи и пополнение словарного запаса;
  5. воспитание интереса к прошлому родного народа;

Оборудование:

  1. аудиозаписи русских народных песен;
  2. презентации по разделам урока, подготовленные детьми;
  3. иллюстрации к уроку;
  4. плакат-таблица "Языческие боги славян"

Ход занятия:

Звучит русская народная музыка.

Учитель: сегодня у нас очень важный урок, вы долго готовились к нему, узнали много нового о культуре, истории русского народа и сможете мне сказать, зачем необходимо знать и уважать культуру своего народа, старинные песни, частушки? Сейчас, в век интернета, в нашем XXI веке,  зачем нам частушки, загадки, сказки?

Ученики: говорят о необходимости изучать родную культуру, т.к. человек без знания своей культуры, как дерево без корней; о том, что в произведениях УНТ сохраняется мировоззрение русского народа, взгляды на устройство семьи и многое другое.

Учитель: 

Ой, вы детушки-ребятушки,
Молодые мои отроки! 
Вы послушайте внимательно 
Быль старинную, правдивую, 
Как жила-была святая Русь 
Племенами да общинами, 
Как молилась Красну Солнышку 
Да Сырой Землице-Матушке...

   Давным-давно, почти две тысячи лет назад, русские люди жили племенами и общинами и назывались они тогда древними славянами. У каждого племени была своя местность, по названию которой нарекалось и племя: кто жил в поле - те были полянами, кто в дремучем лесу - древлянами, на сырых кривых болотах жили кривичи, на озере онежском - онежцы, на реке Ладоге - ладожцы и т.д. Первое наше путешествие произойдет в глубокую древность, когда наши предки были язычниками. Мы поговорим о тех существах, в которых верили славяне.

Вика Васильева и Артем Ниневский. Презентация, доклад. 

  Вера славян в богов называлась язычеством. Язычество - это такая религия, где верят во множество богов. В язычестве все рассказы о божествах - мифы - передаются устно. Слово "язычество" однокоренное со словом "язык". Зная о язычестве своих предков можно постепенно узнать, как зародился и развивался родной язык. Славянские мифы передавались устно. Этим они близки к устному народному творчеству: к сказке, былине, преданию и т.д.

Вывод: Главная особенность славянского мифа - его древность. Именно мифы дали содержание сказкам, которые зародились позднее. Тексты славянских мифов не дошли до наших дней, но то, что мифы существовали, мы знаем из сказок, песен и древнерусских летописей, где часто упоминаются имена славянских языческих богов. Также в русских народных сказках героями часто являются Красно Солнышко, Ясный Месяц, Beтер, Мать-Сыра-Земля, которые в древности так же считались славянскими божествами.

 Высшие божества славян.

РОД - отец жизни на земле
МАТЬ-СЫРА-ЗЕМЛЯ - мать жизни. 
ПЕРУН - бог грома и молнии
СТРИБОР - бог ветра урагана
ДАЖЬБОГ – бог,  дарующий тепло
ХОРС - бог солнечного диска
ЛАДА - богиня любви и согласия
МАКОШЬ - богиня судьбы
ЖИВА - богиня жизни и весны
МОРЁНА - богиня смерти и зимы
ЯРИЛО - бог оживающей природы

Низшие божества славян

ДОМОВОЙ - хранитель дома
ЛЕШИЙ - хранитель леса
ВОДЯНОЙ - хранитель реки, озера
БАННИК - хранитель бани
ОВИННИК - хранитель скота
КИКИМОРА - хранительница болота
РУСАЛКА - хранительница влаги на полях
ДРЕМА - хранительница детей

Учитель: «В некотором царстве, в некотором государстве…»  Эти слова -  как позывные: только услышишь - сразу знаешь, что дальше будет сказка.

Первая запись русской сказки “О поселянине и медведице” сделана почти 450 лет назад. Древняя сказка учит добру, справедливости, верности, отзывчивости. Сказка волнует нас своим содержанием. Мы восхищаемся подвигам героев. Народное художественное слово навсегда остается с нами.

Но это еще не сказка, а присказка.

Сказка будет завтра после обеда, поевши мягкого хлеба.

А еще поедим пирога - да потянем быка за рога.

Послушаем рассказ о сказках Яны Александровой и Кристины Журавлевой (Презентация)

Конкурс знатоков сказок.

  1. Назовите русские народные сказки, героем которых является Иванушка-дурачок?
  2. Назовите, чья близкая родственница жила в деревне, за мельницей, в первом домике с края?
  3. Сказочный персонаж, оставивший голодными дедушку и бабушку?
  4. Кто был наказан лягушачьей кожей?
  5. Повседневная обувь сказочных героев?
  6. Женщина, которая никогда не бывает хорошей и доброй?
  7. Сказочное земноводное?
  8. Любимое местопребывание Емели?
  9. Назовите волшебные предметы, помогающие героям сказок.
  10.  Какой фрукт нужно съесть, чтобы помолодеть?

 

Учитель: а сейчас поговорим о неотъемлемой части культуры народа, о народном костюме.

Ульяна Хромых и Катя Локтева (Презентация и иллюстрации с изображениями  народного костюма жителей Тверской губернии)

Загадки, потешки. Кирилл Кульков.

Учитель: весь предметный мир является в загадке. По тому, как воплотился мир в загадках, какие образы придумал народ, насколько красочен и поэтичен язык загадки, можно судить о культурном уровне развития народа. В загадках затронуто множество атрибутов народного быта.

Поползушки ползут,

Побегушки бегут. ( сани, лошадь )

Четыре ходастых

Два бодастых,

Один хлебестун.(корова )

 

Серое сукно

Тянется в окно (дым)

Встречаются в загадках и просто шутки, игра слов, забавные задачи.

Чего не лень делать? (чесаться).

Какой в реке камень? (мокрый).

Потешки короткие стишки (реже песенки), предназнач. для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания

Вор-воришка
Украл топоришко.
Полез в окошко,
Упал в лукошка,
Вылезти не может.
Кто ему поможет?

Дунька-пышка
На улицу вышла,
На кочку села.
Комарика съела.

Егорушка-Егор
Полез через забор,
 
За гвоздь зацепился,
 
Висит – голосит:
Снимите с забора
Бедного Егора.

Илья ехал на лопате, 
Таракана раздавил.
И за это преступленье
Три копейки заплатил.

Физкультминутка: включаем веселую народную музыку, разминаемся, двигаемся. 

Учитель: старинные русские пословицы и поговорки являются самым распространённым видом устного народного творчества, глубоко проникшим в самую глубь народной жизни.

О пословицах и поговорках нам расскажут: Настя Сонина, Влада Бородина, Таня Кангур, Лера Зайцева и Кристина Полякова.

Пословица – мудрость народов.

Стара пословица, да про новое молвится.

Человек без Родины, что человек без песни.

Родная земля и в горсти мила.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Москва, что гранит:  никто Москву не победит.

Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей. 

 «Частушка - народная песенка-четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно-шутливого содержания»
Словарь русского языка.
Ожегов С.И

Алеся Калинина  и Алина Маммедова

Вы послушайте, девчата,
Нескладуху буду петь:
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь.

Песни петь — ноги кривые,
Плясать голос не дает.
Я пошел бы к теще в гости
Да не знаю, где живет.

У моего миленка
Плохая кобыленка.
Она стояла у горы,
Ее заели комары.

Коля, Коля, ты отколя?
Коля из Америки.
Ты на чем, Коля, приехал?
На зеленом венике.

Прилетела птичка, села
Прямо на нос петуху.
Петуху обидно стало,
Он запел: ку-ка-ре-ку!

На дворе стоит телега,
И подсолнухи грызет,
А корова губы дует:
Никто замуж не берет!


Учитель: на ярмарках, рыночных площадях скоморохи: пели, плясали, устраивали представление кукольного театра. О главном герое русского народного кукольного театра нам расскажет Эдик Новиков (Презентация)

Учитель: и в завершении сегодняшнего урока поговорим о народных музыкальных инструментах, послушаем сообщение, которое подготовили Рипсиме и Арман.

Выводы: заканчивается наш урок-путешествие «Культура русского народа», чему же мы с вами научились? 

Обсуждение урока, выставление оценок.

Учитель: закончить наш урок мне хочется стихотворением советского поэта Абакумова:

Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...

Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Праздник Пасха в традиционной культуре русского народа".

Методическая разработка мероприятия, дающего детям  возможность познакомиться с традициями и обычаями празднования Пасхи на Руси, спообствует развитию творческих способностей, даёт детям навыки о...

Конспект урока родного языка (русского) в 9 классе по теме "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Урок №1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА...

Исследовательская работа по технологии «Куклы-обереги в самобытной культуре русского народа».

2022 год объявлен в России Годом культурного наследия народов России. На территории нашей страны проживает около 190 народов и национальностей  и каждый народ уникален. И все мы носим одно, на мо...