Уроки по повести М. Горького "Детство" в 7 классе.
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Представлен материал по проведению уроков по повести М. Горького "Детство" в виде тематического плана и опорных схем, с которыми работают одновременно учитель и ученики. Такая форма помогает выстроить логику рассуждения на уроках, построить цельную картину восприятия произведения. Материал сопровождается комментариями и пояснениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_po_povesti_m.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки по повести М.Горького «Детство».
- Вступительное слово учителя.
В 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика родился мальчик, которому суждено было стать великим писателем Алексеем Максимовичем Горьким. Вы знаете о нелегкой судьбе этого человека, о тяжелом детстве. Но, несмотря на трудности и лишения, он многого добился в жизни. (Заочная экскурсия в Нижний Новгород в дом – музей Горького)
В 1913 году, в середине своего творческого пути, Алексей Максимович решил осмыслить отдельные этапы своей жизни, и в печати появились главы из автобиографической повести “Детство”. Однако подход к изображению формирования человека писатель определил так: «Не про себя я рассказываю». (Учитель читает 12 главу повести). Несмотря на то, что эти высказывания даны писателем лишь в 12 главе, они являются своеобразным эпиграфом ко всей повести.
Повесть «Детство» - это первая часть трилогии Горького. («В людях», «Мои университеты»).
Не по хронологическим вехам, последовательно и спокойно движется повествование: яркие картины, нарисованные писателем , возникают как результат наиболее сильных впечатлений, оставшихся в сознании ребёнка от столкновения с действительностью.
? Какое впечатление произвела на вас повесть?
? Какие эпизоды произведения наиболее запомнились?
- Работа на последующих уроках строится на основе тематического плана.
Пояснения:
- По ходу работы по тематическому плану распределяются сообщения на основе ключевых эпизодов.
- Составляется схема контрастов. (Повесть строится на постоянном контрасте между « свинцовыми мерзостями» и «добрым – человечьем»).
- (« свинцовые мерзости ») |
|
3. Ведётся работа с портретными характеристиками, а также готовыми схемами.
4. Составляется схема системы образов повести.
- Работа с иллюстрациями к повести Б.А.Дехтерева.
Просмотр фотоматериалов с иллюстрациями.
В них бьётся живая горьковская мысль, глубоко раскрыты характеры героев, действующие лица повести изображаются в тот момент, в который ярче всего раскрывается их внутренний мир.
Титульный лист. (Художник вводит в 70-е годы 19 века, знакомит с местом действия, основными персонажами и событиями. В центре – Алёша, выглядывающий из широко распахнутого окна каширинского дома, и бабушка. Справа – олицетворение “свинцовых мерзостей” : дядья и дед, слева – Цыганок и мать Алёши).
- Викторина.
1.Книга, полученная Алексеем в награду за хорошую успеваемость. (Евангелие)
2.Ласковый зверь, с которым автор сравнивает бабушку. (Кошка)
3.Русский писатель, чью книгу получил в награду Алексей. (Крылов)
4.Что сказал о деньгах жилец по прозвищу Хорошее Дело? ( Деньги, брат,- ерунда)
5.Продукт, которым Цыганок кормил “изо рта” мышат. (Сахар)
6.Широкий фартук, в который был “обёрнут” ребёнок, оставленный у ворот дома Кашириных. (Запон).
7.Домашнее животное, которое напоминали дядья во время ссоры, “скаля зубы и встряхиваясь”. (Собака)
Тематический план уроков по повести М. Горького «Детство».
Портрет у Горького – это портрет – отношение, портрет – впечатление.
Художественная деталь – выразительная подробность, несущая значительный идеально - эмоциональный смысл.
Опорные вопросы и задания | Ключевые эпизоды |
1. От чьего лица ведётся повествование ? | |
2. Как Алёша Пешков попал в дом Кашириных? | |
3.Подберите синонимы к слову « противопоставление». ( работа с портретными характеристиками героев, составление схемы контрастов) | 1.Жизнь « неумного племени» ( глава 2) 2.Сцена ссоры (глава 2) – ( схема №1) 3. История с напёрстком ( глава 2) 4. Случай со скатертью ( глава 2) 5. Наказание детей ( глава 2) |
4. Докажите, что сердце Алёши стало «невыносимо чутким». | |
5. Что повлияло на изменение отношения Алёши к деду? | 6. История жизни деда Каширина ( глава 2) |
6. Сравните развлечения дядьёв и Цыганка. | 7.История жизни Цыганка ( глава 3) |
7. Какое впечатление произвела на вас музыка Якова, пляска Цыганка, танец бабушки? | 8. Сцена праздничного вечера в доме Кашириных ( глава 3) |
8. Составьте схему системы образов повести. | 9. Смерть Цыганка ( глава 3) |
9. Сравните поведение бабушки и деда на пожаре. (Схема № 2) | 10. Сцена пожара ( глава 4) |
10. Как восприняли бабушка и дед разорение и нищету? | 11. Обучение Алёши грамоте ( глава 5) |
11. Каковы были впечатления Алёши об окружающей жизни вне дома деда ( по главе 7)? | |
12. Какие герои повести были близки Алёше? ( Опора на схему системы образов) | |
13. Какое впечатление произвёл на вас Хорошее Дело? | 12. Хорошее Дело ( глава 8) |
13. Конец детства Алёши ( глава 13) | |
14. На основании каких впечатлений мы делаем вывод о характере человека? 15. Кратко охарактеризуйте главного героя повести. |
Схема №1.
Задание: проследите, как ведёт себя каждый из сидящих за столом во время ссоры, какими видит их Алёша. Оценив поведение каждого участника этого эпизода, сделайте вывод.
Дядья - « внезапно вскочили на ноги и , перегибаясь через стол, стали выть и рычать на дедушку, жалобно скаля зубы и встряхиваясь, как собаки». Затем « дядя Михаил ударил брата наотмашь по лицу: тот взвыл, сцепился с ним, и оба покатились по полу, хрипя, охая, ругаясь».
Дед – « стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко – петухом_ закричал: «По миру пущу!» во время драки бегал вокруг стола, «жалобно вскрикивал».
Бабушка – «болезненно искривив лицо», говорила: «Отдай им всё, отец…»; смывала… кровь с разбитого лица Якова.
Мать Алёши – «вставала из- за стола и, не торопясь отойдя к окну, повернулась ко всем спиною».
Дети – «заплакали».
Алёша – «испугавшись, вскочил на печь и оттуда в жутком изумлении смотрел».
Цыганок – «сел верхом на спину дяди Михаила», пытаясь сдержать разбушевавшегося «героя».
Григорий Иванович – « спокойно связывал руки дяди полотенцем».
Схема №2.
Задание : сравните поведение бабушки и деда на пожаре. Сделайте вывод.
Бабушка | Дед |
не теряет самообладания, собранная, решительная, рискует жизнью, заботится о других | Растерялся, пришел в отчаяние, тихонько выл, бегал, суетился, обвинял других. |
Схема № 3.
Задание: проследите, как оценивает Хорошее Дело жизнь и людей. Объясните, как вы понимаете его высказывания.
О жизни – «Нельзя жить чужой совестью, да, да!»
«Деньги, брат, ерунда».
«Всякую вещь надо уметь взять – понимаешь? Это очень трудно – уметь взять!»
«Настоящая сила – в быстроте движения; чем быстрей, тем сильней, - понял?»
О бабушке – «Хороша у тебя бабушка, - о, какая земля!»
«…записывай, что бабушка рассказывает,- это, брат, очень годится…»
О бабушкиных сказаниях – «Это- страшно верное, наше…»
«Это – страшно – русское».
О природе – « Славно, брат? То-то!»
Об отношении людей к нему - «Чужой – понимаешь? Вот за это самое не любят. Не такой…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"
Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...
Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».
Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...
открытый урок по литературе в 5 классе по теме :Нравственные уроки повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"
обощающий урок по повести В.Г.Короленко"Дети подземелья"...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Открытый урок по литературе в 6 классе. Урок-суд по повести А.С. Пушкина "Дубровский" на тему "Он рожден был для иного назначения"
Тема: «…Он рожден был для иного назначения…».По повести А.С.Пушкина «Дубровский».Цели урока.Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам,...
Настоящим людям посвящается! (урок по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке")
совершенствовать умение анализировать текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;формировать ли...
Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»
(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА: Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и...