Уроки по повести М. Горького "Детство" в 7 классе.
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Спайкова Ирина Натановна

Представлен материал по проведению уроков по повести М. Горького "Детство" в виде тематического плана и опорных схем, с которыми работают одновременно учитель и ученики. Такая форма помогает выстроить логику рассуждения на уроках, построить цельную картину восприятия произведения. Материал сопровождается комментариями и пояснениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_po_povesti_m.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки по повести М.Горького «Детство».

  1. Вступительное слово учителя.

В 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика родился мальчик, которому суждено было стать великим писателем Алексеем Максимовичем Горьким. Вы знаете о нелегкой судьбе этого человека, о тяжелом детстве. Но, несмотря на трудности и лишения, он многого добился в жизни.                 (Заочная экскурсия в Нижний Новгород в дом – музей Горького)                                        

В 1913 году, в середине своего творческого пути, Алексей Максимович решил осмыслить отдельные этапы своей жизни, и в печати появились главы из автобиографической повести “Детство”. Однако подход  к изображению формирования человека  писатель определил так: «Не про себя я рассказываю». (Учитель читает  12 главу повести). Несмотря на то, что эти высказывания даны писателем лишь в 12 главе, они являются своеобразным эпиграфом  ко всей повести.

Повесть «Детство»  - это первая часть трилогии Горького. («В людях», «Мои университеты»).

Не по хронологическим вехам, последовательно и спокойно  движется повествование: яркие картины, нарисованные писателем , возникают как результат наиболее сильных впечатлений, оставшихся в сознании ребёнка от столкновения  с действительностью.

? Какое впечатление произвела на вас повесть?

? Какие  эпизоды произведения наиболее запомнились?

  1. Работа на последующих уроках  строится на основе  тематического плана.

Пояснения:

  1. По ходу работы  по тематическому плану распределяются  сообщения на основе ключевых эпизодов.
  2. Составляется схема контрастов.  (Повесть строится на постоянном контрасте между  « свинцовыми мерзостями» и «добрым – человечьем»).

- (« свинцовые  мерзости »)

  1. + («доброе – человечье»)

       3. Ведётся работа с портретными характеристиками, а также готовыми схемами.

       4. Составляется  схема системы образов  повести.

  1. Работа с иллюстрациями к повести  Б.А.Дехтерева.

Просмотр фотоматериалов с иллюстрациями.

В них бьётся живая горьковская мысль, глубоко раскрыты характеры героев, действующие лица повести изображаются в тот момент, в который ярче всего раскрывается их внутренний мир.

Титульный лист. (Художник вводит в 70-е годы 19 века,  знакомит с местом действия, основными персонажами и событиями. В центре – Алёша, выглядывающий из широко распахнутого окна каширинского  дома, и бабушка. Справа – олицетворение “свинцовых мерзостей” : дядья и дед, слева – Цыганок и мать Алёши).

  1. Викторина.

1.Книга, полученная Алексеем в награду за хорошую успеваемость. (Евангелие)

 2.Ласковый зверь, с которым автор сравнивает бабушку. (Кошка)

 3.Русский писатель, чью книгу получил в награду Алексей. (Крылов)

 4.Что сказал о деньгах жилец по прозвищу Хорошее Дело? ( Деньги, брат,- ерунда)

 5.Продукт, которым Цыганок кормил “изо рта” мышат. (Сахар)

 6.Широкий фартук, в который был “обёрнут” ребёнок, оставленный у ворот дома Кашириных. (Запон).

 7.Домашнее животное, которое напоминали дядья во время ссоры, “скаля зубы и встряхиваясь”. (Собака)

Тематический план уроков по повести М. Горького «Детство».

Портрет  у Горького – это портрет – отношение, портрет – впечатление.

Художественная деталь – выразительная подробность, несущая значительный идеально - эмоциональный смысл.

Опорные вопросы и задания

Ключевые эпизоды

1. От чьего  лица ведётся повествование ?

2. Как Алёша Пешков  попал в дом Кашириных?

3.Подберите синонимы  к слову « противопоставление».

( работа с портретными характеристиками героев, составление схемы контрастов)

1.Жизнь « неумного племени» ( глава 2)

2.Сцена  ссоры  (глава 2) – ( схема №1)

3. История с напёрстком ( глава 2)

4. Случай со скатертью ( глава 2)

5. Наказание детей ( глава 2)

4. Докажите, что сердце Алёши стало «невыносимо чутким».

5. Что повлияло на изменение отношения  Алёши к деду?

6. История жизни деда Каширина ( глава 2)

6. Сравните развлечения  дядьёв и Цыганка.

7.История жизни Цыганка ( глава 3)

7. Какое впечатление произвела  на вас музыка  Якова, пляска  Цыганка, танец бабушки?

8. Сцена праздничного вечера в доме Кашириных

( глава 3)

8. Составьте  схему системы образов  повести.

9. Смерть Цыганка ( глава 3)

9. Сравните поведение бабушки и деда на пожаре. (Схема № 2)

10. Сцена пожара ( глава 4)

10. Как восприняли  бабушка и дед разорение и нищету?

11. Обучение Алёши грамоте ( глава 5)

11. Каковы были впечатления Алёши об окружающей жизни вне дома деда ( по главе 7)?

12. Какие герои повести были близки Алёше?

( Опора на схему  системы образов)

13. Какое впечатление произвёл на вас  Хорошее Дело?

12. Хорошее Дело ( глава 8)

13. Конец детства Алёши ( глава 13)

14.  На основании каких впечатлений  мы делаем вывод о характере человека?

15. Кратко охарактеризуйте главного героя повести.

Схема №1.

Задание:  проследите, как ведёт себя каждый из сидящих за столом  во время ссоры, какими видит их Алёша. Оценив поведение каждого участника этого эпизода, сделайте вывод.

Дядья -  « внезапно вскочили на ноги и , перегибаясь через стол, стали выть и рычать  на дедушку, жалобно  скаля зубы и встряхиваясь,  как собаки». Затем « дядя Михаил ударил брата наотмашь по лицу: тот взвыл, сцепился с ним, и оба покатились по полу, хрипя, охая, ругаясь».

Дед – « стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко – петухом_ закричал: «По миру пущу!» во время драки бегал вокруг стола, «жалобно вскрикивал».

Бабушка – «болезненно искривив лицо», говорила: «Отдай им всё, отец…»; смывала… кровь с разбитого лица Якова.

Мать Алёши – «вставала из- за стола и, не торопясь отойдя к окну, повернулась ко всем спиною».

Дети – «заплакали».

Алёша – «испугавшись, вскочил на печь и оттуда в жутком изумлении смотрел».

Цыганок – «сел верхом на спину дяди Михаила», пытаясь  сдержать разбушевавшегося «героя».

Григорий Иванович – « спокойно связывал руки дяди полотенцем».

Схема №2.

Задание : сравните поведение бабушки и деда на пожаре. Сделайте вывод.

Бабушка

Дед

не теряет самообладания,

собранная, решительная,

рискует жизнью,

заботится о других

Растерялся,

пришел в отчаяние,

тихонько выл,

бегал, суетился,

обвинял других.

Схема №  3.

Задание: проследите, как оценивает Хорошее Дело жизнь и людей. Объясните, как вы понимаете его высказывания.

О жизни – «Нельзя жить чужой совестью, да, да!»

                    «Деньги, брат, ерунда».

                    «Всякую вещь надо уметь взять – понимаешь? Это очень трудно – уметь взять!»

                    «Настоящая сила – в быстроте движения; чем быстрей, тем сильней,  - понял?»

О бабушке – «Хороша у тебя бабушка, - о, какая земля!»

                        «…записывай, что бабушка рассказывает,- это, брат, очень годится…»

О бабушкиных сказаниях – «Это- страшно верное, наше…»

                                                   «Это – страшно – русское».

О природе – « Славно, брат? То-то!»

Об отношении людей к нему -  «Чужой – понимаешь? Вот за это самое не любят. Не такой…»

         

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Открытый урок по литературе в 6 классе. Урок-суд по повести А.С. Пушкина "Дубровский" на тему "Он рожден был для иного назначения"

Тема: «…Он рожден был для иного назначения…».По повести А.С.Пушкина «Дубровский».Цели урока.Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам,...

Настоящим людям посвящается! (урок по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке")

совершенствовать умение анализировать  текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;формировать ли...

Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»

(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА:  Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»  (Гринёв и Швабрин), выявить  черты сходства и...