С.Есенин.Вступительный урок.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 классе.
Тема: «Сергей Есенин как национальный поэт».
Цель урока: предложить в качестве предмета изучения для старшеклассников целостный художественный мир поэта, отображающий иерархию духовных ценностей, без которых немыслим облик народного поэта Сергея Есенина; рассмотреть выразительно - изобразительные средства, которые использует поэт в своём творчестве.
Оборудование: фотографии поэта и его семьи.
Ход урока
1. Создание проблемной ситуации.
Как вы думаете, о ком говорит Владислав Ходасевич в 1926 году: «…надрыв с его взлётами и падениями оказался сродни всей России…»
Что вы знаете об этом человеке и поэте?
А хотите узнать факты из жизни поэта из первых уст?
2.Чтение и анализ автобиографии («О себе»).
Прочитаем его автобиографию, написанную им самим незадолго до смерти, в октябре 1925 года/Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нем-то мы все знаем. И все же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, весеннее - и никаких псевдонимов, столь популярных в его время, не понадобилось.Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда. Кузьминской волости, в селе Константиново.
С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все детство поэта. -Дядья мои были ребята озорные и отчаянные.-вспоминал поэт.- Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил
всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили' голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.
Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16—17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».
Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй—Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба.
В эти же годы я поступил в Университет Шанявского, где пробыл всего 1,5 года, и снова уехал в деревню.
В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко.
Из поэтов-современников, нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев.
И Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности.
В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом.
От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции.
С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед напротив. Был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы.
После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем укладе.
В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном.
В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину. Что касается остальных автобиографических сведений,— они в моих стихах.
3. Беседа по прочитанному.
Что поразило вас в этом тексте?
(Самое главное в том, что Есенин здесь – живой и, может быть даже, обыкновенный человек, особенно в детстве.)
Какие новые сведения узнали вы из автобиографии писателя?
(Взаимоотношения в семье Есениных)
Как вы считаете, какова была тематика первых стихотворений поэта?
(О природе, о любви).
4.Чтение и анализ стихотворений.
Самое первое, как помнил сам поэт, было стихотворение:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленький матке
Зеленое вымя сосет
О чём же оно?
-О повседневной жизни, в которой можно увидеть изумительную миниатюру. Здесь есть и метафоричность, пронизывающая все, и красота природы, и любовное, интимное, бережное к ней отношение.
Читаем стихотворение « В хате» (1914).
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.
Вьётся сажа над заслонкою,
В печке нити попели,
А на лавке за солонкою-
Шелуха сырых яиц…
-Это стихотворение стало событием в русской поэзии. Здесь нет ярких красок, вычурных образов, все очень обыденно, достоверно, непоэтично - какие-то тараканы... И все же чем-то оно притягивает: наблюдательностью, меткостью зарисовки, задушевностью интонации. Авторское отношение не высказано явно. Но лирическое чувство просвечивает во внимательном и нежном отношении, в откровенности, доверительности, в мелодии самого стиха. Поэзия обыденности удивляет, ведь до Есенина крестьянский быт был лишь объектом сострадания. Известный знаток русской поэзии, профессор. Московского университета И.Н. Розанов вспоминал: «Еще более произвело на меня впечатление «В хате», и особенно три последние строчки:
От пугливой шумоты
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
И ночью, ложась спать, я все восхищался этой «пугливой шумотой». Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия.
- Как Есенин изображает природу?
-Природа олицетворена, одухотворена Есениным. Образ живой природы создается, например, обращениями: «Сыпь ты, черемуха, снегом, // Пойте вы, птахи, в лесу»; «Край ты мой заброшенный, // край ты мой, пустырь»; «Черная, потом пропахшая выть! // Как мне тебя не ласкать, не любить?»; «Край любимый! Сердцу снятся // Скирды солнца в водах лонных, // Я хотел бы затеряться // В зеленях твоих стозвонных»...
Заметим, что в последнем примере найден звуковой образ, который чаще всего озвучивает есенинские сюжеты: звон, поэт использует неологизм, усиливающий звуковое впечатление - «стозвонный», звон слышен и аллитерациях этих строк. Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поет зима - аукает, // Мохнатый лес баюкает // Стозвоном сосняка». В звуковых образах воспринимаются цветовые, зрительные явления: «В роще по березкам //. белый перезвон»; «Я хотел бы затеряться // В зеленях твоих стозвонных»; «А у низеньких околиц // Звонко чахнут тополя»; «Мне навстречу, как сережки // Прозвенит девичий смех». Этот ряд можно продолжить.
В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «шепот сосняка», «говор кроткий», «слабый крик», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и молитва, и песня, и множество других звуковых образов.
Природу поэт ощущал в движении, одно явление природы мог передать через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель черемуха машет рукавом», «И горит в парче лиловой // Облаками крытый лес». В последнем примере отмечаем яркую цветопись.
Задание. Найдите примеры цветового изображения. Какие цвета преобладают в стихах Есенина? Даем несколько минут на выполнение задания.
В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый,
алый, малиновый, багряный; оттенки желтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зеленого цвета, синего и голубого.
Есть и белый, и черный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина
окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки.
В лирике Есенина и движение, и звуки, и краски мира. Есть и запахи.
Задание. Найдите примеры изображения запахов. (Даем время).
«Запах меда от невинных рук», «пахнет смолистой сосной», «духовитые дубровы», «пахучий мякиш тишины», «пряный вечер» и т.д.
- Какие явления природы чаще всего изображает Есенин?
Зори, закаты, снег, дождь, ветер, тучи, озера, реки... Есенин рисует и мир животных, и мир растений. Особенно часто встречается образ дерева..Образ девушки постоянно связан с образом тонкой березки, образ души - с весенним цветением, образ лирического героя - с кленом. Найдем примеры.
Мы успели рассмотреть лишь некоторые стороны есенинского художественного мира, мира родной природы-родины. В дальнейшем проследим, как развиваются есенинские традиции в русской поэзии (например, творчество Николая Рубцова).
В конце урока послушаем стихотворения Есенина
5. Домашнее задание.
Сопоставить стихотворения Тютчева «Чародейкою зимою», Фета «Печальная береза» и Есенина «Пороша» и «Береза» (по группам).
Рассмотрите фотографию поэта и предположите, какова будет тема следующего урока?
С. А. Есенин и Айседора Дункан с дочерью Ирен. 1922 г.
Почитать любовную лирику Есенина, выучить стихотворение (по выбору).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...