Обучение анализу стихотворения А.С.Пушкина "Виноград"
материал по литературе (9 класс) по теме
Цель: создание условий для анализа стихотворения, освоение алгоритма, составление анализа.
Задачи:
-познавательные
-развивающие
-воспитательные.
Характеристика используемого материла:
Составленный алгоритм анализа текста основан на исследованиях Л.Выготского, касающихся психологии воспитания искусства и закономерностей развитие мышления и воображения.
Искусство анализа не самоцель, а средство развития (эстетического, интеллектуального, творческого).
Этот анализ может быть альтернативой традиционному, основывается на обращении к эмоциональной сфере личности, подключение фантазии, ассоциативного мышления.
Методика анализа требует внимания к художественной форме текста: структуре образной системы, полисемантизму, многозначности ключевых слов и т.д.
Необходимый компонент- развитие воображения и ассоциативного мышления.
Результат: углубленное чтение, расширенные возможности, интерпретации, обогащение содержания.
Материал для практической работы- стихотворение Пушкина «Виноград»- не входит в базовую школьную программу.
Но оно позволяет пройтись по всем ступенькам погружения в текст и, несмотря на небольшой объем, несет в себе все основные черты неповторимого художественного мира Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок.
Обучение анализу стихотворения А.С.Пушкина «Виноград». Составление алгоритма анализа.
Цель: создание условий для анализа стихотворения, освоение алгоритма, составление анализа.
Задачи:
-познавательные
-развивающие
-воспитательные.
Характеристика используемого материла:
Составленный алгоритм анализа текста основан на исследованиях Л.Выготского, касающихся психологии воспитания искусства и закономерностей развитие мышления и воображения.
Искусство анализа не самоцель, а средство развития (эстетического, интеллектуального, творческого).
Этот анализ может быть альтернативой традиционному, основывается на обращении к эмоциональной сфере личности, подключение фантазии, ассоциативного мышления.
Методика анализа требует внимания к художественной форме текста: структуре образной системы, полисемантизму, многозначности ключевых слов и т.д.
Необходимый компонент- развитие воображения и ассоциативного мышления.
Результат: углубленное чтение, расширенные возможности, интерпретации, обогащение содержания.
Материал для практической работы- стихотворение Пушкина «Виноград»- не входит в базовую школьную программу.
Но оно позволяет пройтись по всем ступенькам погружения в текст и, несмотря на небольшой объем, несет в себе все основные черты неповторимого художественного мира Пушкина.
Методы обучения.
Отдается почтение словесным методам, так как
1)Надо разбудить воображение словом, а не давать готовую картинку-подсказку.
2)Избавиться от клипового мышления поэтому наглядности ровно столько, сколько необходимо для продуктивной работы.
Формы организационной познавательной деятельности.
Обусловлены спецификой урока.
-в споре рождается истина
-ум хорошо, а два лучше
Средства обучения:
-первоисточник- стих Пушкина
-таблицы для записей (экономят время)
-трафарет алгоритма (подсказка на будущее)
Метод контроля
-самоконтроль- контроль учителя за оформлением готового продукта.
Предполагаемый результат
Применение полученных знаний на уроках и в самостоятельной творческой деятельности.
Итог урока- готовый продукт- алгоритм анализ стихотворения Пушкина «Виноград».
Ход урока:
I. 1.Два образных полюса, вокруг которых вызываются различные эмоции.
2. С каким временем года связывает?
3. О чем это стихотворение?
Что хотел донести до нас поэт?- Идея это лишь основа.
II. Задача- проследить движение поэтической мысли.(Мы не можем понюхать…, попробовать…)
НО яркость описания будет воображение.
Попробуем соотнести «Розы» и «Виноград», «Весну» и «Осень» с жизнью человека – юность, зрелость .
«Розы» «Виноград»
Не только цветок, а «отрада»- не вкус
-девушка долина- жизнь
-любовь (символ любви) «злачная»- богатая, красивая
«Весна» - зрелость- мудрость
-радость- счастье - подведение итогов
- красота- обновление
Для чего противопоставление равно прекрасные розы и виноград? Что предпочитает?
Задача- максимально приблизиться к авторскому замыслу, к движению авторский ассоциаций, работе его воображения.
-Найдите в стихах строки о том, как относится автор к розам и винограду.
-Уберем их. Понятно ли. Что предпочитает поэт?
1.Название
2.Количество строк
3.Построение предложения
4.Что ярче, многогранней описывает?
Весна прекрасна, но быстротечна.
Ближе осень- время наслаждения «плодами» прошлых лет.(ценность человеческой жизни, смысл бытия, важность творческих свершений)
«Как персты девы молодой» Есть ли глубинный смысл, идея гармонии мира, вечного круговорота жизни.
Вывод: у каждого человека свои «розы» и свой «виноград», но для всех един закон гармонии земного бытия.
II. Посмотрим в контексте философской лирике Пушкина
Известное позднее стихотворение «Осень»
-время, ход жизни (мотив)
-соотношение с человеческой жизнью(прием)
-круговорот, вечность жизни(философская мысль)
С какими словами из «Винограда» соотносятся строки из «Осени»? (долина, отрада- творчество)оба несут глубинные, сущностные черты художественного мира Пушкина.
IV. В контексте мировой литературы(Саади)
(в «Е.О.», эпиграф к «Бахчисарайскому фонтану?»)
«Гулистан»- «Сад цветов», «Бустан»- «Сад плодов».
Соотнесем со стихотворением Пушкина.
(мотив бессмертия творческого начала)
И у Пушкина- плоды- творчество.
!Заполнение трафарета алгоритма
I Восприятие (2 полюса, лексические ряды, тема и идея)
II Интерпретация (ассоциации, ассоциативные цепочки, авторская позиция)
III Сопоставление
IV Сопоставление (сравним с готовым)
Вывод: Алгоритм дает возможность упорядочить свои знания в вопросе анализа текста и открывает новые возможности интерпретации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская "Сравнительный анализ стихотворения "Молчание" Ф.И.Тютчева и одноимённого стихотворения О.Э.Мандельштама
Мастерская для 11 кл....
Стихотворение Мустая Карима "В городе далеком".Презентация к стихотворению.
Стихотворение, подготовленный на конкурс ко Дню Республики Башкортостан " Пою мою Республику". Чтение - это радость, удовольствие, счастье познания и творчества....
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
Смотр-конкурс стихотворений «Природа в стихотворениях русских поэтов»
Смотр- конкурс был проведен ко дню языков народов Казахстана в 3-4 классах национальной школы...
Урок литературы .ФГОС. 5 класс."М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"
Урок литературы в 5 классе, соответствует ФГОС. Тема:"М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"...
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.
Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. (Урок литературы в 5 классе).
Данная тема является программной в курсе литературы 5 класса. Предлагается подробный конспект урока, который дополняется дидактическим материалом. Интересным видом работы на уроке является заполнение ...