Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс к учебнику-хрестоматии М.А. Снежневской, О.М.Хреновой; под ред.Г.И.Беленького
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_5_klass.doc | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
Предмет – литература
Класс – 5
№. тема | задачи урока | дата | Д/З | |
Раскрыть специфику художественной литературы как искусства слова, познакомить учащихся с содержанием и структурой учебного предмета литература | ||||
Урок 2. Путешествие в Книгоград (урок внеклассного чтения)№1 | Выявить читательские предпочтения пятиклассников, рекомендовать книги и журналы для чтения. Развитие интереса к чтению. | |||
Урок 3. Мифы Древнего Египта | Дать представление о мифологии и мифологии Древнего Египта. | |||
Урок 4. « Великое путешествие Солнечной ладьи». Мечта народа о победе над смертью. | Знакомство с верованиями, искусством древних египтян. | |||
Урок 5. Мифы Древней Греции о происхождении мира и богов. «Олимп». «Ночь, луна, заря и солнце». | Дать представление о мифологии, богах Древней Греции | |||
Урок 6. «Орфей и Эвридика». «Пигмалион» | Познакомить с древнегреческими мифами, раскрыть их значение, развивать интерес к мифологии, чтению. | |||
Урок 7. «Подвиги Геракла» («Рождение героя», «Выбор пути», «Геракл освобождает Прометея»). (Урок внеклассного чтения№2) | Сформировать представление о героях древнегреческих мифов. Познакомить с мифами о Геракле. Раскрыть нравственные ценности, утверждаемые мифами о Геракле. | |||
Урок 8. О бессмертном поэте древности. «Одиссея» (отрывок из IX песни поэмы). Герои мифов в поэме | Раскрыть значение поэм Гомера в древнегреческой и мировой культуре, дать представление о содержании поэм «Илиада» и «Одиссея», их художественных особенностях. | |||
Урок 9. «Одиссея» (отрывок из IX песни поэмы). Мудрость и хитроумие Одиссея. Особенности стих.речи. | Анализ эпизода «Одиссей у циклопа». Изображение Одиссея, его спутников и циклопа. | |||
Урок 10. Мифы древних славян. Боги как носители доброго и злого начал. | Дать представление о мифологии древних славян, о божествах, добрых и злых духах в представлении славян. | |||
Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа | Проверка и углубление знаний славянской мифологии. | |||
Урок 12. Устное народное творчество. Сказка как жанр фольклора | Закрепить знание понятия фольклор, знакомых жанров устного народного творчества. | |||
Урок 13. Сказки. Сказка и миф. Египетская сказка «Коршун и кошка». Русская сказка «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» | Понятие о сказке как фольклорном жанре. Художественные особенности народной сказки. Отличие сказки от мифа. Сопоставление русской и египетской сказок. Подготовка к освоению видов сказок. | |||
Урок 14. Виды сказок. Сказки о животных. Бытовые сказки | Вспомнить о делении сказок на три вида. Рассмотреть особенности бытовых сказок и сказок о животных. Соответствия в сказках о животных у разных народов. | |||
Урок 15. Волшебные сказки | Вспомнить знакомые волшебные сказки, познакомиться с их художественными особенностями. | |||
Урок 16. Сказка «Белая уточка» | События и персонажи волшебной сказки. Ужасное в сказке. Поэтичность народной сказки. | |||
Урок 17. Поразмышляй над самостоятельно прочитанной сказкой «Царевна-лягушка». Итоги изучения сказок. (Урок внеклассного чтения №3) | Наблюдение над особенностями волшебной сказки. Варианты одной сказки как фольклорное типичное явление. | |||
Урок 18. О предании. Отличие легенд и преданий от мифов и сказок. «О граде Китеже». «Атаман Кудеяр». | Понятие о предании, его роль в народной культуре. Отличие предания от сказки и мифа. | |||
Урок 19. ». «Про Никитушку Ломова» | ||||
Урок 20. Загадки | Познакомить с тематикой и художественными особенностями загадок. Наблюдение над поэтической формой загадок, развитие интереса к этому жанру. | |||
Урок 21. Пословицы и поговорки. | Раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок, сходство и различие между пословицами и поговорками. Показать художественные особенности этих жанров фольклора. | |||
Урок 22. Пословицы и поговорки народов мира | Показать общность пословиц народов мира. | |||
Урок 23. Пословицы и поговорки. В. Соколов «Пословица». Р.Р №1Обучающее сочинение по пословицам и поговоркам | Закрепление понятий о пословицах и поговорках, других малых жанрах фольклора, обогащение речи учащихся, развитие творческого мышления, освоение прямого и переносного смысла пословиц | |||
Урок 24. На веселой ярмарке. О пьесе и народном кукольном театре. «Петрушка Уксусов» | Дать представление о народном драматическом творчестве, русских скоморохах, уличных представлениях. Познакомить с особенностями пьесы как жанра, народным кукольным театром. | |||
Урок 25. «Петрушка Уксусов». Оптимистическая природа смеха | Анализ текста пьесы «Петрушка Уксусов», особенностей ее комизма, характера Петрушки. Освоение особенностей народного драматического действа. | |||
Урок 26.Р.Р. №2 Кукольный спектакль «Петрушка Уксусов» | Демонстрация творческих возможностей учащихся, проверка знания пьесы и о пьесе «Петрушка Уксусов». | |||
Урок 27. Литературная сказка. Отличие лит. сказки от народной. Александр Сергеевич Пушкин. О поэме «Руслан и Людмила». «Пролог».Сказочные образы и мотивы в произведении | Дать представление об отличии литературной сказки от сказки народной, вспомнить прославленных сказочников мира, рекомендовать для самостоятельного чтения лучшие литературные сказки. Закрепить знание сказок А. С. Пушкина. Развитие интереса к жанру литературной сказки. | |||
Урок 28. Александр Сергеевич Пушкин. О поэме «Руслан и Людмила». «Пролог» Р.Р. №3 чтение наизусть | Представление об условности времени, изображенного в поэме. Знакомство с содержанием поэмы «Руслан и Людмила», анализ фрагментов из Песни первой. Чтение Песни третьей. | |||
Урок 29. «Руслан и Людмила» (отрывки из поэмы). Изобразительное мастерство поэта | Выразительное чтение и анализ фрагментов из поэмы «Руслан и Людмила». Наблюдение над его художественными особенностями поэмы, анализ изобразительно-выразительных языковых средств в поэме. | |||
Урок 30. «Руслан и Людмила» (отрывки из поэмы) | Проверка знания текста поэмы, завершение анализа текста поэмы. Изображение характеров Руслана и Черномора в поэме. Народные истоки фантастических эпизодов в поэме. Обучение выразительному чтению | |||
Урок 31. О стихотворной речи. Ритм. Стихотворный размер. Рифма | Дать первоначальное представление о стихотворной речи, ритме, рифме, стихотворных размерах ямбе и хорее. Закрепить знания в практических упражнениях. | |||
Урок 32. Великий сказочник | Дать представление об Андерсене-сказочнике и Андерсене-человеке, активизировать в памяти лучшие сказки писателя, приоткрыть их глубокий смысл. Погрузить учащихся в необычный сказочный мир, вызвать интерес к чтению сказок писателя. Чтение сказки первой «Снежной королевы». | |||
Урок33. «Снежная королева».Выражение авторского отношения к героям в их портретах | Проверка знания сюжета сказки. | |||
Урок 34. «Снежная королева». Победа самоотверженной любви и дружбы над эгоизмом | Смысл испытаний Герды в поисках Кая. Изображение второстепенных персонажей сказки. Группировка персонажей: помощники и враги Герды. Авторское отношение к героям сказки. | |||
Урок 35. «Снежная королева» Р.Р. №4 Обучающее сочинение-рассуждение | Анализ завершающих событий сказки, размышление о ее смысле. Подготовка к творческой работе: сочинению собственной сказки. | |||
Урок 36. «Истинная правда» (урок внеклассного чтения №4) | Сатирический смысл сказки «Истинная правда». Постижение идеи произведения путем подбора пословиц к нему. Понятие о градации, её роли в художественном тексте. Развитие творческих способностей учащихся: обсуждение сочинённых дома сказок: «История о сказке, оставшейся «на дне высохшей чернильницы»». Обобщающая беседа о сказках и героях Андерсена. | |||
Урок 37. Сказки о гонимой падчерице. Евгений Львович Шварц. Сказки о гонимой падчерице. Шарль Перро «Золушка». Сказочник-драматург (О Е. Л. Шварце) | Представить тему «гонимой падчерицы» в сказочном творчестве. Сказка «Золушка» Ш. Перро как классическая сказка о гонимой падчерице и основа для пьесы-сказки Е. Шварца. Дать представление о личности Е. Л. Шварца, его творчестве. Подготовить к восприятию сказочной музыкальной кинокомедии. Раскрыть ее сюжетную основу. Начать чтение кинокомедии Е. Шварца. | |||
Урок 38. Е. Л. Шварц. Музыкальная кинокомедия «Золушка». Над чем и почему смеется автор. | Осмысление художественных особенностей кинокомедии «Золушка», изображения характеров персонажей в ней. | |||
Урок 39. Е. Л. Шварц. Музыкальная кинокомедия «Золушка» | Завершение анализа кинопьесы, сопоставление ее со сказкой Ш. Перро. Осмысление особенностей кинокомедии как драматургического текста. | |||
Урок 40. О пьесе и театре | Проверка знания «театральной» терминологии, выполнения творческих заданий. Защита собственных интерпретаций изученного текста. | |||
Урок 41. О читательском дневнике | Развитие рефлексивного мышления школьников, раскрытие роли книги в становлении внутреннего мира человека, знакомство с эпистолярным жанром, дневниковыми записями выдающихся людей. Подготовка к работе с читательским дневником. | |||
Урок 42. П. П. Бажов. Путь писателя к сказу. «Каменный цветок». Особенности сказа как литературного жанра | Дать представление о личности и творчестве П. П. Бажова. Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказа от сказки, образом дедушки Слышко. В чтении текста показать сказовую манеру повествования. | |||
Урок 43. «Каменный цветок». Герой сказа- труженик и художник | Анализ сказа, его стилистических особенностей. | |||
Урок 44. П. П. Бажов «Горный мастер», «Хрупкая веточка» Вн.чтение №5 | Понятие о трилогии. Развитие сюжетной линии «Каменного цветка» в других сказах. Знакомые и новые герои. | |||
Урок 45 Литературные сказки. Итоговый урок | Осмысление особенностей литературных сказок, их отличия от народных сказок. Расширение начитанности школьников в области сказочного творчества, развитие интереса к нему. | |||
Урок 46.Басня как литературный жанр. Близость басни к УНТ. Иван Андреевич Крылов. «Звери мои за меня говорят». «Волк на псарне». Иносказательность и афористичность | Вспомнить изученные басни, осмыслить особенности басни как жанра. Дать представление о личности И. А. Крылова, жизни и творчестве писателя. Познакомить с исторической основой басни «Волк на псарне», рассмотреть ее жанровые особенности, раскрыть поучительный смысл. | |||
Урок 47. Басни И. А. Крылова . «Демьянова уха». | Раскрыть смысл басен. Обучение действенному анализу текста, выразительному чтению. | |||
Урок 48. Басни И. А. Крылова «Квартет» «Волк и Ягнёнок». | Раскрыть смысл басен «Квартет», «Волк и Ягнёнок, особенности языка, изображения характеров персонажей в басне. Обучение действенному анализу текста. | |||
Урок 49. Басня И. А. Крылова Р.Р №5 Урок -концерт | ||||
Урок 50. Басни Эзопа. Басня «Лисица и виноград» в пересказе Л. Толстого, переложении Жана де Лафонтена и И. А. Крылова. Итоги изучения темы «Басни» Вн.чтение №6 | Дать представление об Эзопе – основоположнике жанра басни. Сравнить переложение сюжета басни Эзопа в интерпретации Лафонтена и Крылова. Познакомить с именами известных баснописцев. | |||
Урок 51. Михаил Юрьевич Лермонтов. Тема Отечественной войны в пр-ях Лермонтова. «Бородино». О теме и идее художественного произведения | Познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии поэта, историей создания стихотворения «Бородино». Исторический и лексический комментарий, необходимый для понимания текста стихотворения. Подготовить пятиклассников к глубокому эмоциональному восприятию текста, выявить особенности первоначального восприятия и осмысления стихотворения школьниками. | |||
Урок 52. «Бородино». Эпитет и сравнение. Образность, звукопись | Рассмотреть художественные особенности стихотворения «Бородино». Раскрыть его патриотический пафос. Дать понятие о теме и идее художественного произведения, об эпитете и сравнении как изобразительно-выразительных средствах языка. | |||
Урок 53. «Бородино». «Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын…»*. Рассказчик в поэтическом произведении. | Расширить представление учащихся о стихах М. Ю. Лермонтова, посвященных событиям 1812 года, их участникам. Закрепить теоретико-литературные понятия и теме и идее произведения, об эпитете и сравнении. Развивать вкус к поэзии, чуткость к поэтическому слову и ритму, интерес к художественному миру М. Ю. Лермонтова. | |||
Р.Р. № 6 Чтение наизусть отрывка стих | ||||
Урок 55. Алексей Васильевич Кольцов. Поэт из народа. «Косарь» | Познакомить учащихся с биографией А. В. Кольцова, Дать представление о его стихах. Проследить черты народной поэзии в его лирике: темы, язык стихотворений Кольцова (постоянные эпитеты, повторы, восклицания, обращения, сравнения). Обогатить теоретико-литературные знания школьников. | |||
Урок 56. Алексей Васильевич Кольцов. «Косарь». Близость стихотворений А. В. Кольцова народной лирической песне. Стихотворения поэта по выбору учащихся. | Расширить представление школьников о лирике поэта, ее народной основе. Развивать внимание учащихся к образности художественной речи, умение выразительно читать художественный текст. | |||
Урок 57. Иван Сергеевич Тургенев. Верность «Аннибаловой клятве». «Муму». История создания рассказа. Глава 1: Герасим в деревне и в городе («…он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле»). | Подготовить учащихся к восприятию рассказа «Муму». Познакомить с фактами биографии Тургенева, сделавшими значимой для него тему крепостного права; его «аннибаловой клятвой». Историко-бытовой, лексический комментарий к статье о писателе. Комментированное чтение экспозиционной части рассказа | |||
Урок 58. «Муму». Глава 2. «Полюбилась она ему…» История любви Герасима к Татьяне. | Осмысление роли «небольшого происшествия» в жизни Герасима и Татьяны; характеров барыни и ее крепостных, сформированных под влиянием крепостных отношений. Обучение характеристике литературного героя, умению передать в выразительном чтении реплик персонажа его намерений и особенностей характера. | |||
Урок 59. «Муму». Главы 3 и 4: Муму в жизни Герасима Роль описаний природы. Эпитеты и сравнения | Осмыслить роль Муму в жизни Герасима; новый конфликт между Герасимом и барыней, его причину, поведение персонажей в связи с конфликтом. Наблюдение над приемами изображения чувств героев: как показаны притворство барыни, угодничество ее челяди, искренние переживания Герасима. | |||
Урок 60. «Муму». Главы 5, 6, 7. Герасим и дворня. Глава 7: Возвращение Герасима в деревню | Обучение характеристике литературного героя и групповой характеристике персонажей. | |||
Урок 61. Р.Р.№7 Обучающее сочинение по рассказу | Раскрыть антикрепостнический пафос рассказа, мотивы самовольного ухода Герасима в деревню; проанализировать, как в портрете героя выражены его свободолюбие, протест против насилия над своей личностью. Подведение итогов изучения темы, проверка знаний по теме. | |||
Урок 62. Лев Николаевич Толстой. «Кавказский пленник».Быль как литературный жанр Глава 1 | Первое знакомство с личностью Л. Толстого, событиями его жизни, по впечатлениям от которых написан рассказ «Кавказский пленник». Подготовка к восприятию текста рассказа. Чтение 1 главы. | |||
Урок 63. «Кавказский пленник» (быль). Главы 2–6. Жилин и Костылин. Нравственная стойкость в противопоставлении слабодушию | Развитие умения школьников устанавливать последовательность и взаимосвязь событий, выделять наиболее важные из них для характеристики персонажей; обучение сравнительной характеристике литературных героев на основе средств их изображения. | |||
Урок 64. «Кавказский пленник» (быль). Главы 2–6. Жизнь и характеры горцев в рассказе. Описания в рассказе | Раскрыть учащимся мастерство Л. Толстого в воссоздании в рассказе обычаев, жизненного уклада, нравов горцев, описании природы Кавказа. Показать роль описаний в рассказе. | |||
Урок 65. «Кавказский пленник» (быль). Главы 2–6. Дружба русского офицера с горской девочкой. Мысль писателя о дружбе людей разных народов Р.Р.№8 Письменный ответ на вопрос | Проблема взаимоотношений пленных офицеров и горцев. Проявление национальной вражды и гуманных, уважительных отношений друг к другу людей разных национальностей. Смысл названия рассказа и определения его жанра. | |||
Урок 66. О сюжете и героях. Теоретико-литературная статья | Дать представление о сюжете как важнейшем средстве раскрытия характеров персонажей. Учить видеть роль эпизода в развитии сюжета. Раскрыть взаимосвязь событий и героев в произведениях. Раскрыть значение конфликта в произведении как движущей силы в развитии сюжета (вопрос первый к рассказу). Обобщить наблюдения учащихся над средствами создания характера литературного героя в произведении. | |||
Урок 67. Всеволод Михайлович Гаршин. Человек обостренной совести. Из воспоминаний офицера В. П. Сахарова, однополчанина В. М. Гаршина. «Сигнал» | Дать представление о личности В. М. Гаршина, показать его душевность, человеколюбие, способность нравственно влиять на других своим поведением, поступками. Познакомить учащихся с рассказом «Сигнал». Выявить первые впечатления о прочитанном, отношение учащихся к главным героям рассказа. | |||
Урок 68. «Сигнал».Нравственное превосходство Семена | Вовлечь учащихся в размышление над проблемой добра и зла в окружающей человека действительности и на борьбу добра и зла в душе человека: истоки зла, его зарождение в душе человека; пути победы над злом. Помочь осознать учащимся нравственный смысл рассказа: трагична жизнь человека, одержимого злом. Помочь им осмыслить жизненные позиции и характеры Семена и Василия. Формировать умение характеризовать героев на основе средств их изображения. | |||
Урок 69. Леонид Николаевич Андреев. «Кусака».Идея ответственного отношения к окр.миру | Дать представление о личности Л. Андреева. Познакомить учащихся с особенностями мемуаров как жанра литературы. Вызвать интерес к чтению мемуаров. Чтение рассказа «Кусака». | |||
Урок 70. Кусака в мире людей (анализ рассказа «Кусака»). Роль пейзажа в рассказе | Активизировать в памяти детей знание текста, создать эмоциональный настрой, необходимый для анализа рассказа. Рассмотреть разные отношения людей к Кусаке, мотивы этих отношений; ответное отношение собаки к людям. Выявить роль описаний Кусаки в рассказе, значение картин природы в нем. | |||
Урок 71. Р.Р. №9 Обучающее сочинение «Сон Кусаки» | ||||
Урок 72 Л.Н.Андреев «Петька на даче» (урок вн.чтения №7) | ||||
Урок 73. Александр Иванович Куприн. Путь в литературу. Из воспоминаний дочери А. И. Куприна Ксении. «Белый пудель» | Дать учащимся представление о личности писателя, о разнообразии его интересов, познакомить с некоторыми фактами биографии, тем самым подготовить их к восприятию рассказа «Белый пудель», других рассказов писателя. Познакомить школьников с реальной историей, которая легла в основу сюжета рассказа «Белый пудель». Чтение главы 1 – начала главы 2 рассказа «Белый пудель». | |||
Урок 74. «Белый пудель». Сюжет и конфликт рассказа | Проверка знания текста рассказа. Выявление сюжетной линии рассказа, участие в конфликте персонажей рассказа. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь событий, закрепить знания о сюжете и конфликте произведения. | |||
Урок 75. «Белый пудель». Характеры персонажей. Средства изображения героев | Формирование у учащихся умений характеризовать героев на основе средств их изображения, определять авторское отношение к героям произведения. Анализ участия персонажей в конфликте рассказа и развитии событий в нем. Отработка умения в чтении реплик персонажей выражать их намерения, характер. Рассмотрение функциональной роли пейзажа в рассказе. | |||
Урок 76. Рассказы И. А. Куприна о детях.(урок вн.чтения №8) | Расширение представлений школьников о сюжетах рассказов А. И. Куприна. | |||
Урок 77. А. С. Пушкин «Обвал» | Помочь пятиклассникам увидеть и услышать картины, нарисованные поэтом, преодолеть свойственную им неполноту восприятия поэтического текста. Углубить представление об изобразительно-выразительных средствах языка, их функциональной роли в тексте, ритмике стихотворного текста. | |||
Урок 78. Ф. И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…» | Дать первоначальное представление о поэзии Ф. И. Тютчева. Помочь пятиклассникам увидеть и услышать картины, нарисованные поэтом, преодолеть свойственную им неполноту восприятия поэтического текста. Углубить представление об изобразительно-выразительных средствах языка, их функциональной роли в тексте, ритмике стихотворного текста. | |||
Урок 79. Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» | Помочь пятиклассникам увидеть и услышать картины, нарисованные поэтом, преодолеть свойственную им неполноту восприятия поэтического текста. Углубить представление об изобразительно-выразительных средствах языка, их функциональной роли в тексте, ритмике стихотворного текста. | |||
Урок 80. А. Н. Майков «Пейзаж». «Ласточки» | Дать первоначальное представление о поэзии А. Н. Майкова.. Помочь пятиклассникам увидеть и услышать картины, нарисованные поэтом, преодолеть свойственную им неполноту восприятия поэтического текста. Углубить представление об изобразительно-выразительных средствах языка, их функциональной роли в тексте, ритмике стихотворного текста. | |||
Урок 81. К. Д. Бальмонт «Где б я ни странствовал». Стихотворения поэта по выбору учащихся | Дать первоначальное представление о поэзии К. Д. Бальмонта. Помочь пятиклассникам увидеть и услышать картины, нарисованные поэтом, преодолеть свойственную им неполноту восприятия поэтического текста. Углубить представление об изобразительно-выразительных средствах языка, их функциональной роли в тексте, ритмике стихотворного текста. | |||
Урок 82. Н. И. Рыленков «Все в тающей дымке». Возвращаясь к прочитанному | Обобщение наблюдений над особенностями пейзажных стихотворений, их образностью, языком. Отличительные черты русской природы в изображении поэтов. Раскрыть красоту пейзажа средней полосы России, чувство любви поэтов к родной земле, выраженное в стихотворениях. | |||
Урок 83. Константин Георгиевич Паустовский. Певец Мещеры. «Мещерская сторона». Очерк как вид эпического произведения «Обыкновенная земля» | познакомить учащихся с новым для них жанром – очерком, показать его особенности; обратить внимание школьников на красоту, поэтичность описаний природы, учить видеть прекрасное в обыкновенном; развивать наблюдательность, воссоздающее воображение, речь учащихся. Воспитывать в школьниках любовь к родной природе. Дать представление о писателе, познакомить учащихся с историей создания очерков «Мещерская сторона», порекомендовать произведения Паустовского для самостоятельного чтения. | |||
Урок 84. «Мещерская сторона». Очерки «Мшары», «Леса» | Проверить первоначальное восприятие самостоятельно прочитанных очерков Паустовского. Привлечь внимание учащихся к достоверности, документальности как особенностям очерков. Помочь школьникам осознать мастерство писателя-художника в создании словесных картин, его умение «живописать словами». | |||
Урок 85. «Мещерская сторона». Очерк «Луга» | В ходе самостоятельной работы и её последующей проверки закрепить в опыте учащихся приемы анализа пейзажа, с которыми они познакомились на предыдущих уроках (краски, звуки, темпоритм, изобразительно-выразительные средства языка и др.). Развитие воссоздающего воображения школьников | |||
Урок 86. «Мещерская сторона». Очерки «Мой дом», «Бескорыстие» Р.Р. 10 Сочинение-размышление по очеркам | Продолжить наблюдения над стилистикой очерков Паустовского; отметить особенности изображения писателем животных, птиц (их «очеловечивание», придающее изображению юмористический характер; добрые чувства писателя по отношению к живому миру). | |||
Урок 87. Рассказы К. Г. Паустовского по выбору учащихся. (Урок внеклассного чтения №9) | Расширить представление о произведениях К. Г. Паустовского, их жанрах, о темах, нравственных проблемах, которые волнуют писателя. Вызвать интерес к чтению очерков, рассказов, сказок Паустовского, проверить знания по теме. | |||
Урок 88. Евгений Иванович Носов. «Это и называется у нас – Человек». «Тридцать зерен». «Как ворона на крыше заблудилась» | Познакомить учащихся с рассказами Е. И. Носова, сообщить им некоторые факты биографии писателя, обусловившие темы его рассказов. Обратить внимание учащихся на любознательность рассказчика, его наблюдательность, бережное отношение к природе, к «братьям нашим меньшим» в произведениях писателя. | |||
Урок 89. К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь». | Познакомить учащихся со стихами о Великой Отечественной войне военных и послевоенных лет, их темами, пафосом, выражением в них патриотических чувств. | |||
Урок 90. О. Берггольц «Разговор с соседкой». М. Джалиль «Мост». | Познакомить учащихся с поэзией блокадного Ленинграда, отразившей тяжелое испытание и стойкость его жителей. История создания стихотворений О. Берггольц. | |||
Урок 91. С. Орлов «Тонкая российская береза». Р. Гамзатов «Журавли». | Помочь осмыслить образ березки в стихотворении С. Орлова как символ и утверждение вечного торжества жизни. Роль эпитетов в стихотворении. Познакомить школьников с историей создания стихотворения «Журавли» Р. Гамзатова. Мотив вечного братства вернувшихся и не вернувшихся с войны в стихотворении. Скорбь о погибших, ушедших и святая память о них. Значение ритмического строя стихотворения для выражения чувств автора. | |||
Урок внеклассного чтения №10 Стихи о войне | Обобщить впечатления учащихся по изученной теме. Сопоставить образы, мотивы стихотворений о войне. Подвести итоги изучения темы. Подчеркнуть величие патриотического, нравственного подвига нашего народа в годы Великой Отечественной войны, воспитывать уважение к памяти об этом событии, к тем, кто защитил независимость Родины. Чтение наизусть избранных стихотворений о войне. | |||
Урок 93. В. М. Шукшин «Жатва» Р.Р. №11 Письменный ответ на вопрос «Место ли детям на войне?» | Дать школьникам первое представление о жизни и творчестве В. М. Шукшина, познакомить их с рассказом, в котором отразились впечатления военных лет. Показать жизнь тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны, труд подростков в эти годы. Помочь осмыслить образ председателя в рассказе, отношение к нему рассказчика. | |||
Урок 94. Юрий Павлович Казаков. Путь в литературу. «Тихое утро». Смысл заглавия рассказа | Дать представление о личности и творчестве Ю. П. Казакова, проанализировать конфликтную ситуацию и поведение персонажей в рассказе «Тихое утро». Создать начальное представление о внешнем и внутреннем конфликте в рассказе. Привлечь внимание школьников к изображению внутреннего мира персонажей художественного произведения. | |||
Урок 95. «Тихое утро. Юмор в рассказе | Наблюдение над пейзажами в рассказе, развитие читательской наблюдательности, отзывчивости на слово-образ. Тонкое чувство природы, ее воздействие на человека, показанные в рассказе. Формирование представление о функциональной роли пейзажа в рассказе. | |||
Урок 96. Владимир Алексеевич Солоухин. «Правда факта и слово художника». «Мститель». Рассказ как жанр литературы | Познакомить учащихся со сведениями о жизни и творчестве В. А. Солоухина, дать первое представление о его личности. Проблематика рассказа «Мститель» – преодоление чувства обиды, озлобленности подростком в своей душе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. | |||
Урок 97. Рэй Дуглас Брэдбери. «Многогранный талант». Вн.чтения«Мальчик-невидимка» №11 | Познакомить с фактами биографии Р. Брэдбери, обусловившими тему рассказа «Мальчик-невидимка», дать первоначальное представление о творчестве писателя. Вовлечь учащихся в размышление над проблемой взаимоотношений стариков и внуков, трагедией одиночества старого человека. Рассмотреть причины конфликта между героями в рассказе «Мальчик-невидимка», мотивы их поступков, пронаблюдать за способами выражения авторского отношения к своим персонажам. | |||
Урок 98. О рассказе. Теоретико-литературная статья | Обобщить наблюдения школьников о рассказе как литературном жанре, познакомить их с этим понятием, с отличительными признаками рассказа. Закрепление понятия в игровых и творческих заданиях по теме урока. | |||
Урок 99. Прежде чем закрыть книгу | Обобщение и проверка знаний учащихся по курсу литературы за 5 класс, развитие их интереса к литературе, чтению книг, творческого отношения к изучению предмета. | |||
Уроки 100 -102 - РЕЗЕРВ |
Учебно-тематический план
Тема | Кол-во часов | Сочинения | Р.Р. | Вн.чт. |
Введение | 1 | 1 | ||
Мифы | 9 | 1 | 1 | |
Устное народное творчество | 12 | 1 (соч.по пословице) | 2 | 1 |
Сказочные события и герои в литературе | 17 | 1 (соч.-рассужд,Андерсен) | 1 | 2 |
Басни | 4 | 1 | 1 | |
Человек перед лицом жизненных испытаний | 20 | 2 («Муму», «Кусака») | 3 | 2 |
Поэзия природы | 10 | 1 | 1 | |
«Идет война народная…» | 3 | 1 | 1 | |
Рассказы о твоих сверстниках | 4 | 1 | 1 | |
Итоговый урок | 1 | |||
Итого: | 81 | 10 | 11 | |
Резерв: | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...