би нарный урок по литературе
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
При изучении литературы 7 класса, сталкиваемся с бедным материалом учебника. Урок помогает развивать творческую деятельность учеников, расширить кругозор в области литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
binarnyy_urok_po_literature.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бинарный урок по литературе (7 класс).(литература+ биология)
Учитель русского языка и литературы : Федянина И.Г.
Школа: Владимировская средняя школа Костанайский район Костанайская область Республика Казахстан
Тема урока: Образы флоры в художественной литературе.
Цель урока: познакомить учащихся с описанием деревьев в русской поэзии, показать им,
что в стихах все взаимосвязано и каждый образ внутренне обусловлен.
Задачи: Учить видеть актуальные проблемы, которые ставят писатели и поэты.
Осмыслить образ деревьев как художественные образы, сочетающие
в себе изображение, психологическое и символическое содержание
Формировать умение учащихся анализировать стихотворные произведения.
Воспитывать любовь к Родине, стремление к гармонии с природой, желание
решать по возможности экологические проблемы.
Оборудование: фильм «Просторы родного края», презентация к уроку, фрагменты концерта Чайковского П.И. «Времена года»
Тип урока: бинарный, комбинированный
Методы урока: работа в творческих группах., словесный
Опережающее задание для учащихся : выучить наизусть стихотворения С. Есенин «Зеленая прическа…», А.Фет «Одинокий дуб», А.Григорьев «Тополю», О.Сулейменов «Слон флоры», А. Кушнер «Сирень»
Эпиграф:
Смотрю на глобус-шар земной.
И вдруг вздохнул он как живой,
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоги рощи и леса,
Роса на травах как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Ю. Кузнецов.
Любовь к родной природе - один из важнейших признаков любви к своей стране.
К. Г. Паустовский.
Ход урока.
- Орг.момент.
Минута позитива. ( Просмотр фильма )
- Определение темы и цели урока.
Учитель РЯ: Ребята, вы посмотрели фильм о нашем крае. Какое настроение у вас после просмотра? Что вы почувствовали?. Определите тему сегодняшнего урока. (слайд 1)
Какие задачи нам предстоит решить на уроке?
После ответа детей – слайд 2
Запишите тему и эпиграф урока в тетрадь.
3 Вступительное слово учителя.
Учитель Б.: Проблема экологии в последнее время занимает очень большое место в научных кругах, литературе, публицистике.
Что мы оставляем после себя? Об этом сейчас задумывается каждый честный человек: о сохранении планеты зеленой и прекрасной. Это то, к чему должен стремиться каждый из нас. Это наш гражданский долг.
С тревогой и болью все чаще и чаще выступают журналисты, писатели в защиту природы. Всюду нарушается экологическое равновесие. Загрязняется атмосфера выбросами химической промышленности, загрязняются водоемы стоками от заводов и фабрик. Проводятся массовые вырубки лесов, что ведет к исчезновению флоры и фауны. Можно приводить очень много примеров нашего бездушного отношения к природе. Но пришло время прозрения, допущенные ошибки пора исправлять.
Учитель РЯ: Откуда же возникли эти проблемы? Ведь природа не безнравственна, безнравственной ее делает человек. Многие настоящие творческие люди, писатели, композиторы, поэты, художники, поэты поднимают в своих произведениях проблему взаимоотношения человека и природы, чтобы привлечь внимание общественности для ее решения. В произведениях великих писателей и поэтов природа занимает важное место. Они изображают ее как живое существо, неотделимое от человека, от его настроения, от мыслей и чувств. И у нас с вами пойдет разговор о мудром древесном царстве.
4.Работа творческих групп.
Задание для творческих групп.: подготовить биологическую справку о выбранном дереве, выполнить подборку литературных произведений, создать мини- проект.
Учитель РЯ: Ребята, вы разделились по группам и каждой группе предстоит выполнить задание, обозначенное у вас на столах. Вашими помощниками будут учебники и справочники по биологии, художественные произведения. Работа в группе будет проходить в течение 20 минут. После чего, вы предоставите нам свой творческий отчет.
5. Творческий отчет групп.
«Дуб» (слайд 3)
Учитель РЯ: Во всех странах мира, где произрастают дубы их, считают священными деревьями. Именно в дубовых рощах стояли святилища и храмы, там и лечили людей. Как говорили наши предки это дерево готово «и мертвого поднять», оно обладает огромной силой и энергией. Если человек находил контакт с деревом, то оно могло одарить его такой силой, которая не только продлит жизнь его самого, но и передаст благотворительное влияние на судьбу его детей и даже внуков. Также дуб способен передавать информацию на огромном расстоянии. Например, если вы принесли ущерб дереву в Киеве, то вы уже не сможете подпитаться силой этого могучего дерева в Питере или в любом другом городе. Дубы считаются единоличниками. Они спокойно могут расти в одиночестве, при этом не теряя своего мужества и своей силы.
Биологическая справка:
Подборка литературы: Л.Толстой «Война и мир»(фрагменты), И.А. Крылов «Свинья под дубом», «А. С. Пушкин «У Лукоморья…»
Чтение наизусть и анализ стихотворения А.Фета «Одинокий дуб»
Представление мини-проекта (кластера) на листе формата А-3
«Береза» (слайд 4)
Учитель Б: Любой знает: главная красавица в лесу – русская берёза. В старину о березе говорили: дерево “об четыре дела”.Берёзовая лучина горит без копоти - в старину заменяла электричество. Часто слышим мы: “Скрипит, как несмазанное колесо”. А колесо-то единственного транспорта, телеги, смазывали берёзовым дёгтем. Готовили его из коры. А больных чем исцеляли? Отваром берёзовых почек от боли, болезней суставов – и сейчас советуют.. Древние славяне считали берёзу священным деревом, она была символом света, чистоты и женственности.
Биологическая справка:
Подборка литературы: П.А.Вяземский «Береза», А.В.Жигулин «Береза», И.С.Никитин «Береза».
Чтение наизусть и анализ стихотворения С.Есенина «Зеленая прическа…»
Представление мини-проекта (кластера) на листе формата А-3
«Тополь» (слайд 5)
Учитель РЯ: В основе мифических представлений многих народов лежит образ Мирового дерева, организующего своими корнями и ветвями структуру мироздания. И в произведениях русской поэзии дерево часто соединяет небо и землю, верх и низ, все стороны света. Казахам Мировое дерево известно под названием Байтерек (Могучий тополь), четыре ветви которого на каждом ярусе охватывает весь небесный свод, корни его проникают через все уровни Земли до Нижних вод. На вершине пирамидального тополя вьет свое гнездо волшебная птица Самрук. Дерево олицетворяет собой терпение, а этому нужно учиться.
Биологическая справка: Тополя - традиционные декоративные деревья. Нет населенного пункта, в котором не было бы тополей. В Древней Греции тополя росли на улицах и площадях, их называли - 'populus' - "народный". По другой версии название происходит от древнелатинского 'palpito' – трепетать, за колышущиеся при порывах ветра листья. Крупные двудомные деревья до 40 м высотой, с мелкими, собранными в сережки цветками, появляющимися до распускания листьев или вместе с ними. Плоды с мелкими семенами, снабженными волосками - «тополиный пух». При посадке тополей следует избегать женских экземпляров, чтобы не было засорения.
Род тополей - это несколько видов. От их скрещивания получено огромное число быстрорастущих гибридов. Листья голые или опушенные. Крона может быть различной - пирамидальной, шатровидной, плакучей. Большинство тополей весьма светолюбиво. Обычно это деревья речных пойм, но они могут мириться и с сухими, малоплодородными почвами; имеют исключительную быстроту роста. Отрицательные качества - их сравнительная недолговечность и повреждаемость вредителями. Ценное качество - устойчивость к дыму и газам, способность убивать болезнетворные микроорганизмы.
Подборка литературы: И. Бунин «Восход луны», Ю.Домбровский «Хранитель древностей»
Чтение наизусть и анализ стихотворения А.Григорьева «Тополю»
Представление мини-проекта (кластера) на листе формата А-3
«Баобаб» (слайд 6)
Учитель Б: Африканская легенда гласит, что творец посадил баобаб в долине реки Конго, но дерево стало жаловаться на сырость. Тогда творец пересадили его на склон Лунных гор, но и здесь баобаб не был доволен. Рассердившись на постоянные жалобы дерева, бог вырвал его и кинул на сухую африканскую землю. С тех пор баобаб и растёт вверх корнями.
Биологическая справка: Баобаб достигает 30 метров в высоту и больше 10 метров в ширину. На земле существует 8 видов баобабов. У баобаба нет годовых колец. Есть мнение что баобаб может прожить до 5 тысяч лет. Большую часть года, месяцев 9, баобаб стоит с голыми ветвями. Поэтому его и называют деревом, которое растет корнями вверх.
Встречаются утверждения, что одно взрослое дерево может накопить более 100 тысяч литров воды. У баобаба огромные 20 сантиметровые белые цветы, которые опыляют летучие мыши. Плоды баобабов съедобны. Поджаренные семена используются как заменитель кофе. Мякоть плодов, которая напоминает по вкусу имбирь и богата витаминами С и В, высушивают и перемалывают в порошок; разведённый в воде, он даёт прохладительный напиток, слегка похожий на «лимонад», отсюда ещё одно название баобаба — лимонадное дерево. Погибает дерево весьма экологично – оно потихоньку проседает и разлагается, превращаясь в конце концов в гору волокна.
Чтение наизусть и анализ стихотворения О.Сулейменова «Слон флоры»
Представление мини-проекта (кластера) на листе формата А-3
Итог урока:
Учитель РЯ:
Ребята, вы отлично потрудились . Молодцы! Прослушав все ответы, скажите,как же можно достичь гармонию человека и природы?
Ответы детей
Исполняется стихотворение поэта Дудина М. “Берегите землю”. (слайд 7)
Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
На могиле тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите!
Звучит музыка природы, журчание воды, пение птиц.
Рефлексия.
Перед вам оценочный лист, заполните его и сдайте
Фамилия, имя | Активно работал в группе | Исследовал литературу | Чтение наизусть | Анализировал произведения | Отвечал четко, без запинки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бінарний урок з історії та математики у 6 класі "КІММЕРІЙЦІ ТА СКІФИ НА ТЕРИТОРІЇ СУЧАСНОЇ УКРАЇНИ"
Бінарний урок з історії та математики має інтерактивні вправи та індивідуальні робочі зошити, мотиваційний момент (притча) та ін....
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
Бінарний урок "Різдвяна пісня в прозі" Ч. Діккенс
Конспект бінарного уроку для 7 класу англійська мова та світова література, створений разом з вчителем світової літератури Титко Т.М. з використанням інформаційно - комунікаційних технологій, а саме: ...
Бінарний урок право-інформатика
Пошук інформації на комп"ютері. Конституційні права та свободи людини і громадянина...
ПЛАН УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ",презентация к уроку литературы в 9 классе на тему: Поэты пушкинской поры"
Конспект урока по литературе в 9 классе....
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...