Урок-практикум "Анализ проблематики литературного произведения"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Конспект урока-практикума по литературе для 8 класса (УМК по литературе под ред. В.Ф. Чертова). Поскольку уроки-практикумы, предлагаемые данным УМК, относительно самостоятельные, то такой урок можно проводить и в тех классах, где преподавание ведется по другим УМК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-praktikum_no_2_problema.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-практикум № 2 (по календарно-тематическому планированию это урок
№ 19) по литературе (программа под редакцией В.Ф. Чертова) в 8 (общеобразовательном) классе «В» (базовый уровень, 2 часа в неделю).
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Экономическая гимназия»
города Хабаровска Лесник Светлана Дмитриевна.
Тема урока-практикума: | «Анализ проблематики литературного произведения» |
Цель урока-практикума: | по истечении урока ученики будут знать, что такое проблема, проблематика, уметь определять проблему литературного произведения (переводя ее в основной вопрос, который автор ставит в тексте и на который пытается дать ответ) и соотносить ее с категорией проблематики. |
Задачи урока-практикума: |
|
Виды деятельности; | работа со статьей учебника «Что такое проблематика литературного произведения», работа со словарями, выполнение заданий учебника, восстановление алгоритмических действий. |
Оборудование урока: | презентация к уроку, словари разного рода. |
Структура урока-практикума по теме: «Анализ проблематики литературного произведения».
Этап урока | Деятельность учащихся | Планируемый результат | Технологии, методы обучения |
1.Актуали зация знаний учащихся. | Ученики называют круг проблем, которые поднимает в романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкин (это произведение было изучено накануне); пытаются сформулировать понятия: «проблема» и «проблематика». | Мотивировать учащихся на обобщение изученного ранее с целью восприятия дальнейшего материала урока. | Технология проблемного обучения, интерактивного обучения, развивающего обучения, метод диалога, частично-поисковый. |
2. Этап изучения «нового». | Ученики пытаются разрешить проблемную ситуацию, обращаются за помощью к статье учебника, к словарям (к сожалению, а может, к счастью, в «Кратком словаре литературоведческих терминов», который дан в учебнике на странице 328-333, нет определения понятий «проблема» и «проблематика» /считаю, что эти термины следует включить в словарь, так как фактически каждый урок-практикум - это урок метазнаний и метанавыков, кторые необходимы будут ученикам в их жизни/; записывают определения понятий, знакомятся с видами проблематики. | Сопоставив знания по данной теме до урока с теми, которые приобретают на уроке, а также познакомившись с определениями (одно дано в учебнике, другие - на слайдах презентации, ученики отрефлексируют их и будут знать, что такое проблема и проблематика. | |
3. Этап закрепления «нового». | Ученики определяют проблемы и проблематику литературных произведений (по фрагментам, предложенным в статье), работают в парах над частными проблемами, составляющими ту или иную проблематику, в игре «Кто больше?» выполняют задание учебника, данное на странице 178, обсуждают предложенное. | Ученики научатся определять проблему через вопрос к фрагменту литературного произведения, соотносить проблему с проблематикой. | |
4. Итог, рефлексия. | Ученики восполняют недостающие вопросы в своего рода памятке «Характеристика проблематики литературного произведения» (учитель дает только первый и последний вопросы, остальные ученики должны самостоятельно восполнить), на этапе проверки этого задания фиксируем предложения на доске, в тетрадях, а затем сопоставляем с тем, что предлагает учебник (страница 179). | В ходе этой работы ученики отрефлексируют свои знания и незнания, еще раз закрепят знания о проблеме и проблематике, будут уметь (а этому способствовало и задание на заключительном этапе урока) определять проблему текста. | |
5. Домашнее задание. | Ученики записывают задание на дом, просматривают его (вопросы № 1,2 на странице 179, после статьи в учебнике). Кроме того, учитель просит учеников прочитать дома внимательно статью, отметить в ней то новое, чего мы в ходе урока не коснулись. | Технология развития критического мышления (чтение с карандашом), повторение материала позволят сформировать у учащихся метазнания и метанавыки. |
Конспект урока-практикума по теме: «Анализ проблематики литературного произведения».
Цель урока-практикума: по истечении урока ученики будут знать, что такое проблема, проблематика, уметь определять проблему литературного произведения (переводя ее в основной вопрос, который автор ставит в тексте и на который пытается дать ответ) и соотносить ее с категорией проблематики.
Задачи:
1) обобщить знания учащихся о проблеме и проблематике литературного произведения;
- познакомить с видами проблематики;
- научить определять проблему и различать виды проблематики в конкретном литературном произведении.
Виды деятельности: работа со статьей учебника «Что такое проблематика литературного произведения», работа со словарями, выполнение заданий учебника, восстановление алгоритмических действий.
Оборудование урока-практикума: презентация к уроку, словари разного рода.
Ход урока-практикума.
- Актуализация знаний учащихся.
Учитель предлагает ученикам назвать проблемы, раскрываемые А.С. Пушкиным в романе «Капитанская дочка». (Ученики называют, причем все подряд: часто и проблемы, и темы, и идеи).
Все ли названо правильно?
Что такое проблема?
Как соотносятся слова «проблема» и «тема», «проблема» и «идея», «проблема» и «проблематика»?
- Этап изучения «нового».
- Разрешение проблемной ситуации. (Ученики обращаются к статье учебника, данной на странице 177, просматривают ее, ищут определение слова «проблема», но такого определения в статье нет, поэтому ученики обращаются к «Краткому словарю литературоведческих терминов» (страница 328), но и здесь нет определения этого слова. Тогда «вмешивается» в ситуацию учитель и просит прочитать внимательно данное в статье определение слова «проблематика». Внимательные ученики (а такие всегда найдутся) заметят, что в этом определении есть подсказка, и дадут определение слова «проблема»).
- Сопоставление выведенного определения с определениями из разных словарей, данными на экране (в презентации). Выводы записывают в тетради.
- Знакомство с видами проблематики (материал дан на странице 177 учебника).
3. Этап закрепления «нового».
1. Ученики знакомятся с фрагментами текстов, предложенными в статье учебника, с целью определения проблемы знакомых восьмиклассникам текстов.
Из каких литературных произведений взяты фрагменты текстов? (Ученики могут обсудить это в парах).
Какие проблемы раскрывают авторы этих текстов? (Даем возможность ученикам обсудить это в парах или в минигруппах).
Проверяем выполнение задания. Выслушиваем мнения ребят, фиксируем сказанное на доске, а затем вместе прокомментируем.
Какой основной вопрос можно поставить к фрагменту № 1?
Почему Очумелов принципиально меняет свое решение, причем делает это в течение разбирательства в ситуации несколько раз?
Следовательно, из какой категории проблема? (Одни говорят, что из категории социальных проблем, связанных с социальным устройством общества, другие считают, что эта проблема из категории нравственных, так как связана с нравственными принципами, которые определяют отношение человека к другому человеку и к обществу).
Так же проводим работу с 4 фрагментом, а особое внимание уделим фрагментам № 2,3.
Что объединяет эти фрагменты?
А чем они различаются? (В процессе диалога мы обращаем внимание на то, что оба текста о героях, потерявших работу, но в тексте Л.Н.Толстого «Детство» поднятая проблема потери привычного места работы рассматривается повествователем как нравственная проблема, а в тексте А.И.Куприна «Чудесный доктор» поднятая проблема бедности семьи Мерцаловых в связи с потерей места работы относится к числу социальных проблем.) В этой связи обращаем внимание на материал статьи учебника, данный на странице 178.
- Ученики выбирают одну из трех категорий проблематики и записывают возможные частные проблемы, составляющие эту категорию (работу могут выполнять в парах или минигруппах).
Проверяем работу учащихся, вносим определенные поправки (эта работа пропедевтического характера, так как и в 9, и в 11 классах на итоговой аттестации есть задания, связанные с определением проблемы исходного текста).
- Выполнение задания, данного на странице 178 в форме игры «Кто больше?» (Ученики должны вспомнить и назвать как можно больше произведений, в которых раскрывается предложенная проблема).
- Итоги урока, рефлексия.
- Готовясь к характеристике проблематики литературного произведения, следует подумать над такими вопросами:
- Какие проблемы подняты в литературном произведении?
- …
- …
- …
- …
- Какие проблемы, поднятые в произведении, носят общечеловеческий характер и могут быть отнесены к так называемым «вечным» проблемам?
Два вопроса мною записаны, подумайте, какие вопросы следует задать, чтобы охарактеризовать проблематику литературного произведения? (Ученики, работая в минигруппах, пытаются восстановить пропущенное).
Проверяем выполнение этого задания, фиксируя вопросы на доске, а затем сопоставляем предложенное и записанное с Памяткой, которая есть в учебнике на странице 179, делаем выводы.
- Домашнее задание.
Ученики записывают задание на дом, просматривают его (вопросы № 1,2 на странице 179, после статьи в учебнике). Кроме того, учитель просит учеников прочитать дома внимательно статью, отметить в ней то новое, чего мы в ходе урока не коснулись.
Информационные источники:
Учебник. Литература (в двух частях) под редакцией В.Ф. Чертов. М., «Просвещение», 2011.
Пособие для учителя. Уроки литературы ( 8 класс) под редакцией В.Ф. Чертова, М., «Просвещение», 2011.
Пособие для учителя. Новые требования к сочинению (блок С) на ЕГЭ по русскому языку. Егораева Г.Т. Хабаровск, «Новое поколение», 2009.
Словари литературоведческих терминов.
,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИП "Общая схема композиции литературного произведения"
Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...
"Система работы над литературным произведением в старших классах коррекционной школы"
Данный материал познакомит с литературными произведениями, с которыми учащиеся знакомятся в старших классах и познакомит с рекомендациями в работе над этими произведениями....
Примеры литературных произведений для аргументации
Аргументация собственного мнения при написании сочинения на ЕГЭ. Проблемы и литературные произведения с подобной проблематикой....
Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"
В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...
Литературный квест. Собаки - герои литературных произведений
Наши ребята любят все таинственное, любят искать вопрос, спрятанный в кабинете, чтобы потом ответить на него. Всё зависит от мастерства человека, который прячет вопрос: долго ли продлятся поиски.Мы бы...
Проект "Проблематика художественных произведений о ВОВ"
Тема Великой Отечественной войны - необычная тема… Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспоминать только названия произведений. Дата 9 Мая наполняет сердц...
Литературно- химическая викторина «Химия в литературных произведениях»
Литературно- химическая викторина «Химия в литературных произведениях»Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии,с картинами живописи, с хорошей музыкойВряд ли он...