«Моим стихам, написанным так рано… (Поэтический мир Марины Цветаевой)
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме

Цели урока:

-познакомить учащихся с основными темами и мотивами цветаевской лирики, особенностями лирической героини стихотворений;
-повторить элементы анализа стихотворного текста;
-воспитывать любовь к поэтическому слову;

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon moim_stikham_napisannym_tak_rano.ppt781 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Моим стихам, написанным так рано… Настанет свой черёд» (Поэтический мир Марины Цветаевой) Урок-лекция по литературе 11классе Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ Синявской СОШ Грязинскогомуниципального района Столповской Людмилы Михайловны

Слайд 2

Содержание Цели урока Эпиграф Литературный манифест Контрасты жизни Диапазон поэзии Фольклорное начало Проверим? Тема родины Душа и имя «Я-пена морская» Тема любви Символический образ Любимые герои поэта «Всё или ничего» Домашнее задание Хотите узнать больше ?

Слайд 3

Цели урока: -познакомить учащихся с основными темами и мотивами цветаевской лирики, особенностями лирической героини стихотворений; -повторить элементы анализа стихотворного текста; -воспитывать любовь к поэтическому слову;

Слайд 4

Эпиграф к уроку Если душа родилась крылатой- Что ей хоромы- и что ей хаты! Что Чингиз-хан ей и что- Орда! Два на миру у меня врага, Два близнеца, неразрывно-слитых: Голод голодных-и сытость сытых! Марина Цветаева

Слайд 5

Литературный манифест Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков веков. Конфликт со временем оказался неизбежным для неё. Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув истории XX века в своём творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения современника. Лирическая героиня дорожит каждым мигом: «Записывайте точнее! Нет ничего не важного!» Таков её литературный манифест.

Слайд 6

Контрасты жизни Всё в личности и поэзии Марины Цветаевой выходило из круга общепринятых представлений.С семи лет любила поэму Пушкина «Цыганы», а «Евгения Онегина» не любила никогда. Но именно в странной любви к парадоксам, в стихийном бунтарстве заключается источник и глубокой самобытности, и высокого трагизма Марины. Жизнь её построена на контрастах: ранняя смерть матери, но благополучное детство, желание быть только поэтом, но воспевание «белого движения», семнадцать лет существования на чужбине и лишь два года жизни по возвращении на родную землю.

Слайд 7

Фотоальбом

Слайд 8

Диапазон поэзии Поэтический дар Цветаевой многолик. Диапазон поэзии поразительно широк- от народных русских сказок-поэм до интимнейшей психологической лирики. Её поэтический голос не спутаешь ни с каким другим. Если Ахматова- это гармония и классическая ясность, то Цветаева- безмерность, безбрежность, необычность метафор, богатство ритмики. «Я не верю стихам, которые льются! Рвутся- да!»

Слайд 9

Фольклор в творчестве Уже в раннем творчестве Цветаевой проявляется фольклорное, песенное начало. От русской народной песни- открытая эмоциональность, бурная темпераментность, крылатая лёгкость стиха: Гришка-Вор тебя не ополячил, Пётр-Царь тебя не онемечил. Что же делаешь, голубка?- Плачу. Где же спесь твоя, Москва?- Далече. Выделите традиционные для фольклора образы. В каких ещё стихотворениях ярко проявилось фольклорное начало?

Слайд 10

Образы: черный ворон (и созвучное Гришка-Вор), голубка; Диалог-плач, народная лексика: онемечил, ополячил, спесь твоя. «Над церковью- голубые облака»,1917 «Когда рыжеволосый самозванец…»,1917 «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!»,1920 Проверим?

Слайд 11

Тема родины Тема родины, острое чувство России, её природы, истории- в стихотворениях о Москве. Знаменитый цикл «Стихи о Москве»(1916г)- это восхищение столицей, любовь как к святыне, мотив праведности. Надену крест серебряный на грудь, Перекрещусь и тихо тронусь в путь. По старой по дороге по Калужской.

Слайд 12

Душа и имя Мотив странничества связан с образом лирической героини Цветаевой. Вся её жизнь- странничество, самоотречение, непокой страстной души. А души имеет имя, и имя это- Марина. В каких стихотворениях поэтесса обыгрывает этимологию своего имени? Просмотрите сайт о жизни Цветаевой в эмиграции. Когда состоялся поэтический триумф и в чём заключались трудности заграницы?

Слайд 13

«Я-пена морская» Кто создан из камня, кто создан из глины- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело- измена, мне имя- Марина, Я- бренная пена морская. Пока огнями смеётся бал, Душа не уснет в покое. Но имя Бог мне иное дал: Морское оно, морское!

Слайд 14

Тема любви «Одна голая душа! Даже страшно!»- сказал о Марине однажды муж, Сергей Эфрон. Свобода души идет рядом с темой любви, без которой нельзя представить её поэзию. Любить- значит жить, вступать в «роковой поединок», спорить, идти на разрыв отношений. Стихотворения: «Надпись в альбом», «Связь через сны», «Мне нравится, что вы больны не мной…» Лирическая героиня каждого из данных стихотворений- какая она?

Слайд 15

Образ-символ С именами многих поэтов читатель связывает символические образы. Есенин- певец берёзового края, Ахматова- царскосельских парков, а с именем Цветаевой прочно ассоциируется гроздь рябины. Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья Я родилась. Этот образ стал олицетворением не только личной судьбы, но судьбы народа, России. Рябину рубили зорькою. Рябина- судьбина горькая.

Слайд 16

Любимые герои Где бы ни жила Цветаева- в уютной московской квартире или в Париже, переполненном эмигрантами,- она везде и всегда бунтовала. Против обывательского спокойствия, мещанской сытости, бездуховности, равнодушия. Её любимые герои- «бешеный атаман» Стенька Разин, Пугачёв, юные генералы 1812 года, русские раскольники. Жив, а не умер Демон во мне! В теле- как в тюрьме, В себе- как в тюрьме.

Слайд 17

«Всё или ничего» Марина Цветаева - поэт собственного зрения, высокого духовного напряжения. Поэт- максималист, лозунг которого- «Всё или ничего». Её трепетная душа бескорыстна и доверчива. Эти качества даются только поэтам от Бога Высоко горю- и горю дотла! И да будет вам ночь- светла!

Слайд 18

Домашнее задание -подготовить ряд стихотворений по данной тематике; -выразительное чтение и анализ стихотворения «Молодость »

Слайд 19

Хотите узнать больше? Познакомьтесь с информацией на следующих электронных адресах: http://www.russofile.ru/cvetaeva/ http://asa.guru.ru/lit/biogrmc.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»

Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»...

Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»

Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»...

Литературный журнал. Поэтический мир Марины Цветаевой. Темы творчества.

Литературный журнал по творчеству М. Цветаевой для учащихся 11 класЦель данного урока:: изучить темы поэзии в лирике А. Цветаевой; рассмотреть особенности этих тем, совершенствовать навыки анализа поэ...

"Моим стихам, написанным так рано, настанет свой черёд..."

Материал посвящён обзору жизненного и творческого пути Марины Цветаевой...

Внеклассное мероприятие по литературе «Моим стихам… настанет свой черед», посвященное творчеству Марины Цветаевой

Внеклассное мероприятие по литературе «Моим стихам… настанет свой черед», посвященное творчеству Марины Цветаевой.Цели:познакомить учащихся с фактами биографии русской поэтессы, ее нелегкой судьбой;ра...