Игра "Умники и Умницы"
занимательные факты по литературе (9 класс) по теме
Сценарий мероприятия для учащихся 8-9 классов по жизни и творчеству Н.В.Гоголя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий мероприятия | 58.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ п.г.т. Уруша
Сковородинский район Амурская область
ИГРА "УМНИКИ И УМНИЦЫ"
"Хочется... показать с одного боку всю Русь..."
Н.В.Гоголь
Учитель литературы: Толопилова Н.Ю.
2013г.
ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ» (для учащихся 9-х классов) по жизни и творчеству Н.В.Гоголя.
Цели и задачи: проверка знаний о жизни и творчестве Н.В.Гоголя; воспитание интереса к личности и творчеству писателя, эмоциональной отзывчивости читателей, художественного вкуса; развитие умений и навыков восприятия и интерпретации художественного текста.
1 АГОН «БИОГРАФИЧЕСКИЙ»
Вопросы для теоретиков.
1. Украина. С ней были связаны детские и юношеские годы будущего писателя. Родился он 20 марта 1 809 года в селе...?
Как называлось село, в котором родился Н.В.Гоголь? (Большие Сорочинцы)
2. В каком учебном заведении учился Н.В.Гоголь? (Нежинская гимназия высших наук явилась для Гоголя такой же жизненной и литературной школой, какой для Пушкина был Царскосельский лицей, для Бeлuнcкого, Герцена u Лермонтова – Mocкoвcкuй yнuвepcumem).
3. В 1824 году гимназическое начальство разрешило учащимся устроить свой собственный театр. Гоголь с увлечением отдался этому начинанию: caм рисовал декорации к спектаклям, выступал в роли режиссёра-постановщика и ведущего комического актёра. Особо удавались ему роли стариков и старух, и однажды он покорил нежинскую публику мастерским исполнением женской роли. Какой? (Г-жа Просmакова из комедuu Фонвизина «Недоросль»)
4. Маленький Николаша (так ласково звали в семье мальчика Гоголя) рос слабым и очень ранимым ребёнком. Одним из тяжёлых воспоминаний детства был случай, произошедший в доме богатого родственника Гоголей Трощинского. Зло и изощрённо издевались и насмехались собравшиеся гости-помещики над захмелевшим попом-расстригой Варфоломеем. Что так поразило мальчика? (Кmо-mо из подвыпивших панов незаметно пробрался к захмелевшему Варфоломею u припечатал сypгyчом его куцую бородёнку к столу. Кmо-mо кpuкнул: «Отец Варфоломей!» Тот встрепенулся, и его жалкий крик потонул в пьяном хохоте u визге почтенных дам. По испитому, изрезанному глубокими морщинами лицу седого шута потекли слёзы. Превозмогая боль, он начал оmрываmь от cmoлa волосок за волоском. А зал содрогался от хохота... Ночью Нuколаша метался в кровати, cтонал u бредил).
5. Оказавшись после окончания гимназии в Петербурге без работы и без денег, Гоголь сдаёт в печать поэму под псевдонимом <В.Алов>. Как называлась эта поэма и какова её творческая судьба? ( «Ганц Кюхельгартен» - пocлe неодобрительных отзывов в крuтuке Гоголь скупил все экземпляры поэмы u сжёг их. Таков был печальный итог первого литературного дебюта Гоголя).
6. В одном из писем родным он писал: «Я ожидаю от вас описания полного наряда сельского дьячка, равным образом название платья, носимого нашими крестьянскими девками до последней ленты, также нынешними замужними и мужиками. С чем связана такая просьба? (Hapодные легенды, сказки, поверья, описания обрядов, песни, тщательно собираемые Гоголем, дали ему богатый материал для повестей «Вечера на хуторе близ Дuканьки»).
7. « Сделайте милость! дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию», - писал Гоголь в одном из писем А.С.Пушкину. Пушкин откликнулся на просьбу I'оголя. Сюжет какого произведения подсказал Пушкин Гоголю? («Ревизор» )
8. Постановка «Ревизора» на сцене Александринского театра, а затем в Малом театре с участием Щепкина, выход комедии из печати отдельным изданием вызвали негодование. Возмуrцённый Булгарин заявил, что Гоголь «оплевал уважаемые сословия» и что «Ревизор» не имеет и тени правдоподобия. Картёжный мошенник и дуэлянт граф Ф.И.Толстой, по прозвищу «американец», послуживший для Грибоедова прообразом Репетилова, кричал, что Гоголь - враг России, которого следует заковать в кандалы и отправить по этапу в Сибирь, и т.д. Гоголь откликнулся на эти выпады многозначительным эпиграфом, который ввёл во вторую редакцию «Ревизора». Каким? («На зеркало неча пенять, коли рожа крива». А в финальную сцену внёс знаменитую реплику городничего, обращённую в зрumельньtй зал: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь! Эх, вы!..» Эта редакция «Ревизора» из-за цензурных препятствий получила своё сценическое воплощение тoлько через 28 лет – в I870 году!)
9. «Как только Голохвастов (председатель Московского цензурного комитета) услышал название произведения, закричал голосом древнего римлянина: <Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна...» О каком произведении Гоголя идёт речь? («Мертвые души»)
10. Кого из описанных помещиков Гоголь собирался «взять с собой» во второй том «Мёртвых душ» ? (Плюшкина)
2 АГОН «ЗНАТОКИ «МЁРТВЫХ ДУШ»
Умники приглашаются на дорожки.
Выбор дорожки: корректирование текста (исправление орфографических и пунктуационных ошибок)
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное , поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. (Н.В.Гоголь)
Пока Умники работают, теоретики отвечают на вопросы:
1. Как звали сыновей Манилова? (Алкид, Фемистоклюс)
2. Почему Гоголь сжёг 2 том «Мёртвых душ»?
3. Кто из помещиков первым разгадал Чичикова? (Ноздрёв: «Ну да ведь я тебя знаю: ведь ты большой мошенник…»)
4. «Все эти толки, мнения и слухи, неизвестно по какой причине, больше всего подействовали на бедного прокурора. Они подействовали на него до такой степени, что он, пришедши домой, стал думать, думать и вдруг...» Что случилось с прокурором? (умер)
5. Чем Плюшкин, раздобрившись, угощал Чичикова? (« сухарь из кулича, который привезла Александра Степановна»)
6. Каково имя Плюшкина? (Степан) О чём говорит тот факт, чтo крестьяне не знают даже его фамилии, а Чичиков не может распознать: «Ой, баба! Ой, нет! Конечно, баба!»
7. «Ноздрёв был занят важным делом; целые 4 дня уже не выходил он из комнаты, не впускал никого и получал обед в окошко, - словом, даже исхудал и позеленел. Дело требовало большой внимательности...» Какое дело? (« оно состояло в подбирании из нескольких десятков дюжин карт одной талuu, но caмой меткой, на которую можно было бы понадеяться, как на вернейшего друга»)
Подводятся итоги среди Умников, выбираются дорожки.
1 тур.
3. В какой последовательности расположил Гоголь помещиков в «Мёртвых душах»? С чем это связано? (путь от Maнuловa до Плюшкина - путь в ад)
Ж. «...что до автора, то он ни в каком случае не должен ссориться с своим героем: ещё не мало пути и дороги придётся им пройти вдвоём рука в руку; две большие части впереди - это не безделица». О чём говорит Гоголь?
К. С какой целью Гоголь вводит в повествование « Повесть о капитане Копейкине»? (показать бездуховность бюрократических законов).
2 тyр
О ком из помещиков идёт речь?
3. «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. ,. В первую минуту разговора с ним нe можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Чёрт знает, что такое!» - и отойдёшь подальше; если ж не отойдёшь, почувствуешь скуку смертельную». (Maнилов)
Ж. «...в отдалённых улицах и закоулках города дребезжал весьма странный экипаж, наводивший недоумение насчёт своего названия. Он не был похож ни на тарантас, ни на коляску, ни на бричку, а был скорее похож на толстощёкий выпуклый арбуз, поставленный на колёса... Арбуз был наполнен ситцевыми подушками, напичкан мешками с хлебами, калачами, кренделями. Пирог-курник и пирог-рассольник выглядывали даже наверх. ..» (Коробочка')
К. «Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что всё, что ни ворочалось на дне её, не производило решительно никакого потрясения на поверхности». (Собакевuч)
3 тур.
З. Соотнесите детали- «лейтмотивы» с характерами помещиков:
1. мешочки, коробочки а) Манилов
2. сахар 6) Коробочка
З. куча, прореха в) Ноздрёв
4. здоровье г) Плюшкин.
Ж. «Раздайте» предметы их владельцам-персонажам «Мёртвых душ».
- пузатое ореховое бюро но пренелепых четырёх ногах, совершенный медведь;
- чубук с янтарным мундштуком, недавно выигранный;
- рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами;
- клетка, из которой глядел дрозд тёмного цвета с белыми крапинками;
- лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха:
- книжка, заложенная закладкою на 14-й странице.
3 АГОН. ФИНАЛ.
1. Один из приёмов характеристики героев - описание мира его увлечений. Назовите любимое занятие Манилова. (« но больше всего было табаку. Он был в разных видax; в картузах u в табачнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе. На обоих окнах тоже помещены были горки выбumой uз трубки золы, paccтавленныe не без сmаранuя очень красuвыми рядками. Заметно было, что это иногда доставляло хозяину препровождение времени»)
2. Исследуя композиционные особенности поэмы, русский поэт А.Белый заметил, что при каждом повороте сюжета вокруг персоны Чичикова возникает образ колеса. Например, «...два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся более к экипажу. чем к сидевшему в нём. «Вишь ты, вон какое колесо! Что ты думаешь. доедет то колесо. если б случилось, в Москву или не доедет?» Какую роль в раскрытии образа Чичикова играет колесо? (петляет, правильной дopoгu не найдёт)
3. Как можно объяснить смысл заглавия поэмы «Мёртвые души»? (омертвение помещиков u чuновнuков; проmuвопосmавление понятий «мертвого» и «живого»)
4. Гоголь определил жанр «Мёртвых душ» как поэму. Согласны ли вы с ним? Обоснуйте его правоту. (лирические отступления)
5. Показ oтрывкa uз вuдеофuльма (концовка). Какова основная мысль этого лирического отступления, завершающего поэму? (вера в светлое будущее Pocсии).
6. Кто из русских критиков анализировал поэму «Мёртвые души»? (Бeлинский, Аксаков).
Награждение победителей.
Использованная литература:
- Н.В.Гоголь. Избранные сочинения. В 2-х томах. М. «Художественная литература»
- А.Н.Степанов. Николай Васильевич Гоголь. Биография писателя. М. «Просвещение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"
ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...
Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова
Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....
Умники и умницы в банковском деле
Внеклассное мероприятие проведённое в рамках недели математики для старш...
Игра "Умники и умницы"
Игра по теме "Развитие научной мысли в Древней Греции"...
Игра "Умники и умницы" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"
Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", предназначеная для проверки знания текста произведения...
Игра "Умники и умницы"
Игра проведена в рамках предметной недели. Её целью было формирование умения применять знания на практике, развитие интеллекта , памяти, эрудированности, логического мышления у учащихся, способс...
ИГРА-ВИКТОРИНА "УМНИКИ И УМНИЦЫ"
Игра-викторина "Умники и умницы" может быть интересна учащимся среднего и старшего звена. В ней представлены задания на знание как лексики русского языка , так и других разделов языкознания. Имеются т...