Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Волошина Ирина Алексеевна

Рабочая программа по курсу "Литература" для 8 класса составлена на основе авторской программы общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я Коровиной, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (Москва, "Просвещение", 2009) и примерной программы основного общего образования (2004) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004), применительно к учебнику "Литература" 8 класс, под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина, (Москва, "Просвещение", 2009) и приложения №3 (авторской программы).

В учебном плане предусмотрено 3 часа в неделю, 102 часа в год.

Рабочая программа  рассчитана на творческое её использование. На развитие речи отводится 5 часов обучающих уроков (устное сочинение, требование к жанрам сочинений, составление планов, письменное сочинение, домашнее сочинение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_lit-ra_8.docx89.25 КБ

Предварительный просмотр:

№п/п

      Тема урока

Виды деятельности учащихся  и  учителя

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

Вид контроля

Домаш-нее задание

Примеча-ние

                             Компетенции

    Учебно-познавательная

  Информационная

Базовый   уровень

Продвинутый уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Введение (1ч)

1

Русская литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы

Лекция, работа с книгой

Знать: образную природу словес-ного искусства.

Уметь: составлять тезисы и план про-читанного; владеть
различными видами пересказа
(П).

Продуктивный уровень: К., СП.

Сочинение-
миниатюра
(попытка создать свой художествен-ный образ) (Т).

Продуктивный уровень: К., СП.

Умение перефразировать мысль. владение монологической и диалогической речью

Опорные
записи, материалы из учебни-ка  и кон-спект лек-ции

Стр. 3-5, конспект в тетради

Устное народное творчество ( 4ч )

2-4

1.В мире русской народной песни (лирические, исторические песни) 2.Отражение жизни народа в народной песне.

 3.Частушка как малый песенный жанр.

Опорные
записи, материалы из учебника

Знать: жанровые особенности лирической песни; классификацию лирических песен.

Уметь: воспри-нимать и анали-зировать лиричес-кие песни; соотно-сить содержание историической песни и истории-ческого события

Уметь: самостоятельно делать выводы, анализировать содержание и  

конфликт лирической песни

Свободная
работа с текстами. умение развернуто обосновывать свое мнение, защищать свою позицию

Аналити-ческая
беседа

1.Стр. 6-13, вопросы

2.Сочи-нить частушку на школь-ную тему

5

Предания как исторический жанр русской народной прозы: «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком»

Беседа;
работа с текстами

Знать: жанровые особенности предания; содержание преданий  о Пугачеве.

Уметь: воспринимать и анализировать текст преданий

Уметь: самостоятельно делать выводы; сопоставлять содержание
преданий и исторических источников; проводить самостоятель-ную исследо-вательскую работу

Свободная
работа с текстами исторических

документов и преданий. владение диалогической и монологической речью

Вырази-тельное чтение

Стр. 13-17, вопросы

Из древнерусской литературы (4ч )

6-7

1.Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов.

2.Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожерт-вования

Беседа;
работа с текстом учебной статьи, с текстом
из древне-русской литературы

Знать: содержание «Повести…», причины возник-новения патрио-тической темы в древнерусской литературе.

Уметь: определять жанры произведений; отбирать определения, характеризующие тональность литературы Древней Руси

Уметь: анализировать содержание и жанровое своеобразие произведения

Работа с текстом произведения исследовательская работа по отбору информации из справочных материалов

исследовательская работа по отбору информации из спра-вочных материа-лов

1.Стр. 18-27, вопросы,

задание  1-2, стр. 27

2.стр. 28-30, воп-росы написать сочине-ние-раз-мышле-ние на тему «Сын земли Русской»

8-9

1.«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века

2.Новые литератур-ные герои – кресть-янские и купеческие сыновья. Особен-ности поэтики быто-вой сатирической повести

Беседа;
работа с текстом учебной статьи, с текстом
из древне-русской литературы

Знать: содержание «Повести…», причины возникновения данной темы в древнерусской литературе; Уметь: определять жанры произведений; отбирать определения, характеризующие тональность литературы Древней Руси

Уметь: анализировать содержание и жанровое своеобразие произведения

Работа с текстом произведения. исследовательская работа по отбору информации из справочных материалов

Анализ содержа-ния и жанрового своеобра-зия

Стр. 31-36, вопросы и задания

Из литературы 18 века ( 7ч  )

10

Литература XVIII века
(общий обзор).

Опорные записи; материалы учебника

Знать: особен-
ности социально-политической обстановки, кото-рая определила развитие русской литературы XVIII века; понятия «класссицизм»,  особенности рус-ского классициз-ма.

Уметь: характери-зовать историчес-кую и литератур-ную эпоху

Уметь: про-
водить само сто-ятельную иссле-довательскую работу; сопо-ставлять исто-рическую ситуа-цию с литера-турными процессами

Исследовате-льская работа по отбору информации на заданную тему

Особен-ности русского классици-зма

Выучить конспект лекции в тетради, таблицу

11, 12,13,14,15,16

1.Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». 2,3.Сатирическая направленность комедии.

4,5.Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе.

6.Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. 6ч

Лекция, беседа; работа с книгой

Знать: содержание пьесы, черты классицизма.

Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику
и проблематику произведения.

Продуктивный уровень: К., СП.

Уметь: самостоятельно делать выводы, анализировать конфликт комедии.

Продуктивный уровень: К., СП.

Владение монологической и диалогической речью

Особен-ности классицис-тической драматур-гии, харак-теристика героев

1.Стр. 37-73, вопросы;

2.Подго-товить выраз. чтение по ролям; 3.характе-ристика Митро-фанушки;

4.Подго-товиться к семина-ру по комедии

5.план

6.сочине-ние-рас-суждение

17 р/р

Сочинение на заданную тему (по комедии «Недоросль»).

Исследова-тельская работа

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбирать жанр сочинения, составлять план, формулировать идею, подбирать цитатный материал, редактировать написанное.

Творческий уровень: К., Р.

Уметь: писать сочине-ния
в жанре проблемной аналитической
статьи.

Творческий уровень: К., Р

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. самостоятельный поиск необходимой информации на заданную
тему

Самостоя-тельная работа над сочине-нием

Дописать сочине-ние

Из литературы 19 века ( 42ч+ 4ч – р/р  )

18-19

1.Басни И. А. Крылова. «Лягушки, просящие царя»: критика общественного договора. Мораль басни

 2.«Обоз» - критика вмешательства импе-ратора Александра 1 в стратегию и такти-ку Кутузова в Отече-ственной войне 1812 года

Беседа; работа с книгой; выразительное чтение

Знать: основные факты жизни и творчества
И. А. Крылова;
содержание басен «Лягушки, просящие царя», «Обоз».

уметь: определять мораль басен; использовать ее в определенных жизненных обстоятельствах

уметь: характеризовать особенности художественно-го мира писателя

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства

Чтение наизусть басни

1Подгото-вить сообще-ния о баснописцах;

2Выучить наизусть басню, рисунок (по жела-нию)

20-21

1.К. Ф. Рылеев- автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе.

2. «Смерть Ермака» - историческая тема думы. Текст думы – основа песни о Ермаке

Аналити-ческая
работа с текстами

Знать: основные факты жизни и творчества
К. Ф. Рылеева;
понятие «думы».

Уметь: анализировать поэтические произведения

Уметь: рецензировать работы товарищей

Умение развернуто обосновывать суждения.

владение устной и письменной речью

Выразите-льное чтение и анализ

1.Стр.88-93, воп-росы

Инд.: « из истории присоединения Сибири в 17 веке»

22

А.С.Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и истори-ческой теме в литературе

Работа с учебником, дополните-льной лите-ратурой

Знать: основные факты жизни и творчества
А.С.Пушкина

Уметь: работать с историчес-кими документами

Умение развернуто обосновывать суждения.

владение устной и письменной речью

Исследова-ние

Стр. 91-95, вопросы

23-24

1.Лирика А.С.Пушкина «Туча»,»19 октября» – разноплановость содержания стихотворений.

2.«Я помню чудное мгновенье» - обога-щение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству

Самостоятельное планиро-вание и проведение исследо-вания

Знать: содержание и проблематику изученного произведения

Уметь : анализировать произведения

Поиск нужной информации и по заданной  теме.

Свободная
работа с текстом

Наизусть стихотворение

Стр.220-229, наизусть 1 стихо-творение

25

А.С.Пушкин.   «История Пугачёва». Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания

Работа с учебником

Уметь: работать с историчес-кими документами

Умение развернуто обосновывать суждения.

владение устной и письменной речью

Работа с докумен-том

Стр. 95-105, вопросы;

26

«Капитанская дочка». Историчес-кая  правда и художественный вымысел в романе.

Работа с книгой

Знать: основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина; исторические источники; содержание изучаемого произведения.

Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять автор-скую позицию
(П).

Продуктивный уровень: К., СП.

Уметь: делать сообщение
о Пугачевском восстании,
о работе Пуш-
кина над обра-зом Пугачева
(отрывки из «Истории Пугачевского бунта» А. С. Пушкина)
Продуктивный уровень: К., ЛС.

Использование различных видов чтения. Владение монологической и диалогической речью

Беседа

Перечи-тать1-3 главы, подг.  хар-ку Гринёва

27

Гринёв – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»)

Работа с текстом

Знать: содержание изучаемого произведения; этапы формирования  характера героя.

Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выделять смысловые части текста (П).

Продуктивный уровень: К., СП.

Уметь: рассуждать о роли отца, матери, Савельича в воспитании Петруши Гринёва.

Сообщения:

– Первые
жизненные испытания
П. Гринёва.

– Что такое милосердие? (Т).

Продуктивный уровень: К., СП.

Владение основными видами публичных выступлений.
следование этическим нормам и правилам ведения диалога

Аналити-ческая беседа

Главы 6-7;  индии-видуаль-ные задания

28

Гринёв и Швабрин. Сравнительная характеристика . Швабрин - антигерой  

Проблем-ные задания

Знать: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов.

Уметь: сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать свое отношение к поступкам героев; выявлять авторскую пози-
цию (П).

Продуктивный уровень: К., СП.

Сообщение:

– Роль пейзажа
и интерьера
в художест-венном тексте;

– Роль эпиграфа в повести
(Т).

Продуктивный уровень: К., СП.

Владение основными видами публичных выступлений; следование этическим нормам и правилам ведения диалога

Поиск нужной информа-ции в тексте

Раскрыть роль эпигра-фов 6, 7 главам; составить словарик устарев-ших слов с неяс-ным значени-ем.

29

Гуманизм и историзм Пушкина. Особенности композиции.

Самостоя-тельное планирова-ние и проведение исследо-вания

Знать: истори-
ческие сведения о Пугачёвском восстании; со-
держание изу-
чаемого произ-
ведения, его
проблематику.

Уметь: харак-
теризовать осо- бенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию
и свое отношение к прочитанному (П).

Продуктивный уровень: К., СП.

Рассуждения::

– Почему сложились особые отношения у Гринёва и Пугачёва?

– «Зеркальные» сцены в романе (Т). Продуктивный уровень: К., СП

Владение
монологи
ческой и диалогической
речью.
умение
развернуто обосновывать суждения, приво- дить доказательства

Исследовательская работа

Главы 8-12; эпизоды с Пугачё-вым; сопоста-вить его портреты в разных главах; индиви-дуальные задания

30

Особенности композиции. Значение образа Савельича.

Работа с книгой

Знать: содержание изучаемых глав в тексте;
систему худо-
жественных образов повести.

Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по вопросам; давать характеристику героям (П).

Продуктивный уровень: К., СП.

Письменный ответ «Как и почему изменилось отношение Гринёва к своему пребыва-нию в крепости?» (Т).

Продуктивный уровень: К., СП.

Владение основными видами публичных выступлений Следование этическим нормам и правилам ведения диалога

Аналити-ческая беседа

Главы 8 и 14, кр. пересказ; хар-ка Маши Мироно-вой

31

Маша Миронова - нравственная красота героини.

Просмотр фрагмента
из х/ф «Капитан-ская
дочка»

Знать: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов.

Уметь: владеть различными видами пересказа; строить устные
и письменные высказывания; выражать свое отношение к поступкам  героев; участвовать
в диалогах (П).

Продуктивный уровень: К., СП.

Инсценировка отрывков
из романа.

Уметь: найти
в тексте «зеркальные сцены» (Т).

Продуктивный уровень: К., СП.

Владение монологической и диалогической речью. Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал

Аналити-ческая
беседа

Стр. 218-219

32

Различие авторской позиции в «Капитан-ской дочке» и «Истории Пугачёва» 

Проблемное изложение. Использование истории-ческого материала о Пугачевс-ком восстании

Знать: содержание изучаемого материала; позицию автора к проблеме народного восстания.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа (П).

Продуктивный уровень: К., СП.

Сообщение
(группам):

– Тема дороги в повести «Капитанская дочка»;

– Проблема милосердия в повести;

– Тема русского бунта (Т).

Продуктивный

Обобще-ние  и системати-зация  материалапо образу Пугачева

Стр.212-215

33

Фольклорные мотивы в романе. Подготовка к домашнему сочинению.

Организа-ция сов-местной учебной деятельно-сти

Знать: содержание и проблематику повести (П).

Уметь: глубоко анализировать художественный текст (П); сопо-ставлять эпизоды и сравнивать поступки и характеры героев; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Ваше отноше-ние к статье
М. Цветаевой «Пушкин
и Пугачев»
(рассуждение):

– Роль эпиграфа в повести;

– «Честь» – как «внутреннее нравственное достоинство человека» или отжившее  дворянское понятие?

Отделение основной информации от второстепенной. владение основными видами публичных выступлений

Самостоя-тельная оценка основных понятий и проблем, поднятых автором в повести,
путем сравнения и сопостав-ления

План сочине-ния, при-мерные темы

34р/р

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба»  в идейном содержании произведения

Знать: содержание и проблематику изучаемого произведения.

Уметь: владеть различными видами пере-сказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию

Продуктивный уровень: К., СП.

Уметь рассуждать о проблеме «человек и судьба»; видеть соотношение случайного и закономерного

Знать функцию эпиграфа

Продуктивный уровень: К., СП.

Свободная
работа с текстом художественного
произведения

Использование различных видов чтения. Владение монологической и диалогической речью

Беседа

Инд. (о Лермон-тове)

35-36

1.М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам, воплощение этих тем в его твор-честве.

2.Поэма. Романтический герой, романтическая поэма (начальные представления)

Лекция, беседа; работа с книгой

Знать: основные факты жизни
и творчества
М. Ю. Лермон-
това.

Уметь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки;

Рассуждения:

– Сравнение как основной композицион-ный прием в стихотворениях поэта (Т).

Продуктивный уровень: К., Л.С

Осознанное и беглое чтение текстов различ-ных стилей
и жанров.
проведение информационно-смыслового анализа текста

Чтение наизусть

Стр.230-232, статья; стихи наизусть (на вы-бор)

37

«Мцыри». – поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обще-стве

Лекция, беседа; работа с книгой

Знать: содержание изучаемого произведения.

Уметь: анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета, компо-зиции, роль ИВС; выразительно читать стихо-творения
(П).

Продуктивный уровень: К., СП.

Пейзажи Кавказа (материал с уроков ИЗО) в произведениях Лермонтова

Способность передавать содержание прочитанного текста в развер-нутом виде.

Владение моноло-гической и диалогической речью

Знание текста

Индиви-дуальные задания

38

Мцыри как романтический герой. Свободный, мятежный дух героя

Организа-ция совместной учебной деятель-ности

Знать: содержание изучаемого произведения; оценку образа Мцыри В. Г. Белинским.

Уметь: анализиро-
вать поэтические произведения; выделять смысловые части художественного текста; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств
(П).

Продуктивный уровень: К., СП.

Рассуждения:

– Что узнал
о жизни и о себе Мцыри за три дня скитания?

– Смысл, заключенный в эпиграфе (Т).

Продуктивный уровень: К., СП

Умение развер-нуто обосновывать
суждения, давать оценку поступкам героев. приво-дить доказа-тельства, исполь-зуя цитатный материал

Анализ поэтичес-кого текста в единстве формы и содержа-ния, уме-ние пись-менно вы-сказывать-ся на пред-ложенную тему

Цитатный план; подго-товить вырази-тельное чтение наизусть отрывка из поэмы

39,40

1.Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.

2.Романтически-условный историзм поэмы.

Проблем-ные задания

Знать: содержание поэмы; наизусть отрывок.

Уметь: делать выводы в резуль-тате  анализа текста, фрагмента; характеризовать роль изобрази-тельно-вырази-тельных средств, находить их в тексте; вырази-тельно читать фрагменты, в том числе наизусть.

Продуктивный уровень: К., СП

Комплексный анализ; иссле-
дование фрагмента текста. Рассуждение

– Истоки трагедии «Мцыри»

Умение перефра-
зировать мысль.

использование различ-ных видов чтения.

выбор и использование выразительных средств языка

Характе-
ристика Мцыри; замысел автора; выявление  способов раскрытия образа главного героя; определе-ние  осо-бенностей поэмы как романтического про-изведения

Стр. 255-259, статья; вопросы на стр. 258

41 р/р

Подготовка к сочинению по поэме «Мцыри».

Организа-ция совме-стной учеб-ной деяте-льности

Знать: образную природу словес-ного искусства; художественную трактовку образа (П).

Уметь: владеть различными видами пересказа; строить устные
и письменные высказывания
в связи с подго-товкой к сочине-нию (П).

Темы:

– Чем меня привлекает Мцыри?

– Подвиг ради свободы (Т)

Умение развер-нуто обосновывать суждения, приво-дить доказатель-ства, используя цитатный мате-риал; поиск нужной инфор-мации по задан-ной теме в источниках различного типа

Рабочие материалы к обсуж-даемым темам

Чистовик сочине-ния

42

Н. В. Гоголь. Его отношение к исто-рии, исторической теме в художест-венном произведении Комедия «Ревизор». История создания и постановки комедии.

Лекция, беседа; работа с книгой

Знать: особенности драматического произведения; литературного жанра; определение понятия «комедия» (П).

Уметь: составлять тезисы к лекции; определять роль и жанр литературного произведения; выразительно читать фрагменты по ролям; владеть различными видами пересказа.

Продуктивный уровень: К., СП.

Характеристика действующих лиц комедии, устное рисование

Использование различных видов
чтения.

владение моноло-гической
и диалогической речью

Особенно-сти драма-тического произведе-ния

Стр.260-265, статья

43

44-45

«Ревизор» - комедия «со злостью и солью». Поворот русской драматургии к социальной теме

1.Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор»

2.Разоблачение нравственных и социальных пороков человечества в комедии «Ревизор».

Организа-ция сов-местной учебной деятельно-сти

Самостоятельное плани
рование и проведение исследо-вания

Знать: основы сценического поведения; содержание комедии.

Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать
в диалоге по прочитанному произведению; выразительно читать фрагменты комедии; выражать свое отношение к прочитанному
(П).
Продуктив-ный уровень К.СП.Р

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Первые сценические опыты.

«Сыграть»
(объяснить) поведение своего персонажа (Т)

Знать: основы сценического поведения; содержание комедии.

Уметь: вырази-тельно читать фрагменты, пере

воплощаться в героев; характе-ризовать осо-бенности сю-жета, компози-ции, роль изо-бразительно-выразительных средств в созда-нии образов; владеть различ-ными видами пересказа (П).

Продуктивный уровень: К., СП., Р.

Владение основными видами публичных выступлений.

умение обосновы-вать суждения, приводить цитатный материал

Владение основными видами
публичных

выступлений. умение обоснова-нно приводить доказательства при помощи цитатного материала

Подготовить инсценировку
из эпизодов;
словесный портрет Хлестакова (Т)

Знание текста

Совершен-ствование умений анализиро-вать драмати-ческие произведе-ния

Характе-ристики действующих лиц; выраз. чт. по ролям

1.стр. 354-355, вопросы 1-7

2.Хар-ка Хлеста-кова

46

Хлестаков и «миражная интрига».

Проблем-ные задания

Знать: содер-
жание действий; позицию автора по отношению
к каждому
из героев.

Уметь: строить устные и письменные выска зывания в связи с изучением произведения; участвовать в диалоге по содержанию и сопоставлению характеров; аргументированно отстаивать свою точку зрения; писать отзывы о прочитанном.

Продуктивный уровень: К., СП.

Индивидуаль-ное задание «Сценическая история коме-дии Н. В. Гоголя “Ревизор”».

Рассуждение:

– Соответствует ли образ Хлестакова в кино образу, созданному писателем? (Т)

Умение перефра-
зировать мысль.

владение монологической и диалогической речью. Поиск нужной информа-ции по заданной теме в источниках различного
типа

Совершен-ствование умений анализиро-вать драмати-ческие произведе-ния

Вопросы 8-9, стр.357, повто-рить термины компози-ционных элемен-тов

47

Хлестаковщина как общественное явление

Аналити-ческая беседа; работа с книгой

Знать: содержание статьи Белинского о комедии «Реви-зор»; определение понятия «хлестаковщина».

Уметь: составлять тезисы к статье;
обобщать изучен-ное по характерам героев; выражать  свое отношение к прочитанному; сопоставлять эпизоды и сцены комедии; сравнивать героев; строить устные и письменные высказывания (П).

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Выписать из текста комедии выражения, ставшие крылатыми.

Сообщения:

– Трактовка образа Хлестакова различными актерами;

– Белинский
о Городничем
(Т)

Умение развер-нуто обосновывать суждения, приво-дить доказатель-ства, используя

цитатный материал. владение основными видами публичных выступлений

Систематизация  и обобщение  изученного
о героях комедии

Сообще-ния «Роль гротеска в коме-дии», «Образ Петербурга в коме-дии»

48

Новизна финала, немой сцены, своеоб-разие действия пьесы «от начала до конца вытекает из харак-теров»

Проблем-ные задания

Знать: содержание комедии, статьи Белинского; пути и приемы раскрытия образов комедии.

Уметь: правильно и быстро подбирать нужный вариант ответа; обобщать изучен-ное по характерам героев; выражать
свое отношение
к прочитанному; пользоваться нуж- ными цитатами из текста; писать отзывы о героях
(П).

Продуктивный уровень: К., Р., СП.

Домашнее сочинение.

Темы:

1. Случаен ли самообман чиновников?

2. Почему такой ничтожный человек, как Хлестаков, мог показаться чиновникам ревизором?

3. Что бы мог рассказать
Хлестаков
сослужив цам о пребывании в уездном
городе? (Т)

Поиск нужной информации в источниках различного типа; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации

Тестирова-ние

Читать повесть «Ши-нель», стр. 358-391

49-50

1.Н. В. Гоголь
«Шинель» - образ «маленького» чело-века в литературе. Шинель как послед-няя надежда согреть-ся в холодном мире.

2.Тщетность мечты Башмачкина.

Петербург как сим-вол вечного адского холода.

Аналити-ческая беседа; работа
с текстом

Знать: содержание повести, ее тему и идею.

Уметь: понимать, в чем состоит новаторство Гоголя в развитии темы «маленького чело-
века»

Уметь: самостоятельно проводить исследование художественно-го  своеобразия произведения

Владение монологической и диалогической речью.

выразительное чтение

Новатор-ство
Н. Гоголя в развитии
темы «мале-нького
человека»

Сообще-ние о Салтыко-ве-Щедрине (инд)

51-52

1.М. Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «История одного города» - сатира на современные писателю порядки.

2.Гротескные образы градоначальников. Пародия на официа-льные исторические сочинения

Аналити-ческая беседа; работа с текстом

Знать: понятие «сатира»; особенности художественного мира
М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Уметь: анали-
зировать художественное произведение

Уметь: находить в тексте произведения отражение исторической эпохи

Владение навыками анализа текста, монологи-ческой и диалогической речью

Понятие «сатира»

Стр. 15-26, вопросы

53

Н. С. Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Нравственные проблемы рассказа

Аналити-ческая беседа; работа
с текстом

Знать: особен-
ности художест-венного мира
Н. С. Лескова; содержание рассказа «Старый гений».

Уметь: анализировать текст произве-дения, чувствовать мысли автора

Уметь: почувствовать грусть писателя относительно судьбы русского народа

Свободная работа с текстами художественных произведений

Особенно-сти куль-турного мира Н. С. Лескова

Рассуждение «Кто виноват в страдани-ях ста-рушки?»

Прочи-тать рассказ «После бала», стр. 27-40

54-55

1.Л. Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. 2.Рассказ «После бала» - противоречие между сословиями и внутри сословий

Лекция, беседа; работа с книгой

Знать: основ-
ные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толс-
того; содержа-
ние рассказа.

Уметь: вос-
принимать
и анализировать художествен-
ный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план

Интеграция
с уроками рус-
ского языка.

Наблюдать: роль речевых повторов, эпитетов, однородных членов предложений
(Т)

Способность передавать содержание прочитанного текста.

владение монологической и диалогической речью

1.Стр.40, вопросы 1-7; подгото-вить ха-рактеристику ге-роев

2.Доделать таблицу, вопросы 8-9, стр.40

56

Рассказ «После бала».Контраст как средство раскрытия конфликта. . Психо-логизм рассказа

Организа-ция совместной учебной деятель-ности

Знать: содержание изучаемого произведения; прием «контраста».

Уметь: нахо-
дить при анализе
текста
изобразительно-выразительные средства; сопо-ставлять эпизоды рассказа; владеть различными
видами пересказа; участвовать
в диалоге (П).

Продуктивный уровень: К., СП.

Размышление:

– История названия одного рассказа.

Сравнение героев по плану сравнительной характерис-
тики (Т)

Владение основными видами публичных выступлений.

следование

этическим нормам и правилам ведения диалога

Сравнение героев по плану

Стр. 41, задания 1-2

57

Л. Н. Толстой. «После бала». Мечта о воссоединении дворянства и народа

Аналити-ческая беседа; проблем-ные задачи

Знать: содержание рассказа;
приемы анализа текста.

Уметь: сопо-ставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа (П).

Продуктивный уровень: ЦО.

Мини-сочинение.

Темы:

– Полковник
на балу и после бала;

– Письмо Ивана Васильевича Вареньке;

– Страничка из дневника Ивана Васильевича «Утро, изменившее мою жизнь» (Т)

Владение основными видами публичных выступлений.

поиск нужной информации по заданной теме

Проблем-ное изложение

Подготовка к сочине-нию

58 р/р

Учимся стилизации. (сочинение по рассказу «После бала»).

Самостоя-тельное планиро-вание и проведение исследо-вания

Уметь: писать сочинение на основе и по мотивам литературного произведения, в том числе в форме стилизации.

Владение навыком создания собствен-ного текста и его редактирования

Сочинение

Стр.41-44. Выраз. чт. наизусть

59-61

Поэзия родной природы . Состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике.

Проблем-ные задания

Уметь: выразительно читать стихотворение, видеть роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идеи произведения, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста.

Творческий уровень: К., ЛС.

Знать стихотворения
А. С. Пушкина,
М. Ю. Лермонтова,
Ф. И. Тютчева,
А. А. Фета, А. Н. Май-
кова о природе.

Умение выразительно читать произведение, развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

умение вступать в речевое общение

Чтение наизусть

Стр.45-58, вопросы

62, вн\чт 63, 64

1.А. П. Чехов. Трилогия «Человек в футляре».

2.Рассказ «Олюбви» как история об упущенном счастье.

3.Психологизм рассказа «О любви».

Лекция; рассказ, беседа; работа с книгой

Знать: основные события жизни писателя; особенности художественного мира писателя; содержание трилогии.

Уметь: указывать главную проблему трилогии; анализировать художественное произведение

Уметь: находить художествен-ную деталь
и объяснять ее значение; понимать подтекст чеховской прозы

Выбор и использование выразительных средств языка. владение монологической и диалогической речью

Проблем-ное изложение

1.Читать трилогию Чехова

2.Стр.67-75

3.мини-сочине-ние

Из русской литературы 20 века (26ч +1ч – р/р   )

65-66

1.И. А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. 2.Повествование  о любви в различных её состояниях и жизненных ситуа-циях в рассказе «Кавказ».

Проблем-ные задания

Знать: основ-
ные факты жизни и творческого пути И. А. Бу-
нина (Р);
содержание
рассказа (П).

Уметь: анализировать художественный текст (П); сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев
(П); выражать свое отношение к прочитанному
(П).

Продуктивный уровень: ЦО.

Рассуждения:

– Почему  у Чехова и Бунина ситуации схожи, а формы разрешения различны? (Т)

– Почему герой Бунина в финале погибает?
(Т)

Владение монологической и диалогической речью.

выбор и использование выразительных средств языка

Выявить Своеобра-зие
подхода писателя к теме любви

Стр.59-66

67-68

1.А. И. Куприн. Краткий рассказ о писателе. 2.Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья
в семье в рассказе «Куст сирени».

Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой

Знать: основ-
ные факты
жизни и твор-
ческого пути
А. И. Куприна;
содержание
рассказа.

Уметь: анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа; формулировать тему, идею, проблему произ- ведения; выражать свое отношение к героям рассказа (П).

Продуктивный уровень: ЦО.

Сопоставление героев Тургенева, Чехова и Куприна; мини-сочинение
«О любви» (Т)

Владение монологической
и диалогической речью.

поиск нужной информации по заданной теме

Выявить нравствен-ные проблемы рассказа «Куст
сирени»

(инд) о Блоке

69-70

1.А. А. Блок. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

2. Историческая тема в стихотворении «Россия». Его современное звучание и смысл.

Комменти-рованное чтение

Знать: основные факты жизни и творчества поэта (Р).

Уметь: определять род и жанр литературного произведения
(П); формулировать тему, идею, проблематику произведения
(П); выразительно читать произведения (П).

Продуктивный уровень: К., СП.

Знать: отрывок наизусть
(Т).

Размышление:

– Герои Куликовской битвы – в боях за Родину (Т)

Осознанное и беглое чтение текста различных стилей и жанров

Наизусть отрывок

1.Стр.88-95, вопросы

2.выраз. чтение

71-72

С.А.Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачёв» - поэма на историческую тему. 2.Сопоставление образа предводителя восстания в  фольклоре и произве-дениях классиков

Комменти-рованное чтение

Знать: основные факты жизни и творчества поэта (Р).

Уметь: определять род и жанр лите-ратурного произ-ведения
(П); формулировать тему, идею, проблематику произведения
(П); выразительно читать произве-дения (П).

Продуктивный уровень: К., С

Знать: отрывок наизусть
(Т).

Осознанное и беглое чтение текста различных стилей и жанров

Отрывок наизусть

1.Стр.96-107

2.вопро-сы (на выбор)

73

И.С.Шмелёв Краткий рассказ о  писателе. Рассказ о пути к творчеству - «Как я стал писателем».

Комменти-рованное чтение

Знать: основные факты жизни и творчества писателя (Р).

Уметь: определять род и жанр литературного произведения
(П);

Уметь: находить художественную деталь
и объяснять ее значение; понимать текст прозы

Комменти-рованное чтение

Стр.114-125

74

Журнал «Сатирикон» (О.Дымов, А.Авер-ченко, Тэффи). Сатирическое изо-бражение истори-ческих событий

Комменти-рованное чтение, беседа

Знать: основные факты жизни и творчества писателей (Р).

Уметь: определять род и жанр литературного произведения
(П);

Уметь: находить в тексте произ-ведения отра-жение истори-ческой эпохи

Уметь: находить художественную деталь
и объяснять ее значение; пони-мать текст прозы

Комменти-рованное чтение, опрос

Стр.125-135

75

М.Зощенко «История болезни», «Тэффи «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Комменти-рованное чтение, беседа

Знать: основные факты жизни и творчества писателей (Р).

Уметь: определять род и жанр литературного произведения
(П);

Уметь: находить художественную деталь
и объяснять ее значение; понимать подтекст прозы

Комменти-рованное чтение, опрос

Стр.108-114

76

М.А.Осоргин. Краткий рассказ о писателе.  «Пенсне» - сочетание фантас-тики и реальности в рассказе

Комменти-рованное чтение, беседа

Уметь: определять род и жанр литературного произведения
(П); формули-ровать тему, идею, проблематику произведения
(П); выразительно читать произве-дения (П).

Продуктивный уровень: К., С

Уметь: находить в тексте произведения отражение исторической эпохи

Уметь: находить художественную деталь
и объяснять ее значение; понимать текст прозы

Комменти-рованное чтение, опрос

Подгото-вить сообще-ние о Твардов-ском

77

А. Т. Твардовский. Краткий рассказ о писателе. Поэма «Василий Тёркин» - поэтическая энциклопедия Великой Отечествен-ной войны

Лекция, беседа; работа с книгой

Знать: образную природу словес-ного искусства; содержание изу-чаемого произве-дения.

Уметь: определять род и жанр лите-ратурного произ-ведения
(П); формулиро-вать тему, идею, проблематику изучаемого произ-ведения; дать характеристику героев (П).

Продуктивный уровень: К., СП.

Составление плана статьи «Как был написан “Василий Тёркин”».

Сообщение:

– Пушкинские традиции в поэме «Василий Тёркин» (Т)

Поиск нужной информации по заданной теме.

использование различных видов
чтения

Составле-ние плана статьи

Стр.161, вопросы 1-5

78-79

1.Новаторский характер Василия Тёркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны

2. Поэма «Василий Тёркин». Реалис-тическая правда о войне в поэме. Юмор.  Язык поэмы. Композиция поэмы

Организа-ция совместной учебной деятель-ности

Знать: содержание изучаемых глав; образную природу словесного искусства
(П).

Уметь: характе-ризовать особен-ности сюжета, композиции, роль изобразительно-вырази-тельных средств
(П); выявлять авторскую пози-цию; выражать свое отношение
к прочитанному
(П).

Размышления:

– Картина фронтового быта;

– Сочетание юмора и пате-тики;

– Роль художе-ственных изо-бразительных средств (Т)

Поиск нужной информации по заданной теме.

владение основными видами публичных выступлений

Устные рассужде-ния по заданной теме

Стр.161-162, вопросы 6-10

80

Восприятие поэмы читателями-фронто-виками. Оценка поэмы в литератур-ной критике

Организа-ция совместной учебной
деятель-
ности

Знать: образную природу словес-ного искусства
(П).

Уметь: анализи-ровать художест-венный текст; давать характе-ристику герою (П); характеризовать особенности сюжета, компози-ции, роль ИВС; выражать свое отношение
к прочитанному
(П); участвовать в диалоге.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Чтение наизусть отрывка из поэмы
А. Т. Твардов-ского «Василий Тёркин».

Размышление:

– «А был он лишь солдат»
(Т).

Мини-сочинение «Ради жизни на земле»
(Т)

Владение монологической и диалогической речью.

выбор и использование выразительных средств языка

Чтение наизусть отрывка из поэмы

Стр. 163, задания 1-4, подгото-виться к сочине-нию

81р/р

Сочинение по поэме «Василий Тёркин»

Самостоя-тельное планирова-ние и проведение исследова-ния

Уметь: писать сочинение на основе и по мотивам лите-ратурного произведения, в том числе в форме стили-зации

Владение навыком создания собственного текста и его редактирования

Сочинение

82-84

1.А. Платонов. Краткий рассказ о писателе.

2.Рассказ «Возвраще-ние» - утверждение доброты, сострада-ния, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны.

3.Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Проблем-ные задания

Уметь: вырази-тельно читать произведение; анализировать текст (П); формулировать тему, идею, проблематику (П); выражать свою точку зрения (П).

Уметь: участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою (Т)

Владение монологической и диалогической речью.

умение вступать в речевое общение, участие в диалоге, диспуте

Анализ художест-венного текста, характерис

тика

героев

1. читать рассказ «Возвра-щение

2. ответы на вопросы 3.Подго-товить стихи о ВОв

85-86

1.Стихи и песни о Великой Отечест-венной войне 1941-1945 годов. 2.Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Призывно-воодушевляющий характер песен.

Самостоя-тельное планиро-
вание и проведение исследова-ния

Знать: поэтов
военного вре-
мени и их твор-чество; знать стихи наизусть.

Уметь: выразительно читать произве-дения, в том числе
наизусть; соблюдать нормы литературного произношения (П); владеть различ-ными видами пересказа; участ-вовать в диалоге по прочитанным произведениям (П).

Продуктивный уровень: К.,
ЦО., Р.

Составить
литературную композицию по стихам о ВОВ (Т).

Составление мультилите-ратурного проекта (Т)

Владение монологической и диалогической речью

умение вступать в речевое общение, участвовать
в диалоге,
диспуте.

осознанное и беглое чтение текстов различных стилей
и жанров

Совершен-ствование навыки выразите-льного чтения

1.Выу-чить стихотво-рение

2.инд. о Астафь-еве

87-89

1.В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет» -  автобиографический характер рассказа

2.Отражение военного времени, мечта и реальность военного детства в рассказе

3.Дружеская атмо-сфера, объединяю-щая жителей деревни в рассказе В.П.Аста-фьева

Органи-зация совместной учебной деятель-ности

Знать: основные факты жизни и творчества писа-теля; содержание рассказа.

Уметь: воспринимать и анализировать художественное произведение (П); выделять и форму-
лировать тему, идею, проблема-тику изучаемого произведения
(П); владеть различными видами пересказа.

Продуктивный уровень: К., СП.

Рассуждения:

– Роль бабушки в жизни писателя.

– Сопоставле-ние с образом бабушки в творчестве М. Горького (Т).

– Образ
учителя

Осознанное и беглое чтение текстов различ-ных стилей и жанров.

 проведение информационно-смыслового анализа текста

Совершен-ствование навыка анализа художест-венного произведе-ния

1.план характе-ристики героя

2.индив. задания

3.Стр.221-230, наизусть (на выбор)

90-91

1.Русские поэты о Родине, родной природе.

2.Поэты Русского Зарубежья об оставленной Родине.

Чтение и анализ стихов

Знать: образную природу словесного искусства
(П).

Уметь: определять род и жанр литера-турного произве-дения; вырази-тельно читать стихи, в том числе выученные наизусть; строить устные и письмен-ные высказывания в связи с изучен-ными произведе-ниями; участво-вать  в диалоге по
прочитанным произведениям (П).

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Рассуждения:

– «…Отчизне посвятим
души прекрасные порывы

– «Мне трудно без России» (Т).

Осознанное и беглое чтение текста
различных стилей и жанров.

проведение информационно-смыслового анализа текста

Работа с понятием «граждан-ская поэзия»

Оформ-ление работы

Из зарубежной литературы (10ч   )

92-93

1.В. Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта».

2.Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – сим-вол любви и жерт-венности.

Лекция, беседа; работа с книгой

Знать: основные факты жизни
и творчества

В. Шекспира;
содержание
трагедии «Ромео
и Джульетта»
(П).
 

Уметь: воспринимать и анализировать художественное произведение; определять род и жанр литератур-ного произведе-ния; характери-зовать особен-ности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств
(П).
 

Продуктивный уровень: К., СП.

Интегрирован-ный урок литературы и английского языка.

Монолог Ромео и Джульетты на английском языке.

Сообщения учащихся:

– В. Шекспир – представитель

эпохи Возрождения;

– Поэтические переводы Шекспира (Т)

Поиск нужной информации по заданной теме.

Использование различных видов
чтения

Сообще-ния учащихся

Стр.235-252, вопросы

Чтение текста трагедии

94

«Ромео и Джульетта»
«Вечные проблемы» в творчестве Шекспира

Лекция, беседа; работа с книгой

Знать: содержание пьесы; образную природу словесного искусства (П).

Уметь: выразительно читать текст по сценам; сопо-ставлять сцены
(на балконе и сцена 3 акта) (П);
строить устные
и письменные
ответы; участвовать в диалоге по прочитанному произведению (П).

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Размышления:

– Как природа раскрывает чувства героев?

– Почему пьесу Шекспира можно назвать гимном любви?
(Т).

Сочинение на тему «Герой
трагедии, о котором мне хотелось бы рассказать»

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной  целью.

извлечение необходимой информации из источников.

владение основными видами публичных выступлений

Вырази-тельное чтение текста по сценам

Чтение сонетов

95

Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы

Работа с книгой

Знать: содержание сонетов; образную природу словесного искусства (П).

Уметь: выразительно читать текст (П).

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной  целью.

извлечение необходимой информации из источников.

Вырази-тельное чтение текста

Стр.327-372, чтение отрывка  из романа

96-98

1.Слово о Ж.-Б. Мольере. Комедия «Мещанин во дворянстве» –сатира на дворянство и невежественных буржуа.

2.Особенности классицизма в комедии. Народные источники смеха Мольера. 3.Общечеловеческий смысл комедии «Мещанин во дворянстве»

Лекция, беседа; работа с книгой

Знать: содержание пьесы, черты классицизма.

Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения. Продуктивный уровень: К., ЦО

Уметь: самостоятельно делать выводы, анализировать конфликт комедии.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Владение монологической и диалогической речью

Особен-ности классицис-тической драматур-гии

1.Индиви-дуальное задание «Из исто-рии соз-дания  комедии»

2.Пись-менный ответ на вопрос «В  чём я вижу бессмер-тие моль-еровских персона-жей?»

3. инд. о Свифте

99

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера» -  сатира на государственное устройство и общество

Рассказ учителя; работа с книгой; ознако-мительная
беседа

Знать: об основных этапах жизни и творчества
Д.Свифта

иметь представ-ление о темах и проблемах романа «Путешествия Гулливера».

Уметь: формулировать свою позицию относительно прочитанного

Уметь сопо-ставлять сходные по тематике произведения русской и зарубежной литературы

Уметь сопо-ставлять сходные по тематике произведения русской и зарубежной литературы

Художест-венный пересказ, беседа по вопросам

(инд) о Скотте

100, 101

1.ВальтераСкотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго» - исторический роман. Главные герои и события

2.Средневековая Англия в романе. История, изображённая «домашним образом»: сквозь призму домашнего быта, обстановки.

Рассказ учителя; работа с книгой; ознако-мительная
беседа

Знать: об основных этапах жизни и творчества
В. Скотта.

иметь представ-ление о темах и проблемах романа «Айвенго».

Уметь: формулировать свою позицию относительно прочитанного

Уметь сопо-ставлять сходные по тематике произведения русской и зарубежной литературы

Уметь сопо-ставлять сходные по тематике произведения русской и зарубежной литературы

Сопостав-ление сходных по тематике произведе-ний

Подгото-виться к зачётно-му занятию

102

Обобщающий урок по литературе за курс 8 класса

Проблем-ные задания

Знать: изученные теоретико-литературные понятия.

Уметь: анализировать художественный текст
(формулировать тему, идею, проблематику, давать характе-ристику героев, характеризовать особенности сюжета, компо-зиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию)

Проведение информационно-
смыслового анализа
текста

Литерату-роведчес-кие знания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....