Басня как литературный жанр.
презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме

Урок литературы в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basnya_kak_literat_zhanr.rar996.9 КБ

Подписи к слайдам:

Басня как эпический жанр
- краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера
Назначение басен
«Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: как устроен мир? и как должен вести себя в этом мире человек? На первый вопрос он ответил мифом. На второй вопрос – басней» (М.Л.Гаспаров «Басни Эзопа»)
Эзоп
часто родители и взрослые, окружающие вас, читают вам нравоучения. Нравится ли это вам? Помогают ли исправить ситуацию эти нравоучения? Легендарный баснописец Эзоп, живший в Древней Греции еще в 440 году до н.э. предложил делать это в другой форме. По его словам, вовсе не нужно в скучной тираде описывать человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком живом рассказе – прозаическом или стихотворном - басне.
Эзоп «Лисица и виноград»
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!»Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что силы нет, а винят в этом обстоятельства.
Жан де Лафонтен (1621-1695)
Лисица и виноградЛис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят),Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкойВиноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться,Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен –Пусть им кормится всякий сброд!»Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?
И.А. Крылов Лисица и виноград
Голодная кума Лиса залезла в сад; В нём кисти винограду рделись. У кумушки глаза и зубы загорелись, А кисти сочные, как яхонты горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним не зайдёт, Хоть видит око, Да зуб неймёт.Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!На взгляд-то он хорош, Да зелен - ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьёшь».
Общие особенности жанра басни
Общая тема, общий герой, ЛисицаБасня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людейВ басне высмеиваются людские порокиБасня имеет поучение, мораль
Различия
Басня Эзопа написана в виде небольшого поучительного рассказа, притчи. Она содержит мораль.
Жан де Лафонтен (1621-1695)
Басня Лафонтена более развернутая: действие переносится во Францию (лис-гасконец, лис-нормандец); желание Лиса достать виноград усилено тем, что он умирал с голоду; виноград описан заманчивым, притягательным для Лиса. Лафонтен расширяет объ­яснение отказа Лиса дотянуться до винограда: «Пусть им кормится всякий сброд». Мораль у французского баснописца другая: он оп­равдывает слова Лиса.
И.А. Крылов
Басня Крылова еще более развернута. Басня напоминает русскую сказку, в ней действует «кума Лиса», употреблены простонародные и устаревшие слова: «кумушка», «яхонты» (рубины), «отколь», «око», «неймет», «попусту». Действия Лисы даны подробно. Прямой морали не выведено, она содержится в русской пословице «Хоть видит око, да зуб неймет», которую Крылов иллюстрирует своей басней.
(Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Басня состоит из вступления, описания событий и морали.)
«Словарь литературоведческих терминов».С жанром басни связаны некоторые слова и словосочетания: аллегория, эзопов язык, мораль.
Аллегория (греч.)
— один из видов тропов - иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. Черты и признаки этого образа вызывают то представление о нём, которое хочет создать писатель.Аллегория часто применяется в баснях, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность - в обличий волка, коварство - в виде змеи и т. д.
Эзопов язык -
Речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого смысла
Мораль (лат.)
- логический, поучительный вывод из чего-нибудь
Прочитать:
«Кукушка и петух»«Свинья под дубом»«Волк и ягнёнок»«Волк на псарне»«Лебедь, Щука и Рак»«Слон и Моська» и ещё 2 любые

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект"Басня как литературный жанр ",6класс.Классный час"Начи своё сердце добру"

Работа проводилась с учащимися 6 класса.Использовались материалы,исследованные учащимися по данной теме.Работа велась в группах.Дети занимались увлеченно,им было интересно узн...

"Басня как литературный жанр" Проверочная работа по литературе. 5 класс

Материалы проверочной работы помогут учителю выявить уровень усвоения пятиклассниками таких понятий, как жанр басни, рассказ и мораль в басне, аллегория, эзопов язык, др....

Басня – древний литературный жанр. Творчество И.А. Крылова

Продолжение знакомства с басней, углубление понятия...

Методическая разработка темы "О басне как литературном жанре".

Методическая разработка темы "О басне как литературном жанре".Материалы работы могут быть использованы  на уроках литературы и во  внеклассной работе....

Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Цели урока: Обучающие: - расширить представления учащихся о ...

Открытый урок по теме "Басня как литературный жанр"

Презентация поможет провести урок при первом знакомстве с жанром басни....

Басня как литературный жанр. Жанр басни в творчестве И.А. Крылова

Знакомство с истоками басенного жанра, с баснописцами древности Гесиодом, Лафонтеном, Эзопом, с русскими баснописцами   М.В. Ломоносовым, А. П. Сумароковым, В. И. Майковым, И. И. Хемницером,...