"Венок Пушкину"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Клопова Галина Михайловна

Литературно - музыкальная композиция, посвященная А.С. Пушкину. Для 7-11 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Сценарий

(звучит вальс из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» 

Г. Свиридова)

2. Вступительное слово педагога

Слайд№1

Педагог:

Читая книги А. С. Пушкина, мы становимся умнее. Начинаем многое видеть и понимать в жизни, на что раньше не обращали  внимания , многое понимать в окружающем мире.

Радость, страдание, любовь, ненависть он описал прекрасными словами в своих стихотворениях  и прозе. Чудесные стихи открывают нам его благородную душу и сердце. В каждой строчке чувствуется преданная любовь к родной земле, гордость за русский народ. Необыкновенное, проникновенное восхищение родной природой, привязанность к друзьям, к няне, родной речи.

Читая Пушкина, невольно становишься лучше. Его поэзия неисчерпаемый источник, который как в сказке, поит живой водою всех, кто прикоснется к нему.

М.Андреева:

Мы чтить тебя привыкли с детских  лет,

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрешь возлюбленный поэт.

Бессмертен тот, чья муза до конца

Дорогу к красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу.

И все еще горит нам светоч тот,

Все гений твой пути нам освещает;

Чтоб духом мы не пали средь невзгод.

О красоте и правде он вещает.

Вот, почему возлюбленный поэт.

Так дорог нам твой образ благородный;

Вот посему неизгладимый след

Тобой оставлен в памяти народной      

                                               (1880г. Плещеев)

Слайд№2

К. Сосновских

А мне приснился сон,

что Пушкин был спасен

Сергеем Соболевским..

Его любимый друг

С достоинством и блеском

Дуэль расстроил вдруг.

Дуэль не состоялась.

Остались боль и ярость.

Да шум великосветский,

Что так ему постыл..

К несчастью, Соболевский

В тот год в Европах жил.

В.Чащина

А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасен..

Все было очень просто

у Троицкого моста

Он встретил Натали.

Их экипажи встали

Она была в вуали-

В серебряной пыли.

Н вышел поклониться,

Сказать - пускай не ждут.

Могло все измениться

В те несколько минут.

К несчастью. Натали

Была так близорука,

что, не узнав супруга,

Растаяла вдали.

Д. Пахонова

А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасен..

Под дуло пистолета,

Не опуская глаз,

Шагнул вперед Данзас

И заслонил поэта.

И слышал только лес,

Что говорит он другу..

И опускает руку

Несбывшийся Дантес.

К несчастью, пленник чести

Так поступить, не смел.

Остался он на месте.

И выстрел прогремел.

А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасен…

                                (А. Дементьев)

 

Слайд№3

Т. Муринова

Ночь. Мойка. Набережной плиты.

В музейных окнах света нет.

Но там, за ними кабинет.

И в нем хозяин. Не убитый.

Горит заря полоской узкой.

Он у окна стоит живой,

И в даль литературы русской

Глядит с подъятой головой.

                                        (К. Симонов)

Л. Тросницкая

Его произведения востребованы особенно тогда, когда Отчизна переживает нелегкие времена. Правда. Такие периоды у России практически не переводятся. Вот, к примеру, что можно найти у Эдуарда Багрицкого:

..Я Пушкина через Урал пронес,

Я с Пушкиным шатался по окопам,

Покрытый вшами, голодом и бос,

И сердце колотилось безотчетно,

И вольный пламень в сердце закипал.

И в свисте пуль, за песней пулеметной

Я вдохновенно Пушкина читал!

А. Митрофанов

Насколько дорог и близок человеку Пушкин вспоминает Николай Тихонов:

6 июня 1943 года. В день. Когда исполнилось 144 года со дня рождения А.С.Пушкина, в осажденном Ленинграде, на набережной Мойки появились одинокие пешеходы, шедшие а одном направлении. Набережная Мойки была пуста, разбита бомбами и снарядами. Среди камней росла трава. Было так тихо что стук упавшего кирпича в развалинах казался громким.

Обстрел шел в другом районе города и не мешал этим людям, похожим на пилигримов, идти к небольшому, старому дому. Что это был за дом? В нем была квартира Пушкина, куда по традиции в этот день всегда приходили чествовать поэта. Бомба как раз упала во двор этого дома. Стена треснула. Но не упала. В комнатах было пусто. Все вещи из квартиры были эвакуированы. Стоял только  на небольшом  пьедестале бюст поэта. Перед ним говорили речи и читали стихи.

                                                             

Звучит музыка П.И. Чайковского « Времена года»

   Слайд№4                               Обучающиеся читают стихи о временах года

 

Надеина Алиса

Мороз и солнце, день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный,-

Пора, красавица, проснись:

Открой, сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор ты помнишь, вьюга злилась.

На мутном небе мгла носилась;

Луна. Как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела-

А нынче .. погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит:

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит!

Слайд№5

 Щербакова Анна

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей:

Дохнул осенних хлад- дорога промерзает,

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл: сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей.

И страждут озими от бешеной заставы

И будит лай собак

Уснувшие дубравы

Слайд№6

Ждамирова Дарья

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился по полям туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь у двора.

Звучит фонограмма П. И. Чайковского

 

М.Андреева

Не знаю слов таких, не ведаю мелодий,

Чтоб славу Пушкина достойно увенчать.

Он равен каждому, но он один в народе,

И всенародности на нем горит печать.

Вслед за Радищевым искал он путь к свободе,

Зарницами с тех пор слова его горят.

Он создан временем – но нет во всей природе

Предела для него , нет Пушкину преград.

Любили мы других за образ своенравный.

За рифму новую, за тайный смех иль явный.

За гордость возгласа, за полнозвучный звон.

Влюблялись мы в иных по-юношески кратко,

Но наша поутру спадала лихорадка.

Мы любим Пушкина за то, что Пушкин он.

                                                           ( М. Рыльский)

Педагог: 

Горы вечно дороги людям потому, что они одаривают радостью высоты. Той же радостью высоты веет от жизни, личности и поэзии Пушкина. И такой она останется, пока будет звучать русская речь.

Она останется, как горы, и всегда будет сиять людям, вселяя веру в жизнь и в человека..

                                                                                                                             ( К.Кулиев)

      Список использованной литературы и дидактического материала:

  1.    З. В. Климентовская «Уроки поэзии» М. «Просвещение»1980г.
  1.    СД диск. Музыка П.И.Чайковского «Времена года»
  2.    В. С. Рождественский «Читая Пушкина» М. Просвещение 1985г.
  3.    А.С. Пушкин  Том I  Москва. «Худ. Лит»1978г.
  4. Сборник воспоминаний о Пушкине «Венок Пушкину» М.Литература 1978г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Венок - знахарь души в живописи. Цветы в народном венке.

William-Adolphe...  Анна Виноградов...  Анатолий Климен...  Алексей Шалаев ...  Анна Виноградов...  Анна Виноградов...  Анна Полубоярин...  Анна Виноградов... ...

Урок - концерт "Нет, весь я не умру..." (посвященный жизни и творчеству А. С. Пушкина)

«Александр Сергеевич, у вас в запасе вечность!» Интегрированный урок-концерт в 9-м классе Есть имена, как солнце! Имена - как музыка! Как яблони в расцвете! Я говорю о Пушкине: поэте, Действительном в...

Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия, посвященного творчеству А.С. Пушкина «Венок добрых чувств»

Данная методическая разработка сценария внеклассного мероприятия по дисциплине  «Немецкий язык» предназначена для использования преподавателями немецкого языка во всех учебных заведениях, где он ...

Мастер-класс «Я – весь из боли, я – весь из крика…» Петр Яковлевич Потапенко. Человек. Гражданин. Поэт.»

Мастер-класс представляет собой литературно-исследовательский творческий проект "Составление словесного литературного портрета поэта Петра Яковлевича Потапенко". Дидактические цели проекта:1. Сфо...

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма "Венок Пушкину"

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма "Венок Пушкину"...

Конспект литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству А.С. Пушкина "Весь я - память.."

Данная разработка литературно-музыкальной композиции поможет Вам познакомиться с творчеством великого гения - А.С. Пушкина...