РУССКИЙ ДОМ: ЖИЗНЬ И СУДЬБА
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Урок проводится с применением ТРКМЧП. Изучение рассказа В.Распутина "Изба", обобщение материала по данной теме на примере произведений А.Чехова, М.Булгакова, А. Солженицына.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gou.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

                                         МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

урока по русской литературе 1990-2006 гг.

на тему

РУССКИЙ ДОМ: ЖИЗНЬ И СУДЬБА

                                                       

                                                                                          Разработчик: учитель русского языка и

                                                                                   литературы  ГБОУ СОШ 626

                                                                                       г.Москвы

Званской Елены Валентиновны

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Тема: РУССКИЙ ДОМ: ЖИЗНЬ И СУДЬБА.

Класс: 11

Количество часов:2

Цель:


Образовательные:


Ознакомление с рассказом В.Распутина «Изба»

Обобщение материала по теме «Образ дома в творчестве писателей 19 и 20 века»


Развивающие:


Развитие образного, логического критического мышления, речи, памяти.

Развитие умений анализировать, систематизировать, обобщать, выделять главное, сравнивать


Воспитательные:

Привитие любви к родной земле, родному дому,

формирование духовно-нравственного человека

Для русской литературы характерны  ключевые образы, пронизывающие как   творчество одного писателя, так и творчество   многих русских писателей.  Одним из таких  образов является образ дома, который  прочно вошел в творчество таких писателей, как Н.Гоголь, Тургенев, Бунин, Цветаева, Есенин, Шмелев, Солженицын, Булгаков, Распутин.

        На данную тему отводится два урока: первый – систематизация материала по уже изученным произведениям, представляет собой защиту творческих групповых работ по произведениям; второй – анализ рассказа В.Распутана «Изба» и сопоставление с повестью «Прощание с Матерой»                                    

        К первому уроку класс делится на четыре группы, каждой дается автор и произведение и общие вопросы, которые могут по желанию учащихся расширятся. Форму представления работы они выбирают сами: это могут быть презентации, кластеры, органайзеры.

    Задания:

  1. подобрать эпиграф
  2. как показан дом в романе, стиль, порядок, уклад.
  3. Детали, характеризующие образ Дома
  4. Роль описания дома
  5. Выписать синонимы к слову дом
  6. Подобрать цитаты. Отражающие образ Дома
  7. Герои, связанные с образом Дома  

1 группа

Образ дома в творчестве И.Тургенева

2 группа

Образ дома в творчестве А.П.Чехова

3 группа

Образ дома в романе М.Булгакова «Белая гвардия»

4 группа

Образ дома в рассказе А.Солженицына «Матренин двор»

В ходе представления работ учащиеся отмечают  тезисы, что вкладывает каждый автор в понятие «Дом», выделяют общие черты.

        Учащиеся отмечают, что дом – это изображение места действия, средство раскрытия внутреннего мира, внутренний, духовный мир героя. Дом – это  судьба России.

Домашнее задание:

Прочитать рассказ «Изба» В.Распутина и выбрать эпизоды, связанные с образом дома в повести «Прощание с Матерой» и рассказе «Изба»

Второй урок.

 Цель: Сравнить два произведения В.Распутина «Изба» и «Прощание с Матерой».

Основной прием на уроке – заполнение концептуальной таблицы.

Учащимся предлагается выявить линии сравнения, по которым будет проводиться анализ. Затем класс делится на группы, и каждой группе дается задание освятить одну или несколько линий сравнения, обязательно доказав ее примером из текста.

«Прощание с Матерой»

Линии сравнения

«Изба»

Старуха Дарья

«самая старая из старух», «высокая и поджарая,..на своих ногах, владела руками, справляя посильную и все-таки немаленькую работу по хозяйству»

Живет одна, сын Павел с невесткой из города приезжают редко; вместе со всеми жителями Матеры должна оставить свой дом и переехать жить в город


Прощание с родными местами, родным домом


Дом – квартира – изба – жильё – усадьба –хоромы – остров – жизнь – память – судьба - душа

«Извеку почитали в доме трех хозяев – самого, кто главный в семье, русскую печь и самовар»гл.10

 тяжелый сундук – символ оседланной жизни

кухонная утварь, занавески и др


утрата  дома – трагедия для героя, дом – это память, связь с поколениями.

Смерть дома. Дом как живое существо


Сцена прощания Дарьи со своей избой, убирает ее, как покойника, перед смертью гл.20




Лишившись избы, старухи лишились самого дорогого, без чего их жизнь не имеет смысла.

Герои, портрет,

характер,







Судьба








Тематика



Слова синонимы




Образ дома

Детали








Проблематика









Финал произведения



тропы

Старуха Агафья

«высокая, жилистая, с узким лицом и большими пытливыми глазами», «всегда торопясь. Везде поспевая…,умела справлять любую мужицкую работу»


В замужестве прожила два с половиной года; от него осталась дочь Ольга, которая потом спилась.

Жила до затопления в деревне. Затем перебралась вместе со своим домом в поселок.

Становление дома на новом месте, его воскрешение


Изба – жильё – хоромина – двор – душа – песня – избище


Собранная по бревнышку, собственными руками

Русская печка







Воскрешение дома, он главный герой, утрата своего хозяина, продолжении жизни, новое воскрешение




Изба – главный герой, одухотворенность избы. Ее осиротелость. Жизнь избы после смерти Агафьи


Оптимистический финал – воскрешение избы – воскрешение России.  Истинная вера.

олицетворение

В повести  «Пожар» (1985) В.Распутин писал: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. Все четыре одна важней другой. Захромает какая – весь свет внаклон»

Написание синквейнов по ключевым словам.

Домашнее задание: Написать эссе «Мой дом – моя Россия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и судьба М. Ю. Лермонтова

на протяжении нескольких лет я работаю над проблемой "Использование документальных и художественных фильмов на уроках литературы". Мною был создан видеоряд, который я использую на уроках литературы 18...

Жизнь и судьба М.Ю.Лермонтова. Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Нет, я не Байрон», «Молитва» ("Не обвиняй меня, всесильный").

Урок литературы в 9 классе. Цели урока: расширить знания учащихся о судьбе и личности М.Ю.Лермонтова, понять мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова, почувствовать настроение стихотвор...

«Все в жизни по судьбе» (О творчестве Г.Д.Колесниковой)

На современном этапе общество требует воспитания такого человека, такой личности, которое  может осуществить сознательный выбор в жизни, имея активную жизненную позицию. Данное мероприятие очень ...

Презентация "Жизнь и судьба В. Маяковского"

В презентации рассказывается о поэте В. Мяковском. Из урока мы узнаём о биографических сведениях жизни поэта, его стихах, о теме произведений....

Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления. Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя.

Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления.Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя....

А.С. Грибоедов: жизнь и судьба

Короткая презентация к уроку литературы в 9 классе. В качестве сопровождения к презентации хорошо использовать книгу Ю.Тынянова....

Русский Дом: жизнь и судьба - сквозь годы испытаний

Урок литературы в 11 классе. Он показывает, как в русской литературе складывался и развивался мотив Дома. Использованы художественные произведения 19 и 20 веков....