Конспект урока по учебнику Г. Меркина 6 класс по произведению "Тарас Бульба"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, был одобрен комиссией при прохождении курсов повышения квалификации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе по учебнику Г.Меркина
Тема: Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В.Гоголя
Цели:
- выявление значения образов казаков и Тараса Бульбы для понимания ключевой идеи произведения; выявление авторской позиции.
- формирование навыков выразительного чтения, работы с репродукцией картины , анализа образов персонажей, отдельных эпизодов, наблюдения над строением фразы, ее интонационными особенностями.
- формирование гражданской позиции учащихся в ходе выявления ключевой идеи произведения
Задачи :
- придать занятию проблемно-творческий характер;
- развивать у учащихся творческую активность через различные формы и виды работы;
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок –размышление
Методы обучения:
- побуждающий: организация самостоятельной деятельности исследовательского характера; метод творческого чтения,
- практический: реализация навыков учебной деятельности, эвристический.
- контроля: опрос, работа в группах
Методы учения:
- поисковый
- наглядный
Виды деятельности:
- работа с текстом
- творческие задания
- выразительное чтение
Материалы и оборудование: учебник Г.Меркина «литература. 6 класс. 1 часть» презентация к уроку, репродукция картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»,раздаточный материал.
Задание к уроку:
- выписать из текста имена казаков, найти в тексте эпизоды, посвященные их подвигам и делам, выразительное чтение эпизодов
1 вариант: Демид Попович
2 вариант: Бородатый
3 вариант: Степан Гуска
4 вариант: Дегтяренко и Мосий Шило
5 вариант: Метелиця, Невылычкий, Пысаренко
6 вариант: Бовдюг, Балабан, Кукубенко
Ход урока
«Нет у нас никого, равного ему в доблести!
Раскрывая величие народного героя, прежде всего
определите взаимоотношения героя и эпохи:
«Что такое Тарас Бульба? Герой, представитель жизни
целого народа, целого политического общества
в известную эпоху жизни»,— писал В. Г. Белинский.
- Слово учителя
- Ребята, на предыдущих уроках мы воссоздавали с вами картины эпохи, изображенной в повести ,выявляли качества характеров героев и обстоятельства, оказавшие влияние на их становление. Сегодня мы продолжаем работу над ключевым образом повести, и нашей целью будет выявление значения образов Тараса Бульбы и казаков для понимания ключевой идеи произведения. Эпиграфом к нашему уроку являются слова В.Г.Белинского о том, «Что же такое Тарас Бульба?» ( слайды № 1-3)
- Беседа с классом
- Раскрывая слова эпиграфа, давайте вспомним, какие качества характера Тараса мы выявили на прошлых уроках? (это суровый муж, строгий отец. Он груб, резок, крут, упрям. Его поступки иногда граничат с самодурством)
- в каких условиях формировался характер Тараса? Как он относился к своим сыновьям (характер формировался в бранных походах. Он любит свою Родину. Ценит людей мужественных и отважных. Он любит своих сыновей. Гордится Остапом. Глубоко переживает предательство Андрия.)
- фрагмент поискового задания по тексту учебника.
- Перед важнейшим сражением своей жизни Тарас обращается к казакам. Сейчас я буду читать вам отрывок речи Бульбы о товариществе, а вы простыми карандашами будете отмечать в учебнике ключевые фразы, в которых нашла отражение гражданская позиция Тараса ( примерные фразы, которые могут отметить дети:
« В чести у всех была земля наша»
«Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство!»
«Таких, как в Русской земле, не было таких товарищей» и др.)
- Какова основная мысль речи Т. Бульбы? Какие слова в этой речи вы выделили как ключевые?
- Почему Тарас ставит чувство товарищества выше кровного родства?
- А теперь сделайте вывод о том, что для Тараса в жизни важнее всего? Каковы его идеалы? Попутно делается запись в тетради: дети записывают качества, которые называют одноклассники( Горячий патриот, Тарас выступает, как выразитель национальных интересов русского народа. Он страстно любит родную землю и с глубоким презрением относится к тем, кто не заботится о земле, кто изменяет ей.)
- Посмотрите в свои записи и скажите, почему Бульба обращается к казакам с этой речью именно перед сражением? Каково влияние речи Тараса на запорожцев? ( Тарас не ставил целью поднять боевой дух казаков: он и так уверен в том, что его товарищи готовы на подвиг во имя Родины. Ему «просто самому хотелось высказать все, что было на сердце».)
- Работа с раздаточным материалом. (см. слайд № 4)
- Ребята, мы проанализировали речь Бульбы и теперь можем сказать, с какой интонацией он обращается к товарищам. А помогут вам в этом карточки. Обратитесь к ним и попробуйте подобрать эту интонацию.
- Работа по тексту учебника
- А теперь с помощью партитурных знаков отметьте в учебнике, как меняется интонация в момент обращения к тем, кто предает товарищество?
- Сделайте вывод, кем был для казаков Тарас? (для казаков Тарас – символ мужества, героизма и товарищества.)
- Найдите и зачитайте эпизод, в котором особенно чувствуется уважение и доверие к Тарасу со стороны казаков (учебник, стр. 277-278)
- Работа по анализу образов казаков Запорожской Сечи.
- Итак, ребята, мы убедились в том, что Тарас – действительно символ мужества, героизма и товарищества для казаков, а теперь назовите имена этих героев ( Охрим, Мыкыта, Голокопытенко, Демид Попович, Хлиб, Бородатый, Кукубенко, Палывода и др.)
- Работа с репродукцией картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». (см. слайд № 5)
- Подготовленный ученик обращается к картине со словами: «Посмотрим, какими видит запорожских казаков художник Илья Репин. Ни одну из своих картин И. Репин не любил так, как “Запорожцев…”. Художник работал над картиной более 11 лет. В основе сюжета картины лежит подлинное историческое событие. В 1675 году турецкий султан Мухаммед IV прислал запорожцам “грозную грамоту”, в которой приказывал им добровольно сдаться. Запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану озорной ответ.
И. Репин изображает момент, когда запорожцы, сгрудившись у грубо сколоченного стола, сочиняют свое знаменитое письмо. Одно за другим отпускают они острые и язвительные замечания в адрес султана, смеются…
В центре картины изображен атаман Иван Серко, легендарный герой, о котором сохранилось много народных преданий. Возле него – писарь, который явно испытывает удовольствие, вставляя в письмо очередное язвительное словцо».
- Ребята, картина И. Репина не является иллюстрацией к повести, это самостоятельное произведение. Подумайте, какая связь между повестью Н. В. Гоголя и полотном И. Репина?
- Вглядитесь в лица и позы героев. Каким настроением пронизана картина? Как передан боевой дух казаков? Кто из персонажей кажется вам самым выразительным?
- Среди героев картины есть и те, кого сам художник называл Тарасом Бульбой, Остапом и Андрием. (класс делится на три группы и получает задание: найти их на полотне и объясните свой выбор). После того, как дети обсудили свой выбор, задается вопрос:
- Как вы думаете, кто из героев картины похож на тех казаков, над образами которых вы работали дома?
- Проверка домашнего задания.
Один ученик из группы читает монолог выбранного героя, а классу дается задание определить, о чем свидетельствуют прощальные слова казаков. Участники групп также должны были заранее подчеркнуть в тексте изобразительные средства, с помощью которых раскрывается основная мысль отрывков.( Простые слова прощания гоголевских героев говорят о том, что смысл жизни запорожцев заключен в подвиге во имя большой цели. Гоголь подчеркивает суровую простоту и мужество этих людей)
- Итоги урока, оценивание учащихся.
- Давайте вспомним ключевые моменты урока, связанные с образами Тараса и казаков, и подумаем и отметим в тетради, какова основная идея повести Н.В.Гоголя?( основная идея – любовь к Родине, готовность отдать все за благо и счастье отчизны. Любовь к родине окрыляет человека, вдохновляет его на подвиг, делает прекрасным. Все это отчетливо проявилось в образах Тараса и казаков.)
- Учащиеся получают оценки за активность в устной работе и за эффективную работу с текстом произведения.
- Домашнее задание
- Письменно поразмышляйте над высказыванием В.Г. Белинского о «Тарасе Бульбе». Критик назвал повесть Гоголя «поэмой о любви к родине». Согласны ли вы с этим утверждением? Используйте записи, сделанные на уроке. (5-7 предложений)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русской литературе (8 класс) на тему: Н.В.Гоголь "Тарас Бульба".
Данная разработка урока включает в себя интерактивные методы обучения....
Сложение натуральных чисел и его свойства План-конспект урока по учебнику «Математика 5 класс». Авторы: Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов
Урок с расписанными УУД на каждый этап урока....
ТЕМА : « ЧИСЛОВЫЕ И БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ» План-конспект урока по учебнику «Математика 5 класс». Авторы: Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов
Урок с презентацией. Работа по группам с само и взаимопроверкой....
План-конспект урока по учебнику «Математика. 5 класс» тема: Круг, окружность.
Конспект урока и презентация для 5 класса коррекционной школы ( 8 вид)...
План-конспект урока по учебнику «Математика. 5 класс». Тема: «Окружность и круг»
Учить обучающихся формулировать тему и цели урока;учить распознавать геометрические фигуры «окружность» и «круг»....
Конспект урока по учебнику"Forward" 3 класс
Технологическая карта урока английского языка по УМК "FORWARD" М.В. Вербицкой 3 класс ("It's snowing!")...
Конспект урока литературы по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Тема: Знакомство с героями. Историческая основа повести (глава 1).
Первый урок по повести представляет собой знакомство с героями произведения...