Рабочая программа по литературе 5 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику В.Я. Коровиной на 70 учебных часов (2 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_5_klass.zip | 87.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
Рузаевского муниципального района
Рассмотрена и одобрена на Рассмотрена и одобрена на Утверждена руководителем
заседании методического заседании научно- образовательног объединения русского языка методического совета учреждения
и литературы
Руководитель МО ________ Руководитель НМС _______ _________ /Сарайкина О.В./
/ Жагрова В.В. / /Сарайкина О.В./ «____» ___________ 20___ г.
«_____» ____________20___г. «_____» __________ 20___ г.
Рабочая программа
учебного курса «Литература»
в 5 Б классе
(вторая ступень обучения)
Составитель: Габдуллина Наталья Германовна
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2012 г.
Пояснительная записка
- Цели и задачи изучения учебного предмета.
Целями и задачами изучения литературы в основной школе являются:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Содержание курса литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко- литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.), которое продолжается в 10-11 классах (литература второй половины XIX в. – литература XX в. – современная литература).
- Общая характеристика предмета.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Рабочая программа по литературе в 5 классе составлена на основе Программы по литературе для общеобразовательных школ (5-9 классы), автор программы В.Я. Коровина, Т.Ф. Курдюмова. Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по русскому языку для основной школы.
Имеются некоторые отличия. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс. Рабочая учебная программа составлена с учетом ключевых положений ФГОС нового поколения:
- приоритет системно-деятельностного и компетентностного подхода;
- популярность проектной деятельности;
- трехуровневый результат.
Курс литературы в 5 классе общеобразовательной школы рассчитан на 70 учебных часов (2 часа в неделю).
Процесс обучения предполагается реализовать с помощью следующих форм: семинары-практикумы, проектная деятельность, круглые столы и т. д.
Формы текущего контроля: контроль за качеством знаний осуществляется через систему устных и письменных ответов, работ по развитию речи, тестов, контрольных работ, проверку домашнего задания, чтения стихов наизусть.
Виды контроля:
1.Поурочный (промежуточный): беседа, устный и письменный индивидуальный опрос, работа с учебником, с текстом, доклад, сообщение, пересказ, выразительное чтение (в том числе наизусть), развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение-миниатюра.
2. Тематический: тест, контрольная работа, реферат, сочинение.
3. Итоговый (проверяет результаты обучения за год): контрольная работа (тест), контрольное сочинение.
- Место учебного предмета.
Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
В системе школьного образования учебный предмет «Литература» обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно-мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т.е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования.
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя, а также ознакомление с литературой разных веков в каждом из классов.
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
- Результаты освоения курса.
Результатами изучения литературы в основной школе являются:
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувств любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
- в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
- в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Тематическое планирование
по дисциплине «литература в 5 «Б» классе»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Макси- мальная нагрузка учащего- ся, ч. | Из них | ||||
Теорети-ческое обучение, ч. | Уроки развития речи, ч. | Уроки внеклас- сного чтения, ч. | Уроки контроля, ч. | Экскур- сии, ч. | |||
I. | Введение | 1 ч. | 1ч. | - | - | - | - |
II. | Устное народное творчество | 6 ч. | 5 ч. | - | 1 ч. | - | - |
III. | Древнерусская литература | 2 ч. | 2 ч. | - | - | - | - |
IV. | Русская литература XVIII века | 1 ч. | 1 ч. | - | - | - | - |
V. | Русская литература XIX века | 13 ч. | 9 ч. | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | - |
VI. | Русская литературная сказка | 18 ч. | 16 ч. | 1 ч. | 1 ч. | - | - |
VII. | Русские поэты XIX века | 2 ч. | 2 ч. | - | - | - | - |
VIII. | Русская литература XX века | 15 ч. | 13 ч. | 1 ч. | 1 ч. | - | - |
IX. | Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) | 1 ч. | 1 ч. | - | - | - | - |
X. | Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе | 2 ч. | 2 ч. | - | - | - | - |
XI. | Писатели улыбаются | 2 ч. | 1 ч. | - | - | 1 ч. | - |
XII. | Зарубежная литература | 7 ч. | 6 ч. | - | - | 1 ч. | - |
Итого: | 70 ч. | 59 ч. | 4 ч. | 4 ч. | 3 ч. | - |
Содержание учебного предмета (70 часов)
Раздел 1. Введение (1 ч.)
Книга – передатчик знаний и духовного опыта поколений. Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебной книги. Писатели о роли книги.
Учащиеся должны знать:
- особенности художественной и учебной книги.
Учащиеся должны уметь:
- понимать роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы;
- разбираться в структуре книги.
Раздел 2. Устное народное творчество (6 ч.)
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Виды малых жанров фольклора.
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка). Особенности сказывания (ритмичность, напевность). Иллюстрации к сказкам.
Выражение нравственных представлений и мудрости народа в сказке «Царевна-лягушка». Истинная красота Василисы Премудрой. Вымысел и реальность в сказке. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла. Художественные особенности сказки «Царевна- лягушка» (постоянные эпитеты, преувеличения (гиперболы), сравнения, повторы). Система персонажей. Положительные герои, их помощники и противники. Репродукции картин В.М. Васнецова, иллюстрации И.Я. Билибина, палехских мастеров к сказке (второй форзац учебника). Прослушивание сказки в актёрском исполнении, обсуждение.
Патриотический характер сказки «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Система образов. Любовь и уважение народа к защитникам Родины.
Отличительные признаки сказок о животных и бытовых сказок. Отражение в этих сказках народных представлений о справедливости, добре и зле. Прослушивание сказок в актёрском исполнении, обсуждение. Репродукции картин.
Конкурс на лучшее сказывание. Викторина по сказкам. Выставка иллюстраций к сказкам. Представление и обсуждение рисунков.
Учащиеся должны знать:
- виды малых жанров фольклора, примеры каждого;
- отличительные особенности жанра сказки; виды сказок;
- сюжет и содержание сказки «Царевна-лягушка»;
- художественные особенности сказки «Царевна-лягушка»;
- признаки волшебной и героической сказок;
- признаки сказок о животных и бытовых сказок.
Учащиеся должны уметь:
- понимать значение разных видов малых жанров фольклора; использовать малые жанры фольклора в устной речи;
- понимать значение сказок в жизни народа; выделять структурные элементы сказки; использовать при сказывании характерные речевые обороты; подбирать материал для иллюстраций к сказкам;
- понимать смысл сказки; вести беседу по прочитанному произведению;
- понимать связь между фольклорным произведением и его отображением в изобразительном искусстве; пересказывать сказку; выразительно читать текст по ролям; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение;
- понимать отношение народа к героям сказки; выразительно читать и пересказывать сказку; находить в тексте признаки волшебной и героической сказок;
- понимать проявление в сказках представлений народа;
- понимать, как преобразуются фольклорные образы в изобразительном искусстве; пересказывать сказку; оценивать актерское исполнение сказок, рисунки к ним.
Основные термины и понятия: фольклор, виды малых жанров фольклора, сказка, виды сказок (волшебная, героическая, бытовая), изобразительно-выразительные средства.
Раздел 3. Древнерусская литература (2 ч.)
Возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). Жанр летописи. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Словарная работа. Прослушивание притчи в актёрском исполнении, обсуждение. Репродукция картины А.А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина».
Учащиеся должны знать:
- основные темы древнерусской литературы; сюжет и содержание повествования о подвиге отрока-киевлянина.
Учащиеся должны уметь:
- понимать основную мысль и лексику притчи; значение летописных источников для современного человека; видеть связь летописи с фольклором; вести беседу по прочитанному произведению; аргументировать свое отношение к героям притчи; оценивать выразительность чтения; сопоставлять произведения литературы и живописи.
Основные термины и понятия: древнерусская литература, притча, сюжет, основная мысль и лексика притчи, жанр летописи, живопись.
Раздел 4. Русская литература XVIII века (1 ч.)
М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. Словарная работа. Юмор произведения «Случились вместе два Астронома в пиру…».
Учащиеся должны знать:
- сведения о жизни и творчестве М.В. Ломоносова (кратко); содержание стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру…».
Учащиеся должны уметь:
- понимать юмористический характер стихотворения; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению.
Основные термины и понятия: юмор.
Раздел 5. Русская литература XIX века (13 ч.)
Истоки басенного жанра. Понятие об аллегории. Мораль в басне. Расцвет русской басни в начале XIX века. Поучительный характер басен. Своеобразие басен И.А. Крылова. Прослушивание басни «Волк на псарне» в актёрском исполнении, обсуждение.
Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости и т.д. Чтение басен. Прослушивание басни «Свинья под Дубом» в актёрском исполнении, обсуждение.
Инсценирование басен И.А. Крылова. Описание рисунков и иллюстраций к басням. Прослушивание басни «Зеркало и Обезьяна» в актёрском исполнении, обсуждение.
Понятие о литературной сказке. В.А. Жуковский – сказочник. Чтение сказки «Спящая царевна» в актёрском исполнении, обсуждение. Черты народной сказки в произведении В.А. Жуковского. Герои, особенности сюжета, язык сказки. Чтение статьи «Из истории создания сказки «Спящая царевна»».
Баллада как жанр литературы. Творческая история баллады В.А. Жуковского «Кубок». Характеристика героев. Элементы лингвистического анализа текста. Словарная работа. Составление плана баллады.
Детские годы А.С. Пушкина. Влияние народного творчества на будущего поэта. Сообщение о селе Захарово (рубрика «Литературные места России»). Прослушивание пролога к поэме «Руслан и Людмила» в актёрском исполнении, обсуждение. Элементы лингвистического анализа текста. Словесное рисование. Пролог как собирательная картина сюжетов, образов, событий народных сказок.
Истоки «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Развитие понятия о литературной сказке. Система образов. Народная мораль: красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Словарная работа.
Сравнение сюжетов, композиции, героев, художественных средств, повествовательной манеры сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Прослушивание фрагментов «Сказки о мёртвой царевне…» в актёрском исполнении, обсуждение.
Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Наблюдения над рифмой и ритмом в поэтических текстах А.С. Пушкина.
Статья С.Я. Маршака «О сказках Пушкина». Представление любимых сказочных героев из произведений А.С. Пушкина, их характеристика. Описание рисунков и обсуждение иллюстраций к сказкам. Чтение и обсуждение творческих работ.
Учащиеся должны знать:
- роды и жанры литературы; истоки жанра басни (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века); сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); теоретико-литературные понятия басня, мораль, эзопов язык, аллегория, олицетворение;
- содержание басен И.А. Крылова; одну басню наизусть;
- афоризмы из текстов басен И.А. Крылова;
- сведения о жизни и творчестве В.А. Жуковского (кратко); сюжет и содержание сказки «Спящая царевна»;
- творческую историю, сюжет и содержание баллады В.А. Жуковского «Кубок»; признаки жанра баллады;
- сведения о семье и детстве А.С. Пушкина; теоретико-литературные понятия поэма, пролог, сравнение, эпитет, метафора;
- сюжет и содержание «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»;
- теоретико-литературные понятия рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), ритм, стопа.
Учащиеся должны уметь:
- понимать аллегорический смысл басен; аллегорическое отражение исторических событий в басне «Волк на псарне»; выразительно читать басни; видеть связь басен с фольклором;
- понимать аллегорический смысл басен; выразительно читать басни наизусть; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям;
- выразительно читать наизусть и инсценировать басни; описывать рисунки и иллюстрации к басням; оценивать актерское чтение;
- понимать роль поэта в создании жанра литературной сказки; пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте черты литературной и народной сказки;
- понимать лексику баллады; роль звукописи в тексте; выразительно читать и пересказывать балладу; находить в тексте признаки жанра баллады; характеризовать героев и их поступки; составлять план произведения;
- понимать нравственную проблематику литературных произведений; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; прослеживать изменение настроения в стихотворении; сопоставлять произведения литературы и живописи;
- понимать проявление в сказке представлений народа; отношение автора к героям; лексику сказки; выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки; при сравнении их исполнения аргументировано и последовательно доказывать свою точку зрения;
- понимать разницу между прозаической и стихотворной речью; создавать собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме).
Основные термины и понятия: роды и жанры литературы, басня, мораль, эзопов язык, аллегория, олицетворение, афоризмы, литературная сказка, баллада, поэма, пролог, сравнение, эпитет, метафора, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), ритм, стопа.
Раздел 6. Русская литературная сказка (18 ч.)
Биографическая справка об А. Погорельском. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Словарная работа.
Слово о В.М. Гаршине. Героическое и обыденное в сказке «Attalea princes». Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Слово о М.Ю. Лермонтове. Сообщение о селе Тарханы (рубрика «Литературные места России»). Историческая основа стихотворения «Бородино». Сюжет, композиция, особенности повествования. Патриотический пафос произведения. Образ рядового участника сражения. Словарная работа.
Особенности жанра (баллада). Теоретико-литературные понятия баллада, диалог, монолог, строфа, патетика, авторский голос. Изобразительно-выразительные средства (сравнение, метафора, эпитет, гипербола, звукопись), их роль в стихотворении. Словесное рисование. Прослушивание баллады в актёрском исполнении, обсуждение.
Слово о Н.В. Гоголе. Чтение вступительной статьи о писателе. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Чтение повести «Заколдованное место». Сюжет и герои произведения. Национальный колорит повести. Словарная работа.
Фольклорные традиции в создании образов. Реальное и фантастическое, трагическое и комическое в повести. Прослушивание фрагмента повести в актёрском исполнении, обсуждение. Чтение статьи «Из воспоминаний современников о Н.В. Гоголе», вопросы и задания к ней.
Слово о Н.А. Некрасове. История создания стихотворения «На Волге». Картины природы и жизнь народа в стихотворении. Раздумья поэта о судьбе народа. Подневольный труд, социальная несправедливость. Картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Словарная работа.
Традиции народной поэзии в поэме «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Прослушивание отрывка из поэмы в актёрском исполнении, обсуждение. Иллюстрации А.А. Пластова к поэме.
Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика героев. Роль диалогов. Своеобразие языка поэмы. Словарная и орфоэпическая работа. Иллюстрации И.И. Пчелко к поэме.
Слово об И.С. Тургеневе (сообщения учащихся). Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново (рубрика «Литературные места России»). История создания рассказа «Муму». Быт, обычаи и нравы дореформенной России. Портрет главного героя: богатырский облик. Отношение Герасима и Татьяны. Герасим и дворня. Контрастное изображение героев. Нравственное превосходство Герасима. Обсуждение планов фрагмента рассказа. Значение образа Муму. Счастье Герасима и причина недолговечности этого счастья. Образ барыни и его значение. Осуждение крепостничества в рассказе. Чтение и обсуждение фрагмента статьи «загадка фигуры немого Герасима». Символическое значение образа Герасима. Значение образов природы в рассказе. Изобразительно-выразительные средства, их роль в произведении. Словарная работа. Прослушивание отрывка из рассказа в актёрском исполнении, обсуждение.
Обсуждение тем сочинения:
- Как изменила Герасима история с Муму?
- Как автор относится к своему герою?
Составление плана, подбор материалов. Портрет, интерьер, пейзаж как средства характеристики героя. Понятие о литературном герое.
Слово об А.А. Фете. Основные мотивы лирики поэта. Средства создания образов родной природы в стихотворениях «Чудная картина…», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…». Смена картин природы в стихотворении «Весенний дождь». Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы.
Слово о Л.Н. Толстом. Роль Ясной Поляны в жизни и в творчестве писателя. Заочная экскурсия по Ясной Поляне. Историческая основа и сюжет рассказа «Кавказский пленник». Определение автором жанра быль. Простота и ясность языка писателя. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. Смысл названия рассказа. Отношения героев с горцами. Отношение рассказчика к героям. Прослушивание фрагментов рассказа в актёрском исполнении, обсуждение.
Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Описание иллюстраций, их сравнительная характеристика. Обсуждение тем сочинения:
- Друзья и враги.
- Разные судьбы.
- Почему Жилина называли джигитом?
Составление плана, подбор материалов.
Слово об А.П. Чехове. Чтение вступительной статьи о писателе. Сообщение о городе Таганроге (рубрика «Литературные места России»). Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова. Прослушивание рассказа «Хирургия» в актёрском исполнении, обсуждение. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Словарная работа. Понятие о юморе и сатире.
Комментированное чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор». Пересказ, чтение по ролям и инсценирование рассказов А.П. Чехова. Средства юмористической и сатирической характеристики героев. Представление рисунков к рассказам.
Учащиеся должны знать:
- сведения о жизни и творчестве А. Погорельского (кратко); сюжет и содержание сказки «Черная курица, или Подземные жители»;
- сведения о жизни и творчестве В.М. Гаршина (кратко); отличительные черты литературной сказки; сюжет и содержание сказки «Attalea princes»;
- сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтове (кратко); содержание стихотворения «Бородино»; знать стихотворение наизусть;
- сведения о детских и юношеских годах Н.В. Гоголя, его увлечениях; историю создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
- сюжет и содержание повести «Заколдованное место»;
- сведения о детских и юношеских годах Н.А. Некрасова; историю создания стихотворения «На Волге»;
- содержание отрывка «Есть женщины в русских селеньях…»;
- содержание отрывка из поэмы «Крестьянские дети»;
- сведения о семье, детстве и начале литературной деятельности И.С. Тургенева; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Муму»; теоретико-литературные понятия сравнение, гипербола, интерьер, пейзаж, портрет, литературный герой;
- сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого (кратко); историю создания, сюжет и содержание рассказа «Кавказский пленник»;
- сведения о семье, детстве и юношеских увлечениях А.П. Чехова; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Хирургия»; теоретико-литературные понятия юмор, сатира.
Учащиеся должны уметь:
- понимать отличие литературной сказки от народной; основную мысль сказки; строить развернутые высказывания, на основе прочитанного; прослеживать изменения в характере героя; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; выяснить значение незнакомых слов;
- понимать жизнеутверждающий пафос сказки «Attalea princes»; роль иронии в произведении; выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки;
- понимать патриотический пафос стихотворения; отношение автора к событиям и героям; выразительно читать стихотворение; характеризовать героев и их поступки; составлять план стихотворения; выяснять значение незнакомых слов;
- понимать нравственную проблематику произведения; сопоставлять произведения литературы и живописи; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение;
- понимать лексику повести «Заколдованное место»; выразительно читать фрагменты повести; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению;
- понимать роль фантастики и юмора в повести; пересказывать повесть; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки;
- понимать сочувственный пафос и нравственную проблематику стихотворения; выразительно читать произведение; прослеживать изменение настроения в стихотворении; сопоставлять произведения литературы и живописи;
- понимать отношение автора к героине; как создается собирательный образ русской женщины; выразительно читать отрывок из поэмы; сопоставлять поэму с фольклорными произведениями;
- понимать отношение автора к героям; выразительно читать отрывок из поэмы; сопоставлять произведения литературы и живописи; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль;
- понимать характер отношений между людьми в крепостной России; способы создания образа героя; выступать с сообщениями на литературную тему;
- понимать отношение автора к героям; пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов;
- составлять план сочинения; подбирать материалы к сочинению (герои, события, эпизоды);
- делать аналитический пересказ произведения;
- понимать роль изобразительно-выразительных средств в создании юмористических и сатирических образов; выразительно читать и инсценировать рассказы.
Основные термины и понятия: ирония, пафос, повесть, фантастика, характеристика героя, поэма, рассказ, сравнение, гипербола, интерьер, пейзаж, портрет, литературный герой, сатира.
Раздел 7. Русские поэты XIX века (2 ч.)
Образы природы в русской поэзии. Чувство родины и его связь с восприятием природы. Краткие сведения о поэтах. Средства создания образов родной природы в стихотворениях Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. Элементы анализа поэтического текста. Репродукции картин. Прослушивание стихотворений в актёрском исполнении, обсуждение.
Учащиеся должны знать:
- содержание стихотворений поэтов XIX века о родине, о родной природе и о себе; одно стихотворение наизусть.
Учащиеся должны уметь:
- значение изобразительно-выразительных средств в поэтических текстах;
- выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы и живописи.
Раздел 8. Русская литература XX века (15 ч.)
Слово об И.А. Бунине. Чтение вступительной статьи о писателе. История создания рассказа «Косцы» (чтение воспоминаний писателя). Человек и природа в рассказе. Особенности лиризма в произведении. Прослушивание рассказа в актёрском исполнении, обсуждение. Репродукции картин А.А. Пластова (первый форзац учебника), Г.Г. Мясоедова, их сопоставление с текстом рассказа. Словесное рисование.
Уникальность личности В.Г. Короленко. Чтение вступительной статьи о писателе. Жанр повести. Понятие о композиции. Комментированное чтение повести «В дурном обществе». Обучение аналитическому пересказу. Составление плана сообщения «Вася и его отец». Словарная работа.
Комментированное чтение. Аналитический пересказ фрагментов повести. «Дурное общество» и «дурные дела». «Дети подземелья», причины сближения их с Васей. Особенности повествования (от первого лица) как приём достижения достоверности. Понятие о способах создания образов (контрастное изображение, символ, детализированный портрет, пейзаж, диалог). Словарная работа.
Обсуждение тем сочинения:
- Васина дорога к правде и добру.
- Дружба в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».
- Что изменило отношения Васи и его отца?
Составление плана, подбор материалов. Развитие образа Васи в повести. Дружба мнимая и истинная. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Иллюстрации к повести.
Слово о С.А. Есенине. Чтение вступительных статей о поэте. Сообщение о селе Константиново (рубрика «Литературные места России»). Прослушивание стихотворений в актёрском исполнении, обсуждение. Поэтическое изображение родной природы. Образ малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие языка есенинской лирики. Средства создания образов в стихотворениях С.А. Есенина.
Слово о П.П. Бажове. Чтение вступительной статьи о писателе. Выразительное комментированное чтение сказа «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя, его стремление к мастерству. Словарная работа.
Викторина по сказам П.П. Бажова. Своеобразие языка сказов П.П. Бажова. Особенности жанра сказа. Сказ и сказка – общее и различное. Иллюстрации палехских мастеров к сказу. Представление рисунков учащихся.
Слово о К.Г. Паустовском. Беседа по произведениям писателя, прочитанным ранее. История страны в сказке «Тёплый хлеб». Реальное и фантастическое в сказке. Роль сил природы в сказке. Предостережение против «охлаждения сердца». Доброта и сострадание, победа добра над злом. Фольклорные мотивы в сказке. Словарная работа.
Природа и человек в рассказе «Заячьи лапы». Бережное отношение ко всему живому. Средства создания образов в рассказе. Речевая характеристика персонажей. Прослушивание рассказа в актёрском исполнении, обсуждение. Словарная работа.
Слово о С.Я. Маршаке. Беседа по произведениям писателя для детей. Драма как род литературы (начальные представления). Особенности жанра произведения «Двенадцать месяцев». Связь пьесы-сказки с фольклором. Прослушивание фрагментов пьесы в актёрском исполнении, обсуждение. Словарная работа. Фантастическое и реальное в пьесе-сказке. Положительные и отрицательные герои. Речевая характеристика персонажей. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Инсценирование фрагментов пьесы-сказки. Чтение статей «Прочитайте, это интересно!», «Сказки народные и литературные».
Слово об А.П. Платонове. Комментированное чтение рассказа «Никита». Реальность и фантастика в рассказе. Развитие представлений о фантастике. Единство главного героя с природой, одухотворение природы. Составление плана рассказа. «Доброе сердце» Никиты. Оптимистическое восприятие окружающего мира героем. Жизнь как борьба добра и зла. Мирный труд – условие счастья. Прослушивание фрагментов рассказа в актёрском исполнении, обсуждение. Речевая характеристика героев.
Слово о В.П. Астафьеве. Сообщение о деревне Овсянке (рубрика «Литературные места России»). Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро», история его создания. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя: мужество, бесстрашие, терпение, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Словарная работа. Словесное рисование. Понимание героем природы, его любовь к ней. Следование «таёжным законам». Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Роль деталей в рассказе. Способы создания образа героя (пейзаж, метафоры, сравнения). Образ Енисея. Иллюстрации к рассказу.
Учащиеся должны знать:
- сведения о детстве И.А. Бунина; сюжет и содержание рассказа «Косцы»;
- сведения о жизни и творчестве В.Г. Короленко (кратко); сюжет и содержание повести «В дурном обществе»;
- жанровые признаки повести; способы создания образов в произведении;
- этапы и приемы работы над сочинением;
- сведения о детстве и юности С.А. Есенина (кратко);
- сведения о жизни и творчестве П.П. Бажова (кратко); сюжет и содержание сказа «Медной горы Хозяйка»;
- сведения о жизни и творчестве К.Г. Паустовского (кратко); сюжет и содержание сказки «Тёплый хлеб»;
- сюжет и содержание сказки «Заячьи лапы»;
- сведения о жизни и творчестве С.Я. Маршака (кратко); сюжет и содержание пьесы-сказки «Двенадцать месяцев»; признаки драмы как рода литературы;
- сведения о детстве и начале литературной деятельности А.П. Платонова; сюжет и содержание рассказа «Никита»;
- сведения о детстве и начале литературной деятельности В.П. Астафьева; теоретико-литературное понятие автобиографическое произведение; сюжет и содержание рассказа «Васюткино озеро».
Учащиеся должны уметь:
- понимать роль автора-рассказчика; нравственную проблематику произведения; как создается собирательный образ родины в рассказе; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения; сопоставлять произведения литературы и живописи;
- позицию автора и его отношение к героям; ориентироваться в тексте; выяснять значение незнакомых слов; анализировать текст; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль;
- понимать сочувственное отношение автора к героям; гуманистическую направленность произведения; оптимистический характер концовки повести;
- понимать лирический пафос стихотворений поэта; выразительно читать стихотворения; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение;
- выразительно пересказывать и анализировать фрагменты сказа; характеризовать героев и их поступки; соотносить реальное и фантастическое в повествовании; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; видеть связь произведений П.П. Бажова с фольклором;
- понимать нравственную проблематику произведения; выразительно пересказывать фрагменты сказки «Тёплый хлеб»; соотносить реальное и фантастическое в повествовании;
- понимать роль природы в жизни человека;
- понимать позицию автора и его отношение к героям; объяснять жанровые особенности произведения; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение; видеть связь пьесы-сказки с фольклором;
- понимать, как преображается реальный мир в сознании ребенка; соотносить реальное и фантастическое в произведении; выделять эпизоды рассказа и составлять его план;
- понимать, как формировался характер героя; пересказывать эпизоды рассказа; создавать устные картины; определять роль природы в произведении, способы ее изображения; описывать иллюстрации.
Основные термины и понятия: лирический пафос, пьеса-сказка, драма, автобиографическое произведение.
Раздел 9. Поэты о Великой Отечественной войне (1941 – 1945 гг.) (1ч.)
Чтение и обсуждение статьи «Только доблесть бессмертно живёт…». Слово об А.Т. Твардовском. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Жанровые особенности баллады «Рассказ танкиста». Сопоставление стихотворения с балладой М.Ю. Лермонтова «Бородино». Прослушивание стихотворения в актёрском исполнении, обсуждение. Репродукция картины Ю.М. Непринцева. Словарная работа. Слово о К.М. Симонове. Стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете…». Война и дети – обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Образ «седого мальчишки». Торжественный слог стихотворения. Прослушивание стихотворения в актёрском исполнении, обсуждение.
Учащиеся должны знать:
- сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского и К.М. Симонова (кратко); содержание стихотворений о Великой Отечественной войне.
Учащиеся должны уметь:
- понимать нравственную проблематику и патриотический пафос поэтических текстов; отношение авторов к героям; выразительно читать стихотворения; сопоставлять литературные произведения друг с другом; сопоставлять произведения литературы и живописи; объяснять жанровые особенности произведений; оценивать актерское чтение.
Основные термины и понятия: патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны, жанровые особенности баллады, торжественный слог стихотворения.
Раздел 10. Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе (2 ч.)
Стихотворные лирические произведения о родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы. Сравнительный анализ стихотворений Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. Элементы анализа текста. Репродукции картин. Прослушивание стихотворений в актёрском исполнении, обсуждение.
Учащиеся должны знать:
- содержание стихотворений поэтов XX века; одно стихотворение наизусть.
Учащиеся должны уметь:
- понимать лирический пафос стихотворения; выразительно читать стихотворения; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять поэтические тексты друг с другом; сопоставлять произведения литературы и живописи.
Основные термины и понятия: понимать лирический пафос стихотворения.
Раздел 11. Писатели улыбаются (2 ч.)
Слово о С. Чёрном и Ю.Ч. Киме. Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Роль игры в формировании личности ребёнка. Мир природы в рассказах С. Чёрного. Значение названий рассказов. Развитие понятия о юморе. Способы создания юмористического в рассказах С. Чёрного и песнях Ю.Ч. Кима.
Учащиеся должны знать:
- сведения о жизни и творчестве С. Черного и Ю. Кима (кратко); содержание рассказов С. Черного и песен Ю. Ч. Кима.
Учащиеся должны уметь:
- понимать роль деталей, пейзажа, интерьера в рассказах; юмористический пафос произведений; сопоставлять литературные произведения друг с другом; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.
Основные термины и понятия: юмористический пафос произведений.
Раздел 12. Зарубежная литература (7 ч.)
Слово о Р.Л. Стивенсоне. Легендарный сюжет баллады «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Сложность и противоречивость жизни, проблема выбора. Сочетание трагического и оптимистического в балладе. Развитие представлений о балладе. Сопоставление баллады Р.Л. Стивенсона с притчей «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Слово о Д. Дефо. Особенности повествования в романе «Робинзон Крузо». Характер героя: смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами. Вера в разум человека. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Роль дневника героя. Робинзон как вечный образ литературы. Прослушивание фрагментов романа в актёрском исполнении, обсуждение.
Очерк К.Г. Паустовского «Великий сказочник». Особенности сюжета и композиции сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей. Выборочный пересказ. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Словарная работа.
Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, маленькая разбойница и др.). В чём сила Герды? Победа добра, любви и дружбы. Роль природы в сказке. Выборочный аналитический пересказ. Сопоставление сказки Х.К. Андерсена со сказкой А.С. Пушкина. Иллюстрации к сказке.
Слово о М. Твене. Чтение вступительной статьи о писателе. Беседа о книгах М. Твена, прочитанных ранее. Роман «Приключения Тома Сойера». Том и Гек, дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. Юмор и ирония в романе. Приёмы иронии (повторы, нагнетания, неожиданности, контрасты). Прослушивание фрагментов романа в актёрском исполнении, обсуждение.
Слово о Дж. Лондоне. Чтение вступительной статьи о писателе. Тема взросления подростка в «Сказании о Кише». Уважение взрослых. Характер мальчика: смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства. Особенности жанра, мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. Изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказе. Составление цитатного плана рассказа. Иллюстрации к произведению.
Беседа по вопросам. Представление учащимися книг, прочитанных за год, рисунков к ним. Выставка сочинений и рисунков. Викторина. Итоговое тестирование по литературе за курс 5 класса. Книги на лето.
Учащиеся должны знать:
- сведения о жизни и творчестве Р.Л. Стивенсона (кратко); теоретико-литературное понятие баллада; жанровые признаки баллады; сюжет и содержание баллады «Вересковый мед»;
- сведения о жизни и творчестве Х.К. Андерсена (кратко); сюжет и содержание сказки «Снежная королева»;
- сведения о жизни и творчестве Д. Дефо (кратко); сюжет и содержание романа «Робинзон Крузо»;
- сведения о жизни и творчестве М. Твена (кратко); сюжет и содержание романа «Приключения Тома Сойера»;
- сведения о жизни и творчестве Дж. Лондона (кратко); сюжет и содержание «Сказания о Кише»;
- содержание и героев прочитанных произведений.
Учащиеся должны уметь:
- понимать роль пейзажа в балладе; драматический, высокий, героический пафос произведения; выразительно читать балладу; характеризовать героев и их поступки;
- понимать отличие литературной сказки от народной; роль деталей, пейзажа, фантастических образов в произведении; отношение автора к героям; выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с иллюстрациями к ним;
- понимать нравственную проблематику романа «Робинзон Крузо»; отношение автора к героям; роль природы в произведении; выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; прослеживать изменения в поведении и характере героя; сопоставлять литературные произведения друг с другом (Д. Дефо «Робинзон Крузо», В.П. Астафьева «Васюткино озеро», С. Черный «Игорь-Робинзон»); оценивать чтение;
- понимать позицию автора и его отношение к героям; юмористический пафос произведения; выразительно пересказывать текст; инсценировать эпизоды романа; оценивать актерское чтение; характеризовать героев и их поступки;
- понимать позицию автора и его отношение к герою; выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; юмористический пафос произведения;составлять цитатный план рассказа; сопоставлять героев разных литературных произведений (В.П. Астафьева «Васюткино озеро», Дж. Лондон «Сказание о Кише»); сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним;
- пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализировать поэтические и прозаические тексты; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания, на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения.
Основные термины и понятия: роль пейзажа в балладе; драматический, высокий, героический пафос произведения; отличие литературной сказки от народной; роль деталей, пейзажа, фантастических образов в произведении; отношение автора к героям; нравственная проблематика романа; юмористический пафос произведения; сопоставление героев разных литературных произведений; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА
- Таблицы по основным темам курса русского языка
- Интернет ресурсы
- Цифровые образовательные ресурсы
- Контрольно-измерительные материалы «Русский язык. 5 класс»
- Словари (по всем разделам русского языка), справочники.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА
Для полного усвоения курса необходимо следующее учебно-методическое обеспечение:
учебник:
Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская. Русский язык: учебник для учащихся 5 класса для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 2010г.;
методические пособия для учителя:
- Рабочая программа по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. 5 – 9 классы. Авторы программы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский– М.: «Планета», 2010;
- Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011;
- А.Б. Малюшкин. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2010;
- Ю.В. Межуева. Русский язык. 5 класс. Словарные слова. – Саратов: Лицей, 2011;
- Л.А. Жердяева. Русский язык. 5 класс. Карточки-задания: Синтаксис, пунктуация. – Новосибирск: Сиб. Университетское изд-во. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000;
- Г.П. Попова. Русский язык. 5-11 классы: диктанты. – Волгоград: Учитель, 2011;
- Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская. Русский язык. 5 класс. – М.: Просвещение, 2010г.;
- А.Б. Малюшкин. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2010;
- Словари (по всем разделам русского языка), справочники.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по русскому языку.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http:|| school – collection.edu.ru|
2. http:|| www. school.edu.ru
3. http:|| www. edu.ru
4. http:|| www. gramota.ru
5. http:|| www. ruscorpora.ru
6. http:|| www. fio.ru
7. http:|| www. slovari.ru|
8. http:|| www. alleng.ru|edu|ruslang1.htm
9. http:|| www.rm.kirov.ru|
10. http:||www.future4you.ru
11. http:|| suhin.narod.ru|
12. http:|| pyat-pyat.ru|
13. http:|| www. kros.ru|
14. http:|| foxworld.ucoz.ru|
15. http:|| www. nic-snail.ru|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....