Презентация "Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Так вот она Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украйну ! Н. В. Гоголь «Тарас Бульба » 2
Тарас Бульба близок к народному представлению о героическом характере. Любовь и верность родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности, кровного родства, любовного чувства. Действие происходит в старину, когда – с абсолютной уверенностью сказать нельзя. Время, изображённое в повести, можно определить лишь с приблизительной точностью: XV - XVII века. Ни одного определённого исторического факта в повести нет 3
Украина находилась под гнетом польских помещиков-панов. Войны против польского государства стали привычным занятием для запорожских казаков, к которым присоединялось множество крестьян, также желавших пожить вольной казацкой жизнью. 4
Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной независимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви. 5
Гоголь рисует идеальное, справедливое общественное устройство – Запорожскую Сечь. Именно в этой среде формируются характеры главных героев повести. 6
Основную часть казачества составляли беглые крестьяне, искавшие в незаселенных «диких полях» и на днепровских порогах спасения от польских и украинских магнатов. На островах Днепра они построили небольшое укрепление и назвали его Запорожская Сечь, а себя – запорожскими казаками. 7
Запорожская Сечь постепенно стала центром казацкой общины, которая пытается своими собственными силами, опираясь на свое внутреннее устройство и организацию, вести борьбу с турками и татарами. Запорожская Сечь 8
Устройство Сечи было простым. В центре располагалась площадь с церковью в честь Покрова Пресвятой Богородицы, рядом находились несколько десятков длинных хат (куреней). Здесь же стояла военная пушкарня , где хранилось оружие, военное хранилище для булавы, бунчука, знамен, денег и другого казацкого имущества. Устройство Сечи 9
Внутренний кош представлял собой крепость в виде правильного круга. Вокруг крепости был насыпан вал с каменными башнями. Со стороны степи на валу стоял частокол с башнями для стрельбы. 10
Запорожская Сечь представляла собою строгую военную организацию, сторожевой бастион, где проходили выучку молодые казаки. Но были здесь и старые, закаленные в походах и битвах казаки. 11
Рада казаков. Все должностные лица коша избирались открытым голосованием на общей раде (совете) с участием всех казаков и из их числа сроком на один год. Рада запорожских казаков представляла собой высший административный, законодательный и судебный орган. 12
Главным на Сечи был кошевой атаман. Символ власти кошевого атамана — булава. 13
Курень (строение) представлял собой просторный, сплетенный из хвороста шалаш, покрытый сверху лошадиными шкурами, в котором и проживали все казаки этого же куреня , как войсковой единицы. 14
. .. Сечь не любила затруднять себя военными упражнениями и терять время; юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти беспрерывны. Н. Гоголь. 15
Существовали определенные ограничения по возрасту- детей в войско не записывали, хотя на саму Сечь могли принять даже десятилетнего ребенка. Однако в войско зачислялись только те, кому исполнилось 20 лет. 16
В мирное время пьянство на Сечи не возбранялось, однако при объявлении военного положения и в походе за употребление спиртного полагалась смертная казнь. Промежутки козаки почитали скучным занимать изучением какой-нибудь дисциплины, кроме разве стрельбы в цель да изредка конной скачки и гоньбы за зверем в степях и лугах; все прочее время отдавалось гульбе - признаку широкого размета душевной воли. Н. Гоголь. 17
Единой формы одежды у запорожцев не было. Рубашка, штаны, свитка и шапка - вот , пожалуй, и вся казацкая одежда. Кое-кто, побогаче, носил еще кобеняки и кереи . 18
Войско Запорожское имело на вооружении самое передовое оружие того времени, отобранное у всех народов, с которыми воевали запорожцы. Как истинные рыцари, запорожцы предпочитали всякому другому оружию саблю. 19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба» «Чёрт возьми, степи, как вы хороши!» Степь как образ Родины в повести Гоголя.
Урок развития речи по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Анализ текста, выразительное чтение отрывков....
Драматизм образа Тарса Бульбы. По повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Исследовательская работа даёт возможность и учителю и ученикам по - новому взглянуть на образ Тараса Бульбы. В чём заключается драматизм образ этого героя? Вы сможете поняить, просмотрев данную ...
"Тарас Бульба — народный герой. "Тарас Бульба" — героическая повесть"
Конспект урока в 7 классе...
Интегрированный урок литературы "Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"
Запорожское казачество в повестиН.В. Гоголя «Тарас Бульба» Интегрированный урок. (Литература + история + ИЗО) Цели:Образовательные:актуализация и интеграция зна...
Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".
На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...
Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Урок «открытия» нового знания по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...
Интегрированный урок истории и и литературы в 7 классе «Историческая роль казачества и его изображение в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Цель урока-ознакомиться с историей вхождения земель Войска Запорожского в состав России,показать историческую роль запорожского казачества, осветить значение этого факта в Истории России. Тема урока п...