Как это было...(литературная встреча)
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Урок проводился в 11 классе. Заявленная тема актуальна и в наше время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit.vstrecha_urok.doc | 50.5 КБ |
literaturnaya_vstrecha.pptx | 154.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области» с. Малиновка
Литературная встреча
«Как это было…»
(«Донские рассказы» М.А.Шолохова)
Учитель русского языка и литературы -Исаева Лиана Вахтанговна
( I категория)
-1-
Цель урока: 1) вооружить учащихся системой знаний о «Донских рассказах»
М.А.Шолохова;
2)формировать у учащихся нравственные качества, не
совместимые с насилием над человеком;
3)развивать познавательный интерес, творческие способности,
познавательные способности- речь, воображение, восприятие.
Оборудование: портрет М.А.Шолохова, сборник «Донские рассказы»,
интерактивная доска
Эпиграф: А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
М.Волошин.
-2-
Ход урока.
I.Организационный момент.
II Изучение нового материала.
- Вступительное слово учителя.
- Добрый день, уважаемые гости, добрый день, уважаемые ученики! Сегодня у нас литературная встреча по «Донским рассказам» М.А.Шолохова. Почему назрел такой разговор? Поясню.
Снова широко обсуждается и в печати, и в киноискусстве творчество
М. Шолохова, теперь особенно в связи с уроками истории советского общества. И снова расхождение во взглядах…
Беспримерный случай в истории литературы: более 80 лет идёт спор о его сложной образной системе, проблематике, творческой истории произведений.
Это несмотря на то, что на немалое расстояние отодвинуты от нас отражённые события и мы постепенно стали привыкать к тому, будто 1-ая Мировая война осталась за горами времени, гражданскую заслонила Отечественная. Словом, острота сюжетов как будто бы должна сгладиться. В век атома, космодромов, лавины техники иными стали проблемы, чем в те годы, когда трактор, радио, электрическая лампочка в деревне принимались за чудо.
Но вот настали 90-ые – время перестройки — и всё прошлое, что было в 20-м веке, приблизилось, встало перед нами как реальность, которая требует нового осмысления. Особенно время революции и последующие 90 с лишним лет. И Шолохов, один из самых наблюдательных свидетелей эпохи, яркий её летописец, в чём-то должен быть прочитан иначе, нежели раньше. Его могучее влияние первые читатели его произведений ощутили уже в то время, когда только что появилось одно из первых изданий «Тихого Дона» - томики в коричневом переплёте, небольшого формата, с портретом автора на обложке: он был тогда совсем молодой, в кубанке. Давно это было… Как это было… Попробуем разобраться. (второй слайд)
Предоставляю слово своему коллеге (подготовленному ученику), который расскажет нам об основных положениях статьи доктора филологических наук, автора книги и статей по советской литературе Бирюкова Фёдора Григорьевича.
-3-
2.Краткий пересказ основных положений статьи учеником.
3.Слово учителя, сопровождающееся работой учащихся.
-М. Волошин, известный вам тем, что был выше разделения людей на «белых» и «красных», оставил нам в душу проникающие строки (зачитываю эпиграф, второй слайд).
Это же в равной мере относится и к самому Шолохову.
Вы прочитали не один рассказ из сборника и, конечно же, обратили внимание на тематическое их единство. Если бы не было названия у сборника, то как бы вы назвали его, учитывая названия рассказов? (дом задание).
Какое содержание вкладывает автор в это слово – КОЛОВЕРТЬ?
(учащиеся говорят о лексическом значении этого слова, высказывают собственные мысли)
Какие направления человеческой жизни, жизни людей того времени исследует автор? Посмотрим, как раскрывает свои мысли в самых различных рассказах автор.
(третий слайд)
-Закружила коловерть людей, потеряли они нравственные ориентиры, и вот они убивают, убивают, убивают… В рассказе «Родинка» - отец сына, в «Продкомиссаре» - сын отца, в «Коловерти» - сын отца и брата, в рассказе «Семейный человек» - отец своих детей, в «Червоточине»- отец со старшим сыном лишает жизни другого сына.
(краткий сюжет и худ. Зачитывание главных, по мнению учащихся, эпизодов, обоснование выбора)
-Автор исследует необычайный по силе конфликт поколений, когда дети во имя чужих идей идут против родителей, отвергают весь старинный, сформированный веками уклад, а вместе с ним перечёркивают всю жизнь своих близких и даже устраняют их за ненадобностью. Так поступает герой рассказа «Продкомиссар» Иван Бодягин, такая же семейная драма непонимания складывается у героев и в рассказах «Червоточина», «Бахчевник».
(краткий сюжет и худ зачитывание эпизодов учащимися, обоснование
выбора)
-Никакими революциями, честным дележом земли не сделать людей счастливыми. М. Шолохов – писатель –гуманист, его произведения направлены против любого насилия над человеком. Он показывает выход из кровавого месива
-4-
человеческой жестокости. И это особенно ярко показано в рассказах «Алёшкино сердце», «Чужая кровь», «Один язык».
(краткий сюжет и худ зачитывание главных, по мнению учащихся, эпизодов, обоснование выбора)
-О жизненности рассказов говорит хотя бы тот факт, что прообразом Алёшки был Алексей Фёдорович Крамсков, живший в станице Каргинской. Это с ним случилось то, о чём говорится в рассказе. А семьёй, которая приютила мальчика и дала дорогу в жизнь, была семья Шолоховых.
(четвертый слайд)
Всем ходом своих рассказов автор хочет сказать: только сам человек может изменить окружающий мир. Он должен подняться над обидами, забыть о горе, научиться прощать врагов, т. е. попытаться вернуться к жизни по заповедям Христа, и тогда мир медленно, но постепенно станет очищаться. Путь очищения долог, много будет жертв, и прежде всего пострадают те, кто сделал первый шаг, но этот шаг важен, иначе процесс расчеловечивания общества будет уже необратим.
-Удивительно чётко прослеживается детская тема в рассказах Шолохова. Во время любых междоусобиц страдают прежде всего дети. Взрослый человек, в котором уже была заложена нравственная основа, может оправиться, начать жить заново. Но ребёнок, у которого на глазах убивали отца и мать («Обида»), ребёнок, который узнаёт, что отец убил его мать («Шибалково семя»), ребёнок, видевший, как умерли от голода его маленькая сестрёнка и мать, а старшую сестрёнку убили из-за тарелки щей («Алёшкино сердце»), ребёнок, чей отец зверски расправился
со всей семьёй («Бахчевник»), такой ребёнок не сможет вырасти полноценным человеком. Он или сам превратится в зверя, или всю жизнь будет до смертной тоски страдать по своим близким и не находить себе на земле места.
(зачитывание ключевых эпизодов указанных произведений)
- Особая тема в рассказах Шолохова – тема женской судьбы. Женщины более всего приближены к природе, следовательно, в их душах ещё сохранились нравственные ценности, заложенные этой самой природой. Их линия всегда жертвенна. Достаточно вспомнить рассказ «Бахчевник» и рассказ «Лазоревая степь».
4.Слово учителя о мастерстве Шолохова-писателя.
- Не будем забывать, что уже первое произведение Шолохова – фельетон «Испытание» -- показало чёткость сюжетно-композиционно построения, лаконизм авторских описаний, остроту конфликта, мастерство диалога, в котором нет лишних, необязательных слов, яркие речевые портреты персонажей, жизненность ситуаций, показало мастерство Шолохова –писателя.
-5-
Следует разобраться, зачем автор употребляет такое большое количество диалектных слов.
( выслушиваю мнение учащихся)
-Согласна с вами. Сохраняя весь колорит народной речи, Шолохов максимально приближает нас к событиям на Дону, мы забываем, что читаем произведения писателя, создаётся ощущение, что мы сами становимся участниками описываемых событий, беспристрастными их очевидцами.
В чём особенность шолоховского языка, в чём необычность употребляемых им художественных средств: различных метонимий, эпитетов?
(выслушиваю мнение учащихся)
Верно. Создаётся ощущение, что степь, леса, река Дон – это живые существа, которые участвуют во всех событиях и переживают их так же, как люди. Пейзаж помогает раскрыть внутреннее состояние героев.
Уместен ли натурализм в рассказах?
(учащиеся высказывают свои мнения)
Да. Используя это явление в литературе, автор как нельзя правдивее показывает кровавую вакханалию на Дону.
III. Обобщение материала.
- Если в нескольких словах рассказать о том, какими предстают 20-ые годы в «Донских рассказах» М.Шолохова, то какие это будут слова?
(выслушиваю мнение учащихся)
(пятый слайд)
- Двадцатые годы в изображении М.А.Шолохова – это время, необратимо расколовшее русский мир; это эпоха великого горя народного.
-6-
Литература
- Журнал «Литература в школе» №4, 1993г.
- Журнал «Литература в школе» №3, 1999г.
- Сборник «Донские рассказы», М., «Просвещение», 1985г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. М. Волошин М.А.Шолохов 1905-1984гг
«Родинка» « Продкомиссар » «Коловерть» «Семейный человек» «Червоточина» «Бахчевник» Закружила КОЛОВЕРТЬ людей, потеряли они нравственные ориентиры, и вот они убивают, убивают, убивают…
Всем ходом своих рассказов автор хочет сказать: только сам человек может изменить окружающий мир. Путь очищения долог, много будет жертв, и прежде всего пострадают те, кто сделал первый шаг, но этот шаг важен, и наче процесс расчеловечивания общества будет уже необратим.
Двадцатые годы в изображении М.Шолохова – это время, необратимо расколовшее русский мир; это эпоха великого горя народного
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий вечера встречи выпускников "Школа, как цветов букет, в ожиданье часа встречи!"
Сценарий вечера встречи выпускников...
Сценарий мероприятия "Вечер встречи. Встреча с юностью, встреча с детством"
Сценарий мероприятия "Вечер встречи. Встреча с юностью, встреча с детством" посвящен вечеру встречи с выпускниками в год олимпиады в Сочи....
«Встреча с юностью, встреча с детством»
Сценарий вечера-встречи выпускников....
Сценарий вечера встречи выпускников " Встреча с юностью, встреча с детством"
Сценарий школьного вечера встречи с выпускниками....
«Душевная встреча друзей!» Сценарий праздника, посвященный встрече бывших сотрудников детского сада в Международный День пожилых людей.
Воспитание у детей уважительного отношения к людям зрелого возраста: обеспечить пожилым людям участие в культурной, трудовой и духовной жизни, необходимый уход со стороны подрастающего поколения...
Фотоальбом о встрече со Змеул А.Н. "За нашу советскую Родину" Встреча с участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС
При подготовке к написанию исследовательской работы о наших - земляках - участниках ликвидации событий 1986 года в Чернобыле, мы с ребятами встретились с жителем села Пустозёрово (ныне покойном) - Зме...