Рабочая программа по литературе, 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Содержание
- Раздел I. Пояснительная записка.
- Раздел II. Требования к уровню подготовки обучающихся
- Раздел III. Календарно-тематическое планирование
- Раздел IV. Содержание программы учебного предмета
- Раздел V. Формы и средства контроля
- Раздел VI. Перечень учебно-методических средств обучения.
- Раздел VII. Описание роли используемых ресурсов и ИКТ в рабочей программе.Таблица-дополнение к тематическому планированию
- Электронное приложение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_5_klliterkireyshina.doc | 267 КБ |
razdel_7.opisanie_roli_ispolzuemyh_resursov_i_ikt_v_rabochey_programme.doc | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании МО Заместитель директора Директор
Протокол №____ школы по УВР ГБОУ СОШ №422
______________ 20 г. ГБОУ СОШ №422 ____________О.Н.Богданова
____________ С.Н. Пятанова Приказ №_______
_____________20 г. _________ 20 г.
Рабочая программа учебного предмета
«Литература»
5 класс
Разработана
Кирейшиной Л.А.,
учителем русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2012 – 2013 учебный год
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании МО Заместитель директора Директор
Протокол №____ школы по УВР ГБОУ СОШ №422
______________ 20 г. ГБОУ СОШ №422 ____________О.Н.Богданова
____________ С.Н. Пятанова Приказ №_______
_____________20 г. _________ 20 г.
Комплексное использование ИКИ при реализации рабочей программы учебного предмета
«Литература»
5 класс
Разработана
Кирейшиной Л.А.,
учителем русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2012 – 2013 учебный год
Содержание
- Раздел I. Пояснительная записка.
- Раздел II. Требования к уровню подготовки обучающихся
- Раздел III. Календарно-тематическое планирование
- Раздел IV. Содержание программы учебного предмета
- Раздел V. Формы и средства контроля
- Раздел VI. Перечень учебно-методических средств обучения.
- Раздел VII. Описание роли используемых ресурсов и ИКТ в рабочей программе.
Таблица-дополнение к тематическому планированию
- Электронное приложение
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы Т.Ф. Курдюмовой по литературе к учебнику Литература 5 кл.: Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. Учеб. заведений.- В 2 ч. /Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова.- М.: Дрофа, 2009. В соответствии с базисным учебным планом и учебным планом школы рабочая программа по литературе для 5 класса рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Данная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Цель программы - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
В 5-м классе изучается литературный процесс от древности до наших дней. Происходит первое знакомство со структурой курса литературы, демонстрируется богатство и многообразие произведений в процессе её становления и развития. В центре анализа конкретного произведения – сюжет. Ученики знакомятся с опорными теоретическими понятиями: искусство, искусство слова, композиция, сюжет, тропы и фигуры, вопросы стихосложения.
В связи с этим программа предполагает решение следующих задач:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения литературе. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко - и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.
В основе обучения литературе в 5 классе лежат следующие технологии:
- игровые,
- обучения в сотрудничестве;
- проектного обучения,
- ИКТ,
- проведения дискуссии,
- групповой деятельности,
- развивающего образования,
- мастерской творческого письма.
Основная форма организации учебной деятельности – классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа, как под руководством учителя, так и самостоятельная.
В целях достижения эффективных результатов обучения программа содержит раздел VII «Описание роли используемых ресурсов и ИКТ в рабочей программе» и раздел VIII « Электронное приложение», включающий презентации ко всем 70-и урокам. Используются ресурсы автора рабочей программы и разработки, размещённые на сайтах учителей- словесников.
.
Раздел II. Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать/ понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста,
- составлять тезисы и план прочитанного;
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- - сравнение и сопоставление;
- - самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- - способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- - осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- - владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;
- - формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;
- - самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:
- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;
- владение умениями выразительного чтения;
- восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;
- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
- умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;
- умение определять жанрово-родовую природу произведения;
- умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
- умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.
Формы организации образовательного процесса
· уроки-лекции,
· уроки-собеседования,
· урок-практическая работа,
· уроки-соревнования,
· уроки с групповыми формами работы,
· уроки взаимообучения ,
· уроки творчества,
· уроки, которые ведут обучающиеся,
· уроки-зачеты,
· уроки-творческие отчеты,
· уроки-конкурсы,
· уроки-игры,
· уроки-диалоги,
· уроки-семинары.
Раздел III. Календарно-тематическое планирование
Тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела, темы | Количество уроков | ||
всего | развития речи | внеклассного чтения | ||
1 | Происхождение и развитие литературы. | 1 | 1 | |
2 | Мифы народов мира. | 2 | ||
3 | Устное народное творчество (ФОЛЬКЛОР). | 7 | 1 | 1 |
4 | Литературная сказка | 2 | 1 | |
5 | Русская литература XIX века. | 21 | 1 | 4 |
6 | Литература XX века. | 17 | 1 | |
7 | Путешествия и приключения на страницах книг. | 9 | ||
8 | Урок-итог. М.И.Цветаева «Книги в красном переплёте». Читайте летом | 1 | ||
Итого: | 60 | 5 | 5 |
№ п/п | Наименование изучаемых тем, содержание материала | Количество часов | Кален-дарные сроки | Примечание ( теория литературы) | |||||
Внеклас-сное чтение | Разви-тие речи | Тип учебного занятия | Использо вание ресурсов кабинета, ИКТ | ||||||
1. | Литература как искусство слова | 1ч. | троп, эпитет, сравнение | ОСМ | презентация | ||||
2. | Творческая работа «Создай свою памятку» | 1ч. | Тропы и фигуры речи | ПР | презентация | ||||
Мифы народов мира | |||||||||
3. | Календарные мифы и календарные праздники | 2ч. | Миф, календарный миф | ИНМ | презентация | ||||
4. | Мифы о сотворении мира. Древнегреческие мифы | ИНМ УЗ | презентация | ||||||
Устное народное творчество ( фольклор) | 7ч. | ||||||||
5. | Устное народное творчество. Былины. «Три поездки Ильи Муромца» | Фольклор, гипербола, былина | ИНМ УЗ | презентация | |||||
6. | Сказка. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Фольклорная и литературная сказка. Понятие об эпосе | Сказка, виды сказок | ИНМ | презентация | |||||
7. | Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественное совершенство сказки | ОСМ | презентация | ||||||
8. | Сказки народов мира. Арабские сказки. «Тысяча и одна ночь» | Сюжет, путешествие как жанр | ИНМ | презентация | |||||
9. | Р/РТворческая работа. Сочинение-описание «Моя любимая сказка» | 1ч. | ПР | презентация | |||||
10. | Разнообразие малых жанров фольклора. Пословицы, поговорки,загадки | Афоризм,анекдот,загадка, отгадка, песня, частушка, рифма | ОСМ | презентация | |||||
11. | Анекдоты, песни, частушки, потешки, колыбельные, прибаутки, считалки, дразнилки. Их своеобразие | ОСМ | презентация | ||||||
12. | Русский народный театр. Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Пьеса «Озорник Петрушка» | Театр,пьеса,, акт, действие, явление, декорация, ремарка, реплика, диалог | ИНМ | презентация | |||||
13. | Урок- конкурс «Мой любимый фольклорный жанр» | 1ч. | ПР ПМ | презентация | |||||
Литературная сказка | |||||||||
14. | Х.К. Андерсен. Слово о писателе. Сказка «Снежная королева» | 2ч. | Литературная сказка | ИНМ | презентация | ||||
15. | Сказка «Снежная королева». Борьба добра и зла. Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров. | Композиция и сюжет большого произведения | ЗПЗ УЗ | презентация | |||||
16. | Сочинение - описание «Какой предстала передо мною Герда?», «Каким предстал передо мною Кай?» | 1ч. | КЗ ПР | презентация | |||||
Русская классическая ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА | |||||||||
17. | Поэтический образ Родины. Героическое прошлое России в литературе «золотого» века | 1ч. | Классика,классическое произведение | ИНМ | презентация | ||||
18. | И.А. Крылов. Слово о писателе. Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. "Свинья под Дубом", "Волы и ось". Образы животных и их роль в басне. | 3ч. | Аллегория, олицетворение, мораль басни | ИНМ ЗПЗ | презентация | ||||
19. | Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Языковое своеобразие басен Крылова. Басни “Квартет", "Волк и ягненок» | ЗПЗ | презентация | ||||||
20. | Урок – конкурс. Инсценировка басни | 1ч. | ПР КЗ | ||||||
А.С. Пушкин | |||||||||
21. | Слово о поэте. Поэма « Руслан и Людмила».Песнь первая. Пролог к поэме «У лукоморья…» Знакомство с героями
| 5ч. | Лирика как род литературы.Сти-хотворная сказка,поэма, пролог | ОСМ ИНМ | презентация | ||||
22. | Песнь вторая. Руслан и его соперники. Рассказ старца. Людмила в плену у Черномора. Борьба добрых и злых сил | сюжет | ИНМ | презентация | |||||
23. | Песнь третья. Победа добра над злом. Фольклорные традиции в сказке | Финал, стопа, двусложный размер-ямб | ИНМ | презентация | |||||
24. | Как создаются стихи. Ритм, рифма, стопа, строфа | Ритм, рифма, стопа, строфа | ПР ОСМ | презентация | |||||
25. | Стихотворения «Няне», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Бесы». Мир природы и его поэтическое изображение | Стихотворный размер, анализ стихотворения | ОСМ | презентация | |||||
26 | Вн.Чт.В.А.Жуковский «Лесной царь», «спящая царевна» | 1ч. | УКПЗ | презентация | |||||
27. | М.Ю. Лермонтов Слово о поэте. Стихотворения «Листок», «Три пальмы». Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы | 1ч. | рифма | ИНМ | презентация | ||||
28. | Н.В. Гоголь Слово о писателе. «Пропавшая грамота». Живописность языка гоголевской прозы. | 1ч. | Поверье,быличка, гипербола, добрый юмор | ИНМ ПР | презентация | ||||
29. | Вн.чт.Повесть "Ночь перед Рождеством" (возможен выбор другой повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»). Реальное и фантастическое в сюжете произведения | 1ч. | ИНМ ЗПЗ | презентация | |||||
30. | И.С. Тургенев Слово о писателе. «Муму». Сюжет и герой. Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России | 3ч. | Роль пейзажа в сюжете | ИНМ УКПЗ | презентация | ||||
31. | Богатырский облик Герасима, характеристика героя | Портретная характеристика | ЗПЗ | презентация | |||||
32. | Герасим и Муму. Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления | Эпизод, анализ эпизода | ЗПЗ | презентация | |||||
33. | Сочинение на литературную тему. Характеристика героя | 1ч. | Структура сочинения, эпиграф, цитаты | КЗ УКПЗ | презентация | ||||
34. | Вн.чт. «Бежин луг» и другие рассказы из «Записок охотника»И.С.Тургенева | 1ч. | ЗПЗ | презентация | |||||
Образ Родины в стихотворениях русских поэтов | 2ч. | ||||||||
35. | Поэтический образ Родины в ст. И.С.Никитина «Русь», Н.А. Некрасова «Соловьи» | Ямб и хорей | ИНМ | презентация | |||||
36. | Образ природы в ст. Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза», А.А. Фета «Весенний дождь» | УКПЗ | презентация | ||||||
Героическое прошлое России | 5ч. | ||||||||
37. | М.Ю. Лермонтов. Ст. «Бородино». Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года | Строфа, монолог,диалог в стихотворном произведении | ИНМ | презентация | |||||
38. | Образ старого солдата. Рассказ-монолог о знаменитой битве | Портрет, монолог, диалог | ЗПЗ УКПЗ | презентация | |||||
39. | Л.Н.Толстой. Петя Ростов (отрывок из романа «Война и мир») | Роман-эпопея, эпизод( фрагмент) | ИНМ | презентация | |||||
40. | Петя Ростов в партизанском отряде, его первый бой и смерть | УКПЗ | презентация | ||||||
41. | М.А. Булгаков. «Петя Ростов» (фрагмент из инсценировки романа Л.Н. Толстого) | Роды литературы: эпос, лирика, драма | ИНМ | презентация | |||||
Литература 20-го века | 4ч. | ||||||||
42. | Связь веков: И.А. Бунин, А.А.Ахматова, В.А.Рождественский в память об А.С.Пушкине. Тема памяти. Урок -концерт | Темы лирики | ИНМ ПР | презентация | |||||
43. | К.Г. Паустовский. «Рождение сказки». «Тёплый хлеб» - сказка о труде и взаимовыручке | Эпитет, простые определения | ИНМ | презентация | |||||
44. | Урок – сопоставление. А.П. Платонов «Волшебное кольцо», Б.В.Шергин «Волшебное кольцо». Роль сказок в решении нравственных проблем | Фольклорная и литературная сказка, лаконизм, парадокс | ЗПЗ | презентация | |||||
45. | Джанни Родари «Сказки по телефону», В.В.Набоков «Аня в Стране чудес»,Дж.Толкиен «Хоббит, или Туда и обратно».Новый жанр в мировой литературе -фэнтези | фэнтези | ИНМ | презентация | |||||
Проза русских писателей 20-го века | 3ч. | ||||||||
46. | И.С.Шмелёв. Истоки человеческой искренности в «Как я встречался с Чеховым. За карасями» | Название произведения | ИНМ ЗПЗ | презентация | |||||
47. | Е.И.Замятин «Огненное «А». Роль мечты в жизни человека | рассказ | ИНМ ЗПЗ | презентация | |||||
48. | А.И.Куприн. Очерк «Мой полёт». Роль жизненного опыта | очерк | ИНМ ЗПЗ | презентация | |||||
49. | Р/Р Разноцветный мир в восприятии И.С.Шмелёва. «Лето Господне», «Мартовская капель» и картина Б.М. Кустодиева «Масленица» | 1ч. | Религиозные праздники, художественное полотно | ПР | презентация | ||||
Поэтический образ Родины | 2ч. | ||||||||
50-51. | Урок-обзор. Красота природы в стихах и прозе: А.А. Блок «На лугу», «Ворона», И.А.Бунин «Сказка» , К.Д.Бальмонт «Снежинка», «Фейные сказки», С.А.Есенин «Пороша», «Черёмуха», М.М. Пришвин «Времена года»,Н.А.Заболоцкий «Оттепель»,М.Рубцов «В горнице» | Стихотворение, ритм, рифма, стихосложение | ОСМ | презентация | |||||
Мир наших братьев меньших | 2ч. | ||||||||
52. | С.А. Есенин. Стихотворение «Песнь о собаке». Сострадание ко всему живому как основа есенинского творчества. | Лирическая проза | ИНМ ЗПЗ | презентация | |||||
53. | В.В. Маяковский. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Художественное новаторство поэзии В. Маяковского. Гуманистический смысл стихотворения. | ИНМ ЗПЗ | презентация | ||||||
54. | Р/р. Урок-концерт «Край ты мой, родимый край…» | 1ч. | стихи | ОСМ | презентация | ||||
Героическое прошлое России | 2ч. | ||||||||
55. | Истоки патриотизма. А.И. Фатьянов «Соловьи», А.Т.Твардовский «Я убит подо Ржевом…», А.А. Ахматова «Мужество», Р.Г.Гамзатов «Журавли» . | песня | ИНМ ЗПЗ | презентация | |||||
56. | Урок-концерт «Эта память, верьте , люди, всей земле нужна…» | Стихи, песня | ОСМ | презентация | |||||
Современная литература | 4ч. | ||||||||
57. | В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».Охотничий азарт мальчика и его последствия в рассказе. Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы | Автобиографический рассказ | ИНМ ЗПЗ | презентация | |||||
58. | Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Смысл названия рассказа | Робинзонада героя | ИНМ ЗПЗ | презентация | |||||
59. | Туве Янсон. «Последний в мире дракон».Роль фантазии в формировании души человека | ИНМ ЗПЗ | презентация | ||||||
60. | Мир сказочных героев. Мумми-тролли, хемули, снусмумрики.Право современной литературы на сказку | Элементы построения произведения: завязка,кульминация,развязка. Композиция | ИНМ ЗПЗ | презентация | |||||
Путешествия и приключения. Покорение пространства и времени | 9ч. | презентация | |||||||
61. | Даниель Дефо. «Робинзон Крузо». Удивительные приключения морехода | «робинзонада» | ИНМ ЗПЗ | презентация | |||||
62. | Образ главного героя. Его мужество, оптимизм, трудолюбие, стойкость | Отзыв о книге | ИНМ ЗПЗ | презентация | |||||
63. | Рудольф Эрих Распэ . «Приключения барона Мюнхаузена».Способность человека удивлять и удивляться | Ирония, гротеск | ИНМ ЗПЗ | презентация | |||||
64. | Барон Мюнхаузен и придуманные им истории | Гипербола, литота | ИНМ ЗПЗ | презентация | |||||
65. | М. Твен. Повесть "Приключения Тома Сойера". Тема дружбы и мечты | прототип | ИНМ ЗПЗ | презентация | |||||
66. | Том и Гек. Дружба мальчиков и их приключения | прототип | ОСМ | презентация | |||||
67. | Астрид Линдгрен. Современный детектив «Приключения Калле Блюмквиста» | Трилогия, детективный сюжет | ИНМ ЗПЗ | презентация | |||||
68. | Положительный идеал и нравственные ценности в повести | ОСМ | презентация | ||||||
69. | Н.С.Гумилёв. «Орёл Синдбада». Болеслав Лесьмян. «Новые приключения Синбада-морехода». Новая жизнь героев | ИНМ ЗПЗ | презентация | ||||||
70. | Урок-итог. М.И.Цветаева . «Книги в красном переплёте». Читайте летом | 1ч. | УЗ | презентация | |||||
| 60 | 5 | 5 |
Раздел IV. Содержание программы учебного предмета
Происхождение и развитие литературы.(1ч)
Литература- искусство слова
Мифы народов мира.(2ч)
Мифы и мифология. Календарные мифы. Масленица. Мифы о сотворении мира. Знакомство с мифами о Геракле. Миф « Золотые яблоки Гесперид».
Устное народное творчество (ФОЛЬКЛОР).(7 ч)
Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Теория. Фольклор. Жанры фольклора.
Былины(2ч)
Русский народный эпос – былины. Циклы былин. Теория. Былина. Сюжет былины. Гипербола. Былина « Три поездки Ильи Муромца». Былины и их герои в живописи и музыке
Русские народные сказки.(2 ч)
Сказка как популярный жанр народного творчества Теория. Сказка. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Теория. Художественные особенности волшебной сказки. Народные идеалы в сюжете и образах сказки «Царевна-лягушка».
Сказки народов мира.(1ч)
Богатство отражения жизни в сказках народов мира. "Тысяча и одна ночь".
Малые жанры фольклора.(3ч)
Разнообразие малых жанров фольклора. Пословицы и поговорки. Богатство и разнообразие тематики. Загадка как один из видов фольклора. Анекдот как один из малых жанров фольклора. Сказка-анекдот. Песни, частушки. Песня как форма словесно-музыкального искусства. Теория. Песня, частушка. Рифма. Музыка в произведениях фольклора.
Русский народный театр.(1ч)
Народный театр в истории русской культуры. "Озорник Петрушка". Исполнение народной драмы «Озорник Петрушка» в лицах. Итоговый урок по теме фольклор.
Русская литература XIX века.(21ч)
Русская классическая литература XIX века.
Русская классическая литература XIX века. И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басни И.А.Крылова "Свинья под дубом". «Зеркало и обезьяна». «Осёл и Мужик». Мораль басен. Герои басен. Внеклассное чтение. Жанр басни в мировой литературе. В.А. Жуковский. Баллада «Лесной царь». Трагические события баллады. «Спящая царевна». Сюжет и герои сказки.
А.С. Пушкин(5ч)
А.С.Пушкин. Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Поэма « Руслан и Людмила»( пролог). Поэма "Руслан и Людмила". Песнь первая. Поэма "Руслан и Людмила". Песнь вторая. Поэма "Руслан и Людмила". Песнь третья. Поэма "Руслан и Людмила" Обобщение. Повествование, описание, рассуждение. Родна природа и мир народной фантазии в лирике А.С. Пушкина. Стихи и проза.
М.Ю. Лермонтов(1 ч)
М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. Начало творчества .«Парус»
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Из Гете»
Н.В. Гоголь( 1ч)
Н.В.Гоголя цикл повестей « Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжеты и герои повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота» Фантастическое и реальное в повести Н.В. Гоголя « Пропавшая грамота».
И.С. Тургенев( 3ч)
Детство И.С. Тургенева. История создания рассказа "Муму". Герасим в доме барыни. Герасим и Татьяна. Герасим и Муму. Богатырский поступок. Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму». Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму». Анализ сочинений по рассказу И.С. Тургенева « Муму».
Поэтический образ Родины.(2ч)
Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. А.С. Пушкин «Зимнее утро», М.Ю. Лермонтов «Сашка», А.В. Кольцов «Косарь». Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Никитин И.С «Русь». Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Есть в осени первоначальной», «Листья». Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Фет "Весенний дождь", «Летний вечер тих и ясен», «Учись у них – у дуба, у берёзы». Некрасов А.Н. «Соловьи». Теория. Двусложные размеры стиха. Стихотворные размеры.
Героическое прошлое России.(5ч)
М.Ю.Лермонтов "Бородино". Патриотическая тема в стихотворении. Композиция и идейное содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Л.Толстой "Петя Ростов". Отрывки из романа «Война и мир» Петя Ростов в партизанском отряде. Петя в разведке. Последний бой и героическая гибель как кульминация подвига. Теория. Роман-эпопея.(Анализ эпизода). М.А. Булгаков. "Петя Ростов". (Фрагмент из инсценировки романа). Диалог в инсценировке. Теория. Инсценировка прозаического произведения. Итоговый урок по литературе XIX век.
Литература XX века.(4 ч)
Связь веков.(1ч)
Век XIX и век XX. Связь веков. Богатство литературы XX века. Теория. Тема лирики.
Литературные сказки XIX – XX веков.(ч)
Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Теория. Пути рождения сказок. К. Паустовский "Рождение сказки", «Теплый хлеб». Внеклассное чтение .Викторина по сказкам Х.К. Андерсена. А. Платонов "Волшебное кольцо". Герои сказки Платонова. Б.В. Шергин. «Волшебное кольцо». Народные сказки в переработке Б.В. Шергина. Герои сказки «Волшебное кольцо». Дж. Даррелл «Говорящий сверток». Защита животных, созданных фантазией .человека. Роль словарей в жизни этой фантастической страны. Дж. Даррелл «Говорящий сверток». Защита животных, созданных фантазией человека. Роль словарей в жизни этой фантастической страны. Дж. Родари "Сказки по телефону"- отклик на стремление людей XX века к краткости и оперативности. Дж. Родари "Старые пословицы". Лаконизм и афористичность повествования как характерная черта "Сказок по телефону». Внеклассное чтение. Джанни Родари « Сказки по телефону». Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес». В.В. Набоков "Аня в стране чудес".Алиса (она же Аня) – героиня сказок. Игра словами в сказке « Аня в стране чудес». Джон Толкин "Хоббит, или Туда и обратно". Смысл двойного названия повести. Связь произведения с фольклором. Малые формы фольклора на страницах произведения. Теория. Фэнтези как жанр. Особенности жанра повести Джон Толкин "Хоббит, или Туда и обратно". Заключительный урок по теме «Литературные сказки XX века».
Проза русских писателей XX века .(3ч)
И.С. Шмелёв "Как я встречался с Чеховым. За карасями". Встреча юных рыболовов с «бледнолицым братом» - Антоном Чеховым. Двойное название рассказа. Внеклассное чтение. Рассказ И.С. Шмелева « На святой». Е.И. Замятин "Огненное А". Рассказ о мечте подростков начала XX века. Сюжет, который рождён прочитанной книгой. Комическая развязка. Очерк А.И. Куприна «Мой полет».
Поэтический образ Родины.(2ч )
А.А. Блок «На лугу», «Ворона». С. Есенин «Пороша», «Ночь», «Черёмуха». М.М.Пришвин «Времена года». Миф наших братьев меньших( стихотворения С.А. Есенина «Песнь о собаке» и В.В Маяковского « Хорошее отношение к лошадям»).
Героическое прошлое России.(2ч )
Стихи А.Т.Твардовского, А.А.Ахматовой, Р.Г.Гамзатова, А,И.Фатьянова о Великой Отечественной войне.
Современная литература.(4ч )
В.П. Астафьев « Игра», "Васюткино озеро". Автобиографическое произведение писателя. Сюжет и композиция рассказа. Герой рассказа В.П. Астафьева « Васюткино озеро». Сочинение по рассказу В.П. Астафьева « Васюткино озеро». Т.Янссон "Последний в мире дракон". Утверждение права современной литературы на сказку. Мумми-тролли, хемули, снусмумрики и другие существа, которых придумала и нарисовала художница, как герои её книг. Итоговый урок по темам «Современная литература XX века».
Путешествия и приключения на страницах книг.(9ч )
Покорение пространства и времени.(9ч)
Роман «Робин Крузо» и его автор. Герой романа Д. Дефо « Робинзон Крузо». Р.Э. Распэ "Приключения барона Мюнхгаузена". Теория. Гротеск. Гипербола. Литота. Игровой урок по книге Р.Э. Распэ « Приключения барона Мюнхгаузена». М. Твен "Приключения Тома Сойера". Внеклассное чтение. Герой романа М. Твена « Приключение Тома Сойера». Игровой урок по роману М. Твена "Приключения Тома Сойера". А. Линдгрен "Приключения Калле Блюмквиста". Викторина по книге А. Лингрен « Приключения Калле Блюмквиста». Сюжет и композиция художественного произведения.
Новая жизнь знакомых героев.(1ч )
Н.С. Гумилёв "Орёл Синдбада", «Маркиз де Карабас». В. Лесьмян « Новые приключения Синдбада- морехода». Итоговый урок по теме
« Путешествия и приключения».
Итоги.(1ч )
Итоговый урок по курсу литературы в 5 классе. М.И. Цветаева "Книги в красном переплёте". Просмотр и обсуждение кинофильма.
Раздел V. Формы и средства контроля
В основе обучения литературе в 5 классе лежат следующие технологии:
- игровые,
- обучения в сотрудничестве;
- проектного обучения,
- ИКТ,
- проведения дискуссии,
- групповой деятельности,
- мастерской творческого письма.
- обучения в сотрудничестве;
- проектного обучения.
Основная форма организации учебной деятельности – классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа под руководством учителя, самостоятельная.
Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля:
- текущий,
- промежуточный,
- итоговый.
Основные формы контроля:
- устный ответ учащегося,
- самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование),
- написанию творческих работ по ключевым произведениям;
- заучиванию наизусть основных произведений;
- устному выступлению с докладом, презентацией и т.п.,
- сочинение.
Раздел VI. Перечень учебно-методических средств обучения
Программно – методическое обеспечение:
Для учителя:
1.Литература. 5 кл. В 2 ч.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений/авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова.-М.: Дрофа, 2009.
2.Литература в таблицах и схемах,сост.М.Мещерякова-М.: Айрис-пресс,2004.
2.Сборник нормативных документов. Литература \ сост.Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007.
3. Поурочные планы по учебнику-хрестоматии Т.Ф.Курдюмовой/авт.-сост.О.А.Финтисова.- Волгоград: Учитель,2011.
4.Предметные недели в школе. Русский язык и литература/сост.Л.И.Косивцова.-Волгоград:Учитель, 2008.
5.Примерные программы по литературе.
6.Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс» Золотарева И.В, Егорова Н.В.- М.:ВАКО, 2012.
7.Я иду на урок литературы. 5 класс» Красухин Г.Г.- Москва, 2001.
Для ученика:
1.Литература. 5 кл. В 2 ч.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений/авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова.-М.: Дрофа, 2009.
Дополнительная литература для учителя
1.Литература Древней Руси под ред. О.В. Творогова. – М.: Просвещение 1995.
2.Литература в таблицах и схемах,сост.М.Мещерякова-М.: Айрис-пресс,2004.
3.Зарубежные писатели. Библиографический словарь.В 2-х частях / Под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение,1996.
4.Древнерусская литература: Хрестоматия для 5-х классов / сост. О.В. Творогов. – М.: Просвещение ,2002
5.Золотарева И.В., Корнеева М.С. и др. Поурочные разработки по литературе.9 класс.- М.: Вако, 2004
6.Журнал « Литература в школе».
7.Литература. Приложение к газете «Первое сентября».
8.Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.
9.Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.
10.Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2002.
11.Липина Е.Ю. Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой.5-9 классы
12.Мультимедиаэнциклопедия. Литература.
Дополнительная литература для учащихся
1..Волшебный ларец: Русская литературная сказка 20-го века/сост. В.П. Журавлёв. – М.: Просвещение, 1998.
2.Жили-были: Русская литературная сказка 20-го века /сост. В. П. Журавлёв. – М., 1996. (Гуманитарный лицей).
3.Зуева Т.В.. Русский фольклор: Словарь-справочник. – М.: Просвещение,2002.
4.Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.
5.Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.
6.Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.
7.Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.
8.Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе . – М., 2000.
9.Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2002.
10.Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998. Энциклопедия. Мифология/ под ред. Е.М. Мелетинского. - М: Большая Российская энциклопедия, 2003.
11.Энциклопедия для детей. Т 9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики ХIХ dв. - М.: Аванта+, 2003
12.Энциклопедия для детей. Т9. Русская литература. Ч.2. ХХ век. - М.: Аванта+, 2003.
Основные Интернет-ресурсы
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.fsu.edu.ru – федеральный совет по учебникам МОиН РФ
http://www.ndce.ru – портал учебного книгоиздания
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
http://www.prosv.-ipk.ru – институт повышения квалификации Издательства «Просвещение»
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/5-klass
http://www.1september.ru –издательство «Первое сентября»
http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....