Художественное своеобразие «Песни о вещем Олеге»
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Урок по теме «Художественное своеобразие «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_hudozhestvennoe_svoeobrazie_pesni_o_veshchem_olege.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Художественное своеобразие «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.»
Цели урока:
1.Познакомить учащихся с «Песнью о вещем Олеге» А.С.Пушкина и показать связь истории, искусства и летописания в этом произведении.
2.Выработать навыки работы с разнообразными текстами и справочным материалом учебника, навыки анализа лирического произведения, сопоставительного анализа текстов.
3.Выявить жанр произведения, определить особенности «Песни…»
4.Развивать творческие способности учащихся.
5.Воспитывать уважение к труду писателя, ответственность за высказанное мнение.
Оборудование:
Тексты баллады, летописный источник, портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к произведению, электронное приложение к уроку, карта «Восточная Римская империя и славяне в 6-11 вв.»,компьютер, мультимедийный проектор.
Форма огранизации занятия: урок коммуникативно-развивающего типа с элементами телепередачи.
Теория литературы: жанр, летопись, баллада.
Ход урока
1.Слово учителя.
Здравствуйте, ребята, дорогие гости, коллеги! Я рада вас приветствовать на детско-взрослой телепередаче «Мы говорим» в классной студии.
Тема нашей телепередачи: «Художественное своеобразие «Песни о вещем Олеге»
Цель урока:
Познакомиться с лирическим произведением А.С.Пушкина «Песни о вещем Олеге», увидеть связь истории, искусства и летописания в этом произведении, определить особенности «Песни…»
В течение телепередачи мы обсудим следующие вопросы:
В чём отличие летописи от песни? Почему Олег принимает смерть от коня? В чем смысл этого произведения?
Прежде чем начать наш разговор, я предлагаю выбрать вам эпиграф к теме нашего разговора. Материалом для этого послужат фрагменты из стихотворений А.С.Пушкина (электронное приложение)
Сегодня у нас в гостях историк, летописец, литературовед и искусствовед. Я предлагаю слово историку.
2.Историк: Древнерусский князь Олег жил в 11-10 вв. Был он человеком умным и хитрым, современники прозвали его Вещим (от слова «Ведать»).Олег захватил Киев, хитростью погубив правивших там князей Аскольда и Дира, и объявил Киев столицей всея Руси - матерью городов русских. Он собрал большое войско-2000 кораблей и без счёту конных воинов и пошёл войной на богатое и сильное Византийское царство. Сначала корабли были под Днепром, а конная рать шла берегом, потом, когда добрались до Чёрного моря, кони и всадники тоже погрузились на корабли, наконец войско Олега достигло столицы Византии - большого и красивого города Константинополя. На Руси его тогда называли Царьград. Но сразу взять хорошо укреплённый город войско Олега не смогло. Тогда Олег пошёл на хитрость. Он приказал вытащить корабли на берег, поставить их на колёса и поднять паруса. Подул ветер, и корабли понеслись под парусами по земле, как по морю. Византийцы испуганные этим удивительным зрелищем, признали семя побеждёнными. В знак победы Олег прибил к воротам Царьграда свой щит.
Учитель: Как же возник замысел создания стихотворного произведения об известной исторической личности-князе Олеге? Как известно, Пушкин с большим интересом изучал древнерусские летописи В одной из них он встретил заинтересовавший его эпизод о трагической смерти князя Олега от укуса змеи. Слово вам летописец.
Летописец: Когда-то некий волхв предсказал ему гибель от коня. Выслушав предсказание Олег, (который по отношению к предсказанию вещим не оказался)-приказал сменить коня, а своего бывшего коня пасти, заботиться о нём и не утруждать работой. Повеление князя было исполнено, а спустя какое-то время Олегу доложили, что конь умер. Олег посмеялся и над предсказанием и над волхвом. А ещё через некоторое время Олег решил посмотреть на кости коня возможно потому что какие-то воспоминания, связанные с конём были для него значимы. Останки коня, лежавшие в поле Олегу показали, и когда князь опёрся на череп коня, из черепа выползла змея, которая укусила Олега, в результате чего он скончался.
Учитель: Чем же Пушкина заинтересовала летопись? Послушаем вас уважаемый литературовед.
Литературовед: Великий поэт А.С.Пушкин воспел подвиги князя Олега в песне. Пушкин рассказывает о нём как о былинном богатыре, совершивший много подвигов, сражений. Судьба всегда берегла его. Легенда о князе Олеге и его коне поэта заинтересовала тема рока, неизбежности предначертанной судьбы. Но стихотворение не только об этом. В нём звучит и гордая уверенность в праве поэта на свободное исследование своей мысли, и созвучная древнему представлению вера в то, что поэты-провозвестники высшей воли.
Учитель: эпизод о смерти князя Олега от своего коня, взятый из летописи, разрабатывался в думе Рылеева К.Ф. «Олег Вещий», в балладе Н.М. Языкова «Олег», в «Истории государства Российского» Карамзина.
Что подтолкнуло Пушкина обратиться к летописи?
Литературовед: Пушкин, в 1820 году сосланный Александром 1 за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра тоже назван могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе и захотел о нем написать. Поэта поразил эпизод летописи. «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического»,- писал поэт Александру Бестужеву. 1 марта 1882 года Пушкин заканчивает работу над произведением, которую назвал «Песнь о вещем Олеге» и которое начинается с описания другого похода Олега-похода на хазар.
3.Выразительное чтение «Песни…» наизусть.
4.Обсуждение жанра «Песни о вещем Олеге»
Как вы думаете, к какому жанру можно отнести произведение?(Баллада. Справочный раздел учебника)
Что называется летописью?
Что общего и чем различаются жанры летопись и баллада?(Общее: обе основаны на историческом событии. Различие: летопись-проза, баллада- поэзия, т. е. различным способом организации художественной речи)
Особенности прозы и поэзии (на слайде)
А почему баллада названа песнью?( Автор дал произведению старинное жанровое определение «Песнь», чтобы подчеркнуть реальность описываемых событий , но баллада не просто сообщает нам о том или ином историческом событии, но и создаёт живой, наделённый индивидуальными чертами образ героя, это древний способ прославления)
5. Словарная работа. (Волхвы, жрец, вещий, вдохновение, праща- справочный раздел учебника)
6. Учитель. В распоряжении А.С.Пушкина был летописный источник. Давайте сопоставим его с текстом баллады и сделаем вывод: какие моменты поэт целиком перенёс в балладу, а какие изменил и переосмыслил. Какие эпизоды мы можем сопоставить.
1.Эпизод прощания Олега с конём.
В летописи: «Олег сказал: «Никогда не сяду на него и не увижу его боле».
В балладе: «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время…»(В балладе более заметна искренняя грусть князя при расставании с конем)
2. Эпизод осуждения Олегом кудесника.
В летописи: «Олег же посмеялся и укорил кудесника, говоря: «То неправду говорят волхвы, всё есть ложь: конь мой умер, а я жив.»
В балладе: «Кудесник ты лживый, безумный старик, Презреть бы твоё предсказанье…»
(В словах Олега больше эмоций, вызванных грустью об умершем коне)
3.Эпизод с черепом коня.
В летописи: «…посмеялся, говоря: « Не от этого ли черепа смерть мне будет?
В балладе: «Спи, друг одинокий! (…) Так вот, где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала. ( В словах Олега прежде всего звучит печаль по своему умершему другу, и лишь потом горькая усмешка)
То, что в летописи звучит более кратко, сдержанно, у Пушкина наполняется содержанием. Это позволяет лучше понять характеры героев и причины их поступков.
В летописи образ Олега более обобщён. В нём мало индивидуальных черт. В балладе князь более человечен, у него сильное выражение эмоций. Перед нами предстаёт образ не только могучего воина и правителя, но и человека со своими слабостями и недостатками.
7. Редактирование текста.
А сейчас мы побываем в творческой мастерской А.С.Пушкина и понаблюдаем, как он работал над текстом своей баллады. Сопоставим первоначальный текст баллады и окончательный и подумаем, с какой целью были внесены поэтом в текст те или иные изменения.
1. Цитата: автор показывает не послушание и покорность коня, а его преданность.
2.Кудесник показан не старым и не мощным, а всемогущим, наделённым большой силой.
3. Кудесник не надменен, а всемогущ, и в этом равен князю.
4. Кудесник не угрожает князю, а предупреждает его.
5.Теряет не слугу, а друга.
6. Курган, « видевший» много славных событий.
Вывод: Пушкин усиливает чувство привязанности поэта к своему другу коню. В окончательном варианте кудесник представлен не просто старым волшебником , но мудрым и независимым пророком. Образ кудесника можно сопоставить с образом поэта, несущего людям истину. ( это и есть основная мысль баллады.)
- Чтобы более полно понять эту балладу, рассмотрим иллюстрации Васнецова к «Песни о вещем Олеге»и проанализируем каждую часть отдельно. Вначале послушаем искусствоведа.
5.Искусствовед: в 1899 году Россия широко отмечала столетие со дня рождения А.С. Пушкина. Юбилейная комиссия, созданная при Академии наук, готовила к выпуску трёхтомное собрание сочинений поэта, привлекая к его иллюстрированию лучших художников того времени. В. М. Васнецов сделал несколько рисунков к разным произведениям. Но самой значительной работой стала серия рисунков Васнецова к отдельному изданию «песни о вещем Олеге» Пушкина.
Уже первый акварельный опыт Васнецова, созданный по мотивам «Песни», заслужил высокую оценку знатоков.
Учитель(рассказ сопровождается показом презентации): Взглянем на 1-й рисунок «Встреча с волхвом». Что характерно для кудесника?
(Он в полотняной рубашке, на голове ободок; обереги, нож, пояс на бёдрах, обут в лапти, белый цвет- душевная чистота, неподкупность)
-Фигуры на рубахе означают следующее: круг-символ Солнца, ромб с точками внутри- символ плодородия, косой крест за ромбом- знак бога Перуна.
-Во что одет князь?
(В доспехи, плащ с застёжкой на правом плече, меч в богатых ножнах, одет в сапоги)
-Какой цвет присутствует на одежде князя?
(Красный-цвет богатства, высокого социального положения)
-На каком фоне изображён князь?
(На фоне дружины, волхв- на фоне леса)
-Как встретил князь кудесника?
Чтение диалога Олега с кудесником?
- 2-й рисунок «Прощание с конём». Найдите в тексте эпитеты, характеризующие коня.
(Ретивый, буйный, игривый, верный, одинокий.)
-Что значит для князя конь?
(Он его друг, соратник, от которого во многом зависит жизнь хозяина.)
-У славян белые кони были символом бога Солнца, а также и Перуна. Значит, кони должны принадлежать только жрецам, кудесникам. О чем это говорит? Каким был князь?
(Гордым властителем.)
-3-й рисунок «Олег у костей коня».
-Ребята, взглянем на князя. Что нового появилось у Олега?
(Подобие лаптей, сшитых из цельной кожи)
-Как вы думаете, почему змея никто из ближайшего окружения князя не увидел?
-Последний рисунок «Тризна». Что вы видите на этом рисунке?
(У древних славян: обрядовые действия и пиршество в память умершего.
-Посмотрите внимательно: на горе-молодая княжеская чета, внизу- старая дружина.
(это смена одних поколений за другими.)
6. Учитель: Чтобы произведение начало свой жизненный путь, ему необходимы читатели. Читатель не просто знакомится с литературным произведением, но становится его своеобразным соавтором. Творческий практикум: задание нас ожидает очень смелое и даже дерзкое: нам предстоит стать соавторами, а может, и оппонентами самого А.С.Пушкина.
Перечитайте эпизод пребывания Олега на могиле коня. Обратите внимание на слова князя, обращённые к умершему другу и относящиеся к предсказанию кудесника. Может быть вы бы построили свой эпизод по-своему, вложили бы другие слова в уста князя, по-другому описали его поведение.
Ребята читают свои варианты;
Ученик: Мы смогли окунуться в атмосферу писательского труда, понять, насколько он сложен и ответственен. Создавая свою версию фрагмента, мы чувствовали ответственность за каждое написанное слово.
7.Выводы:
Ребята, почему А.С.Пушкин называл своё произведение песнью?
В чём смысл произведения ? Соотнесите эпиграфы с «Песнью…»
Что нового вы получили на этом уроке-телепередаче?
8.Домашнее задание.
Составить кроссворд по произведению А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге», подготовить выразительное чтение по ролям А.С.Пушкина «Борис Годунов», для желающих -нарисовать Пимена.
9.Проставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.С.Пушкин "Песнь о Вещем Олеге"
Читаем, думаем, спорим – действия, составляющие основу урока литературы. Урок по теме «А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге » и её летописный источник» является одним из уроков в изучении творчества велик...
Песнь о вещем Олеге.
Материал к уроку...
Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла
Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории....
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ» А.С ПУШКИНА.
Правдиво и исторически верно звучит тема прошлого нашей родины во всей поэзии Пушкина....
Источники и идейно-художественное своеобразие «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина .
Автор методической разработки: Камардина Наталья Игоревна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 2».Тема методической разработки:...
Урок литературы в 6 классе. А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Летописи как источник художественного творчества.
Урок литературы в 6 классе...
урок-исследование по литературе в 7 классе "Песнь о вещем Олеге" - художественный пересказ летописи или самостоятельное произведение?
Разработка урока содержит материалы из летописи о князе Олеге, вопросы, задания, презентацию, материалы для чтения и исследования. С их помощью школьники смогут глубже изучить материал, вновь перечита...
Комментарии
Ах, как замечательно! И все
Ах, как замечательно! И все аргументированно! Побегу искать про белых коней. Масагеты черных жертвовали солнцу. Не пробовали увязывать с тюркским фольклором? Наверное, было бы интересно. Мои часто вспоминают "великих" коней, сравнивают тризну с худои.
Нашла. Спасибо вам за
Нашла. Спасибо вам за проснувшийся интерес. Дети часто спрашивали, зачем Олег смеется над волхвом, предлагая ему коня. Ясно, что конь в жертву. И еще нашла. В 930-943 годы Булгарским царством правил Микаиль по прозвищу Ялкау-Ленивец. В ту пору в Булгарии ислам уже был государственной религией. Однако кана Микаиля порой называли "царём язычников".
Одна из причин тому, видимо, — увлечённость этого правителя народными увеселениями и забавами. В ноябре он отправлялся смотреть ощипывание гусей. В декабре с парнями штурмом брал ледовый "Девичий город", в котором защищалось сорок девушек во главе со своей "царицей", и даже сражался в поединках. В навруз праздновал каргатуй, в апреле — сабантуй, после сева — чиллек. В августовском янгыр боткасы руководил жертвоприношением белого быка, первым съедал белую рыбу и обряд заканчивал обливанием с девушками водой. Осенью, после того как собирался урожай, уплачивались основные налоги, кан устраивал возле Булгара "кызлар эчкене" — празднества в честь приношений ему от устроителей свадеб (по обычаю, чтобы женить сына, отец отдавал царю лошадь, а за разрешение провести свадебный пир ещё и мёд в количестве, зависевшем от числа приглашённых на свадьбу).
Осенью 943 года царь Микаэль устроил пир по случаю уплаты ему пошлины за разрешение устроить свадьбы. Такого рода пиры завершались скачками. Царь решил участвовать в них, и это привело к трагедии: конь на полном скаку споткнулся, царь упал и разбился насмерть. В народе говорили, будто несчастье случилось от того, что царь "сел на белого жертвенного коня, которого из жалости к нему не принёс в жертву в джиен"..25 декабря праздновали Мардукан.Когда веселье затихало, у дерева (столба) совершали обряд жертвоприношения в честь Тенгре и добрых духов, т.е. алпов: в честь Тенгре — белого коня .Шкуры жертвенных животных развешивали на дереве, приговаривая при этом: "Пусть того, кто осмелится украсть их, укусит змея". Мясо жертвенного коня или барана варили и съедали.