ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ» А.С ПУШКИНА.
методическая разработка по литературе на тему
Правдиво и исторически верно звучит тема прошлого нашей родины во всей поэзии Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennye_osobennosti.docx | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ» А.С ПУШКИНА.
Глубокой любовью к родине и русскому народу овеяны страницы художественных произведений А.С Пушкина, посвященные далекому историческому прошлому, которое всегда интересовало и привлекало поэта
Правдиво и исторически верно звучит тема прошлого нашей родины во всей поэзии Пушкина.
В «Песне о вещем Олеге», сюжетом которой послужил летописный рассказ, изложенный Карамзиным в 1 томе «Истории государства Российского», Пушкин не только поэтически воспроизвел летописное предание, но и передал в нем свою любовь к старине, нарисовав прекрасные и правдивые картины воинского быта Киевской Руси.
Все это делает стихотворение ценным в познавательном отношении и заставляет преподавателя хорошо обдумать ход своей работы, чтобы помочь ученикам правильно осознать и усвоить предлагаемый материал.
Художественное воспроизведение действительности, эпохи X века с её воинским бытом, обычаями, нравами и верованиями древних славян – вот основная задача автора, которая и определяет идейное содержание баллады.
Заглавие «Песнь о вещем Олеге» ставит в центре произведения Олега – воина-победителя. Его имя окружено воинской славой, победными битвами, о которых вспоминают бойцы на «тризне плачевной Олега».
Образ воина, его вооружение, отношение к коню, боевому товарищу князя, передают воинский дух той эпохи, раскрывают идейный замысел- воспроизвести «минувшие годы».
Рисуя быт Киевской Руси, автор касается религиозных представлений славян того времени, их суеверий, веры в чудеса, в кудесников.
Останавливаясь на вопросе об отношении Олега к кудеснику, учитель укажет, что только в ту эпоху, когда культура и техника стояли на очень низкой ступени развития, когда наши предки не умели научно объяснить явления природы, только в то время, на основе религиозных языческих представлений славян, могли сложиться такие взаимоотношения между князем и кудесником.
Приступая к изучению в классе «Песни о вещем Олеге», учитель поставит перед собой следующие задачи:
- Сообщить краткие исторические сведения об эпохе, которая изображена в «Песне о вещем Олеге».
- На художественном тексте раскрыть идейное содержание стихотворения: показать, как историческая эпоха древней Руси, с её воинским духом, верованиями и обычаями древних славян, отразилась в творчестве поэта: какие художественные приемы употребляет поэт с целью ярче и образнее выразить свой идейный замысел.
- Сравнить «Песнь о вещем Олеге с летописью, чтобы выявить особенности художественного произведения.
- В разделе сведений по теории литературы дать понятие о балладе, о стихотворной речи, о строфе.
- По языку – понятие об архаизмах.
- По развитию логического мышления и речи – сложный план.
Чтению и разбору стихотворения может предшествовать вступительное слово учителя, в котором он восстанавливает в памяти учащихся ряд исторических сведений, полученных ими в 5 классе.
Поэт всегда интересовался прошлым своего народа, изучал историю и в основу своего произведения «Песнь о вещем Олеге» положил летописный рассказ о смерти Олега.
Пушкин в своем произведении изображает поход Олега на хазар. У древних народов было в обычае перед войной, где каждому угрожала смерть, вопрошать богов, обращаться к оракулам, которые предсказывали будущее.
У нас в древние времена тоже были такие волхвы, которые служили Перуну, богу молнии и грома; считалось, что они знали будущее. Иначе они назывались кудесниками ( волшебниками; кудесник – от слова чудо). Олег, как говорит Пушкин, обратился к такому кудеснику с вопросом о своей судьбе.
Во времена похода верными боевыми товарищами князя-воина были дружина (ближайшие к князю люди, с которыми он совершал все военные походы и с которыми советовался о важнейших делах) и его конь. Вооружение древнего воина было иным, чем теперь. На войну он шел вооруженный копьем, мечом, луком со стрелами, пращой ( ремень, сложенный петлей, для метания камней), секирой (оружием в виде топора). Чтобы предохранить себя от ударов мечом или кинжалом и от стрел, воины надевали на себя броню ( кольчугу).
Древние князья большую часть своего времени проводили в походах на врагов, много было кровавых сражений, о которых они любили вспоминать.
Язык славян в те времена отличался от нашего: чело – лоб, перст – палец, брань – сражение.
Сюжетом летописной легенды обусловлена композиция стихотворения, которое распадается на две части: предсказание кудесника и исполнение предсказания. Сравнением « И кудри их белы, как утренний снег», автор указывает, что прошло много времени с момента предсказания, что Олег и его товарищи уже успели состариться.
Диалог Олега с кудесником, позволяет развернуть картину воинского быта древней Руси, показать силу и могущество князя - победителя, его отношение к кудеснику, его наивную веру в предсказание.
Из разговора выясняется роль коня в жизни древнерусского воина – это верный товарищ, верный слуга на бранном поле, предмет заботы и любви со стороны князя.
Мудрому, вещему Олегу, князю-воину, прославившемуся своими победами, противопоставлен вдохновенный кудесник, «заветов грядущего вестник» покоряющий своей сверхъестественной силой всех, даже князя.
Средством характеристики этих персонажей являются яркие, образные эпитеты стихотворения: Олег- вещий, мудрый, могучий, воитель; кудесник – вдохновенный, мудрый старец, любимец богов, « с волей небесною дружен», «покорный Перуну старик одному».
Воинский дух, черты древнерусского быта запечатлены в жанровых картинках – пира и тризны.
Язык стихотворения, насыщенный древнерусскими словами (чело, перст, обрёк он мечам и пожарам, вещий, тризна и др.), соответствует описываемому времени и придает тон эмоциональной приподнятости.
Таким образом, художественные особенности «Песни о вещем Олеге», её композиция, жанр и язык определены летописной легендой, обусловлены идейным замыслом поэта – поэтически воспроизвести картины воинского быта древней Руси.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мудрость старца. ("Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина)
Художественный смысл баллады Пушкина о могучем князе Олеге, о его верном коне и о мудром «вдохновенном кудеснике», как и поэтическое содержание многих других пушкинских шедевров, многогранен. Ра...
Презентация. "Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина в 7 классе. Приложение к конспекту урока "Мудрость старца".
В ряду многих задач, которые я ставила перед собой, готовясь к учебному освоению «Песни о вещем Олеге» в седьмом классе, решила особо выделить углубленное рассмотрение нравственных вопросо...
"Традиции древнерусской литературы в "Песне о вещем Олеге" А.С. Пушкина
Выступление на конференции...
"Традиции древнерусской литературы в "Песне о вещем Олеге" А.С. Пушкина
Выступление на конференции...
"Традиции древнерусской литературы в "Песне о вещем Олеге" А.С. Пушкина
Выступление на конференции...
Урок литературы в 6 классе. "Песнь о вещем Олеге" А.С.Пушкина
Познакомить учащихся с летописным источником произведения А.С. Пушкина, развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения, развивать творческ...
Источники и идейно-художественное своеобразие «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина .
Автор методической разработки: Камардина Наталья Игоревна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 2».Тема методической разработки:...