Уроки по творчеству В.Шукшина
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Данные уроки по творчеству В.Шукшина можно использовать на уроках литературы в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_po_tvorchestvu_v.shukshina_9_klass.zip | 911.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В.М.Шукшин. Личность писателя, его деятельность.
ЦЕЛЬ УРОКА:
1.Познакомить с творчеством В.М. Шукшина, писателя, драматурга, артиста.
2.Подготовить учащихся к восприятию творчества В.М. Шукшина, показать лучшие нравственные качества русского народа, которые видел Шукшин, сам впитал в детстве, показал в произведениях.
3.Развивать творческие способности учащихся, учить выразительному чтению.
4.Воспитывать нравственные качества: доброту, трудолюбие, любовь к малой родине, милосердие, совестливость, честность на примерах из биографии В.М. Шукшина и его произведений.
Учебный методический комплект:
- «Литература» учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф.Курдюмовой
- Е.Н.Попова «Образовательные технологии»
- В.Быстров «Мне бы только правду рассказать…» /«Литература в школе» 4/2005г
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет В.М.Шукшина, мультимедийные слайды, выставка книг.
Методы: лекция учителя, сообщение учащихся.
Технологии:
- элементы личностно ориентированного развивающего обучения
- сотрудничество « учитель-ученик»
Формы работы: индивидуальная
Тип урока: урок-знакомство
Ход урока.
I. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
(На фоне музыки учащийся рассказывает стихотворение "Разметалось…")
Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя.
Стародавнее это сёло.
Край сибирский.
Пейзаж неброский.
Бьет в берег Катуни волна.
Знает каждый в России, что Сростки -
Это родина Шукшина.
II. Сообщение цели и темы урока. (слайд 1)
III. Основная часть урока. Встреча с писателем и человеком.
1. Слово учителя о В.М.Шукшине.
«Василий Макарович Шукшин вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель, романист и драматург, режиссер больших народных полотен, удивительный, неповторимый артист, умеющий в самой обыденной интонации сказать такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец… замирали в едином порыве. Василию Шукшину было дано такое счастье»,- эти слова сказал П. Проскурин (слайд 2)
Сегодня у нас необычный урок. Урок-знакомство с биографией, творчеством знаменитого писателя, своеобразного драматурга, удивительного артиста В. М. Шукшина.
Очень хочу, чтобы вы заинтересовались творчеством этого разносторонне одарённого человека и не ушли с сегодняшнего урока равнодушными.
Общепринято считать, что «все мы родом из детства». Вот только одни потом, будучи взрослыми, становятся гордостью нации, другим уготована более скромная судьба…
Задание учащимся: по ходу урока составить план биографии В.Шукшина.
2.Заочная экскурсия в село Сростки.
Учитель. Широкой прямой улицей пролегло село Сростки вдоль реки Катунь. Было оно тихое, утопающее в зелени.
Образование села связано с освоением русскими людьми алтайских земель вверх по Катуни. Огромная территория Колывано - Воскресенского горного округа требовала изучения и освоения ее богатств.
Первое упоминание о селе Сростки найдено в документах середины XVIII столетия. Предполагается, что в те времена здесь было что-то вроде заимки, где велись рыбные и звериные промыслы. В районе села Сростки вверх и вниз по течению распадается Катунь на множество рукавов и протоков и только в месте образования села, напротив Баклани, "сростается " в единое русло. Еще до образования села место это имело название Сростки.
Это родина В.Шукшин (слайды 3,4, 5 )
3.Сообщение учащегося «Детство и юность В.Шукшина»
В.М.Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. И был ещё совсем маленьким, когда арестовали отца по обвинению в пособничестве врагам Советской власти.
В 1956 году Макар Шукшин был посмертно реабилитирован – как и многие, безвинно пострадавшие в то время.
Вырастила Васю и его сестрёнку Наталью мама – Мария Сергеевна. На короткий срок у детей появился отчим, по воспоминаниям Шукшина, - добрый человек. Отчим погиб на войне. Нежнейшую любовь к матери Шукшин пронёс через всю свою жизнь (слайд 6)
Он рос, как растут все деревенские мальчишки в России: бегал по улице родного села Сростки на Алтае, играл в лапту, рыбачил, случалось, дрался, отстаивая добро и справедливость (слайды 7,8)
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму заживет».
С 17 лет Шукшин работал на стройке в Калуге, на тракторном заводе во Владимире, на стройках в Подмосковье – рабочие тогда требовались повсюду. Он попробовал поступить в военное авиационное училище, в автомобильное. Не получилось.
В 1943 году он закончил сельскую семилетку и поступил в Бийский авиатехникум, но там ему не понравилось, и он вернулся в Сростки, стал рядовым колхозником, на все руки мастером. Однако в 1946 году Марии Сергеевне пришлось проводить сына в самостоятельную жизнь.
4. «Начало самостоятельной жизни»
Учитель. В 1949 году Шукшина призвали на военную службу – на флот. Он служил сначала на Балтике, потом – в Севастополе: старший матрос, по специальности – радист. Записался в офицерскую библиотеку. О том, что книги выстраивают целые судьбы, Шукшин написал, уже став известным писателем. После демобилизации он вернулся в Сростки – очевидно, уже с обдуманными планами. Сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости, изрядно помаявшись с математикой, и считал это своим маленьким подвигом: “Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал”. В Сростках, очевидно, не хватало учителей – Шукшин недолгое время преподавал в тамошней вечерней школе русский язык и литературу. Он сохранил светлую память о том, как благодарно его слушали ученики – наработавшиеся за день деревенские парни и девушки.
(Из статьи В.Шукшина “Монолог на лестнице”) “Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное. Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье”(слайд 9)
В 1954 г. поступает во ВГИК на режиссерский факультет. Деревенские кумушки посмеивались: «Васька Шукшин из грязи – то в князи!» А он, вопреки всем трудностям, много и жадно учился, делая себя, никогда не жил расслабленно, никогда не щадил себя, как будто боялся не успеть осуществиться во всех своих творческих замыслах.
Шукшин вошел в нашу культуру быстро, стремительно, уверенно. Многие задавались вопросом: «Почему?» Думается, вернее других об этом сказал Михаил Шолохов: «Не пропустил он момента, когда народу захотелось сокровенного. И он рассказал о простом, не героическом, близком каждому так же просто, негромким голосом, очень доверительно».
Со страниц шукшинских книг смотрят на нас его герои: шоферы, колхозники, паромщики, киномеханики, сторожа, священники – наша большая Россия. Вглядитесь в эти лица. Шукшин пристально вглядывался в человека: как он живет на земле, сбереженной и переданной ему старшими поколениями, чувствует ли он кровную связь с ними, приумножает ли их добрые дела, или он из тех, кому безразличны и прошлое и будущее.
5. Деятельность В.Шукшина в кино.
Учитель: В. М. Оставил после себя много рассказов, повестей. Тематика их разнообразна. По сценариям В.М. Шукшина были сняты фильмы "Конец Любавиных", Живёт такой парень", "Печки- лавочки" и др. В некоторых из них Шукшин снимался сам. Например, в фильме "Калина красная".
(Рассказ ученика о киноповести "Калина красная" )(слайд 10)
Ученик. В своих произведениях Шукшин-художник всматривался в человека с надеждой открыть в нём не только движение души к истине, но такие силы и волю к борьбе за себя. Об этом киноповесть "Калина Красная", о которой я хочу рассказать. Сюжет повести прост. Освобождается от тюрьмы вор-рецидивист Егор Прокудин по кличке Горе. Это человек с незаурядным характером. Он едет к Любе Бойкаловой, с которой познакомился по письмам. Люба живёт в тех местах, откуда родом сам Егор. Приёзжая к Любе, Егор встречает доверие, сочувствие, нравственную поддержку. Но в свою очередь доверие и понимание пробуждает в Егоре глубокое чувство личной вины за то, что когда-то его жизнь потекла по законам ложным, неестественным. И вот Егор вступает в новую жизнь, работает в колхозе, но старые дружки находят его и здесь. А когда они понимают, что Егор не вернётся к прошлой жизни, убивают его. По сценарию повести был снят фильм " Калина Красная" - последний и лучший фильм Шукшина, вышедший за год до его смерти. В главной роли снялся сам Василий Макарович.
6. «Последние годы жизни» (сообщение учащегося)
Ученик. Выходили книги рассказов, по его сценариям снимались фильмы, он сам много играл, стал пробовать себя в режиссуре – как много ему было отпущено природой!
Последняя его работа – участие в съемках фильма «Они сражались за Родину», где Шукшин играет главную роль. Стояла на Дону в то лето изнурительная жара. А Василий Макарович не только снимался, но еще и писал ночами. Именно в то лето на Дону и создана сказка «До третьих петухов», написаны последние рассказы. Нет, он не щадил себя и сердце писателя не выдержало – разорвалось… Умер он от сердечной недостаточности.
Всмотримся в его лицо на портрете. Лицо обыкновенное, из тех, что мы называем «простыми». Только вот глаза, печальные, задумчивые, да жесткие складки у рта свидетельствуют о громадном душевном напряжении (слайд 11)
Учитель.
Похоронили Шукшина на Новодевичьем кладбище. В тот день таксисты Москвы решили, как один, колонной проехать мимо Дома кино, где проходила панихида, и клаксонами подать сигнал печали. Однако сделать это им не позволили. В Союзе кинематографистов узнали об их инициативе и тут же связались с КГБ. Сразу после этого по всем таксомоторным паркам последовало распоряжение задержать выезд машин в город.
Попрощаться с выдающимся писателем, режиссером и актером собралось огромное количество людей. К концу панихиды гроб был весь в ветках калины. Почти каждый, пришедший проститься с Шукшиным, оставлял веточку с красными ягодами, а многие клали в гроб крестики и иконки (слайд 13)
(Чтение уч-ся стихотворения «Хоронила Москва Шукшина…»)
Хоронила Москва Шукшина,
Хоронила художника, то есть
Хоронила Москва мужика
И активную совесть.
Он лежал под цветами на треть,
Недоступный отныне.
Он свою удивленную смерть
Предсказал всенародно в картине.
В каждом городе он лежал
На отвесных российских простынках.
Называлось - не кинозал -
Просто каждый пришел и простился.
Он сегодняшним дням - как двойник.
Когда зябко курил он чинарик,
Также зябла, подняв воротник,
Вся страна в поездах и на нарах.
Он хозяйственно понимал
Край, как дом, где березы и хвойники.
Занавесить бы черным Байкал,
Словно зеркало в доме покойника.
Учитель: Нет с нами писателя Шукшина, но остались его книги, фильмы, которые заставляют задуматься какие мы, что с нами происходит. Они воспитывают в нас человека, предлагают задуматься о себе, о жизни.
Проверка плана по биографии.
IY. Обобщение. Подведение итога урока.
- Согласны ли вы с высказыванием П. Проскурина о Шукшине?
- Что нового вы узнали на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе (внеклассное чтение) по творчеству В.Шукшина"Эти разные, разные судьбы"
«Эти разные, разные судьбы». (урок-презентация п...
урок:Творчество Василия Шукшина
Урок-игра "Творчество Василия Макаровича Шукшина"Тип урока: урок формирования и совершенствования знанийВид урока: урок- играЦели урока:образовательная: познакомить обучающихся с творчеством В. ...
Урок литературы в 11 классе по творчеству В.Шукшина.
Урок-мастерская по творчеству писателя с использованием презентации....
Открытый урок по творчеству В.М. Шукшина
Шукшин - сын своей земли и своего времени, он принадлежит к разряду писателей, которым талант, отмеренный природой, позволяет шагнуть в будущее. Самые главные вопросы, которые он затрагивал в своих пр...
Урок- презентация Творчество В.Шукшина
Урок литературы в 10- 11 классе...
Конспект урока литературы: «Творчество В.М. Шукшина. Анализ рассказа «Срезал».
Цели: познакомиться с творчеством В. М. Шукшина; проанализировать дин из его рассказов; продолжать формировать навыки устной речи. Оборудование: учебник, диск с записью актёрского чтения рассказа...