Урок литературы в 11 классе по творчеству В.Шукшина.
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Урок-мастерская по творчеству писателя с использованием презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_10_klass.docx | 721.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока. Эпиграф к уроку: «Нам бы про душу не забыть.. Нам бы немножко добрее быть. Мы одни ,раз так уж случилось, живем на земле. Ну так будьте повнимательней к друг другу, подобрее.». | Предполагаемые ответы учащихся, записи в тетрадях. |
1.Оргмомент.(1 мин) -Сегодня у нас необычный урок. Урок-презентация творчества известного писателя В.М.Шукшина. Поэтому я приветствую вас словами, когда-то так просто сказанными самим автором: «Люди, милые, здравствуйте!» слайд №1 (Портрет Шукшина, тема урока |
Тема: «Люди , милые, здравствуйте!» |
2. Сообщение цели: (1 мин.) -Мне очень хочется ,чтобы вы заинтересовались творчеством этого разносторонне одаренного писателя и не ушли с сегодняшнего урока равнодушными. И на уроке мы будем решать задачи… Слайд №2 (цели и задачи урока) | Зачитывают проблемные задачи. |
3. «Индуктор» ( 5 мин) - Первое впечатление о Василии Шукшине предлагаю высказать вам. (На доске запись: Василий Шукшин
( Звук образ Звук образ) Работа с материалом. -Какие образные и звуковые ассоциации у вас возникают при произношении имени и фамилии автора? (ответы учащихся) -Сравните ваши записи, дополните примерами, которые вам наиболее понравились. « Социализация» -Какое первое впечатление складывается о писателе? Слайд №3(годы жизни и вывод) 4.Разрыв. (1 мин.) - Трудно не согласиться с тем, что Шукшин «похож на свою родину». Но чтобы воедино слиться с этим образом ,давайте «посетим его родные места» Работа с материалом.(2 мин) Слайд №4-14 (родина Шукшина) На фоне песни «Тихая река» учитель читает стихотворение "Разметалось…") Разметалось село в предгорьях, Где Катунь расплескалась светло, Знало вдоволь и лиха, и горя. Стародавнее это сёло.
Край сибирский. Пейзаж неброский. Бьет в берег Катуни волна. Знает каждый в России, что Сростки - Это родина Шукшина. Социализация. ( 5 мин) -Какими словами вы могли бы передать свои впечатления ? -Какие новые сведения из биографии вам открылись? - Напишите первое слово о В.Шукшине. Каким он вам представился в начале урока? Используйте записанный материал. 5.Разрыв. (1 мин) - А теперь обратимся к словам Е.Евтушенко. Слайд №15 В искусстве уютно быть свободною булкой французской, Е. Евтушенко. Работа с материалом. (3 мин) -Объясните значение этих строк. –Что значит «свободною булкой французской» и «горбушка с калиной красной вприкуску»? -Какие выразительные средства использует автор? Социализация. (2 мин) -Как они характеризуют писателя? Запишите несколько слов. 6.Разрыв.(1 мин) -Пришло время поближе познакомиться с Шукшиным. Мы привыкли видеть в нем простого деревенского героя, порядочного и приветливого, такого же веселого и наивного, как его герои из рассказов. А каким он был на самом деле ? Послушаем факты из его биографии. Работа с материалом. (4 мин) (индивидуальные сообщения) 1 ученик: Воспоминания матери. Помню, как появилась у Васи "болезнь" - увлекся книгами. Всегда у него под ремень в брюках была книга подоткнута. Читал без разбора, подряд. Читал и по ночам: карасину нальет, в картошку фитилечек вставит, под одеялом закроется и почитывает. Ведь, что думаете, - однажды одеяло прожег. Стал неважно учиться, я тогда и вовсе запретила строго-настрого читать. Так нет - стал из школьного шкапа брать тайно от меня. Ох, и помаялась я с ним, не знала уж, как отвадить от чтения-то! Частенько мне говорили: "Ну что ты, Мария, генерала, что ль, хочешь вырастить из него?" - "Выше", - отшучивалась от них я, но сердцем все же чуяла, что генералом не генералом, а человеком он будет настоящим! Дитенок милый был у меня стройный, как свечечка, а губки-то у Васи моего были вечно бантиком. Редкозубенький мой, уж как он любил и Сростки, и дом наш. Дом стоит вроде маленько на горке, вроде на отшибе. Зеленый, глазастый! Крапивный переулок называется, а номер 31"...("Дитё моё милое..." - из воспоминаний М.С. Шукшиной-Куксиной.) Слайд № 16-17 (дом-музей и здание школы) «Социализация» (1 мин) - Какие ключевые слова можно выделить из сообщения? 2 ученик. "...Особого чего-то в нем не было, но остряк он был, остряк! Он был такой острый на язычок, как скажет-скажет, бывало! Это чувствуется и в его рассказах. Я когда их читаю, узнаю героев-то - я же их в жизни знаю, - и его самого узнаю по языку. Он таким языком и говорил..." ("Я всегда жила им" - из воспоминаний Н.М. Зиновьевой, сестры В.М. Шукшина.) -Охарактеризуйте героя одним словом. 3 ученик. Леонид Куравлев вспоминал: «По ночам пели песни, он очень любил песни Б.Окуджава, а на зорьке рыбачили. Он пел ,и лицо его становилось то грустным, то вдруг совершенно менялось, и весь он будто выпрямлялся, посылая в ночную бесконечность чистый и сильный звук. После песни он умолкал. Потом говорил: А теперь эту…»- и первым начинал петь. Социализация. (1 мин) -Какие новые сведения из жизни Шукшина вам открылись? Поделитесь мнениями. 7.Разрыв. (1 мин) -Предлагаю для анализа отрывок из рассказа В.Шукшина « Первое знакомство с городом».
Работа в группах. (3 мин) (тексты на партах) “ Мы все некоторое время молча смотрим на родимую реку. Я вырос на ней, привык слушать днём и ночью её ровный, глуховатый, мощный шум…Теперь не сидеть мне на её берегах с удочкой, не бывать на островах, где покойно и прохладно, где кусты ломятся от всякой ягоды: смородины, малины, ежевики, черёмухи, облепихи, боярки, калины… Не заводиться с превеликим трудом – так что ноги в кровь и штаны на кустах оставишь – бечевой далеко вверх и никогда, может быть, не испытать теперь великое блаженство – обратный путь домой. Как нравилось мне, каким взрослым, несколько удручённым заботами о семье мужиком я себя чувствовал, когда собирались вверх “с ночевой”. Надо было не забыть спички, соль, ножик, топор…В носу лодки свалены сети, невод, фуфайки. Есть хлеб, картошка, котелок. Есть ружьё и тугой, тяжёлый патронташ.” 1 группа: Почему обратный путь домой – великое блаженство? 2 группа: Почему, собираясь на реку, Иван Попов чувствовал себя мужиком? 3 группа: Чего добивается автор, употребляя предложения с отрицательным значением? 4 группа: Какие черты характера автора обнаруживаются в данном отрывке?
«Социализация.» (5 мин) -Обобщите свои выводы по группам. Метод «Если бы…» -Если бы вы были известным писателем, художником или композитором, как бы вы назвали свое произведение искусства, посвященное Василию Шукшину? 8.Разрыв.(2 мин) -Мы сегодня рассмотрели жизнь и творчество Василия Шукшина с разных точек зрения. Но не стоит забывать ,что Шукшин прежде всего писатель, романист, актер и режиссер. Слайд №18-19 (Писатель. Романист.) Слайд №20-21 (эпизоды из к/ф) -Неудивительно , что он был дважды удостоен Государственной премии, и Ленинской премии посмертно, награжден орденом трудового Красного Знамени . Слайд № 22 (Премии и награды)- гиперссылки из Интернета Работа с материалом. (1 мин) -Однако внутренний мир писателя остается для нас загадкой. А поможет нам раскрыть истину эпизод из к/ф «Калина красная» Просмотр эпизода из к/ф «Калина красная» Слайд №23 «Социализация» (2 мин) -Какое впечатление произвел на вас эпизод? -Каким самым главным качеством обладал Шукшин? 9.Рефлексия. (3 мин) - Какие новые сведения вы получили на уроке? Что вас обрадовало, огорчило? Что вам особенно запомнилось? Слайд №24-25 10.Домашнее задание. (1 мин) -Ваше домашнее задание- написать «второе слово» о писателе, сравнив первоначальные впечатления, используя записи в тетради. | (в тетрадь) Василий Шукшин Звук / образ Звук / образ Шелест/дом шепот /природа Шорох/кот журчание /лес Шуршание/печка (в тетрадь) -Олицетворение домашнего уюта, деревенского пейзажа, простоты. (в тетрадь) (Река Катунь, голубое небо, подсолнухи ,зеленое платье степи, деревенская ограда, деревня) (устно) Перед нами раскинулись зеленые просторы степей с пестрыми цветами . Голубые разливы реки Катунь манят вдаль. А подсолнухи за деревенской оградой так близки и понятны нам.
(предполагаемые ответы в тетрадях) -В.Шукшин олицетворяется с образом ласкового кота, символом домашнего уюта. -Для меня писатель-образ деревенской природы и красоты родного края. -Мне открываются в авторе черты простоты ,любви к ближним и окружающей природе. Пока Шукшин мне более понятен как человек, чем писатель. (устно) В искусстве можно быть первым, замечая только ее красоту и изящество. Однако Шукшин умело выделял «горькую правду»,без которой не мог обходиться простой народ. -Развернутая метафора (в тетрадь) (забота о ближнем, правда жизни, народность, «горбушка с калиной красной вприкуску») (в тетрадь) -«болезнь» книгами, настоящий человек, дите милое… -остряк (в тетрадь) -душевность(в тетрадь) (устно) -Душевный человек, остряк, ценитель искусства… (устно) Любой путь утомляет, несмотря на испытанное «великое блаженство»;невозможность вернуть детские годы . -Только здесь он чувствовал себя самостоятельным , «настоящим», способным на испытания судьбы. -Невозможность возврата былых лет, утрата духовных ценностей.
-упорство, народность, хозяйственность, решимость. (предполагаемые ответы) -был «настоящим человеком». (предполагаемые ответы) |
Конкурс педагогических инициатив
«Дидактическая модель проведения уроков
с применением Интернет-технологий»
Урок литературы в 11 классе
по теме: «Люди, милые, здравствуйте!»
(по творчеству В.М.Шукшина)
Оренбургская область
Северный район
с Северное
http://school-collection.edu.ru/
http://www.shukshin.museum.ru/founds.
http://www.altairegion22.ru/gallery/gener/
http://www.stihi/pics/2009/07/25/3549.jpg
http://ru.wikipedia.org/wiki/Шукшин,_Василий_Макарович
Конспект урока литературы в 11 классе.
Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «Северная средняя общеобразовательная школа» Богданова О.Н.( телефон: (35354) 2 11 64, адрес электронной почты: olga_bogdanovakn@mail.ru)
Учебник:Литература-11, В.П.Журавлев, М.: Просвещение, 2004г
Тема урока: « Люди, милые, здравствуйте!» (по творчеству Шукшина).
Тип урока: мастерская построения знаний и творческого письма.
Цели урока:
- Образовательные: Исследовать жизненный и творческий путь Шукшина, выработать навыки построения собственных знаний и смыслов в рамках данной темы .
- Развивающие:
- Обучение выражению собственной самооценки и критического отношения к полученным сведениям.
- Обучение художественному анализу текста, определению выразительных средств.
- Развитие внимания, взаимоуважения, умения слушать и слышать учителя и товарищей по классу.
- Развитие абстрактного мышления, познавательного интереса учащихся, умения видеть связь между литературой и окружающей жизнью.
- Формирование умения работы в группах, творческого мастерства.
- Отработка грамотности речи (устной и письменной).
- Воспитательные:
- Воспитание уважения к чужому мнению и умения общаться в непринужденной обстановке .
- Привлечение интереса к творческой деятельности Шукшина, доброго и чуткого отношения друг к другу.
Логика построения урока: Индуктор – Работа с материалом-«Социализация»-Разрыв- Работа с материалом-«Социализация»-Рефлексия.
Доска: Число, эпиграф
Цель создания и использования медиапродукта на занятии: экономия времени на уроке, создание творческой атмосферы, возможность виртуального знакомства с памятными местами.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, тексты для групповой работы, карточки с заданием для анализа текста, выставка книг писателя, портрет.
Подготовительная работа: заранее дать 3 учащимся задание: подобрать материал и подготовить эпизоды-воспоминания о писателе, затем вместе с детьми подготовить слайды по их работе.
Используемая литература :
«Актуальные проблемы преподавания литературы» под ред. С.Н.Полькиной: Изд-во ОГПУ,2008
Аннотация к уроку: Урок –обобщение материала в форме педагогической мастерской, предполагает работу в подготовленном классе с использованием ИКТ и дополнительных заданий к уроку. Основные формы организационной работы: групповая работа, творческое письмо, сообщения учащихся.
Богданова Ольга Николаевна
учитель русского языка и литературы МБОУ «ССОШ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя.
Данная презентация поможет сообщить сведения о жизни, литературном творчестве, дружбе Н.В.Гоголя....
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Данная презентация поможе учителю в организации уроков по творчеству Н.В.Гоголя и повести "Ночь перед Рождеством"...
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"
В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.Лескова "Сказ о косом левше и стальной блохе"
Данная презентация содержит большой материал к урокам по творчеству Н. Лескова и при изучении " Сказа о косом левше и стальной блохе" (вопросы, иллюстрации, задания)...
Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"
Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...
Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"
Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...
урок литературы 10 класса по творчеству И.С.Тургенева
урок литературы по творчеству И.С.Тургенева. Стихотворения в прозе....