рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
программа по литературе расчитана на 68 часов. В нее включены произведения русской и зарубежной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progr_po_lit_8klass.docx | 16.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе в 8 "В" классе составлена учителем русского языка и литературы второй квалификационной категории Епишиной Людмилой Алексеевной на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2008 г. Соответствует учебному плану ГБОУ СОШ №2063 г.Московский и предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений для изучения на базовом уровне. На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Литература 8 класс» в 2-частях. Москва: Просвещение, 2010 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. К данному варианту программы прилагается методическое пособие О. А. Ерёминой «Поурочное планирование по литературе: 8 класс». – Москва: Издательство «Экзамен», 2008 г.
В 8 "В" классе 26 учащихся, на «4» и «5» успевают 8 человек. Базовый уровень усвоен всеми учениками. Контингент учащихся неоднороден: высокий уровень мотивации к предмету имеют 30% , низкий – 15%. На уроках предполагается продолжать работу над выразительным чтением, техникой чтения, усилены формы контроля, предусмотрено использование много игровых и творческих заданий, которые развивают интерес к предмету.
В рабочей программе отведены часы на проведение уроков внеклассного чтения, которые позволяют расширить круг знакомства с произведениями того или иного автора, и на проведение уроков развития речи, где идёт обучение рецензированию отдельных сцен и целых литературных произведений, написанию сочинений, развивающим устную и письменную речь учащихся.
Содержание дисциплины.
Цели литературного образования определяет характер конкретных задач, стоящих перед учащимися на уроках литературы:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Изучение литературы в 8-ом классе – это второй этап освоения материалов литературного образования. Модель структуры курса в 8-ом классе – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.
Большое внимание в программе уделяется изучению литературы XX века, так как необходимо показать роль литературы этого периода в истории культуры и литературы и полностью использовать силу её воздействия на читателя. Особое внимание уделяется проблеме рода и жанров, их многообразию и развитию.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 8-ого класса.
К концу учебного года восьмиклассники должны знать и уметь:
- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
- видеть своеобразие решения общей проблемы писателями разных эпох;
- комментировать моменты биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
- привлекать критическую статью для интерпретации художественного произведения;
- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
- сопоставлять героев и сюжеты разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
- выделять общие свойства произведений, объединённых жанром, и различать индивидуальные особенности в пределах общего жанра;
- осмысливать художественную деталь, её связь с другими деталями и текстом в целом;
- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения и мотивировать ими выбор жанра;
- сопоставлять жизненный материл и художественный сюжет произведения;
- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
- сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актёрами, режиссёрской интерпретацией;
- писать отзыв об экранизации эпического произведения, о телеспектакле;
- писать рецензию на произведение отечественной и зарубежной литературы;
- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
Календарно-тематическое планирование
№ п \п | Всего часов | Количество часов | Плановые сроки | Скорректированные сроки |
1 | Введение. Русская литература и история. | 1 | 04.09 | |
2 | Устное народное творчество | 2 | ||
2.1 | Народные песни: лирические и исторические. Частушка как малый песенный жанр | 1 | 08.09 | |
2.2 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. | 1 | 10.09 | |
3 | Из древнерусской литературы | 2 | ||
3.1 | «Житие Александра Невского». Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Невского | 1 | 15.09 | |
3.2 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. | 1 | 17.09 | |
4 | Из литературы XVIII века | 3 | ||
4.1 | Д.И.Фонвизин. Слово о писателе.«Недоросль» (сцены). Тест | 1 | 22.09 | |
4.2 | Анализ эпизодов комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | 1 | 25.09 | |
4.3 | Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и в лит.18века. | 1 | 29.09 | |
5 | Из литературы ХIХ века | 30 | ||
5.1 | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Историческая основа басен | 1 | 02.10 | |
5.2 | И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. | 1 | 06.10 | |
5.3 | К.Ф.Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака» и русская история. Т.Л. Дума | 1 | 18.10 | |
5.4 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы. | 1 | 20.10 | |
5.5 | Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина | 1 | 25.10 | |
5.6 | А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».История создания произведения. | 1 | 27.10 | |
5.7 | Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич | 1 | 02.11 | |
5.8 | Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич | 1 | 03.11 | |
5.9 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. | 1 | 08.11 | |
5.10 | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде А.С.Пушкина. | 1 | 10.11 | |
5.11 | Гуманизм и историзм в романе «Капитанская дочка». Понятие о романе. | 1 | 15.11 | |
5.12 | А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. Композиция повести. | 1 | 17.11 | |
5.13 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве | 1 | 26.11 | |
5.14 | М.Ю.Лермонтов. «Мцыри».Мцыри как романтический герой. | 1 | 28.12 | |
5.15 | Композиция и художественные особенности поэмы «Мцыри». Анализ эпизода. | 1 | 03.12 | |
5.16 | Р/р Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» | 1 | 05.12 | |
5.17 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве Гоголя. | 1 | 10.12 | |
5.18 | Комедия «Ревизор»: история создания. «Ревизор» в оценке современников. | 1 | 12.12 | |
5.19 | Разоблачение пороков чиновничества. Развитие представления о комедии, сатире, юморе | 1 | 17.12 | |
5.20 | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге» | 1 | 19.12 | |
5.21 | Особенности композиции. Р/р Сочинение «Роль эпизода в драматическом произведении» | 1 | 24.12 | |
5.22 | Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека». | 1 | 26.01 | |
5.23 | Мечта и реальность в повести Гоголя «Шинель». Образ Петербурга. | 1 | 09.01 | |
5.24 | М.Е.Салтыков-Щедрин: писатель, редактор, издатель. Художественно - политическая сатира на общественные порядки. | 1 | 14.01 | |
5.25 | Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». | 1 | 16.01 | |
5.26 | Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа«Старый гений». | 1 | 21.01 | |
5.27 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально - нравственные проблемы в рассказе «После бала». | 1 | 23.01 | |
5.28 | Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. | 1 | 28.01 | |
5.29 | Нравственные проблемы повестиЛ.Н.Толстого «Отрочество» | 1 | 30.01 | |
5.30 | Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова | 1 | 04.02 | |
6 | Из литературы XX века | 8 | ||
6.1 | А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» Психологизм рассказа | 1 | 06.02 | |
6.2 | И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ» | 1 | 11.02 | |
6.3 | А.И.Куприн Слово о писателе. Нравственная проблема рассказа«Куст сирени». | 1 | 13.02 | |
6.4 | Итоговое тестирование по творчеству Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна | 1 | 25.02 | |
6.5 | А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве поэта. «Россия». | 1 | 27.02 | |
6.6 | С.А.Есенин. Слово о поэте.«Пугачёв» - поэма на историческую тему. | 1 | 04.03 | |
6.7 | Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина А.С. и Есенина С.А. Подготовка к домашнему сочинению | 1 | 06.03 | |
6.8 | И.С.Шмелёв. Слово о писателе.«Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. | 1 | 11.03 | |
7 | Писатели улыбаются | 6 | ||
7.1 | Журнал «Сатирикон». Тэффи. «Жизнь и воротник». М.М.Зощенко «История болезни» | 1 | 13.03 | |
7.2 | М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | 1 | 18.03 | |
7.3 | Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина | 1 | 20.03 | |
7.4 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». | 1 | 25.03 | |
7.5 | Василий Теркин – защитник родной страны. Юмор. Авторские отступления. | 1 | 27.03 | |
7.6 | А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». | 1 | 01.04 | |
8 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | 3 | ||
8.1 | Боевые подвиги и военные будни в творчестве Исаковского, Окуджавы, Фатьянова, Ошанина | 1 | 03.04 | |
8.2 | В.П.Астафьев: страницы жизни и творчества. Проблемы рассказа«Фотография, на которой меня нет». | 1 | 15.04 | |
8.3 | Р/р Сочинение «Великая Отечественная война в литературе ХХ века» | 1 | 17.04 | |
9 | Русские поэты о Родине, родной природе. | 2 | ||
9.1 | Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине | 1 | 22.04 | |
9.2 | Мотивы воспоминания, грусти, надежды. | 1 | 24.05 |
.
10.2 | Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. | 1 | 06.05 | |
10.3 | Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство. | 1 | 08.05 | |
10.4 | Черты классицизма в комедии. Общечеловеческий смысл комедии. | 1 | 13.05 | |
10.5 | Дж.Свифт. Слово о писателе.«Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство общества. | 1 | 15.05 | |
10.6 | В.Скотт. Слово о писателе.«Айвенго» - исторический роман. | 1 | 20.05 | |
10.7 | Зачет «Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе». Летнее чтение | 1 | 22.05 | |
11 | Резерв | 4 | 27-31.05 |
Литература
- Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. Москва: Просвещение, 2010 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.
- Ерёмина О. А. «Поурочное планирование по литературе: 8 класс». – Москва: Издательство «Экзамен», 2008 г.
- Чернец Л. В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2002.
- Безносов Э. Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое пособие. – М.: Дрофа.
- Золотарёва И. В., Крылова Т. А. Поурочные разработки по литературе, 8 кл., М.: Просвещение, 2003 г.
- Пустошкина А. А. Современные открытые уроки литературы, 8-9 классы – Ростов н/Дону, 2003 г.
- Чижов Д. Г. Тесты: Литература, 8 класс. Учебно-методическое пособие. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....