Авторский элективный курс "В мире литературных героев".
элективный курс по литературе (6 класс) по теме

Мингазова Галия Мухаметсалиховна

Элективный курс "В мире литературных героев" предназначен для учащихся 6 класса татарских школ, рассчитан на 35 часов. Для изучения в программу включены художественные произведения, которые являются признанными образцами русской и зарубежной литературы, выражают жизненную правду, гуманистические идеалы. Особенность курса заключается в том, что изучаемые призведения не включены в списки для внеклассного и самостоятельного чтения, а героями многих подростков являются дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_6kl_lit-ra.docx51.43 КБ
Файл prilozhenie_k_elektivnomu_kursu.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС АВТОРСКИХ ПРОГРАММ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ

И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Большеатнинская средняя общеобразовательная школа»

Атнинского муниципального района Республики Татарстан

Авторский элективный курс по литературе «В мире литературных героев» (6 класс)

Мингазова Галия Мухаметсалиховна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

                                                                                                              МБОУ «Большеатнинская сош»

                                                                                       тел.: 89178557655

2012 год

  1. Пояснительная записка.

Элективный курс по литературе «Вмире литературных героев» является важнейшей основной частью работы по привитию интереса к предмету. Данный элективный курс предназначен для учащихся 6 класса татарских школ, рассчитан на 35 часов. Для изучения в программу элективного курса включены художественные произведения, которые являются признанными образцами русской и зарубежной литературы, выражают жизненную правду, гуманистические идеалы. Основная идея программы - воспитывать у учащихся высокие нравственные качества. Особенность курса заключается в том, что изучаемые произведения не включены в списки для внеклассного и самостоятельного чтения, а героями многих произведений являются подростки.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст важно на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

        Цель курса:

- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

        Задачи:

- вызвать потребность в чтении художественных произведений на русском языке;

-расширять и углублять уже имеющиеся знания, основываясь на чтении и изучении художественных произведений, знакомстве с биографическими сведениями о писателях и историко-культурными сведениями, необходимыми для адекватного понимания текста;

- активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения;

- сформировать навыки конструирования разнообразных функционально-смысловых типов речи (повествования, описания, рассуждения) в устной и письменной форме и использования их с учетом целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;

- выражать ответные чувства на примере литературных героев;

- привить навыки выразительного чтения.

В связи с вышесказанным задачей учителя будет развитие следующих умений у учащихся:
• находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения;
• следить за развитием сюжета в эпическом произведении;
• сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и отличие авторской позиции;
• обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
• сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

На уроках контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки. Формами и методами контроля служат: анализ информации, полученной в ходе проведения бесед; анализ полноты и логичности найденной информации, анализ результатов самостоятельных работ с точки смысловой цельности.

Структура документа

Программа элективного курса представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка; содержательная часть; учебно-тематический план; требования к результатам освоения элективного курса; информационное обеспечение.

  1.   Учебно-тематический план

п/п

Тема урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

к уровню подготовки обучающихся

Виды учебной деятельности

Задания творческого характера

Из истории дореволюционного детства

1-2

К.Станюкович. Максимка.

10-11летний маль-чик-негритенок, спасенный русским военным паровым клипером «Забияка». Милосердие русских матросов.

Знать содержа-ние произведе-ния; понимать авторское отно-шение к геро-ям; уметь в ролевом чте-нии передавать характеры пер-сонажей.

Комментированное чтение.

Придумать про-должение рассказа: «Жизнь Максимки в Кронштадте.

3

Е.Верейская. Таня-револю-ционерка.

Храбрый поступок 10летней Тани, спрятавшей типо-графский шрифт.

Уметь рассуж-дать над тем, что же застави-ло девочку  со-вершить дан-ный поступок.

Беседа по воп-росам.

Написать письмо Тане от девочки (мальчика), живу-щей (-его) в XXI веке.

Жизнь детей в годы Октябрьской революции и гражданской войны

4

М.А.Шолохов. Нахалёнок. (Подвиг Мишки)

Ожесточенная борьба, напряженная обстановка, создав-шаяся в донской казачьей станице в годы гражданской войны.

Уметь выделять художественные средства, с помощью кото-рых автор пока-зывает глубо-кое пережива-ние мальчика при виде погиб-шего отца.

Краткое содер-жание, беседа по вопросам.

Устная характери-стика Мишки по плану.

5-6

А.П.Гайдар. Школа (часть вторая «Веселое время», часть третья «Фронт»).

Жизненный путь Бориса Горикова – от наивного, доверчи-вого юноши до настоящего солдата.

Уметь состав-лять цитатный план, выясне-ние смысла за-главия.

Ответы на вопросы,  составление рассказа

1.Составить цитат-ный план.

2.Изложение от-рывка об аресте и гибели Чубука.

Из истории военного детства

7-8

К.М.Симонов. Сын артиллериста. Идейно-художественное содержание поэмы.

Патриотический под-виг советских воинов в борьбе с фашист-скими захватчиками, продолжение моло-дым поколением бо-евых традиций своих отцов.

Знать жизнен-ный факт, поло-женный в осно-ву содержания поэмы; пони-мать основную мысль поэмы – преемственность поколений в защите Родины.

1.Восприятие поэмы, беседа по содержа-нию.

2.Выразительное чтение.

3.Ответы на вопросы.

1.Выучить наи-зусть 4 главу или часть ее.

2.Рассуждение «Как понимать поговорку Деева? Во всех ли случаях эту поговорку сле-дует понимать оди-наково?»

9-10-11-12

В.П.Катаев. Сын полка. Возникновение и развитие отношений между Ваней и разведчиками. Участие Вани в бою.

О судьбе двенадца-тилетнего мальчика в годы Великой Оте-чественной войны с фашисткими захват-чиками, о том, как он после долгих ски-таний стал воспи-танником одного из полков нашей армии и воевал вместе со взрослыми. Забота воинов о судьбе беспризорного мальчика Вани Солнцева, стремле-ние их дать ему счастье.

Умение гар-монически со-четать «дет-скость» и «взрослость»; понимать, что стремление Ва-ни жить взрос-лой жизнью выливается в форму детской непосредственности, наивности и сердечности, - в этом мастер-ство автора в изображении главного героя повести.

1.Рассказ учи-теля о некото-рых эпизодах, связанных с участием авто-ра в боях.

2.Комментированное чтение.

3. Беседа.

1.Подготовить вы-разительное чтение диалога между сер-жантом и Ваней в лесу (гл.7).

2.Устное сочи-нение «Какой эпи-зод из главы 24 меня особенно тро-нул?»

3.Выучить наи-зусть слова пол-ковника о Ване перед отправкой его в суворовское училище.

4.Исследовательская работа «Сыны полков».

13-14

А.П.Гайдар. Тимур и его команда. Тимуровцы и их дела.

Внимание и забота тимуровцев, стрем-ление помочь в беде людям, принести этим пользу.

Уметь рассуж-дать над тем, что же застави-ло ребят  помо-гать посторон-ним; заинтере-сованность уча-щихся тимуров-ским движени-ем.

Просмотр ки-нофильма с по-следующим обсуждением.

Проектная дея-тельность «Тиму-ровцы наших дней».

15

Н.Эркай. Новая родня (отрывок из повести).

О простых людях, приютивших сирот в годы войны, о большом добром сердце.

Знать содержа-ние рассказа; понимать ав-торское отно-шение к героям рассказа; уметь в ролевом чте-нии передавать характеры пер-сонажей.

Ответы на воп-росы; чтение фрагментов эпизодов по ролям

Сочинение «Война глазами моих деда и бабушки».

16-17-18-19

Б.Полевой. Повесть о настоящем человеке.

Героизм людей в годы Великой Оте-чественной войны; смысл слов «насто-ящий человек».

Теорико-литературное понятие  повес-ти. Знать приз-наки данного жанра.  

Самостоятельное наблюдение  над текстом; пересказ час-тей и эпизодов; составление и запись плана характеристики; работа над раскрытием смысла загла-вия повести.

1.Пересказ эпизода встречи Мересьева с медведем. Развернутый обощающий ответ на вопрос: На что были направлены воля и мысли Алексея?

2.Рассказ от лица одного из мальчи-ков, как Серенька и Федя помогли раненому летчику.

3.Выразительное чтение отрывка «Поединок Мере-сьева с немецким асом».

4.Характеристика Мересьева по составленному плану.

20-21

В.О.Богомолов. Иван (отры-вок).

Необычность харак-тера героя, прояв-ленного в годы Великой Отечествен-ной войны; трагичес-кая история мальчи-ка-разведчика, поги-бающего от рук немецких захватчи-ков.

Контраст в про-изведении: ма-ленький щуп-лый мальчик – герой произве-дения. Уметь рассуждать над тем, какими приемами и средствами ав-тор добивается раскрытия вну-треннего мира героя.

Выборочное чтение, беседа, самостоятельный поиск отве-та на проблем-ный вопрос.

1.Сформулировать основную мысль.

2.Сочинение-рас-суждение «Почему произведение на-зывается «Иван», а не «Ваня Буслов»?

22

Л.А.Кассиль, М.Л.Полянов-ский. Улица младшего сына.

О жизни и смерти юного партизана Володи Дубинина — героя Великой Оте-чественной войны.

Усвоить содер-жание произ-ведения, уметь анализировать.

Различные ви-ды пересказа, письменный отзыв об эпи-зоде.

Изучить дополни-тельный материал о юных героях.

Зарубежная литература

23

Г.Новогрудский. Дик с 12-й Нижней (главы из повести).

О трудном детстве американского мальчика, живущего в бедном квартале богатого Нью-Йорк и зарабатывающего на жизнь продажей га-зет.

Контраст в про-изведении: большой город капиталистического мира и бедные рабо-чие, равноду-шие и помощь незнакомых людей.

Комментирование отдельных фрагментов текста.

Подготовить ма-териалы «Доброе сердце».

24

М.Твен. Джим – негр мисс Уотсон (отрывок из романа «Приключения Гекльберри Финна»).

Американская действительность в сатире М.Твена.

Уметь состав-лять устное описание порт-рета героя.

Чтение и восприятие худо-жественного текста;ответы на вопросы; подробный пе-ресказ.

Устное сочинение «Почему Джим и Гек стали друзь-ями».

Об открытиях и путешествиях

25

Н.Чуковский. Необыкновенный моряк (отрывок из третьей части книги «Водители фрегатов»).

Великие географи-ческие открытия XVIII века, изменив-шие судьбы народов; первый русский ка-питан Иван Крузен-штерн, который обо-шел вокруг света.  

Понимать зна-чение морских терминов.

Словарная ра-бота, устное словесное ри-сование, выбо-рочное чтение.

Самостоятельное чтение о Джемсе Куке.

26

В.Арсеньев. Дерсу Узала (отрывок)

О мужественном человеке, смелом и храбром охотнике-следопыте, предста-вителе маленького народа гольдов (на-найцев).

Уметь состав-лять устное описание порт-рета героя, включая в него цитаты из про-изведения.

Комментированное чтение.

Устная характе-ристика  героя.

27

М.Водопьянов, Г.Григорьев. Повесть о ледовом комиссаре (отдельные главы).

О выдающемся уче-ном, замечательном исследователе Арк-тики академике Отто Юльевиче Шмидте. Знаменитый путешественник, которого враги за рубежом называли «Красным Колумбом».

Прослеживать развитие действия, уметь отбирать наиболее яркие эпизоды.

Комментирование отдельных фрагментов текста.

Подготовиться к выставке рисунков.

В мире прекрасного

28

К.Г.Паустовский. Старый по-вар.

О великой силе музыки.

Знать о роли музыки в жизни

человека, о воз-действииее на внутренний мир  человека.

Устное словес-ное рисование, беседа.

Подобрать допол-нительный матери-ал о В.А.Моцарте.

29

Б.М.Прилежаева-Барская. Крепостной художник (главы из повести).

О тяжелой судьбе талантливого кре-постного русского художника Василия Андреевича Тропи-нина.

Уметь анали-зировать пред-ложенные эпизоды произве-дения, выбо-рочно вырази-тельно читать их и пересказы-вать.

Беседа по воп-росам.

Сочинение по кар-тине В.А.Тропини-на «А.С.Пушкин».

30

Н.П.Кончаловская. На под-ступах (отрывок из книги «Дар бесценный»).

Описывается работа русского художника Василия Ивановича Сурикова над кар-тиной «Утро стре-лецкой казни».

Знать истори-ческие события 1698 года.

Комментированное чтение.

Изучить дополни-тельный материал .

31

И.Рахилло. Человек узнается по песне (глава из книги «Встречи с песней»).

О роли песни; соби-рателе русских на-родных песен, созда-теле замечательного хора Митрофане Ефимовиче Пятниц-ком.

Знать о роли песни в жизни

человека, о воз-действииее на внутренний мир  человека.

Устное словес-ное рисование, беседа.

Подобрать допол-нительный матери-ал о М.Е.Пятниц-ком.

32

Г.Пожидаев. Повесть о танце (главы из книги).

О жизни и твор-честве выдающегося танцовщика прош-лого столетия Мах-муда Эсамбаева.

Знать о роли танцев в жизни

человека, о воз-действииих на внутренний мир  человека.

Устное словес-ное рисование, беседа.

Подобрать допол-нительный матери-ал о М.Эсамбаеве.

33-34

М.М.Пришвин. Времена года (отрывки).

Рассказы о природе. Чувства автора, с которыми делится сама природа.

Картины род-ной природы. Воздействие  красоты приро-ды на внутрен-ний мир  чело-века.

Чтение и восприятие худо-жественного текста;ответы на вопросы

Подготовиться к выставке рисунков.

35

Обобщающий урок. Игра-викторина.

Уметь опреде-лять по фраг-ментам произ-ведений автора, персонажа, на-звание произведения.

  1. Содержание курса.

        Курс состоит из 6 разделов: «Из истории дореволюционного детства» (3 часа), «Жизнь детей в годы Октябрьской революции и гражданской войны» (3 часа), «Из истории военного детства» (16 часов), «Зарубежная литература» (2 часа), «Об открытиях и путешествиях» (3 часа), «В мире прекрасного» (7 часов). На обобщающем уроке (1 час) запланирована игра-викторина.

Программа элективного курса составлена таким образом, чтобы на литературном материале показать ученикам смену эпох литературного развития, познакомить с характерной для каждой из них типами героев. Изменение общественных идеалов, связанное с историческим развитием общества (до- и послереволюционная эпоха, годы гражданской и Великой отечественной войн, послевоенное время), подчёркивает социальный и исторический характер этических проблем, рассматриваемых в литературе, и позволяет усилить внимание к позиции писателя.

При отборе произведений было учтено и сопоставление литературы с другими видами искусства. Так, например, при изучении произведения А.Гайдара «Тимур и его команда» целесообразно обратиться к его киноверсии, сопоставить эпизоды фильма и текст с точки зрения выражения авторской позиции. Полезным будет привлечение на уроках иллюстраций художников для составления портретной характеристики героя, для отработки умения сопоставлять стиль текста и иллюстраций к нему. Нельзя упускать из виду связь литературы с историей. Знания учащихся о Великой отечественной войне 1941-1945гг., о событиях революции 1917года, исторического события 1698 года и другие помогут лучше понять литературное произведение. Связь литературы с музыкой можно наблюдать при изучении произведений К.Паустовского, Г.Пожидаева, М.Пришвина. При изучении раздела «Об открытиях и путешествиях» ребята будут опираться на знания, полученные на уроках географии.

     В программе содержатся элементарные сведения по теории литературы, которые учащиеся усваивают в процессе работы над художественным произведением.

Программа не предполагает глубокого изучения биографии писателя учащимися 6 класса. Учитель использует только те биографические сведения, которые способствуют углублению восприятия учащимися идейно-художественного содержания произведения.

Методическая тема, над которой работаю - «Развитие у учащихся потребности в творческой и исследовательской деятельности через различные виды учебной и внеклассной работы». Поэтому целью творческих заданий является развитие литературного творчества учащихся. Им важно учиться смотреть на мир глазами художника слова. Отработке этого умения призваны такие работы, как устные и жанровые сочинения, изложения, написание характеристики на героя, написание письма литературному герою, исследовательская и проектная работы. Также предусмотрена система работ по развитию устной речи. На этих уроках учащиеся совершенствуют свои умения по культуре составления планов сочинений по предложенным темам, выбирают материал из текста в соответствии с поставленной на уроке задачей, дают рецензию на ответ одноклассника.

Работа основывается на общедидактических методах, важнейшими из которых являются:

 - принцип научности, последовательности и системности изложения материала;

 - преемственности и перспективности;

 - доступности;

 - наглядности.

        Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно элективного курса по предмету. Это  принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности.

Средства обучения:

  1. Печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии,  раздаточный материал и т.д.)
  2. Электронные образовательные ресурсы.  
  3. Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
  4. Наглядные  (портреты, карты, иллюстрации настенные, рисунки)
  1.  Требования к результатам освоения элективного курса.

К концу элективного курса учащиеся должны понимать:

- содержание изученных литературных произведений,

- идею произведения и авторский замысел;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст,

- формулировать тему и идею изученного произведения,

- составлять цитатный план,

- давать характеристику героям,

- выявлять авторское отношение к героям,

- выражать свое отношение к прочитанному,

- выразительно читать произведение, соблюдая нормы литературного произношения,

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

V. Информационное обеспечение.

Литература, использованная при подготовке программы.

  1. Анекина С.М., Золотарёва И.В.  Поурочные разработки по русской литературе (6 класс).
  2. Кротова Ю. Материалы для подготовки программы элективного курса. //Практика административной работы в школе. – 2006, №1. – с.15-18
  3. Методика преподавания литературы. //Под.ред. О. Ю. Богдановой. - М., 2000.
  4. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: пособие для учителя. – М: Просвещение.
  5. Яковлев В.В. «Мой ровесник на страницах современной русской литературы»: программа факультативного курса (курса по выбору) по литературе для уч-ся 8-9 кл. / Н.И. Яковлев // Образование в современной школе. – 2006. - №11. -с.18-23

Литература, рекомендуемая для учащихся.

  1. Бирюкова С.К., Багаутдинова Л.С. и др. Книга для внеклассного чтения  учащихся 5 класса национальных школ.
  2. Бузакова Р.Н., В.Б.Махатов и др. Книга для внеклассного чтения  учащихся 6 класса национальных школ.
  3. Домашнее чтение пятиклассников.
  4. Мунблит Г. Рассказы о писателях.
  5. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2-х частях.


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Материал для учителя (Раздел «Из истории военного детства»).
  2.  Презентация «А.П.Гайдар «Тимур и его команда». (на диске)

  1. Материал для учителя (Раздел «Из истории военного детства»).

Урок № 7,8.

Раздел «Из истории военного детства» начинается с изучения поэмы К.Симонова «Сын артиллериста». Поэма не только отражает патриотический подвиг воинов в борьбе с фашистскими захватчиками, но и показывает, как молодое поколение продолжает боевые традиции своих отцов. Вопрос преемственности поколений – один из злободневных, и его необходимо глубоко и всесторонне освещать. Понятно, что проблему надо доносить учащимся соответствующими возрасту формами и методами.

Изучению произведения отводится два часа.  

Урок 7.

     1. Краткая вступительная беседа об авторе и жизненном факте, положенном в основу содержания поэмы «Сын артиллериста».

  1. Выразительное чтение поэмы учителем.
  2. Работа над содержание текста поэмы.

Чтение не следует прерывать комментариями. Цель его – эмоциональное воздействие на учащихся. Не рекомендуется сразу после чтения учителя предлагать выразительное чтение ученикам, так как для этого необходимо осмысленное восприятие содержания поэмы. С первого раза, на слух, не все может быть до конца понято. Поэтому, готовя учащихся к самостоятельному чтению, надо сделать нужные разъяснения как отдельных слов, так и целых выражений, которые могут быть не поняты самостоятельно учащимися и затрудняют понимание всего текста или даже отдельных его мест. Разъяснения эти могут быть сделаны учителем в форме беседы по содержанию поэмы тут же, после выразительного чтения.

Урок 8.

  1. Анализ поэмы.
  2. Выразительное чтение учениками.

Цель второго урока – анализ поэмы. Нужно помочь учащимся понять основную мысль – преемственность поколений в защите Родины, понять поэтический образ героя и подготовить учеников к выразительному чтению поэмы.

Урок № 9,10,11,12.

Одна из задач изучения повести «Сын полка» В.П.Катаева – показать детям заботу воинов о судьбе мальчика Вани Солнцева, стремление их дать ему счастье. Показана благородная цель воинов в Великой Отечественной войне – спасти людей от истребления и порабощения, отстоять их право на свободную и счастливую жизнь. Эта мысль должна служить направляющим и цементирующим началом при чтении и изучении повести.

Другая важная задача изучения повести состоит в том, чтобы донести эту повесть до детей во всем ее неповторимом своеобразии. Многое в ней дается через восприятие беспризорного мальчика Солнцева, все помыслы которого в условиях войны направлены на то, чтобы быть вместе с солдатами и действовать так, как действуют они. Умение гармонически сочетать «детскость» и «взрослость», показать, что стремление Вани жить взрослой жизнью выливается в форму детской непосредственности, наивности и сердечности, - в этом мастерство автора в изображении главного героя повести. Поэтому в ходе чтения и комментирования повести учитель должен сосредоточить свое внимание и на том, как детское мировосприятие Вани воплощается во «взрослые» дела.

Урок 9.

  1. Краткая вступительная беседа, включающая в себя эпизоды, связанные с участием автора в боях.
  2. Чтение I главы.
  3. Работа над содержанием. Акцентирование на деталях описания полумертвого мальчика; поведения мальчика после того, как он пришел в сознание.

Урок 10.

Цель данного урока – показать детям, как возникают и развиваются отношения между Ваней и разведчиками.

1. Беседа по вопросам.

2. Рассказ о втором бегстве Вани.

3. Чтение по ролям диалога между Ваней и ефрейтором Вознесенским.

Урок 11.

Задача учителя  – познакомить детей с обстановкой боя, с действиями и переживаниями командиров и бойцов, особенно с переживаниями Вани и с тем, как он, участник событий, воспринимает войну. Учащиеся должны получить окончательный ответ на вопрос, поставленный перед ними на первом уроке: почему разведчики, любящие Ваню, не оставляют его у себя?

  1. Выборочное чтение: встреча Вани с капитаном Енакиевым.
  2. Анализ глав XXIII,  XXIV.
  3. Выразительное чтение отрывка: слова полковника о Ване перед отправкой его в суворовское училище.

Урок 12.

Мысль о единстве целей и стремлений разведчиков и мальчика воплощается в том горе, которое пережил Ваня по возвращении с боевого задания. Этому должна посвятиться первая часть урока, в которой рассматриваются сюжеты:

  1. Тяжелое горе.
  2. Материнская забота. Выборочное чтение: содержимое вещевого мешка Вани, уезжающего в суворовское училище.

Вторая часть урока отводится на защиту исследовательских работ «Сыны полков».

Урок № 13,14

На изучение произведения А.П.Гайдара программой отведены 2 часа, поэтому предусмотрен вариант просмотра кинофильма с последующим обсуждением. Перед просмотром фильма знакомство с повестью происходит через презентацию. Итоговая работа  -  защита проекта «Тимуровцы наших дней».

     Урок № 15

     О жизни в годы войны в тылу, о  простых людях, приютивших сирот, о большом добром сердце говорится в произведении мордовского писателя Н.Эркая «Новая родня».  Отрывки из повести целесообразно читать в классе, комментируя их.

    Урок № 16,17,18,19

     На протяжении всего периода работы над повестью Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке» перед учащимися должны стоять важнейшие вопросы: В чем заключается источник мужества Мересьева? Во имя чего он боролся за жизнь и возвращение в строй? Является ли победа Мересьева только его личной победой? В чем смысл слов «настоящий человек»?

     На примере этого произведения учащимся дается теоретико-литературное понятие о повести, что также найдет отражение в организации работы над произведением: рассказ и комментарии учителя сочетаются со все расширяющимся самостоятельным наблюдением учащихся над текстом; пересказы частей и эпизодов учащиеся подготавливают с учетом основных вопросов, поставленных еще на вводном уроке.

Урок 16.

  1. Вводная беседа о героизме людей в годы Великой Отечественной войны.
  2.  Рассказ учителя об авторе «Повести о настоящем человеке», об истории создания повести.
  3. Чтение и разбор I главы.

Урок 17.

  1. Чтение в лицах эпизода встречи Алексея Мересьева с ребятами.
  2. Анализ: отношение к Мересьеву мальчиков, деда Михайлы, всех жителей деревни Плавни.
  3. Чтение второй части повести.

Урок 18.

  1. Беседа о тяжелом душевном состоянии Мересьева после операции.
  2. Образ комиссара Воробьева, знаменитого медика Василия Васильевича.
  3. Самостоятельное чтение о лечении в санатории и упорных продолжительных тренировках.

Урок 19.

  1. Подробный пересказ о первом тренировочном полете.
  2. Комментированное чтение: Поединок Мересьева с немецким асом.
  3. Составление характеристики героя.
  4. Работа над понятием повесть.

Урок № 20, 21.

  Произведение В.О.Богомолова изучается в отрывках. Учащиеся знакомятся с трагической историей мальчика-разведчика, погибающего от рук немецких захватчиков.

Урок 20.

  1. Беседа по вопросам.
  2. Выборочное чтение.
  3. Рассуждение: какими приемами и средствами автор добивается раскрытия внутреннего мира героя.

Урок 21.

Развитие речи. Сочинение-рассуждение «Почему произведение называется «Иван», а не «Ваня Буслов»?  

        Урок № 22.

        Раздел «Из истории военного детства» завершается изучением произведения  Л.А.Кассиля, М.Л.Поляновского «Улица младшего сына» - о жизни и смерти юного партизана Володи Дубинина — героя Великой Отечественной войны. Учащиеся готовят дополнительный материал о юных героях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интервью у литературных героев (По сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина для учащихся 7 класса)

 Кто из вас хочет побыть генералом? А помещи­ком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, ...

ИП "Портрет литературного героя в художественном произведении"

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

В мире литературных героев

Презентация по ИЗО: В мире литературных героев...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Характеристики литературных героев в системе идейно-художественного анализа произведения»

Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности...

Литературная игра " По следам литературных героев"

Игра предназначена для учащихся 8-9 классов. В данном внеклассном мероприятии учащиеся должны проявить не только свои познания в истории литературы, но и актёрские способности.Литературные произведени...

Литературная композиция по страницам произведений о детстве "В стране литературных героев"

quot;Какой великий праздник - хорошая, правильная книга...Эти книги вымыли мне душу, очистив от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности; я почувствовал, что такое хорошая книга, и понял е...

Путь героя. Личностный потенциал литературного героя.

Урок «Путь героя»,  позволяет на примере литературных героев или биографии известных личностей показать, какие качества необходимы человеку для самостоятельного совершения выборов, пр...