Урок литературы в 11 классе
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Шахназарова Надежда Петровна

Урок литературы в 11 классе по теме: А.И. Солженицын. "Матренин двор" ( "Не стоит село без праведника"). Смысл названия рассказа. В разработке представлены: план-конспект урока, презентация и музыка к уроку, текст рассказа, анкеты для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka_literatury_11_klass.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературы  «А.И. Солженицын. «Матренин двор»

 («Не стоит село без праведника»). Смысл названия рассказа.

Хочется сразу сказать о главной цели не только  этого урока, но и изучения литературы в целом – помочь детям постичь идейное содержание произведения, выделить для себя главное, определяющее жизненную позицию в нашем непрочном мире с искаженными ценностями. Данная цель, думаю, поможет в решении проблемы осмысленного чтения.

Данный урок относится к уроку изучения нового материала.    Тип урока по способу проведения – урок текстуального анализа исследовательского характера.

      Основной задачей урока было создание условий для проявления познавательной активности учеников, развития индивидуальных особенностей. Урок способствовал развитию эмоционально-ценностного мира личности выпускника через сопереживание, сочувствие в ходе рассмотрения произведения.

Цели к уроку ставились следующие:

ввести ребят в духовный мир А. Солженицына, в нравственный мир его героев;

выявить гражданскую позицию автора;

формировать неравнодушное отношение к проблемам своей страны, чувство ответственности за её судьбу;

раскрыть смысл понятия «праведничества» в русской литературе;

выделить основные черты праведника в главной  героине рассказа – Матрене;

определить связана ли тема праведничества с сегодняшним днем.

На уроке решались следующие задачи:
Образовательной задачей является:
- учить добывать знания из художественного текста с целью постижения особенностей психологического портрета персонажей;
- закрепить навыки анализа эпизода, определить его роль в произведении.
Развивающей:

-  развитие умения сравнивать, сопоставлять полученные данные, вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения, на основе прочитанного, развивать умение характеризовать героев через их речь и портретные детали, развивать творческие и коммуникативные возможности учащихся, развивать умение анализировать, систематизировать и структурировать учебный материал.
Воспитывающие:

- формировать устойчивые нравственные и морально-этические понятия, нормы взаимоотношений человека.  

Мною были использованы следующие принципы:

-

воспитывающего и развивающего обучения;

-

принцип научности;

-

доступность;

-

наглядность;

-

связи с жизнью;

-

последовательности;

-

самостоятельности;

Решение данных целей и задач поможет учащимся проявить свои знания не только на уроках литературы, но и других школьных дисциплинах.

технология критического мышления (стадия вызова - вопросы, на стадии изучения - составление сопоставительных характеристик, погружение в текст);

ценностно-ориентированные технологии (связаны с воспитательными задачами);

диалоговые технологии (формирование коммуникативной компетентности);

умение публично выступать, вести диалог, отстаивать свою точку зрения;

информационно-коммуникативные технологии (работа с текстом, с другими источниками).

На уроке использовались следующие общие методы обучения:

  1. Монологическое изложение
  2. Рассказ
  3. Диалог
  4. Эвристическая беседа
  5. Исследовательские задания

      Организационный момент был направлен на установление взаимодействия с учащимися, формирования положительной мотивации к уроку.

        На этапе погружения в тему были поставлены задачи формирования нравственных понятий, развитие умения выделять главное и обосновывать свою точку зрения. Для этого была рассказана библейская история о Марфе и Марии, поставлен вопрос о выборе «благой части» жизни. Определена тема урока. Эпиграф к уроку призван акцентировать внимание учащихся на определение ценностных ориентиров жизни с давних времен. Правильное понимание эпиграфа позволило сформулировать личностные цели учащихся.

        На этапе актуализации знаний ставились задачи проследить традицию праведничества в русской литературе, определить смысловое наполнение понятия «праведник». Подготовка сообщения учащимися позволили продолжить развитие формирования умения работать с критической литературой,  готовить сообщения на заданную тему, развивать монологическую речь, реализовать принцип научности. Проблемный вопрос о значении слова «праведник»  обеспечило развитие, как мыслительной деятельности учащихся, так и осмысление нравственных понятий.

        На этапе изучения нового материала ведущей задачей стало выявление основных  черт праведника в главной  героине рассказа – Матрене, введение  ребят в духовный мир А. Солженицына, в нравственный мир его героев, выявление гражданской позиции автора.

Составление ассоциативной цепочки к слову «дом» помогло настроить учащихся на определение ведущих нравственных ценностей и понятий. Сравнительный анализ описания дома помог закрепить навыки анализа эпизода, определить его роль в повествовании.

Ситуация выбора учащимися возможного портрета главной героини – Матрены (были представлены фотографии реальных людей), помогла получить представление о сложившемся у ребят образе, здесь же дана возможность  проследить связь художественного образа с жизнью.

Выделение художественной детали (улыбка героини) помогло закрепить знание литературоведческих понятий, выявить главное на основе прочитанного, определить отношение автора к своему герою.

Выявление особенностей  речевой характеристики Матрены позволило закрепить учащимся навыки исследования текста, помогло в постижении цельности характера героя.

Вопросы о повседневном существовании, прошлом Матрены, отношениях с окружающими обеспечили развитие монологической речи учащихся, умение вести эвристическую беседу, синтезировать и структурировать учебный материал.

Сопоставительный анализ Матрены и Фаддея помог в постижении авторского замысла и особенностей психологического портрета персонажей; в развитии коммуникативных возможностей учащихся.

На этапе обобщения изученного и  рефлексии главной задачей было определить связана ли тема праведничества с сегодняшним днем.

Диалоговая форма общения позволила учащимся сформулировать и доказать свою точку зрения. А анкетирование  по вопросу согласия с жизненными принципами Матрены выявило постижение духовно-нравственного содержания произведения, определило личностный взгляд на мир.

Домашнее задание в виде эссе поможет  в умении формулировать проблему, аргументировать свое высказывание, что понадобится учащимся при подготовке к ЕГЭ не только по русскому языку, но, например, и обществознанию. Задание такого характера позволит каждому выразить свое отношение к проблемам, затронутым в рассказе.

Оценки за урок выставлены.

Считаю, что все элементы урока были взаимосвязаны, последовательны и работали на разрешение проблемы.

Средства: тексты, презентация, карточки, анкеты.

        Думаю, что урок достиг своей главной цели: рассказ А. Солженицына расширил жизненный опыт выпускников, помог осмыслить свои взгляды на мир и свое место в жизни.

Учитель русского языка и литературы                                Н.П. Скворцова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...