Урок литературы в 11 классе
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Урок литературы в 11 классе по теме: А.И. Солженицын. "Матренин двор" ( "Не стоит село без праведника"). Смысл названия рассказа. В разработке представлены: план-конспект урока, презентация и музыка к уроку, текст рассказа, анкеты для учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_uroka_literatury_11_klass.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока литературы «А.И. Солженицын. «Матренин двор»
(«Не стоит село без праведника»). Смысл названия рассказа.
Хочется сразу сказать о главной цели не только этого урока, но и изучения литературы в целом – помочь детям постичь идейное содержание произведения, выделить для себя главное, определяющее жизненную позицию в нашем непрочном мире с искаженными ценностями. Данная цель, думаю, поможет в решении проблемы осмысленного чтения.
Данный урок относится к уроку изучения нового материала. Тип урока по способу проведения – урок текстуального анализа исследовательского характера.
Основной задачей урока было создание условий для проявления познавательной активности учеников, развития индивидуальных особенностей. Урок способствовал развитию эмоционально-ценностного мира личности выпускника через сопереживание, сочувствие в ходе рассмотрения произведения.
Цели к уроку ставились следующие:
ввести ребят в духовный мир А. Солженицына, в нравственный мир его героев;
выявить гражданскую позицию автора;
формировать неравнодушное отношение к проблемам своей страны, чувство ответственности за её судьбу;
раскрыть смысл понятия «праведничества» в русской литературе;
выделить основные черты праведника в главной героине рассказа – Матрене;
определить связана ли тема праведничества с сегодняшним днем.
На уроке решались следующие задачи:
Образовательной задачей является:
- учить добывать знания из художественного текста с целью постижения особенностей психологического портрета персонажей;
- закрепить навыки анализа эпизода, определить его роль в произведении.
Развивающей:
- развитие умения сравнивать, сопоставлять полученные данные, вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения, на основе прочитанного, развивать умение характеризовать героев через их речь и портретные детали, развивать творческие и коммуникативные возможности учащихся, развивать умение анализировать, систематизировать и структурировать учебный материал.
Воспитывающие:
- формировать устойчивые нравственные и морально-этические понятия, нормы взаимоотношений человека.
Мною были использованы следующие принципы:
- | воспитывающего и развивающего обучения; |
- | принцип научности; |
- | доступность; |
- | наглядность; |
- | связи с жизнью; |
- | последовательности; |
- | самостоятельности; |
Решение данных целей и задач поможет учащимся проявить свои знания не только на уроках литературы, но и других школьных дисциплинах. | |
■ | технология критического мышления (стадия вызова - вопросы, на стадии изучения - составление сопоставительных характеристик, погружение в текст); |
■ | ценностно-ориентированные технологии (связаны с воспитательными задачами); |
■ | диалоговые технологии (формирование коммуникативной компетентности); |
■ | умение публично выступать, вести диалог, отстаивать свою точку зрения; |
■ | информационно-коммуникативные технологии (работа с текстом, с другими источниками). На уроке использовались следующие общие методы обучения:
|
Организационный момент был направлен на установление взаимодействия с учащимися, формирования положительной мотивации к уроку.
На этапе погружения в тему были поставлены задачи формирования нравственных понятий, развитие умения выделять главное и обосновывать свою точку зрения. Для этого была рассказана библейская история о Марфе и Марии, поставлен вопрос о выборе «благой части» жизни. Определена тема урока. Эпиграф к уроку призван акцентировать внимание учащихся на определение ценностных ориентиров жизни с давних времен. Правильное понимание эпиграфа позволило сформулировать личностные цели учащихся.
На этапе актуализации знаний ставились задачи проследить традицию праведничества в русской литературе, определить смысловое наполнение понятия «праведник». Подготовка сообщения учащимися позволили продолжить развитие формирования умения работать с критической литературой, готовить сообщения на заданную тему, развивать монологическую речь, реализовать принцип научности. Проблемный вопрос о значении слова «праведник» обеспечило развитие, как мыслительной деятельности учащихся, так и осмысление нравственных понятий.
На этапе изучения нового материала ведущей задачей стало выявление основных черт праведника в главной героине рассказа – Матрене, введение ребят в духовный мир А. Солженицына, в нравственный мир его героев, выявление гражданской позиции автора.
Составление ассоциативной цепочки к слову «дом» помогло настроить учащихся на определение ведущих нравственных ценностей и понятий. Сравнительный анализ описания дома помог закрепить навыки анализа эпизода, определить его роль в повествовании.
Ситуация выбора учащимися возможного портрета главной героини – Матрены (были представлены фотографии реальных людей), помогла получить представление о сложившемся у ребят образе, здесь же дана возможность проследить связь художественного образа с жизнью.
Выделение художественной детали (улыбка героини) помогло закрепить знание литературоведческих понятий, выявить главное на основе прочитанного, определить отношение автора к своему герою.
Выявление особенностей речевой характеристики Матрены позволило закрепить учащимся навыки исследования текста, помогло в постижении цельности характера героя.
Вопросы о повседневном существовании, прошлом Матрены, отношениях с окружающими обеспечили развитие монологической речи учащихся, умение вести эвристическую беседу, синтезировать и структурировать учебный материал.
Сопоставительный анализ Матрены и Фаддея помог в постижении авторского замысла и особенностей психологического портрета персонажей; в развитии коммуникативных возможностей учащихся.
На этапе обобщения изученного и рефлексии главной задачей было определить связана ли тема праведничества с сегодняшним днем.
Диалоговая форма общения позволила учащимся сформулировать и доказать свою точку зрения. А анкетирование по вопросу согласия с жизненными принципами Матрены выявило постижение духовно-нравственного содержания произведения, определило личностный взгляд на мир.
Домашнее задание в виде эссе поможет в умении формулировать проблему, аргументировать свое высказывание, что понадобится учащимся при подготовке к ЕГЭ не только по русскому языку, но, например, и обществознанию. Задание такого характера позволит каждому выразить свое отношение к проблемам, затронутым в рассказе.
Оценки за урок выставлены.
Считаю, что все элементы урока были взаимосвязаны, последовательны и работали на разрешение проблемы.
Средства: тексты, презентация, карточки, анкеты.
Думаю, что урок достиг своей главной цели: рассказ А. Солженицына расширил жизненный опыт выпускников, помог осмыслить свои взгляды на мир и свое место в жизни.
Учитель русского языка и литературы Н.П. Скворцова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...