Урок литературы в 11 классе
методическая разработка (литература, 11 класс) на тему

Шахназарова Надежда Петровна

Урок литературы в 11 классе по теме: А.И. Солженицын. "Матренин двор" ( "Не стоит село без праведника"). Смысл названия рассказа. В разработке представлены: план-конспект урока, презентация и музыка к уроку, текст рассказа, анкеты для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Скворцова Надежда Петровна – учитель русского языка и литературы МБОУ Багаевской СОШ№ 3

План – конспект  урока литературы в 11 классе

«А.С. Солженицын.  «Матренин двор»

 («Не стоит село без праведника»). Смысл названия рассказа».

Запись на доске: Тема урока. Литературоведческие понятия: портрет, сопоставительный анализ, художественная деталь).

Оргмомент.

- Добрый день, уважаемые юноши и девушки. Сегодняшний урок проведу у вас я, Скворцова Надежда Петровна. Я надеюсь, что наше совместная работа окажется приятной и плодотворной.

Погружение в тему.

Урок я хочу начать с библейского рассказа о сестрах Марфе и Марии.

(слайд 1 – библейская картинка и звучание музыки)

Недалеко от Иерусалима находилось селение Вифания. В нем жили две сестры – Марфа и Мария и их брат Лазарь. Все трое очень любили Иисуса и приглашали его к себе.

Однажды Иисус пришел к ним, и Мария сразу села у Его ног слушать Его слово. Марфа же заботилась о большом угощении. Ей не нравилось, что Мария не помогала ей. Поэтому она подошла к Иисусу и сказала:

- Господи! Или тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне.

Иисус же сказал ей в ответ:

- Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.

Вопрос: Какую же «благую часть» избрала Мария? В чем состоит ее выбор?

Ответы учеников (постижение смысла жизни, служение людям, соблюдение заповедей).

Учитель: Вы ответили правильно, а как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о доброте и т.д.)

Учитель: Согласна с вами. Тема нашего сегодняшнего урока Александр Солженицын. «Матренин двор» («Не стоит село без праведника»). Смысл названия рассказа.

Учитель:  А эпиграфом к уроку я взяла слова великого мыслителя Сократа: «Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам».

(слайд 2 портрет Сократа и его высказывание)

Вопрос – Какой смысл кроется в этом высказывании? (преобладание духовного над материальным).

Учитель: Исходя из темы и идеи эпиграфа, скажите, как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой сегодня, что мы должны рассмотреть, узнать?

Цели:

- раскрыть смысл понятия праведничества в русской литературе

- выделить основные черты праведника в главной героине – Матрене

- определить, актуальна ли тема праведничества сегодня.

Актуализация знаний

Учитель: Итак, перейдем к одному из интереснейших произведений современной литературы -  рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор». Обращаю ваше внимание, что «Матренин двор» - второе название рассказа. Первоначально Солженицын назвал свой рассказ «Не стоит село без праведника», но в шестидесятые годы была невозможна публикация с таким названием. И рассказ был переименован.

Учитель: Ребята, найдите в теме урока, слово, которое по вашему мнению занимает центральное место.  (праведник).

Вопрос: А как вы думаете, что значит слово «праведник»?

(ответы учеников и демонстрация слайда со словом)

Вопрос: С образом праведника вы встречались и ранее. В творчестве, какого писателя представлена целая галерея праведников? Поможет ответить на этот вопрос мой помощник – Екатерина. Примерный ответ учащегося  -  опережающее задание: Проблема «праведничества», занимает центральное место в творчестве Николая Семеновича Лескова. Ее значимость не утрачена и в наше время. Термином «праведник» писатель обозначил людей, стремящихся к самоограничению и самопожертвованию ради счастья и блага других.

В своей прозе  «праведников» он  определил как героев высоконравственной культуры, обладающих чистой душой и разумом, ставящих перед собой обязательство бескорыстно служить людям, считая это своим основным долгом и честью.

Изображая «праведников», Лесков резко противопоставляет их всем другим людям, живущим по законам природных инстинктов. С точки зрения обычных людей, «праведники» - это чудаки.

Типы «праведников» в прозе Н.С. Лескова встречаются в произведениях «Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Русский демократ в Польше», «Несмертельный Голован», «Инженеры-бессребреники», «Человек на часах».

«Праведники» живут в самых различных областях русского общества. Это  чиновники, военные, простолюдины, представители русской интеллигенции и духовенства.

Прозаик подчеркивал такие качества русского характера как, коллективизм, душевная открытость, искренность, «жалостливость», умение сочувствовать и сопереживать, честность, незлобивость, повышенное чувство долга и ответственности, а также сознательная жертвенность.

Главной национальной ценностью  по Лескову является  приоритет духовного, попрание материальных выгод и земных удовольствий.

«Праведники» Н.С. Лескова  - люди поразительной внутренней цельности, которые выступают против зла и несправедливости, противостоят лишениям и людским предрассудкам. Именно благодаря таким людям и должна возвыситься и воскреснуть Россия.

Учитель: Таким образом, мы можем сделать вывод, что открытие понятия и образа праведника принадлежат не Солженицыну. Он в своем творчестве лишь продолжает эту тему, следовательно, мы можем говорить о традиции праведничества в русской литературе.

Изучение нового материала

Учитель: Итак, я приглашаю вас погрузиться в мир рассказа «Матренин двор».

При анализе нам помогут литературоведческие термины «портрет», «художественная деталь», «сопоставительная характеристика».

Вопрос: Подберите синонимы к слову «двор» (здание, дом, жилище)

- Какие ассоциации вызывает у вас слово дом?  (слайд – дом в руках) – называют – записываю на доске.

Учитель: А сейчас, давайте обратимся к тексту и найдем описание дома Матрены.  Вы ребята – ищете описание дома снаружи, а вы изнутри. Обратимся к карточке № 1.

(поиск ответов и зачитывание с выделение слов, несущих яркую смысловую нагрузку)  

Снаружи:

четыре оконца в ряд на холодную некрасную сторону

изгнившая щепа

посеревшие от старости брёвна сруба и ворота, проредившаяся их обвершка

(слайд дома снаружи)

Изнутри:

русская печь, спасающая Матрёну от чёрного недуга

тёмное тряпьё, бесценное в жизни рабочего человека

любимые фикусы, заполнившие одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой

«жильцы» дома – кошка, мыши и тараканы, не дающие никакой материальной выгоды

 (слайд дома изнутри)

Учитель: Сделаем вывод. Перед нами дом человека какого? (которому не надо лишнего). Чем она довольствуется в жизни (самым необходимым), Что находит Матрена в своем доме (счастье, покой, спасение).

  Вопрос: Ребята, а какова же сама хозяйка этого дома? Вы прочитали рассказ, и, наверное, мысленно нарисовали ее образ. (слайд портретов) Посмотрите на эти портреты. Выберите портрет, на который похожа Матрена. (выбирают)

Учитель: Итак, мы определились со своим видением Матрены. А есть ли в тексте словесное описание героини? -нет

Вопрос: но есть важная художественная деталь, которая раскрывает сущность Матрены. Какая это деталь, на что постоянно рассказчик обращает наше внимание, говоря о Матрене? Обратимся к карточке № 2.

Очень важная деталь (автор постоянно подчеркивает улыбку героини: «лучезарная, добрая, извиняющаяся»). Уже в наборе красок чувствуется авторское отношение. «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрёны. У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

Учитель: Конечно, образ человека, вы согласитесь, не полон без его речевой характеристики. Обратимся к карточке № 3. Найдите слова, наиболее ярко характеризующие Матрену.

Вопрос: Говорят ли эти слова об ограниченности Матрены? Может автор хочет показать ее глупой женщиной? (нет. Они дополняют образ Матрены, показывают цельность ее натуры, связь с народом).

Учитель: Ребята, а как живет Матрена? Чем заполнены ее дни? Может кто-то хочет предстать в ее образе и рассказать от лица Матрены о повседневных делах героини?

В этом вам поможет карточка № 4

Лишь бы не запоздниться (вставать в четыре-пять утра); тихо, вежливо,

 стараясь не шуметь хлопотать утром по дому; бескорыстно помогать всем

(родственникам, соседям, колхозу); кормить козьих пастухов, выкладываясь перед другими хозяйками и вгоняя себя в большой расход; запасаться на зиму

топливом, постоянно рискуя попасть под суд; Кланяясь лесным кустам, возвращаться домой просветлённой, с доброй улыбкой.

Учитель: Ребята, а расскажите о прошлом Матрены. Легка ли ее судьба?

(ответы детей)

Учитель: А что говорит автор об отношении Матрены к Богу? Вам поможет карточка № 5. (ответы детей).

Учитель: Да, поступки Матрены освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим.

Вопрос: А как относятся к Матрене односельчане? Ее понимают? (осуждают, считают глупой, хотя и пользуются ее добротой).

Вопрос: При таком отношении обиделась ли Матрена на мир? Живут ли в ее душе недобрые чувства? Вам поможет карточка № 6

«Сердилась Матрёна на кого-то невидимого. Более того – по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу. Любой дальней родственнице не отказывала в помощи, не было у неё никакой зависти».

Учитель: сделаем вывод. Какой предстает Матрена в первой части? (Одинокой и обездоленной женщины, но и редкого человека с безмерно доброй и бескорыстной душой.   НИЧЕГО НЕ ИМЕЯ, ЭТА ЖЕНЩИНА УМЕЕТ ОТДАВАТЬ.)

Учитель: Характер Матрены во 2 и 3 части дан в сопоставлении с другими персонажами. Скажите, кто из героев наиболее резко противопоставлен Матрене? (Фаддей). Человек, которого она любила.

Учитель: Давайте обратимся к тексту и проведем сопоставительный анализ этих образов. Выделим глагольную характеристику героев. Вы ребята – ищете глаголы, характеризующие Матрену, а вы – Фаддея. Вам поможет карточка №7.

Сопоставительный анализ:

Матрёна

Фаддей

«Глагольная» характеристика

  1. выступала (т. е. выходила)
  2. прошептала
  3. уронила (т. е. произнесла)
  4. затаилась
  5. открылась

  1. забеспокоился
  2. загорелся захватить
  3. зачастил
  4. требовал
  5. наседал с горячностью

Добро Вопрос: Что вкладывают герои в понятие добро

Всё положительное, хорошее, полезное

Имущество, вещи

 Учитель: Сделаем вывод. Судьба героев тяжела. Но Фаддей – это человек, для которого важно – что? А  для Матрены -  что?

Учитель: Вопрос: Ребята, а кто из окружающих лучше всех понимает Матрену, кто близок к ней по духу, кто говорит о ней так тепло? (рассказчик Игнатьич)

Вопрос: В чем же видит свою задачу рассказчик? Зачем рассказывает нам о Матрене? (рассказать всему миру и безмерной доброте и милосердии, трудолюбии и отваге, без которых нет села, нет будущего и чем больше, таких людей, тем больше доброты в мире).

Учитель: Ребята, а прав ли Солженицын, назвав Матрену праведником? Увидели ли вы черты праведника  в Матрене? (бескорыстие, трудолюбие, готовность всем помочь – вот жизненные принципы Матрены).

( сделать запись на доске – жизненные принципы Матрены)

Рефлексия.

Учитель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам задуматься и ответить на вопрос – согласны ли вы с жизненными принципами Матрены?  Нужны ли такие люди сегодня? – вызвать 2 учеников – один собирает ответы – за, другой – против.

Учитель:  Я думаю,  выбор очевиден. Спасибо, за ваше мнение.

Учитель: Я благодарю вас за работу. И думаю, самые активные участники урока заслужили отличных оценок.

Учитель: Ну а дома я предлагаю вам задуматься над вопросом «Есть ли сейчас люди похожие на Матрену? Современно ли понятие «праведник»? и оформить свои мысли в виде эссе.

Итог:      Жить так праведно, в ущерб себе, в заботе о других  - такая перспектива многих не устраивает. Каждому хочется себе другой судьбы.

Мечты могут и не сбыться, счастье – не состояться, успех – не прийти. Но каждый человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был, сохранив в себе мужество, человечность, благородство, не убить то высокое, что заложено в нас самой природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...