Рабочая программа по литературе Зинин 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК Зинин, Чалмаев в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_zinin_10_klass.docx | 89.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа для 10 класс разработана на основе программы по литературе для 10-11 классов / авт.-сост. В, И. Чалмаев, С. А. Зинин//Литература. Программа. 5-11 классы. - М.: ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2011. – 200 с.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ В 10 КЛАССЕ:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умении анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи;
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.
Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки. Логика этого процесса определяется структурой программы.
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЁННЫЕ В ПРОГРАММУ
- Добавлено 2 контрольных тестирования с целью проверки знаний обучающихся.
- Отдельно выделены уроки внеклассного чтения.
- В содержание отдельных уроков внесены компоненты здоровьеформирующего и духовно-нравственного воспитания.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
- Программа по литературе для 10-11 классов / авт.-сост. В, И. Чалмаев, С. А. Зинин//Литература. Программа. 5-11 классы. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
- Сахаров, В. И. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. И. Сахаров, С. А. Зинин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
Литература XIX века. 10 класс : хрестоматия для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / авт.-сост. С. А. Зинин, В. И. Сахаров. - М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2011.
КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ, НА КОТОРОЕ РАССЧИТАНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Данная рабочая программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю).
Из них:
Классных сочинений – 4
Домашних сочинений – 3
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен: знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм
русского литературного языка; - участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:
- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение, сопоставление, классификация;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезисов, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Примечание | |
план | факт | ||||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА | |||||
1 | 1.09 | Из литературы первой половины XIX ВЕКА | Знакомство с новым материалом | Роды литературы (эпос, лирика, драма) Эпические жанры и их особенности | |
2 | 4.09 | А.С.Пушкин. Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник». Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики .Обращение к вечным вопросам бытия в стихотворениях А.С.Пушкина( сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы) | Знакомство с новым материалом | Драматические жанры, их особенности. | |
3 | 5.09 | Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии. Т.л.: философская лирика | Обобщение и систематизация знаний | Лирические жанры, их особенности | |
4 | 8.09 | Историческая и «частная» тема в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» .Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Т.л.: поэма как лиро-эпический жанр | Знакомство с новым материалом | Задания по творчеству А.С.Пушкина. Задания к стихотворениям А.С.Пушкина Сб-к ЕГЭ-2013 | |
5 | 11.09 | Образ стихии и его роль в авторской концепции истории. | комбинированный | Тропы и фигуры. Стихосложение. Задание с развернутым ответом ограниченного объема (5-10 предложений). Сб-к ЕГЭ-2013 | |
6 | 12.09 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Яне унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон». Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю.Лермонтова | Знакомство с новым материалом | . «Слово о полку Игореве» - содержание, анализ эпизода. Сб-к ЕГЭ-2013 | |
7 | 15.09 | Мотивы одиночества, неразделённой любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта. | Обобщение и систематизация знаний | «Слово о полку Игореве» - тестовые задания. Сб-к ЕГЭ-2013 | |
8 | 18.09 | Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, её образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта | Знакомство с новым материалом | «Слово о полку Игореве» - задание с развернутым ответом ограниченного объема (5-10 предложени | |
9 | 19.09 | Р.Р.Подготовка к контрольному сочинению по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова | Знакомство с новым материалом | ЗФТ Повторить содержание комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». | |
10 | 22.09 | Р.Р.Написание контрольного сочинения по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова | |||
11 | 25.09 | Н.В.Гоголь. Повести: «Невский проспект», «Нос». Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя | Проверка и коррекция знаний | Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль» - тестовые задания. | |
12 | 26.09 | Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе | комбинированный | ||
13 | 29.09 | Ирония и гротеск как приёмы авторского осмысления и абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев Т.Л.: ирония, гротеск, фантасмагория | Знакомство с новым материалом | Задания по творчеству Н.В.Гоголя. задание с развернутым ответом ограниченного объема (5-10 предложений). Сб-к ЕГЭ-2013 | |
14 | 2.10 | Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.В.Гоголя | |||
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА | |||||
15 | 3.10 | Введение. Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно – демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850 – 1860 –х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, её обращённость к реалиям современной жизни . | Знакомство с новым материалом | Задание к фрагменту 1 пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор». Сб-к ЕГЭ-2013 | |
16. | 6.10 | Развитие реалистических традиций в прозе И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность и размежевания. Расцвет русского национального театра. Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Чернышевского, Достоевского, Лескова). Вклад русской литературы второй половины 19 века в развитие отечественной и мировой культуры. | Знакомство с новым материалом | Г.Р.Державин. Стихотворение «Памятник». | |
17 | 9.10 | А.Н.Островский. Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза». Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтёмся». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка – три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и её характерологическая функция. Т.Л.: речевой жест семейно-бытовая коллизия | Знакомство с новым материалом | Г.Р.Державин. Тестовые задания. Сб-к ЕГЭ-2013 | |
18 | 10.10 | Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». | комбинированный | Г.Р.Державин. Задание с развернутым ответом ограниченного объема (5-10 предложений). Сб-к ЕГЭ-2013 | |
19 | 13.10 | Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и её разрешение в пьесе. | комбинированный | Основные факты жизни и творчества В.А.Жуковского. Тестовые задания. Сб-к ЕГЭ-2013 | |
20 | 16.10 | Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы , символика деталей и специфика жанра. | комбинированный | Задания по произведению В.А.Жуковского «Лесной царь». Сб-к ЕГЭ-2013 | |
21 | 17.10 | «Гроза» в русской критике (Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев). | Знакомство с новым материалом | В.А.Жуковский «Лесной царь». Задание с развернутым ответом ограниченного объема (5-10 предложений). Сб-к ЕГЭ-2013 | |
22 | 20.10 | Вн. чт. А.Н.Островский. Пьесы: «Бесприданница», | Знакомство с новым материалом | А.С.Грибоедов. Основные факты жизни и творчества. | |
23 | 23.10 | Вн. чт. А.Н.Островский Пьесы:«Овцы и волки» | |||
24 | 24.10 | И.А.Гончаров Роман «Обломов» | Знакомство с новым материалом | А.С.Грибоедов «Горе от ума», фрагмент 1. Задание с развернутым ответом ограниченного объема (5-10 предложений). Сб-к ЕГЭ-2013 | |
25 | 27.10 | Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Т.Л.: образная типизация
| комбинированный | ЗФТ А.С.Грибоедов «Горе от ума», фрагмент 2. Задание с развернутым ответом ограниченного объема (5-10 предложений). Сб-к ЕГЭ-2013 | |
26 | 30.10 | Внутренняя противоречивость натуры героя, её соотнесённость с другими характерами (Андрей Штольц) | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с. 16, № 1,2 | |
27 | 31.10 | Внутренняя противоречивость натуры героя, её соотнесённость с другими характерами (Ольга Ильинская) | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с. 16, № 3,4 | |
28 | 3.11 | Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с. 16, № 5,6 | |
29 | 13.11 | Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с. 16, № 7,8 | |
30 | 14.11 | Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Т.Л.: символика детали | комбинированный | Анализ эпизода | |
31 | 17.11 | Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А.Добролюбов, Д.И,Писарев, А.В,Дружинин) | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с. 16, № 9,10 | |
32 | 20.11 | Р.Р.Подготовка к контрольному сочинению по творчеству И.А. Гончарова | Проверка и коррекция знаний | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с. 16, № 11,12 | |
33 | 21.11 | Р.Р.Написание контрольного сочинения по творчеству И.А. Гончарова | |||
34 | 24.11 | И.С.Тургенев. Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.Я. Вревской», «Два богача» и др. по выбору. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника» | Знакомство с новым материалом | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.27, № 1,2 | |
35 | 26.11 | Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла. | Знакомство с новым материалом | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.27, № 3,4 | |
36 | 28.11 | Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Т.Л.: социально-психологический роман | Знакомство с новым материалом | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.27, № 5,6 | |
37 | 1.12 | Нигилизм Базарова, его нравственно-философские истоки. | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.27, № 7,8 | |
38 | 4.12 | Базаров и Аркадий | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.27, № 9,10 | |
39 | 5.12 | Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.27, № 11,12 | |
40 | 8.12 | Любовная линия в романе и её место в общей проблематике произведения | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.27, № 13 | |
41 | 11.12 | Философские истоки романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое ( статьи Д.И,Писарева, Н.Н.Страхова, М.ААнтоновича) | Знакомство с новым материалом | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.23, № 1 – 13 | |
42 | 12.12 | Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр | Знакомство с новым материалом | Жанр стихотворения в прозе, анализ по выбору | |
43 | 15.12 | Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.С.Тургенева | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.23, № 14 – 25 | |
44 | 18.12 | Контрольное тестирование по творчеству писателей и поэтов первой и второй половины XIX века | Проверка и коррекция знаний | Составление и решение тестов по творчеству поэтов и писателей (по выбору) | |
45 | 19.12 | Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?» (обзор). «Что делать?» Чернышевского как полемический отклик на роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». | Знакомство с новым материалом | Прозаические жанры (роман) и их особенности | |
46 | 22.12 | «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. | комбинированный | Прозаические жанры (роман) и их особенности | |
47 | 25.12 | Глава «Четвёртый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического романа» Н.Г.Чернышевского | комбинированный | Анализ эпизода | |
48 | 26.12 | Н.А.Некрасов. Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом,.,», «Блажен незлобивый поэт..,», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо». | Знакомство с новым материалом | Поэтические жанры, лирика, «вечные темы» | |
49 | 29.12 | «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьба простых людей и общенациональная идея в лирике Некрасова разных лет | Знакомство с новым материалом | Поэтические жанры, лирика, «вечные темы» | |
50 | 12.01 | Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.17, № 1 – 4 | |
51 | 15.01 | Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приёмы построения сюжета поэмы. | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.17, № 5 – 8 | |
52 | 16.01 | Представители помещичьей Руси в поэме ( образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина) | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.17, № 16 – 21 | |
53 | 19.01 | Стихия народной жизни и её яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин дед Савелий) | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.17, № 23 – 26 | |
54 | 22.01 | Тема женской доли и образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной в поэме. | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.23, № 1 – 3 | |
55 | 23.01 | Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы) | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.23, № 4 – 6 | |
56 | 26.01 | Проблема счастья и её решение в поэме Н.А.Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.23, № 7 – 9 | |
57 | 29.01 | Ф.И.Тютчев . Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silen-tium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору. «Мыслящая поэзия» Тютчева, её философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирике в творчестве поэта | Знакомство с новым материалом | Поэтические жанры, лирика | |
58 | 30.01 | Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого»я» и стихийных сил природы. Т.Л.: интеллектуальная лирика | комбинированный | ИВС, лексические средства (Сб-к ЕГЭ-2013), с.134 | |
59 | 2.02 | Тема величия России , её судьбоносной роли в мировой истории | комбинированный | ИВС, лексические средства (Сб-к ЕГЭ-2013), с.134 | |
60 | 5.02 | Драматизм звучания любовной лирики поэта Т.Л.: лирический фрагмент | комбинированный | ИВС, лексические средства (Сб-к ЕГЭ-2013), с.134 | |
61 | 6.02 | А.А.Фет. Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье,..», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали. ..», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А.Фета. «Культ мгновения» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. | Знакомство с новым материалом | ИВС, синтаксические средства (Сб-к ЕГЭ-2013), с.138 | |
62 | 9.02 | Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы | комбинированный | ИВС, синтаксические средства (Сб-к ЕГЭ-2013), с.138 | |
63 | 12.02 | Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А.Фета Т.Л.: лирический образ-переживание | комбинированный | ИВС, синтаксические средства (Сб-к ЕГЭ-2013), с.138 | |
64 | 13.02 | Музыкально- мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника Т.Л.: мелодика стиха . Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета | Знакомство с новым материалом | ||
65 | 16.02 | Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник» Стремление Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Т.Л.: былинные мотивы | Знакомство с новым материалом | Прозаические жанры (роман) и их особенности | |
66 | 19.02 | Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника» | комбинированный | Характеристика литературного героя | |
67 | 20.02 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь». «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках Салтыкова-Щедрина Т.Л.: сатирическая литературная сказка | Знакомство с новым материалом | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.17, № 9 – 13 | |
68 | 23.02 | Развенчивание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь») Приёмы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е.Салтыкова-Щедрина Т.Л.: авторская ирония | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.17, № 36 – 40 | |
69 | 26.02 | А.К.Толстой. Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет.,.», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К.Толстого | Знакомство с новым материалом | Прозаические жанры (роман) и их особенности | |
70 | 27.02 | Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в неё идеальных устремлений художника | комбинированный | Анализ эпизода | |
71 | 2.03 | Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта | комбинированный | Характеристика литературного героя | |
72 | 5.03 | Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире | комбинированный | Поэтические жанры, лирика | |
73 | 6.03 | Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир» Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение сюжетных линий Т.Л.: роман-эпопея | Знакомство с новым материалом | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.34, № 1 – 10 | |
74 | 9.03 | Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней» Т.Л.: историко-философская концепция | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.34, № 11 – 20 | |
75 | 12.03 | Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.34, № 21 – 30 | |
76 | 13.03 | Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского . Сложность и противоречивость жизненного пути героя Т.Л.: диалектика души | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.34, № 31 – 40 | |
77 | 16.03 | Этапы духовного самосовершенствования Пьера Безухова. Сложность и противоречивость жизненного пути героя | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.34, № 41 – 46 | |
78 | 19.03 | «Мысль семейная» и её развитие в романе: семья Болконских | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.41, № 1 – 3 | |
79 | 20.03 | «Мысль семейная» и её развитие в романе: семья Ростовых | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.41, № 4 – 6 | |
80 | 2.04 | «Мысль семейная» и её развитие в романе: семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины) | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.41, № 7 – 9 | |
81 | 3.04 | Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.41, № 10 – 12 | |
82 | 6.04 | «Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.41, № 13 – 15 | |
83 | 9.04 | Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.41, № 16 – 18 | |
84 | 10.04 | Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы | Обобщение и систематизация знаний | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.41, № 19 – 21 | |
85 | 13.04 | Р.Р. Подготовка к контрольному сочинению по творчеству Л.Н.Толстого | Проверка и коррекция знаний | ||
86 | 16.04 | Р.Р. Написание контрольного сочинения по творчеству Л.Н.Толстого | |||
87 | 17.04 | Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М.Достоевского Т.Л.: идеологический роман | Знакомство с новым материалом | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.28, № 1 – 10 | |
88 | 20.04 | Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.28, № 11 – 20 | |
89 | 23.04 | Мир «униженных и оскорблённых» и бунт личности против жестоких законов социума | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.28, № 21 – 31 | |
90 | 24.04 | Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Т.Л.: герой-идея | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.32, № 1 – 3 | |
91 | 27.04 | Теория Раскольникова и идейные «двойники героя (Лужин, Свидригайлов). Принцип полифонии и решение философских проблематики романа Т.Л.: герои- «двойники»; полифония (многоголосие) | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.32, № 4 – 6 | |
92 | 30.04 | Раскольников и «вечная» Сонечка | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.32, № 7 – 9 | |
93 | 4.05 | Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.32, № 10 – 12 | |
94 | 7.05 | Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.32, № 13 – 15 | |
95 | 8.05 | Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.32, № 16 – 18 | |
96 | 11.05 | Р.Р.Подготовка к контрольному сочинению по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» | Проверка и коррекция знаний | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.32, № 19 – 21 | |
97 | 14.05 | Р.Р.Написание контрольного сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание | Проверка и коррекция знаний | ||
98 | 15.05 | А.П.Чехов. Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад». Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П.Чехова | Знакомство с новым материалом | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.43, № 1,2,4,5 | |
99 | 18.05 | Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема самосознания человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы Т.л.: «бессюжетное действие» | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.43, № 8 – 10 | |
100 | 21.05 | Новаторство Чехова-драматурга. | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с кратким ответом), с.43, № 3,7,12 | |
101 | 22.05 | Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишнёвый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе Т.Л.: лирическая комедия | Обобщение и систематизация знаний | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.45, № 1 – 4 | |
102 | 25.05 | Фигуры героев-«недотёп» и символический образ сада в комедии Т.л.: символическая деталь | комбинированный | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.45, № 5 – 7 | |
103 | 28.05 | Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишнёвом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении | комбинированный | ТЕСТ по пьесе А.П.Чехова | |
104 | 29.05 | Вн.чт. Пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры» | Знакомство с новым материалом | Сб-к ЕГЭ-2013 (задания с развёрнутым ответом), с.45, № 8 – 10 | |
105 | 30.05 | Итоговое контрольное тестирование по произведениям второй половины XIX века | Проверка и коррекция знаний |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Из литературы первой половины XIX века
А.С. ПУШКИН
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...»., «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».
Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.Б. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окру жен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».
Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова, Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).
Н.В. ГОГОЛЬ
Повести: «Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.Б. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.).
Литература второй половины XIX века
Введение
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ
Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди — сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большое, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.
Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».
И.А. ГОНЧАРОВ
Роман «Обломов».
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Опорные понятия: образная типизация, символика детали.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж, Н. Михалков).
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история ».
И.С. ТУРГЕНЕВ
Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Внутрипредметные связи: И.О. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Роман «Что делать?» (обзор).
«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.О. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.
Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.
Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».
Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».
Н.А. НЕКРАСОВ
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу 6 шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
Ф.И. ТЮТЧЕВ
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silentium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.
Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).
А.А. ФЕТ
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощаете я с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.
Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
Н.С. ЛЕСКОВ
Повесть «Очарованный странник».
Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленныйангел», «Леди Макбет Мценского уезда».
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Ка-расев, М. Башилов и др.).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленаявобла», «Либерал».
А.К. ТОЛСТОЙ
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчуж-никовы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Роман «Война и мир».
Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души » любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.
Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.О. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
Роман «Преступление и наказание».
Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп » и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
№ п/п | № урока | Планируемая дата | Форма | Тема |
1 | 10 | 22.09 | Контрольное сочинение | Контрольное сочинение по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова |
2 | 14 | 2.10 | Домашнее сочинение | Домашнее сочинение по творчеству Н.В.Гоголя |
3 | 33 | 21.11 | Контрольное сочинение | Контрольное сочинение по роману «Обломов» И.А. Гончарова |
4 | 43 | 15.12 | Домашнее сочинение | Домашнее сочинение по роману «Отцы и дети» И.С.Тургенева |
5 | 44 | 18.12 | Контрольное тестирование | Контрольное тестирование по творчеству писателей и поэтов первой и второй половины XIX века |
6 | 64 | 13.02 | Домашнее сочинение | Домашнее сочинение по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета |
7 | 86 | 16.04 | Контрольное сочинение | Контрольное сочинение по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого |
8 | 97 | 14.05 | Контрольное сочинение | Контрольное сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» |
9 | 105 | 30.05 | Контрольное тестирование | Итоговое контрольное тестирование по произведениям второй половины XIX века |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Литература для учителя:
- Глушкова, Н.В. Внутришкольный контроль состояния преподавания литературы. 5-11 классы: методическое пособие / Н.В. Глушкова, З.М. Мартыненкова. – М.: Изд-во «Глобус», 2010. – 176 с.
- Иванова, Е.В. Анализ произведений русской литературы ХХ века: 11 класс / Е.В. Иванова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 253 с.
- Каганович, С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 112 с.
- Каплан, И.Е. Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы / И.Е. Каплан. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 253 с.
- Королева, Н.С. Открытые уроки литературы. 5-9 классы / Н.С. Королева, Г.Н. Мошенская. – М.: ВАКО, 2010. – 2010. – 256 с.
- Липина, Е.Ю. Литература. 9 класс / Е.Ю. Липина. – М.: Дрофа, 2011. – 70 с. – (ЕГЭ: шаг за шагом).
- Липина, Е.Ю. Литература. 5-8 классы / Е.Ю. Липина. – М.: Дрофа, 2011. – 137 с. – (ЕГЭ: шаг за шагом).
- Семыкина, Е.Н. Комплексный литературоведческий анализ (от теории к практике): учебное пособие / Е.Н. Семыкина, Л.П. Соломахина, Е.А. Ширина. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2011. – 294 с.
- Скригайло, Т.О. Творческое развитие школьников: диалоги и монологи на основе художественного текста: книга для учителя / Т.О. Скригайло. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 200 с.
- Тодоров, Л.В. Поэзия: образы и понятия: Пособие для учителя / Л.В. Тодоров. – М.: Русское слово, 2010. – 192 с.
- Тодоров, Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении / Л.В. Тодоров. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.
- Тодоров, Л.В. Современный кабинет литературы / Л.В. Тодоров, Е.И. Белоусова. – М.: Дрофа, 2008. – 224 с.
- Тралкова, Н.Б.Литература: учеб. Пособие / Н.Б. Тралкова. – М.: Дрофа, 2011. – 157 с. – (Готовимся к ЕГЭ).
Литература для учащихся:
- Белоусова, Е.И. Всероссийские олимпиады для школьников. Литература 9-11 класс. 2005 / Е.И. Белоусова, Л.В. Тодоров. – М.: Дрофа, 2007. – 224 с.
- Беляева, Н.В. Олимпиады по литературе: искусство побеждать / Н.В. Беляева. – М.: Вербум-М, 2006. – 248 с.
- Введение в литературоведение / под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1976, 1983, 1988.
- Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец – М., 1999.
- Введение в литературоведение. Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева – М., 1988.
- Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А.Б. Есин. – М.: Флинта, Наука, 2000 – 248 с.
- Квятковский, А.П. Поэтический словарь / А.П. Квятковский. – М.: Сов. Энцикл., 1966. – 376 с.
- Князева, Е.А. Введение в литературоведение / Е.А. Князева. – Пермь, 2002.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. – М.: ИНП «Интелвак», 2001. – 1600 стлб.
- Мещерякова, М. Литература в таблицах и схемах / М. Мещерякова. – М.: Айрис-Пресс, 2009. – 224 с.
- Олимпиадные задания по литературе. 9-11 классы / авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 95 с.
- Основы литературоведения: учеб. пособие для филологических факультетов пед. ун-в / под ред. В.П. Мещерякова. – М.: Московский лицей, 2000.
- Семыкина, Е.Н. Комплексный литературоведческий анализ (от теории к практике): учебное пособие / Е.Н. Семыкина, Л.П. Соломахина, Е.А. Ширина. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2011. – 294 с.
- Спивак, Р.С. Русская философская лирика. 1910-е годы. И. Бунин. А. Блок. В. Маяковский / Р.С. Спивак. – М.: Флинта, Наука, 2005.
- Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. В 3-х кн. – М.: Наука, 1962-1965.
- Тодоров, Л.В. Всероссийские олимпиады – 2 / Л.В. Тодоров. – М: Просвещение, 2010. – 224 с.
- Тодоров, Л.В. Всероссийские олимпиады – 3 / Л.В. Тодоров, А.В. Фёдоров. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
- Тодоров, Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении / Л.В. Тодоров. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.
Интернет-ресурсы
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.rubricon.ru Энциклопеция «Рубрикон».
www.slovari.ru Электронные словари.
www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.
http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200600414
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...