Урок внеклассного чтения "Гороховый шут всея Руси Козьма Прутков"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Урок внеклассного чтения в 8 классе.

Содержит материалы об истории возникновения Козьмы Пруткова, о его создателях.

Творческая работа учащихся в парах и индивидуально.

Знакомство с тематикой и художественным своеобразием афоризмов Козьмы Пруткова.

Презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kozma_prutkov.zip2.01 МБ
Package icon prezentaciya_kozma_prutkov.zip2.19 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Щербаковой Е. А.,

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 2 г. Починка Смоленской  области.

Класс: 8

Предмет: литература

Тема урока:   Гороховый шут всея Руси Козьма Прутков и его афоризмы  

                        (урок внеклассного чтения)

Тип урока: усвоение новых знаний.

Время реализации урока: 40 мин.

Цели:

  1. познакомить учащихся с творчеством и историей происхождения Козьмы  Пруткова;
  2. вместе с учащимися дать толкование известных афоризмов Козьмы  Пруткова;
  3. расширить знания учащихся о литературном процессе середины XIX века;
  4. развивать навыки и умения самостоятельной работы с текстом.

Планируемые результаты:

предметные: ввести в творческую лабораторию писателя Козьмы Пруткова, организовать работу по восприятию афоризмов и осмыслению их философских и эстетических проблем, создать условия для развития читательского интереса обучающихся, уяснения общности гуманистических тенденций в жизни и литературе;

личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к культуре своего  народа; использование для решения познавательных задач различных источников информации;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: презентация PowerPoint;

                                   выставка книг и журналов о Козьме Пруткове;

                                   афоризмы Козьмы Пруткова, подобранные самими  учащимися.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор.

Ресурсы сети Интернет: сайт www.prutkov.ru

Литература для учителя.   

  1. БЭКиМ. 2010.
  2. Гороховый шут всея Руси Козьма Прутков и его афоризмы [Текст]: [Урок в УШ кл. сред. шк. N 2 г. Сельцо Брян. обл.] / Н. Ивкина // Литература: Еженед. прил. к газ. "Первое сентября". - 1996. - Я иду на урок, N11 (00.03). - С. 11
  3. Гороховый шут всея Руси Козьма Прутков. Материалы к внеклассному чтению. // Литература в школе. 1995, № 3.
  4. Прутков К. . Плоды и раздумья. Афоризмы. М., 1986.

Литература для учащихся.

  1. БЭКиМ. 2010.
  2. Материалы из Интернета. Сайт www.prutkov.ru
  3. Прутков К. . Плоды и раздумья. Афоризмы. М., 1986.

Сценарный план урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

  1. Психологический настрой детей на урок.

Учитель:

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.


  1. Совместная формулировка темы урока.

Слайд 1

Оценивание готовности к уроку.





Записывают тему в тетрадь.


Мотивация к учебной деятельности

личностные:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к культуре других народов; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Вступительное слово учителя

Он оставил после себя немало открытий, озарений и наставлений

будущим поколениям. Это он открыл, что нельзя объять необъятное, установил, что человек раздвоен снизу, а не сверху, потому что две опоры надёжнеё одной, и завещал нам, его читателям: бросая  в воду камешки, смотрите на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою.

      Он оставил нам немало мудрых мыслей, которые при ближайшем рассмотрении могут показаться глупостями, но мы их помним, повторяем, цитируем. Значит, нам нужна эта мудрость в отличие от многих мудростей, которые мы готовы забыть навсегда. Каким-то загадочным образом в произведениях этого автора мудрость переходит в глупость, а глупость  в мудрость, и мы не в силах ответить на поставленный им же вопрос: где начало того конца, которым оканчивается начало?

 


Слушают учителя
























Постановка цели (целеполага

ние)

Познавательн

ые УУД: поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации из текста, анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

коммуникатив

ные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Постановка проблемы.

  Кто же он? Этот гороховый шут всея Руси – Козьма Прутков?

 

       Но прежде давайте узнаем о времени, когда жил и творил Козьма

 Прутков.









































Формулируют цель- познакомиться с жизнью  и творчеством и самим определить его значимость.

Основной этап.

личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к культуре других народов; использование для решения познавательных задач различных источников информации;

регулятивные УУД: рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Историческая справка. Прослушивание аудиозаписи

Слайд 2


  1. Слово учителя

       К сказанному диктором добавлю, что после первых террористических актов в стране началась реакция, борьба со всякими проявлениями свободомыслия. Цензура доходила до того, что даже в поваренных книгах вычёркивалось выражение «вольный дух». Издавать произведения становилось всё труднее и труднее. На что только ни шли писатели, чтобы обойти цензуру. Говорю это не случайно.  Так как всё сказанное непосредственно относится к нашему герою. Слушая мой рассказ и сообщения одноклассников, записывайте главное. В конце урока вам предстоит самостоятельно ответить на вопросы.


  1. Сообщения учащихся

Слайды 3-9





  1. Слово учителя

  А если серьёзно, то писатель Козьма Прутков был создан дружеским кружком братьев Жемчужниковых (Алексеем, Владимиром, Александром) и их двоюродным братом писателем А. К. Толстым.

  Ни до, ни после него не было случая, чтобы литературный псевдоним приобрёл такую самостоятельность, когда писатели могли издавать под именем вымышленного лица собрание сочинений с портретом и подробной биографией.  За короткий период своей литературной деятельности Прутков обнаружил удивительное разнообразие, оказался и стихотворцем, и баснописцем, историком, философом и драматическим писателем.


  1. Содержание сочинений Козьмы Пруткова

Слайды 10-11

   В них есть стихотворения, представляющие удачные пародии на то, что в литературе устарело, и пародии на известные произведения русских писателей, пародии на известные жанры.

  1. Стихотворение А. Фета и пародия К. Пруткова.
  2. Второй раздел – это мысли и афоризмы.

«Никто не обнимет необъятного», - утверждал Козьма Прутков. Поэтому мы и не сможем изучить все сочинения уважаемого автора. Но всё тот же К. Прутков говорил: «Усердие всё превозмогает», а посему попробуем рассмотреть часть этого необъятного – «Плоды и раздумья», мысли и афоризмы К. Пруткова. Тем более, что вы уже начали это делать дома.


  1. Работа с текстом

Слайд 12-13

  - Сколько афоризмов представлено в разделе «Плоды и раздумья»?

- Есть ли среди них мудрые? Чему они учат?

- Что такое афоризм, каламбур, пародия?


- Запишите данные определения в тетрадь.

                ПАРОДИЯ (греч. parodia):

  1. жанр в литературе, театре,

музыке, на эстраде, сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях индивидуальной манеры, стиля,

направления, жанра или стереотипов речи, игры и поведения.

2) подражание, неосознанно искажающее образец; смешное,

искаженное подобие чего-либо.              

АФОРИЗМ (греч. aphorismos):

 изречение, выражающее в лаконичной форме обобщенную, законченную мысль.

      КАЛАМБУР (франц. calembour):

игра слов, оборот речи, шутка, основанная на комическом обыгрывании звукового сходства разнозначащих слов или словосочетаний («Осип охрип, а Архип осип»).


  1. Работа в группах: заполните карточки-задания. Приведите свой пример, доказывающий выдвинутый тезис.

Слайд 14

Особенности афоризмов Козьмы Пруткова

  1. Афоризмы пародируют сами

афоризмы, их навязчивое

глубокомыслие, например:

Предельная экономия слов, глубина

значения, смысла, яркая образность,

например:

  1. Перекличка с пословицей,

поговоркой, крылатым выражением,

найдите эту перекличку:

  1. В арсенале К. Пруткова

много каламбурных афоризмов, например:

  1. Понравившийся афоризм К. Пруткова:


2.  



  1. Проверка знаний учащихся.

Слайд 15


  - - Выпишите паспорт К. Пруткову, опираясь на знания, полученные на

уроке,  

         Проявите своё творчество, например, заполняя графу «дети»: сколько

девочек и мальчиков было, как их мог назвать отец – К. Прутков.



 Самое важное записывают в тетрадь.





































 Самое важное записывают в тетрадь.


























Заранее подготовленные учащиеся читают наизусть  стихотворение А. Фета и пародию Козьмы Пруткова.


Работа в парах.

Сопоставительный анализ.



Чтение учащимися выбранных ими дома афоризмов, их толкование.












Отвечают на вопросы.









Записывают определения в тетрадь.



























Самостоятельная работа учащихся в группах.























Индивидуальная работа учащихся






Подведение итогов

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- На все ли вопросы у вас есть ответы теперь, после такого подробного изучения жизни и творчества Козьмы Пруткова?

- В чем необычность и своеобразие его произведений?

- Какие уроки афоризмов вы усвоили? Чему они нас учат? (обсуждение основополагающего и проблемных вопросов)


Выступления учащихся.



Обсуждение самых запоминающихся афоризмов Козьмы Пруткова.

Рефлексия

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: саморегуляция;

- Как вы оцениваете работу группы и свое личное участие?

- Какие афоризмы Козьмы Пруткова актуальны до сих пор?



Выступления учащихся.

Домашнее задание

Попробуйте сами сочинить афоризмы, опираясь на современную жизнь.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Историческая справка.

Александр Николаевич, старший сын императора Николая  и императрицы Александры Федоровны, взошел на престол после смерти Николая I. Воспитателями наследника престола были генерал К.К. Мердер и поэт В.А. Жуковский. Александр Николаевич задолго до кончины отца начал знакомиться с государственными делами.

При Александре II в России было отменено крепостное право.

За это императора прозвали царем-освободителем. В гражданских и уголовных делах был введен суд присяжных и объявлено о несменяемости судей.

В 1874 году вышел указ о всесословной воинской повинности, снявший тяготы военной службы с низших сословий. В это время были открыты высшие общеобразовательные учреждения для женщин (в Петербурге, Москве, Казани и Киеве), основаны три университета: Новороссийский(1865 год), Варшавский (1865 год) и Томский (1880 год).

 1863 году было принято положение об освобождении от предварительной цензуры столичных периодических изданий. Однако после подавления Польского восстания 1863-1864 годов правительство взяло курс на постепенное ограничение реформ рядом временных правил и министерских циркуляров. Ответом общества на эти мероприятия явился подъем демократического движения, сопровождавшийся актами террора. Император Николай1 оставил своему наследнику Крымскую войну. Александр вынужден был признать поражение России и подписать в марте 1856 года в Париже мирный договор, чрезвычайно невыгодный для России. В 1864 году было окончено покорение Кавказа. В 1867 году Россия продала США Аляску и Алеутские острова. Самым важным событием внешней политики России в царствование Александра II явилась русско-турецкая война 1877-1878 годов, завершившаяся победой русских войск. 1 марта 1881 года император Александр II был смертельно ранен брошенной в него террористом Гриневицким бомбой. Александр похоронен в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.

  1. Сообщения учащихся

1) Козьма Прутков – писатель, великий писатель! И как истинный великий писатель, он не

тратил времени на детские и юношеские годы. Он родился – и сразу стал печататься. Стал печататься раньше, чем родился! Произведения его вышли в свет за 3 года до того, как он появился на свет. А родился он в 1854 году в журнале «Современник», которым руководил в Петербурге Н. А. Некрасов.

2) Имя своё новорождённый позаимствовал у крепостного слуги Жемчужниковых; тот сперва ворчал (ведь он ещё не знал, что прославится на всю Россию!), но, получив от бар наградные, был удовлетворён. Другие же считают, что назвали новорождённого Козьмой, желая читателя подкузьмить, подвести, поставить в трудное положение. А Прутковым, - вероятно, желая читателя высечь. Нет, не высечь в мраморе, на что мог рассчитывать только Козьма Прутков, а высечь насмешкой. А Петровичем он стал, наверное, потому, чтобы не обидеть настоящих отцов – Алексея Константиновича Толстого и Александра, Алексея и Владимира Михайловичей Жемчужниковых.

В посмертной биографии Козьмы Пруткова мы узнаём, что к моменту своего рождения он

был не только зрелым 50-летним писателем, но также директором Пробирной Палатки и

разных орденов кавалером, действительным статским советником.

  1. Это были трудные годы в русской сатирической литературе. Гоголь умер.

Чехов ещё не родился. Салтыков-Щедрин сослан в Вятку. Получив должность  губернского советника, вынужден был воздерживаться от советов в  литературе.

Козьма Прутков тоже советник, но от советов не воздерживался, советы – его излюбленный жанр: «Смотри в корень!», «Козыряй!», «Всегда держись начеку!»

Козьма Прутков совмещал роль сатирика с ролью сатирического персонажа.

  1. Своей матери он не помнит. Возможно, её совсем не было. Известно

только, что у него 4 отца: Алексей Константинович Толстой и Александр, Алексей и Владимир Михайловичи Жемчужниковы. Такое обилие отцов при полном отсутствии матери придало стилю Козьмы Пруткова твёрдость и прямолинейность, но лишило его некоторой тонкости.

5) У него было своё лицо. И не просто своё, а лицо живое, запоминающееся и настолько незаурядное, что оно с первого взгляда было запрещено цензурой. Скажем прямо, цензура была строга, но если запрещать даже лицо, как же тогда появляться в обществе? Тем более что авторы портрета художники Лев Жечужников, Бейдеман и Лагорио ничего не придумывали, а нарисовали Козьму таким, каким он предстал со страниц своих произведений.

Кстати, деревянный скульптурный бюст великого писателя есть в брянском парке им. А. К. Толстого.

6) Козьма Петрович Прутков был женат. Возможно, он даже любил, о чём свидетельствуют свыше десятка детей, рождённых им в законном браке, а также его признание: «Гони любовь хоть в двери, она влетит в окно». В его стихах и Катерина, и Зоя, и Маланья, и Амалья, и Инезилья. Нет только Антониды, имени его супруги. Да, Козьма Петрович не был чужд нежных чувств.

7) Умер этот замечательный писатель, как утверждают его биографы, в 1863 году. Он мог спокойно умереть: трудные времена для русской сатиры кончились. Чехов уже родился. Салтыков-Щедрин вернулся из ссылки в государственную службу и целиком отдался литературной деятельности.

  1. Стихотворение А. Фета и пародия К. Пруткова.

  1. Афоризмы Козьмы Пруткова

(Из раздела «Плоды и раздумья», в котором 160 афоризмов)

  1. Никто не обнимет необъятного.
  2. Смотри в корень!
  3. Самопожертвование есть цель для пули каждого стрелка.
  4. Если хочешь быть красивым, поступи в гусары.
  5. Не будь портных,– скажи: как различил бы ты служебные ведомства?
  6. Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.
  7. Камергер редко наслаждается природою.
  8. Щелкни кобылу в нос — она махнет хвостом.
  9. Не все стриги, что растет.
  10. Где начало того конца, которым оканчивается начало?
  11. Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим.
  12. Небо, усеянное звездами,

всегда уподоблю груди заслуженного генерала.

  1. Девицы вообще подобны шашкам:

не всякой удаётся, но всякой желается попасть в дамки.

  1. Паспорт гражданина России.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гороховый шут всея Руси Козьма Прутков

Слайд 2

Александр II (1855-1881) Александр Николаевич, старший сын императора Николая 1 и императрицы Александры Федоровны, взошел на престол после смерти Николая 1 . Воспитателями наследника престола были генерал К.К. Мердер и поэт В.А. Жуковский. Александр Николаевич задолго до кончины отца начал знакомиться с государственными делами. При Александре 2 в России было отменено крепостное право. За это императора прозвали царем-освободителем. В гражданских и уголовных делах был введен суд присяжных и объявлено о несменяемости судей. В 1874 году вышел указ о всесословной воинской повинности, снявший тяготы военной службы с низших сословий. В это время были открыты высшие общеобразовательные учреждения для женщин (в Петербурге, Москве, Казани и Киеве), основаны три университета: Новороссийский (1865 год), Варшавский (1865 год) и Томский (1880 год). В 1863 году было принято положение об освобождении от предварительной цензуры столичных периодических изданий. Однако после подавления Польского восстания 1863-1864 годов правительство взяло курс на постепенное ограничение реформ рядом временных правил и министерских циркуляров. Ответом общества на эти мероприятия явился подъем демократического движения, сопровождавшийся актами террора. Император Николай 1 оставил своему наследнику Крымскую войну. Александр вынужден был признать поражение России и подписать в марте 1856 года в Париже мирный договор, чрезвычайно невыгодный для России. В 1864 году было окончено покорение Кавказа. В 1867 году Россия продала США Аляску и Алеутские острова. Самым важным событием внешней политики России в царствование Александра 2 явилась русско-турецкая война 1877-1878 годов, завершившаяся победой русских войск. 1 марта 1881 года император Александр 2 был смертельно ранен брошенной в него террористом Гриневицким бомбой. Александр похоронен в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.

Слайд 3

«СОВРЕМЕННИК» Журнал, Санкт-Петербург, 1 номер в 3 месяца. Основан А. С. Пушкиным. После смерти поэта издавался группой его друзей во главе с В. А. Жуковским. С 1838 перешел к П. А. Плетневу, который в 1846 передал свои права Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву. В 1854 году в журнале «Современник» родился Козьма Прутков. Н. А. Некрасов

Слайд 4

ТОЛСТОЙ Алексей Константинович (1817-75), граф, русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1873) ЖЕМЧУЖНИКОВ Алексей Михайлович (1821-1908), русский поэт некрасовской школы, почетный академик Петербургской АН (1900)

Слайд 5

ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809-1852) САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (Салтыков) Михаил Евграфович (наст. фам. Салтыков; псевд. Н. Щедрин) (1826-1889) писатель-сатирик, публицист. ЧЕХОВ Антон Павлович (1860-1904)

Слайд 6

ТОЛСТОЙ Алексей Константинович (1817-75), граф, русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1873) ЖЕМЧУЖНИКОВ Алексей Михайлович (1821-1908), русский поэт некрасовской школы, почетный академик Петербургской АН (1900)

Слайд 8

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (Салтыков) Михаил Евграфович (наст. фам. Салтыков; псевд. Н. Щедрин) (1826-1889) писатель-сатирик, публицист ЧЕХОВ Антон Павлович (1860-1904)

Слайд 9

КОЗЬМА ПРУТКОВ, коллективный псевдоним, под которым в журналах «Современник», «Искра» и др. выступали в 1850—60-е гг. поэты А. К. Толстой и братья Жемчужниковы (Алексей, Владимир и Александр Михайловичи). Сатирические стихи, афоризмы Козьмы Пруткова и самый его образ высмеивали умственный застой, политическую «благонамеренность», пародировали литературное эпигонство (в искусстве нетворческое, механическое следование традиционным художественным приемам какого-либо направления или стиля: его ходовые образы, мотивы, стилистические обороты используются как носители якобы «уже готовой» поэтичности. А. К. Толстой Алексей Жемчужников

Слайд 10

Афанасий Фет Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымных тучках пурпур розы. Отблеск янтаря, И лобзания, и слёзы, И заря, заря!... Козьма Прутков Осень С персидского, из Ибн-Фета Осень. Скучно. Ветер воет. Мелкий дождь по окнам льёт. Ум тоскует; сердце ноет; И душа чего-то ждёт. И в бездейственном покое Нечем скуку мне отвесть… Я не знаю, что такое? Хоть бы книжку мне прочесть!

Слайд 11

Афоризмы Козьмы Пруткова (Из раздела «Плоды и раздумья» , в котором 160 афоризмов) Никто не обнимет необъятного. Смотри в корень! Самопожертвование есть цель для пули каждого стрелка. Если хочешь быть красивым, поступи в гусары. Не будь портных,– скажи: как различил бы ты служебные ведомства? Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану. Камергер редко наслаждается природою. Щелкни кобылу в нос — она махнет хвостом. Не все стриги что растет. Где начало того конца, которым оканчивается начало? Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим. Небо, усеянное звездами, всегда уподоблю груди заслуженного генерала. Девицы вообще подобны шашкам: не всякой удаётся, но всякой желается попасть в дамки.

Слайд 12

ПАРОДИЯ (греч. parodia): жанр в литературе, театре, музыке, на эстраде, сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях индивидуальной манеры, стиля, направления, жанра или стереотипов речи, игры и поведения. 2) подражание, неосознанно искажающее образец; смешное, искаженное подобие чего-либо. АФОРИЗМ (греч. aphorismos): изречение, выражающее в лаконичной форме обобщенную, законченную мысль. КАЛАМБУР (франц. calembour): игра слов, оборот речи, шутка, основанная на комическом обыгрывании звукового сходства разнозначащих слов или словосочетаний («Осип охрип, а Архип осип»).

Слайд 13

Работа в группах: заполните карточки-задания. Приведите свой пример, доказывающий выдвинутый тезис. Особенности афоризмов Козьмы Пруткова Афоризмы пародируют сами афоризмы, их навязчивое глубокомыслие, например: 2) Предельная экономия слов, глубина значения, смысла, яркая образность, например: 3) Перекличка с пословицей, поговоркой, крылатым выражением, найдите эту перекличку: 4) В арсенале К. Пруткова много каламбурных афоризмов, например: 5) Понравившийся афоризм К. Пруткова:

Слайд 14

Паспорт гражданина России Фамилия Имя Отчество Год рождения Место рождения Родители: мать отец Семейное положение Дети Социальное положение Род занятий Дата смерти Кем выдан паспорт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории "Иван III. Государь всея Руси"

Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо. Использованы приемы и стратегии: ключевые слова, шесть шляп мышления, РАФТ. Формирование умения анализировать исто...

Презентация к уроку внеклассного чтения "Гороховый шут всея Руси Козьма Прутков"

Презентация к уроку внеклассного чтения "Гороховый шут всея Руси Козьма Прутков" является компьютерным сопровождением урока внеклассного чтения....

Конспект урока 10 класс история тема: "Иван 3- государь всея Руси"

Данный урок завершает решение основных проблем России XIII – XV веков.На  уроке нашло применение приёмов различных технологий как проблемного обучения ( постановка и решение проблем темы урока); ...

Открытое мероприятие: "Козьма Прутков"

Козьма Петрович Прутков – пародийная личность, маска литератора – чиновника, созданная поэтом Алексеем Константиновичем Толстым и братьями Алексеем Михайловичем и Владимиром Михайловичем Жемчужниковым...

Внеклассное мероприятие «Муромский период жизни участника Великой Отечественной войны Патриарха всея Руси Пимена»

Цель: Пробудить интерес к родному краю и исследовательской деятельности школьников.Задачи:1.                Активизация поиск...

Контрольный диктант "Козьма Прутков" ( с 7 по 11 кл.).

Интегрирование материалов о Козьме Пруткове в курс русскго языка позволяет расширить литературный кругозор учащихся и отработать орфографические и пунктуационные правила. Возможно изменение объём...

Презентация к уроку "Козьма Прутков"

"10 заповедей Козьмы Пруткова "...