"Цветок серебряного века!
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного 120-летию со Дня рождения М.И. Цветаевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cvetok_serebryanogo_veka.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Звучит «Концерт» Рахманинова (ч.1, №2)
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Ведущий: Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября (8 октября) 1892 года.
Звучит колокольный звон
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Кадры 3-4: Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным. Лучшие годы жизни он отдал музею, в котором разместилась уникальная коллекция гипсовых слепков - копий античных статуй, фрагментов Парфенона, романской готической архитектуры. Он, будучи известным филологом и искусствоведом, познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с её нравами и обычаями, мифами и легендами. Античный мир постепенно стал неотъемлемой частью духовного мира будущего поэта. Сюжеты и образы античности встречаются во многих цветаевских произведениях.
Кадр 5: Мать Марины, Мария Александровна, всю свою жизнь посвятила детям и музыке. Она была человеком мятежным и страстным. Пылкую романтическую натуру она выплескивала в звуках. «После такой матери мне оставалось одно - стать поэтом», - говорила Марина. Музыкальность, передавшаяся ей от матери, самым прямым образом сказалась в её стихе. «Такой игры на рояле и на гитаре я уже не услышу. Она знала пять языков, не считая русского, а шестой выучила незадолго до смерти. Умерла молодая».
Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота — ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы —
Один ответ: «Откуда мне сие?»
Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты
Закон звезды и формула цветка.
Кадр 6: «Марина Цветаева родилась в семье, - писала её дочь, - являвшей собой некий союз одиночеств». Ещё одним «одиночеством» была Маринина сестра Ася, человек необычайно тонкий, в ком и смогла Марина найти единственного слушателя, единственную родственную душу.
Кадр 7: Марина росла среди музыки и книг. Любимыми стали немецкие сказки, Наполеон, Бетховен; она любила родной Трёхпрудный переулок, Москву и воображаемый Париж. Таким было её детство.
Звучит «Лунная соната»
На экране репродукция картины Наумова «Дуэль»
Марина: «…была картина на стене матери – «Дуэль»
«Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт… мой первый поэт, и моего первого поэта – убили»
«Пушкин меня заразил любовью…»
«Том, огромный сине-лиловый том с золотой надписью вкось – «Собрание сочинений А.С.Пушкина»
«Мне было шесть, и это был мой первый музыкальный год… Давали сцену из «Русалки», потом Рогнеду – и: «Евгений Онегин»…
Звучит фрагмент увертюры к опере Чайковского «Евгений Онегин»: «Тогда мы в сад перелетим, Где встретилась Татьяна с ним»
Мать спросила:
- Что же тебе, Муся, понравилось?»
- Татьяна и Онегин.
- Но как же это может быть?.. Ну что ты там смогла понять?»
«Моя первая любовная сцена была нелюбовная: он НЕ любил (это я поняла)… она любила, он ушёл, она осталась… Это первая моя любовная сцена предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви».
Кадр 10: Взрослела Марина, а вместе с ней креп и ее талант. И в 1910 году тайком от родителей она выпустила свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Он стал для Марины историей ее законченного детства. Для нас он интересен как книга – предвестник будущей Марины Цветаевой. Здесь она почти вся – как в завязи: со своей предельной искренностью и трагизмом – в по-детски светлой книге. Первым, кто прочитал «Альбом» и сразу же на него отозвался, был Макс Волошин. В этой книге он увидел почти все. Он оценил в цветаевских стихах главное – искренность. По его мнению, никому в поэзии не удавалось писать о детстве из детства.
К Вам душа так радостно влекома!
О, какая веет благодать
От страниц «Вечернего альбома»!
(Почему «альбом», а не «тетрадь»?)
Ваша книга — это весть «оттуда»,
Утренняя благостная весть.
Я давно уж не приемлю чуда,
Но как сладко слышать:
«Чудо — есть!»
Кадр 13: Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском побережье, куда Марина приехала вместе с Асей по приглашению Волошина. Удивительное время, проведенное с Максом, морские прогулки, творческие вдохновения, часы одиночества стали для Марины самыми счастливыми моментами жизни. В эти дни Марина много писала.
Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблёклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по́ льду и кольцом на стёклах, —
И на стволах, которым сотни зим,
И, наконец — чтоб было всем известно! —
Что ты любим! любим! любим! — любим! —
Расписывалась — радугой небесной.
Как я хотела, чтобы каждый цвёл
В веках со мной! под пальцами моими!
И как потом, склонивши лоб на стол,
Крест-накрест перечёркивала — имя…
Но ты, в руке продажного писца
Зажатое! ты, что мне сердце жалишь!
Непроданное мной! внутри кольца!
Ты — уцелеешь на скрижалях.
Кадр 14: В Коктебеле решилась Маринина судьба. Это произошло в самом начале мая. Она собирала камешки на морском берегу. Он стал помогать ей – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел сразу же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день.
Звучит запись стихотворения «Я бы хотела жить с Вами…»
Звучит «Вальс №3» Шопена
Обвенчались Марина и Серёжа в январе 1912 года, и короткий промежуток между встречей их и началом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья.
А в октябре того же, 1912 года, у Марины и Сергея родилась дочь, ее назвали Ариадна, Аля, в честь героини греческой легенды о Минотавре. «Я назвала ее Ариадной вопреки Сереже, который любит русские имена, папе, который любит имена простые, друзьям, которые считают, что это салонно… Назвала от романтизма и от высокомерия, которые руководят всей моей жизнью.
- Ариадна. – Ведь это ответственно!
- Именно поэтому…»
Это было маленькое чудо с огромными глазами и горячим сердцем, которому Марина посвятила много своих стихов.
Ты будешь невинной, тонкой,
Прелестной – и всем чужой.
Пленительной амазонкой,
Стремительной госпожой.
И косы свои, пожалуй,
Ты будешь носить, как шлем,
Ты будешь царицей бала –
И всех молодых поэм.
И многих пронзит, царица,
Насмешливый твой клинок,
И все, что мне – только снится,
Ты будешь иметь у ног.
Все будет тебе покорно,
И все при тебе – тихи.
Ты будешь, как я – бесспорно –
И лучше писать стихи…
Но будешь ли ты – кто знает –
Смертельно виски сжимать,
Как их вот сейчас сжимает
Твоя молодая мать.
Ведущий: в 1914 году Серёжа отправляется на фронт с санитарным поездом в качестве брата милосердия. После октября Сергей Эфрон был в рядах белой армии. Цветаева голодает; к этому времени у неё было уже двое детей, Ариадна и Ирина. Пришлось отдать детей в Кунцевский приют, где умирает Ирина.
В сборнике «Лебединый стан» Марина прославляет белое движение не по политическим мотивам, а потому, что там был её возлюбленный. С 1914 года по 1922, вплоть до отъезда за границу, Цветаева жила в Москве. С 1912 по 1920 она не выпустила ни одной книги.
Марина: я начинена лирикой, как ручная граната: до разорватия!.. Я не верю стихам, которые – льются. Рвутся – да!
У ваятеля может остановиться рука-резец.
У художника может остановиться рука-кисть.
У музыканта может остановиться рука-смычок.
У поэта может остановиться только сердце…
Вскрыла жилы: неостановимо,
Невосстановимо хлещет жизнь.
Подставляйте миски и тарелки!
Всякая тарелка будет - мелкой,
Миска - плоской.
Через край - и мимо
В землю черную, питать тростник.
Невозвратно, неостановимо,
Невосстановимо хлещет стих.
Ведущий: эти лаконичные, но выразительные реплики, где страсть к жизни, духовная сила и мужество преодоления – своеобразная «формула творчества». Но она не услышана, не принята окружающими. Всё ближе и ближе героиня подходит к роковой черте.
Рас-стояние: версты, мили…
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
И не знали, что это – сплав
Вдохновений и сухожилий…
Не рассорили – рассорили,
Расслоили…
Стена да ров.
Расселили нас, как орлов –
Заговорщиков: версты, дали…
Не расстроили – растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.
Который уж, ну который – март?!
Разбили нас – как колоду карт!
Ведущий: Переписка между Пастернаком и Цветаевой является уникальным примером пылкой, длительной и плодотворной творческой дружбы.
Пастернак сыграл в жизни Цветаевой большую роль, сравнимую лишь с ролью Волошина – в юности или с ролью Блока. Пастернак и Цветаева были романтиками в стихах, в жизни, в письмах, оба раздували огонь своей дружбы-любви и раздували тем сильнее, чем больше оказывались разъединявшие их расстояния: сначала – до Берлина, потом – до Праги, затем – до Парижа.
Кадр 24: В триединство цветаевской любви входили тогда Ахматова, Блок и Мандельштам. Именно Мандельштам стал после приезда в Петербург первым цветаевским увлечением. Он пленил ее высокой степенью словесного совершенства. «Если существует Бог поэзии, - писала Марина, - то Мандельштам – его гонец. Он доносит до людей божественный голос точным и чистым».
В своей увлеченности Мандельштамом Цветаева пишет стихи, которые читаются как пылкие и нежные признания в любви и перекликаются друг с другом вопреки всем бесконечным верстам годов и разлук.
Никто ничего не отнял –
Мне сладостно, что мы врозь!
Целую вас – через сотни
Разъединяющих верст.
Я знаю: наш дар – неравен.
Мой голос впервые – тих.
Что вам, молодой Державин,
Мой невоспитанный стих!
На страшный полет крещу вас:
- Лети, молодой орел!
Ты солнце стерпел, не щурясь –
Юный ли взгляд мой тяжел?
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел вам вслед…
Целую вас – через сотни
Разъединяющих лет.
Кадр 25: Александр Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по ремеслу, а божество от поэзии и которому, как божеству, поклонялась. Анастасия Цветаева пишет в своих воспоминаниях об отношении сестры к поэту: «Творчество одного лишь Блока восприняла М. как высоту столь поднебесную, что ни о какой сопричастности этой высоте она и помыслить не смела – только коленопреклонялась». Таким поэтическим коленопреклонением стали все Маринины стихи к Блоку в 1916 и 1920 годах, проза о нем, с чтением которой она выступала в начале 30-х годов в Париже. Нигде не опубликованная рукопись выступления не сохранилась.
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим — сон глубок.
Кадр 26: По-видимому, ближе всех к ней по духу, по творческим импульсам была тогда Анна Ахматова. Именно в эти годы пробуждается у Марины особенный интерес к ахматовской лирике. В этих изысканных стихах живут могучие страсти. В поэтической манере Ахматовой Цветаева почувствовала глубоко родственную душу. Она пишет об Ахматовой: «разъярительница ветров», «насылательница метелей, лихорадок, стихов и войн», «златоустая Анна – Всея Руси искупительный глагол»:
О муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты черную насылаешь метель на Русь.
И вопли твои вонзаются в нас как стрелы.
И мы шарахаемся, и глухое: ох! –
Стотысячное – тебе присягает, - Анна
Ахматова! – Это имя – огромный вздох
И в глубь он падает, которая безымянна.
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами – то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
В певучем граде моем купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий…
- И я дарю тебе свой колокольный град
- Ахматова – и сердце свое в придачу!
Марина: Моя неудача в эмиграции — в том, что я не-эмигрант, что я по духу, т. е. по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда. Еще — в полном отсутствии любящих мои стихи, в отсутствии их в моей жизни дней: некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться.
В сиром воздухе загробном
Перелетный рейс…
Сирой проволоки вздроги,
Повороты рельс…
Точно жизнь мою угнали
По стальной версте —
В сиром мороке — две дали…
(Поклонись Москве!)
Точно жизнь мою убили.
Из последних жил
В сиром мороке в две жилы
Истекает жизнь.
Марина: Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. У кого она внутри — тот потеряет ее лишь вместе с жизнью.
Облака — вокруг,
Купола — вокруг,
Надо всей Москвой —
Сколько хватит рук! —
Возношу тебя, бремя лучшее,
Деревцо мое
Невесомое!
В дивном граде сем,
В мирном граде сем,
Где и мертвой мне
Будет радостно, —
Царевать тебе, горевать тебе,
Принимать венец,
О мой первенец!
Ты постом — говей,
Не сурьми бровей,
И все сорок — чти —
Сороков церквей.
Исходи пешком — молодым шажком! —
Все привольное
Семихолмие.
Будет твой черед:
Тоже — дочери
Передашь Москву
С нежной горечью.
Мне же — вольный сон, колокольный звон,
Зори ранние
На Ваганькове.
Кадр 26: Судьба распорядилась так, что Цветаева провела в России годы первой мировой войны и революции. Этот человек, обладавший даром письма и чувств, наделенный безграничным талантом, любовью к жизни, вынужден был, как и миллионы остальных людей, жить среди голода и нищеты, среди холода и смертей. Что писала Марина в эти годы – длинными, зимними, голодными вечерами, у слабо потрескивающей печки, под бульканье воды в котелке, где варились с великим трудом приобретенные картофелины?
Ее томила разлука, полная неизвестность о судьбе Сергея. При одной мысли о его гибели Марину пронизывал ужас. Так жила она, каждый день ожидая развязки. Знала ли, что в тягостном ожидании между жизнью и смертью пройдут годы? Она ждала. Спасало лишь одно – поэзия. Все силы стиха, жившие в ней, словно бросились на помощь. Рождались звуки и слова. В темной, отсыревшей квартире, при свете коптилки, появлялись мудрые строки. Мигал огонь, шла ночь, о чердачную крышу стучал дождь, сердце сжималось от тоски и дурных предчувствий.
В сокровищницу
Полуночных глубин
Недрогнувшую
Опускаю ладонь.
Меж водорослей –
Ни приметы его!
Сокровища нету
В морях – моего!
В заоблачную
Песнопенную высь –
Двумолнием
Осмелеваюсь – и вот
Мне жаворонок
Обронил с высоты –
Что за морем ты,
Не за облаком ты!
Кадры 37-39: 1 февраля 1925 года у Марины родился «вымечтанный сын» Георгий, Мур – так называли его дома. «Если бы мне пришлось сейчас умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю какой-то тоскливою, умиленною, благодарною любовью. Алю бы я жалела за другое и по-другому. Аля бы меня никогда не забыла, мальчик бы меня никогда не вспомнил», - писала Марина.
В последние годы эмиграции Цветаева пишет поэму «Крысолов», «Поэму Конца», «Поэму Горы», «Поэму Воздуха». Особое внимание ее занимает проза. Воспоминания о друзьях-современниках – одна из замечательных страниц цветаевского творчества. Среди них о Максе Волошине, о В. Брюсове, об О.Мандельштаме, об А.Белом и т.д.
В это время эмиграции особенно чувствовалась тяга Цветаевой к истинно русскому. Именно тогда, в 30-е годы, она обращается к пушкинской теме. Марина переводит на французский язык стихи Пушкина. Она посвящает Пушкину целый цикл стихов, в которых высочайшим образом оценивает его талант, его необходимость новому поколению.
Сергей Эфрон вспоминает о том, как писала Марина: «Налив себе кружечку кипящего черного кофе, ставила её на письменный стол, к которому каждый день своей жизни шла, как рабочий к станку – с тем же чувством ответственности, неизбежности, невозможности иначе… Лбом упираясь в ладонь, пальцы запускала в волосы, сосредотачивалась мгновенно… Писала только в тетрадях, простой деревянной ручкой с тонким пером, очень своеобразным, круглым, мелким почерком, ставшим из-за нарастающих сокращений трудно читаемым. Все больше рукопись становилась рукописью для себя… Закрыв тетрадь, открывала дверь своей комнаты всем заботам и тяготам дня».
В огромном городе моем - ночь.
Из дома сонного иду - прочь
И люди думают: жена, дочь,-
А я запомнила одно: ночь.
Июльский ветер мне метет - путь,
И где-то музыка в окне - чуть.
Ах, нынче ветру до зари - дуть
Сквозь стенки тонкие груди - в грудь.
Есть черный тополь, и в окне - свет,
И звон на башне, и в руке - цвет,
И шаг вот этот - никому - вслед,
И тень вот эта, а меня - нет.
Огни - как нити золотых бус,
Ночного листика во рту - вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам - снюсь.
Кадры 41-47: В 1936–1937 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом – Сергей Яковлевич. Летом 1939 года Марина вместе с Георгием вернулись в Россию.
Это пеплы сокровищ:
Утрат, обид.
Это пеплы, пред коими
В прах — гранит.
Голубь голый и светлый,
Не живущий четой.
Соломоновы пеплы
Над великой тщетой.
Беззакатного времени
Грозный мел.
Значит, Бог в мои двери —
Раз дом сгорел!
Не удушенный в хламе,
Снам и дням господин,
Как отвесное пламя
Дух — из ранних седин!
И не вы меня предали,
Годы, — в тыл!
Эта седость — победа
Бессмертных сил.
Именно тогда в нашей стране наступило время жестокого и беспощадного террора. Сергей Яковлевич и Аля были обвинены в измене Родине и арестованы. Цветаева оказалась в отчаянном положении; вот часть её письма Павленко – писателю, заместителю А.А.Фадеева, секретаря Союза советских писателей:
Многоуважаемый товарищ Павленко,
Вам пишет человек в отчаянном положении.
Нынче 27-ое августа, а 1-го мы с сыном, со всеми нашими вещами и целой библиотекой — на улице, потому что в комнату, которую нам сдали временно, въезжают обратно ее владельцы.
Начну сначала.
18-го июня 1939 г., год с лишним назад, я вернулась в Советский Союз, с 14-летним сыном, и поселилась в Болшеве, в поселке Новый Быт, на даче, в той ее половине, где жила моя семья, приехавшая на 2 года раньше. 27-го августа (нынче годовщина) была на этой даче арестована моя дочь, а 10-го октября — и муж. Мы с сыном остались совершенно одни, доживали, топили хворостом, который собирали в саду. Я обратилась к Фадееву за помощью. Он сказал, что у него нет ни метра. На даче стало всячески нестерпимо, мы просто замерзали, и 10-го ноября, заперев дачу на ключ, мы с сыном уехали в Москву к родственнице, где месяц ночевали в передней без окна на сундуках, а днем бродили, потому что наша родственница давала уроки дикции и мы ей мешали.
Елабуга, где Цветаева провела первые месяцы эвакуации, стала для Марины последним местом жительства.
Звучит «Реквием»
На экране появляется письмо Цветаевой «Милые дети…»
Милые дети!
Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы — люди или нелюди, — как мы. Но говорят: что вы есть, что вы — особая порода, еще поддающаяся воздействию.
Потому:
— Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за отсутствия ее погибает в пустыне человек.
— Но оттого, что я не пролью этой воды, ведь он ее не получит!
— Не получит, но на свете станет одним бессмысленным преступлением меньше.
Потому же никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, поднимите и положите на ближний забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба. Может быть, этот хлеб заметит голодный, и ему менее совестно будет его взять так, чем с земли.
Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают, раз так охотно на них ссылаются! Ну а если вам скажут: «Так никто не делает» (не одевается, не думает и т. д.) — отвечайте: «А я — кто!»
Не ссылайтесь на «немодно», а только на: «неблагородно».
Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами и вы будете ими. Кроме того, для вас они — родители, для самих себя — я. Не исчерпывайте их — их родительством.
Увидя на дороге камень — уберите, представьте себе, что это вы бежите и расшибаете себе нос; из сочувствия (хотя бы себе — в другом!) уберите.
Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно — сознания. После победы — протяните руку.
Когда вам будут говорить: «Это — романтизм», вы спросите: «Что такое романтизм?» — и увидите, что никто не знает; что люди берут в рот (и даже дерутся им! и даже плюются! и запускают вам в лоб!) — слово, смысла которого они не знают.
Когда же окончательно убедитесь, что не знают, сами отвечайте бессмертным словом Жуковского:
— «Романтизм — это душа».
Кадр 48: отъединение сына, болезненно пережившие страшные беды, выпавшие на его долю, резко усугубляло одиночество Марины. Она продолжала работать: готовила сборник, много переводила…
У Марины больше не было Сергея. Она не знала, что с дочерью. Между ней и сыном выросла полоса отчуждения.
Встреча с читающей Россией не состоялась…
Звучит запись песни «Уж сколько их упало в эту бездну…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О.В. Мутыгулина Литературный вечер "И серебряный месяц ярко над серебряным веком плыл..."
Данное мероприятие способствует формированию у учащихся целостного представления о культуре Серебряного века, содействует эстетическому воспитанию школьников, разви...
УРОК-ЗАЧЁТ по теме «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (в форме литературного кафе). «И дольше века длится день…» (один день серебряного века)
Уровень образования: среднее (полное) общее образование Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс(ы): 11 класс Предмет(ы): Литература Краткое о...
Турнир поэтов 2017 Фестиваль авторской поэзии "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл..."
Фестиваль авторской поэзии посвящается 125-летию М.И. Цветаевой,130-летию И.В. Северянина и 140-летию М.А. Волошина « И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО ...
Открытый урок. Русская культура Серебряного века. Конец 19 – начало 20 века – эпоха «всплеска» в науке и искусстве: литературе, музыке, живописи.
Разработка урока по литературе в 11 классе...
ИММЕРСИВНЫЙ СПЕКТАКЛЬ по литературе "И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО НАД СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ СТЫЛ"
ИММЕРСИВНЫЙ СПЕКТАКЛЬ по литературе "И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО НАД СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ СТЫЛ"...
Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"
Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...
Серебряный век. Обзор по творчеству поэтов "Серебряного века".
Работа о творчестве поэтов "Серебряного века" литературная гостиная с чтением стихов учащимися Отрывок из урока: ведущие рассказывают:Что такое символизм? Это одно...