Русская литература на рубеже 18-19вв.
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Представлены писатели - просветители 18-19вв. Презентация учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_literatura_na_rubezhe_18-19vv.docx | 16.39 КБ |
pisateli_-_prosvetiteli_18_veka.pptx | 761.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Русская литература на рубеже 18-19 вв.
Цель:1. Систематизировать знания о писателях и поэтах к.18в. -н.19в., показать
своеобразие их творчества;
2.показать значение творчества писателей-просветителей, роль поэтов в
преобразовании языка;
3.проверить знание худ. текста и теории литературы.
Методические приемы: сообщение уч-ся, выразительное чтение, комментарии учителя, инсценирование, презентация, работа в группах, работа с листом контроля.
Оборудование: тексты, выставка книг, тест, компьютер., листы контроля.
Ход урока: 1.Орг. момент
- Объявление темы, целей урока.
2. Слово учителя: Сегодня наш урок посвящен писателям-просветителям к.18в.-н.19в.
Кто они такие?
Слайд №1
В историю европейской культуры 18 век вошел как эпоха Просвещения, или век Разума. Это был век великих открытий и великих заблуждений.
Писатели-просветители сознавали, насколько несовершенно общество и порочен человек. Они приходят к выводу, что Человека надо просвещать, воспитывать. Считали, что только воспитание и нравственное совершенствование каждого приведет к исправлению самого общества. Молодая в своем развитии культура России обретала самостоятельность.
Русская литература 18 века началась с классицизма, сентиментализма, романтизма.
Страницу нашего урока открывает представитель классицизма - Ломоносов.
3. Сообщение уч-ся.
А). М.В. Ломоносов. Слово о поэте.
-рассказ
-чтение наизусть «Гимн науке»
(На фоне слайдов о Ломоносове).
- Мы знаем, что Ломоносов был не только ученым, но ещё и поэтом. Основной жанр его произведений – оды.
Беседа:1. Назовите главную заслугу Ломоносова в поэзии. (реформа стихосложения)
2.Назовите главную заслугу Г.Р. Державина.
(главная его заслуга в том, что он первым дерзнул «истину царям с улыбкой говорить»)
Б. Г.Р.Державин. Слово о поэте.
-рассказ
-выраз.чтение «Властителям и судиям»
(на фоне слайдов)
Беседа: -1.Какая идея проходит через все произведения Державина ?
( идея правдивого, честного служения народу.)
Г) И.А.Крылов. Слово о баснописце.
-рассказ с презентацией
-инсценировка басни «Демьянова уха»
Викторина «Знатоки басен»:
Отгадайте, о каком герое басни Крылова идет речь:
1.»Лето красное пропело»(стрекоза)
2.То к темю их прижмет, то на хвост нанижет» (мартышка)
3. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»(волк)
4. «От радости в зобу дыханье сперло» (ворона)
5. «Слушает да ест»(кот Васька)
6. «Слона –то я и не приметил»(любопытный)
7. «Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье»(соловей)
8.»Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»(соловей)
9.»Лишь были б желуди, ведь я от них жирею»(свинья)
Беседа: 1. Какое литературное направление в переводе с французского означает
«чувствительный»?
В). Н. М.Карамзин. Слово о писателе.
-рассказ
(на фоне слайдов)
Беседа: 1. Основателем какого журнала был Карамзин?
А кто его возглавит в 10-е годы 19в.?
2. Представителем какого литературного направления был Карамзин?
3. Назовите основные черты сентиментализма.
4.А кто был представителем революционного романтизма?
Д) А.Н. Радищев. Слово о писателе.
-рассказ
(на фоне презентации)
Беседа: 1.О ком сказал А.С.Пушкин «Сатиры смелый властелин»?
Е) Д.И.Фонвизин. Слово о писателе.
-рассказ
(на фоне презентации)
Беседа: -1.Каких правил придерживались классицисты? (правил трех единств)
-инсценирование сцен из комедии «Недоросль»
Действие происходит в течение суток, в одном месте -в барской усадьбе.
Сцена 1: Действие1. Явл.1. В доме Простаковых.
Г-жа Простакова, Митрофан, Тришка, г-н Простаков.
Сцена2: Действие1, явл.4 (Митрофан, г-жа Простакова, г-н Простаков)
Основная тема комедии – тема воспитания и образования.
Сцена 3. Д.4, явл.8
Стародум интересуется: чему обучил Митрофана немец…(Митрофан, г-жа Простакова, Стародум)
Итак, писатель мечтал о новом поколении просвещенных русских людей.
2. Каковы результаты воспитания г-ой Простаковой?
(ответ Стародума: «вот злонравия достойные плоды»)
3. Работа в группах.
-Выполнение тестового задания:
А. проверка знаний теории литературы
Б. проверка знаний текста
Итог урока.
Д\з: Грибоедов, биография. Чтение комедии1 д.
Мини-соч. «Мои впечатления о писателях-просветителях 18в.»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Писатели - просветители 18 века
Ломоносов Михайло Васильевич 1711 – 1765 1730г.- Славяно-греко-латинская академия 1736- Германия, Марбургский университет
Ломоносов – поэт, ученый . Дерзайте ныне ободрены Раченьем вашем показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать .
МГУ им. ЛОМОНОСОВА Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствиях не помеха. Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде.
Гавриил Романович Державин 1743 -1816 Он первым дерзнул «истину царям с улыбкой говорить»
Державин приблизил поэзию к жизни. Воспевал государственных деятелей : Екатерину2,Потемкина, Румянцева, Суворова Ушакова, Кутузова – это было их время.
Стихи: «Памятник», «Властителям и судиям» И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Жизнь и творчество Крылова КРЫЛОВ И.А. Биография
Детство Происходил из «обер-офицерских детей». Отец , закончивший тяжёлую полевую службу капитаном, в 1775г. вышел в отставку и поселился в Твери, где вскоре занял должность председателя губернского магистрата в чине коллежского советника. Мать К. не знала грамот, но была добра и умна от природы. Она составила, как вспоминает мемуаристка , план образования сына и следила за его занятиями. По одним сведениям, К. нигде, кроме как дома да семьи Львовых (вместе с их детьми),не учился. По другим же, он посещал Тверское училище . Так или иначе образование он получил скудное, но в нем жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. С детства он приучил себя к чтению и поглощал множество книг . Настойчивость, упорство принесли плоды: благодаря самообразованию будущий баснописец стал одним из самых просвещённых людей своего времени . Жизнь не баловала К., и каждый шаг к успеху давался ему не даром. В 1778 г. умер его отец , семья осталась совершенно необеспеченной . Десятилетнему мальчику пришлось поступить в губернский магистрат и переписывать бумаги. На его плечи ложится забота о пропитании матери и младшего брата , который с той поры стал называть его «тятенькой». В 1782 г. семья вся семья выехала в столицу.
Взрослая жизнь К. ещё в Твери начал писать стихи. В 1783г. он сочинил комическую оперу в стихах « Кофейница»,которую попробовал издать. Владелец типографии купил её у К., но печатать не стал. У него К. встретился с известным актёром Дмитриевским , который ,по-видимому , ввёл юношу в театральный мир Петербурга и стал первым его взыскательным, но доброжелательным критиком. К. быстро перезнакомился с петербургскими драматургами и актёрами. Он одну за другой написал две трагедии(« Клеопатра» и «Филомела»). Не добившись успеха в жанре трагедии ,К . возвратился к комической опере и комедии. К. писал очень быстро. Со временем К. заметили в литературных делах и театральных кругах. Директор театров Соймонов пригласил молодого драматурга на службу в Горную экспедицию, которой управлял , и с мая 1787г. К. перешёл туда. У К. начало всё слаживаться, но тут неожиданно умирает его мать. Он ушел из этой экспедиции, и о публикациях («Инфанта из Заморы», 1788;»Американцы» 1788) и о постановке их на сцене нечего было и думать . К. решил испытать себя в журналистском поприще. В журнале «Утренние часы» он напечатал первые басни.
Отечественная война 1812 г. вызвала в нём большой патриотический подъём, он откликнулся на неё знаменитыми баснями «Кот и Повар», «Ворона и Курица», «Волк на псарне»…В 1828 г. И в 1833г. он задумывал совершить путешествие по Европе, но оба раза поездки не состоялись. В 1838 г. торжественно и пышно сановный и литературный Петербург отпраздновал 50-летний творческой деятельности К. и 70-летние со дня его рождения. Выйдя в отставку, К. поменял и квартиру, перебравшись из столичной суеты на Васильевский остров. По сделанному им завещанию его друзья и знакомые после смерти вместе с извещением о похоронах получили экземпляры нового издания басен. Хоронило К. множество петербургского люду. В 1855 г.в Летнем саду К. воздвигли памятник работы скульптора Клодта . На это событие откликнулась литературная общественность. Последние годы жизни
Творчество Крылова В 1783г. Комическая опера «Кофейница».трагедии «Клеопатра»(1785), «Филомела»(1786). В 1786 сочинил две комедии «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей». Комедия «Проказники»(1787). Басни: «Ворона и Лисица» , «Обезьяны», «Мартышка и очки», «Собачья дружба», «Волк на псарне», «Стрекоза и муравей», «Кот и повар», «Квартет» , «Лебедь , Щука и Рак», «Демьянова уха»...
Николай Михайлович Карамзин 1766 -1826 ПОЭТ, ПРОЗАИК. Литературный язык обогатил живой разговорной речью дворянских просвещенных кругов. Журнал «Вестник Европы» Автор «Истории Государства Российского» Сентиментализм
Александр Николаевич Радищев 1749 – 1802 1762-Петербургский пажеский корпус Германия. Лейпциг.
Дом-музей Радищева
Радищевский музей
1790 год Радищев – автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву» 25 экземпляров Прочитав «Путешествие..», разгневанная императрица приказала разыскать и арестовать опасного сочинителя.
Приговорен к смертной казни 8 августа он был присужден к смертной казни, которая указом 4 октября была ему заменена десятилетней ссылкой в Илимск (Сибирь). Из ссылки Радищев был возвращен в 1797 Павлом I, но восстановлен в правах он был лишь Александром I
Денис Иванович ФОНВИЗИН 1745 -1792 «Сатиры смелый властелин» (А.С.Пушкин)
Новая комедия “Недоросль” была завершена в 1781 году и в следующем 1782-м, после упорной борьбы, поставлена была Дмитриевским . Над комедией Фонвизин начал работать в пору своей политической и творческой зрелости - после возвращению осенью 1778 года из Франции .
Сцена из спектакля Образы Стародума и Правдина исторически и социально верны. Это не литературные штампы, а живые персонажи, выхваченные из жизни характеры, передающие обаятельный облик дворянских просветителей с их патриотической ревностью к “возлюбленному отечеству”, ненавистью к деспотизму и рабству, с сочувствием к крестьянскому состоянию.. Вот почему зрители “узнавали” прототипов Правдина и Стародума
«Недоросль» Главная тема комедии – произвол помещичьей власти. Борьба дворянских просветителей с деспотическим правительством Екатерина II после разгрома пугачевского восстания и явилась второй темой “Недоросля”.
“Недоросль ” - смешная, исполненная истинной веселости, обличительная комедия. Но то был смех карающий, смех, убивающий трусость и подлость, моральную низость дел и помыслов, ничтожество и преступность жизни Простаковых и Скотинина . Таковы сцены, раскрывающие материнскую любовь Простакововй , любовное соперничество Скотинина и Митрофана , мечты о семейном счастье Скотинина, обучение Митрофана наукам, экзамены .
«…вот злонравия достойные плоды»
Д/З: Сочинение-рассуждение «Мои впечатления о писателях 18века»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные тенденции развития русской литературы на рубеже 19-20 веков.
Презнтация на основе материалов к учебнику А.Агеносова....
«Преподавание русской литературы рубежа ХХ – ХХI веков в современной школе»
Сегодня особенно важно поощрять и развивать литературное творчество школьников как проявление активных сил души, формирования интеллекта и нравственных начал, учить их использовать получен...
Презентация "Декадентство в русской литературе на рубеже XIX–XX вв. Русская поэзия Серебряного века"
Презентация...
Урок литературы по теме "Русская литература и общественная жизнь на рубеже веков"
Неслыханные перемены,невиданные мятежи…А.Блок....
Лингвистический анализ текстов русской литературы рубежа веков (19-20)на примере стихотворения И.А.Бунина «Одиночество» и рассказа «Господин из Сан-Франциско»
Материал представлен в виде презентации. Он позволяет обучающимся дифференцированно (в группах) исследовать текст и произвести его комплексный анализ....
Русская литература на рубеже 18-19 веков. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы.
Конспект урока по теме "Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века"...
«Хочу говорить по-русски» - проект в МДЦ «Артек», для иностранных студентов изучающих русский язык за рубежом.
В рамках реализации Программы развития Международного детского центра «Артек» при поддержке Министерства Просвещения Российской Федерации, учителя иностранных языков и истории школы ...