Рабочая программа по литературе для 7 класса
календарно-тематическое планирование (литература, 7 класс) по теме

Пархоменко Елена Юрьевна

Рабочая программа по литературе для 7 классов составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений по русскому языку авторов В.Я Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И.С.Збарского, В.П.Полухиной и ориентирована на традиционную систему преподавания по учебнику В.Я.Коровиной и др., выпускаемого издательством «Просвещение». / Литература: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений в 2 ч. / авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). -13-е изд. – М.: Просвещение, 2007./

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Рабочая программа по литературе для 7 классов составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений по русскому языку авторов В.Я Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И.С.Збарского, В.П.Полухиной и ориентирована на традиционную систему преподавания по учебнику В.Я.Коровиной и др., выпускаемого издательством «Просвещение». / Литература: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений в 2 ч. / авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). -13-е изд. – М.: Просвещение, 2007./

Количество учебных часов в год – 68, в неделю – 2.

Уроков развития речи – 4

Уроков внеклассного чтения – 3

Уроков контроля – 4

Цели обучения литературе:

  1. Обучение учащихся  искусству, слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
  2. Знакомство с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
  3. Расширение круга чтения.
  4. Повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.
  5. Формирование  умения читать и понимать художественную литературу.
  6. Применение знаний и умений в жизни.
  7. Воспитание личности с гуманистическим мировоззрением, гражданским сознанием, развитой эстетически, способной в перспективе к деятельности на своей «малой родине».

Познавательные задачи:

  1. развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств;
  2. формирование культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;
  3.  развитие образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся.

Практические задачи:

  1. освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  2. формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  3.  совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. 

Общепредметными задачами работы по литературе в школе являются

  1. воспитание  духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
  2. формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  3. формирование общеучебных умений — работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т. Д.

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе (может быть, увиденной в театре). В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.

Курс литературы в 7 классе опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

– осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

– выразительное чтение;

– различные виды пересказа;

– заучивание наизусть стихотворных текстов;

– определение принадлежности литературного  текста к тому или иному роду и жанру;

– анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

– выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Предусмотрено формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

•использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

•самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Содержание программы

Введение.

Литература как эстетическое отражение действительности и выражение идеалов писателя.

Предания как поэтическая автобиография народа.  Воцарение Ивана Грозного. Сороки-ведьмы. Петр и плотник.

В мире русской былины.

 «Вольга и Микула  Селянинович».Воплощение в былине нравственных устоев русского народа. Микула- носитель лучших человеческих качеств.

Вн.чт. «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Бескорыстное служение родине и народу.

Новгородский цикл былин «Садко». Поэтичность и своеобразие былины.

Пословицы и поговорки.

Народная мудрость пословиц и поговорок.

Древнерусская литература.

 «Повесть временных лет». Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси.

«Повесть о Петре и Февронии». Историческая основа повести. Нравственный идеал человека.

Теория литературы: Повесть как жанр древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века

М.В. Ломоносов-человек, ученый, поэт. «ночною темнотою…», «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…», «Случилось два астронома в пиру…»Тема могущества и величия России, уверенность в будущем русской науки.

Теория литературы: Ода как жанр лирической поэзии.

Г.Р.Державин.

Очерк жизни и творчества. «Река времен в своем стремленьи…», «Признание», «На птичку». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Роль поэта и назначение поэзии.

Из русской литературы XIX века

В. А.Жуковского  «Лесной царь» Обыденное и фантастическое  в балладе 

Теория литературы: баллада

Александр Сергеевич Пушкин. А.С. Пушкин. 

Поэма «Полтава». Интерес Пушкина к истории России. Прославление мужества, выражение чувства любви к Родине. Образ Петра Великого в поэме.

«Медный  всадник» (вступление). Гордость автора за свой город.

«Песнь о вещем Олеге». Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Летописный источник.

Трагедия «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

 «Станционный смотритель». Гуманизм повести. Общечеловеческая тема «блудных детей».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Теория литературы: антитеза, аллитерация, драма, трагедия, повесть.

М.Ю. Лермонтов.

 «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси, судьбе и правах человеческой личности.

Домашнее сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова».

Лирика. «Когда волнуется желтеющая нива…»: восприятие, истолкование, оценка. «Молитва», «Ангел». Земное и небесное в человеческой душе.

Н.В. Гоголь.

«Тарас Бульба». Характеристика героев. Образ матери. Картины степи. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Самоотверженная борьба запорожцев за родную землю.

Теория литературы: архаизмы, антитеза, роды литературы, литературный герой.

Домашнее сочинение по повести «Тарас Бульба», анализ сочинения.

И.С. Тургенев

«Бежин луг». Мастерство в изображении жизни России, быта крестьян. Художественное своеобразие рассказа.

«Стихотворения в прозе». Особенности жанра. Размышления о богатстве и красоте русского языка. Нравственные уроки тургеневских стихотворений в прозе.

Теория литературы: особенности жанра

Н.А. Некрасов

 «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

Теория литературы: поэма, ирония, трёхсложные размеры стиха

Поэтическое творчество Н. Гайдука.

М.Е. Салтыков-Щедрин

 «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Сатира на социальные и нравственные пороки общества.

Вн.чт.:  «Дикий помещик»

Теория литературы: сатира, гротеск, абсурд, юмор

Л.Н. Толстой

«Детство». Взаимоотношения детей взрослых. Жизненные уроки героя. Образ матери в повести.

А.П. Чехов

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. «Злоумышленник». Человек и общество. Рассказы по выбору учащихся.

Из русской литературы XX века

И.А. Бунин

 «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей. «Лапти». Стихотворения «Родина», «Догорел апрельский светлый вечер…»

А.М. Горький

 «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Вера в творческие силы народа.

Домашнее сочинение – характеристика  литературного героя (по повести А.М. Горького «Детство»).

Теория литературы: автобиографический характер повести, трилогия

«Старуха Изергиль». Образ Ларры. «Легенда о Данко». Подвиг во имя человека.

Теория литературы: легенда

Л. Андреев 

«Кусака». Отношения человека с животным миром. Проблема одиночества, способность к состраданию.

Вн.чт. Л. Андреев «Петька на даче». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.

В.В.Маяковский. «Необычайное приключение...».Представления поэта о роли творчества в жизни человека и общества. «Хорошее отношение к лошадям»Проблема одиночества и человеческой черствости.

Теория литературы: лирический герой, метафора, афоризмы, неологизмы, просторечия

А.П. Платонов

 «Юшка». Любовь и уважение к человеку.

«Неизвестный цветок». Идея великого братства всего  во Вселенной.

Ф.А.Абрамов

 «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Е.И.Носов.

 «Кукла». «Радуга». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности.

Ю.П.Казаков

 «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка.

А.Т. Твардовский

«Братья». Воспоминания о детстве, размышления о родных, об их судьбах. Лирические стихотворения поэта.

На дорогах войны.

Стихи А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова и др.

Тихая моя Родина. Стихотворения Э. Нонина, В.Брюсова, Н. Заболоцкого, Н Рубцова. Человек и природа. Общее и индивидуальное восприятие родной природы русскими поэтами.

Вн.чт. Б. Васильев «Великолепная семерка» Нравственно-экологические проблемы.

Д.С. Лихачев

 «Земля родная» Духовное напутствие молодежи.  «Учимся говорить и писать» (урок развития речи)

Из зарубежной литературы

Роберт Бернс.  «Кто честным кормится трудом – таких зову я знатью!»

Д.Г.Байрон. «Властитель наших дум».

Теория литературы: антитеза

Японские хокку.

Теория литературы: хокку

Джеймс Олдридж «Отец и сын». Ответственность за судьбу близкого человека.

О. Генри Преданность и жертвенность во имя любви.  «Дары волхвов».

Л. Пиранделло «Черепаха». В чем измеряется счастье?

Основные виды устных и письменных работ

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.

Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную  книгу,   картину,  художественное  чтение,

фильм, спектакль.

Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).

Пословицы и поговорки (на выбор).

М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).

A.        С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).

М. Ю.Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива...». Ангел (по выбору учащихся).

Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

И. С. Тургенев. Русский язык.

Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).

 А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).

В. В. Маяковский. Послушайте. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся

С.А.Есенин. «Топи да болота...». Н.А.Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина...» (на выбор).

А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие...».

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен  знать/понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Рабочая программа  по литературе составлена  по учебно-методическому комплекту:

1)        Литература: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений в 2 ч. / авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). -13-е изд. – М.: Просвещение, 2007

2)        Аникина С.М., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М.: «ВАКО», 2004.

Литература:

1. Турьянская  Б.И., Комисарова Е.В., Холодкова Л.А.   Литература в 7 классе. Урок за уроком. – 4-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2004.

2. Новиков Л.А. Художественный текст  и  его  анализ.  М.:  Издательство  ЛКИ, 2007.

3. Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. Материалы по лит.: 7 кл./ Авт-сост. В.Я.Коровина и др. -  М.: Просвещение, 2004.

  1. Степанова Л.С. Системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы: Учебно-методическое пособие для учителей и студентов педвузов / Л.С.Степанова. М.: Вербум, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...