Материалы к уроку литературы
статья по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ п. Возрождение»
Хвалынского района Саратовской области
Учитель русского языка и литературы Шишкина В. А
Исследование агиографического источника
«Житие Сергия Радонежского»
(фрагмент урока литературы в 8 классе)
Цель: воспитание любви к Родине, бережного отношения к слову, знание жития, исторических фактов.
1. Работа со словарём:
- Что обозначает слово житие?
Житие буквально соответствует греческому слову биос - жизнь.
Этим термином стали обозначать жанр жизнеописания святых.
2.Чтобы обобщить знания о жанре жития, вам было предложено самим придумать вопросы.
Примерные вопросы:
- Для чего писали жития?
- От какого лица обычно велось повествование?
- Что представляла собой композиция жития?
3.Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из самых почитаемых на Руси святых - Сергии Радонежском.
-Какую цель мы поставим перед собой?
(Собрать самое ценное: слова, раскрывающие образ Сергия.)
-Будущий подвижник преподобный Сергий родился в первой половине XIV века (1314 или 1322).Согласно житию, младенец был наречён Варфоломеем. Сведения о жизни Сергия содержатся в его житии .Оно написано учеником Сергия монахом Епифанием Премудрым в 1417- 1418 г. В середине XV века труд Епифания был отредактирован другим известным книжником - Пахомием Сербом (Логофетом). На основе жития написаны такие замечательные книги: роман Балашова “Похвала Сергию”, очерк Зайцева, повесть историка Борисова.
До наших дней сохранился выполненный в первой четверти XV века шитый покров с изображением Сергия. Полагают, что он передаёт реальные особенности радонежского игумена.
4.Учащиеся описывают репродукцию с покровом.
Впечатления и открытия. Делимся, обсуждаем, собираем.
5.У историка Н. С. Борисова есть интереснейшая мысль: жизненный путь “великого старца” выглядит парадоксальным. Он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем, он никогда не брал в руки меч – но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей.
6.Чтение жития с остановками.
Диалог:
- С чего начинает Епифаний Премудрый описание жизни святого?
- Какие родители были у Сергия?
- Какие знамения убеждали родителей в богоизбранности их сына?
- Как вы думаете, неужели святым легче было исполнять Божию волю?
- Нет. Обоснование.
- Да. Обоснование.
- В своей жизни Сергий сталкивался с теми же трудностями, что и мы.
-Что значит: “икона с житием”?
-Посмотрите внимательно на житие в картинках, скажите, какие события, известные из текста, мы находим на иконе?
-Давайте каждый из вас защитит своё маленькое произведение- картинку, нарисованную дома, расскажет об изображённом событии.
7.Учитель рассказывает о репродукции Нестерова “Видение отроку Варфоломею”.
У Варфоломея была мечта: он хотел уйти в монастырь. Его решение уйти в лесную пустыню не было отчаянием или бегством от мира. Это был самостоятельный шаг к утраченной свободе.
8.Путешествие по галерее рисунков.
Рисунки о жизни святого в лесу.
Особенностью жития является свершение чудес святым.
Рисунки о чудесах.
Какой факт из жизни святого говорит о его прозорливости?
Рисунки о видениях святому.
Видения сбывались. Видение о птицах. – Превращение монастыря в Троице-Сергиеву лавру.
Стремление Сергия во всём следовать Иисусу заставляло пойти его в мир с проповедью любви. Ходил с призывами к миру в Нижний Новгород, Ростов, Тверь; к Олегу Рязанскому.
Он всегда выступал от Москвы, а значит от России.
Особое место в биографии Сергия занимает эпизод, в котором ярко проявилась его патриотическая позиция.
9.Индивидуальные задания .Рассказ учащихся о Куликовской битве
Победа на Куликовом поле была одержана в день Рождества Богородицы.
10.Чтение фрагмента о чудесном явлении Богородицы Сергию.
Икона “Явление Богоматери Сергию”. Икона стала святыней русской армии.
11.Разрешение проблем урока. Находки учащихся: слова-образы (монах, миротворец, патриот, преподобный… )
-Чему учит житие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?
1 работа: в центре презентации - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в презентации сопоставлены разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...
Дидактические материалы к уроку литературы в 5-6 классах по теме "Пословицы и поговорки"
Материал представляет из себя подборку заданий по теме "Пословицы и поговорки" и может быть использован как на уроке литературы, так и при подготовке к олимпиадам по литературе....
Материалы к урокам литературы.
Мои разработки, методические материалы, презентации....
Материалы к урокам литературы в классах с углублённым изучением предмета
Данные материалы апробированы на уроках в нескольких классах, поэтому есть возможность использовать варианты (с учётом возможностей детей и уровнем их интереса к предмету). Особое СПАСИБО учителям, д...
Роль символов и подтекста в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско". / Систематизированные материалы к уроку литературы в 11 классе.
Данный матер...
Материалы к уроку литературы в 5 классе по произведению А. Погорельского "Черная курица"
Материалы включают модули по произведению практического и контрольного характера и кроссворд....
Использование краеведческих материалов на уроках литературы и внеклассного чтения
На уроках литературы особое место занимает краеведение. У учителя оно становится незаменимым средством в вос¬питании патриотизма, глубокой любви учащихся к свое¬му родному краю. Оканчивая шко¬лу, уч...