"Литературная гостиная "Увенчанные славой"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Данное мероприятие проводится для учащихся 10 - 11 классов при изучении поэзии Серебряного века. Сценарий сопровождается слайдовой презентацией, романсами на стихи поэтов Серебряного века и видеороликами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya_uvenchannye_slavoy.docx | 32.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий литературной гостиной по поэзии Серебряного века «Увенчанные славой»
(участники гостиной учащиеся 10-11 классов)
№п/п | Чтец | Содержание | № слайда | Оборудование |
Открывает гостиную учитель | Были святки кострами согреты, И валились с мостов кареты, И весь траурный город плыл По неведомому назначенью, По Неве иль против теченья,- Только прочь от своих могил. На Галерной чернела арка, В Летнем тонко пела флюгарка, И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл. Добрый день, дорогие друзья! Мы приглашаем вас сегодня посетить «мир очарованья, мир из серебра» - серебряный век русской поэзии. Серебряный век… Эти слова взывают к памяти того поколения, которое пережило культурный взлёт, духовное возрождение в России в эпоху войн и революций. Поэтому так и называют первую четверть 20 столетия, что по созвучию блестящих имён и творческому накалу она вместила – век. Творческое вдохновение, вспыхнув ярким пламенем, не погасло в 1917 году, а ушло в глубь, скрылось в пепле от урагана истории. Прерванная душа, пересечённое слово, не допетая песня … В новом 21 столетии поэты Серебряного века вновь с нами. Они приглашают … | Слайдовая презентации (на музыкальном фоне)) | ||
1 | Мне кажется, сегодня будет какой-то необычный вечер. | Свечи, томики стихов, гитара | ||
2 | С чего ты взяла? | статуэтки, канделябры, свечи… За столом красивые стулья в белых чехлах. | ||
1 | Предчувствие. Обязательно будет много гостей, музыка, свечи. | кресло, на которое накинут плед и лежит гитара, рядом журнальный столик с подсвечниками и книгами. | ||
2 | Ты кого-то пригласила? | |||
1 | О, эти гости приходят сами, без приглашения, да и разве возможно послать приглашение в прошлый век?! | |||
2 | Какой век, какие гости? | |||
(реплики раздаются каждому участнику) | Век серебряный, Век из света… Век поэзии, Век мечты, Бытия век, Век человека, Мысли век И век красоты… Век Душа, век Поэт…Звука век, Слова век… Сколько тайн и имен! В этот век я влюблен. | |||
3 | Век – серебряный, а гости – талантливые. Представь, что это не просто комната, а литературный салон. | |||
4 | Серебряный век... Салон... Сразу вспоминается Зинаида Гиппиус, остроумно-язвительная хозяйка литературного салона, которая, кстати, во многом определила литературную политику того «века». | |||
5 | И моду. Ведь именно Гиппиус – первая женщина в России, которая стала носить брюки. | |||
4 | Да и лирика у неё довольно-таки оригинальная. | |||
Чтец в брюках | Зинаида Гиппиус Тебя приветствую, моё поражение, Тебя и победу я люблю равно; На дне моей гордости лежит смирение, И радость и боль – всегда одно. Над водами, стихнувшими в безмятежности Вечера ясного, – всё бродит туман; В последней жестокости есть бездонность нежности И в божией правде – божий обман. Люблю я отчаяние моё безмерное, Нам радость в последней капле дана. И только одно здесь я знаю верное: Надо всякую чашу пить – до дна. | |||
1 | Да, загадочный серебряный век. Знаешь, каким я его всегда представляла? Тогда поэты писали серебряными перьями, покуривая серебряные трубки, серебряные пуговицы на их роскошных халатах светились счастьем; а их голоса звучали, как серебряные колокольчики, и было слышно их далеко-далеко и долго-долго – целое столетие. А когда наступало обеденное время, поэтам на серебряном блюде подавали ананасы в шампанском. И так каждый день, представляешь? | |||
6 | Игорь Северянин Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро! Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чём-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! Стрёкот аэропланов! Беги автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буэров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском – это пульс вечеров! В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грёзо-фарс... Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс! | |||
7 | Серебряный век объединил в себе множество поэтов, различные направления – акмеизм, символизм, футуризм, эгофутуризм, имажинизм. А как ты думаешь, что вообще может объединять всех поэтов, на первый взгляд, таких разных? | |||
8 | А тоже, что и всех остальных– слово. Это же литературный салон, здесь ценится красноречие, плавность | |||
7 | А знаете, как написал об этом Николай Гумилёв? | |||
9 | Николай Гумилёв В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо своё, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города. И орёл не взмахивал крылами, Звёзды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине. | |||
8 | Николай Гумилёв… Оригинальность, поэтические откровения, любовь к путешествиям, странствиям, экзотике… Мечтатель… | |||
9 10 | Всю жизнь его манили дальние страны. Там мечтал он найти новые слова, новые стихи, сильные чувства. В 1907 году приехал в Париж, поступил в Сорбоннский университет. Но мечта влекла его дальше, в загадочные нецивилизованные земли. Он обратился к отцу за помощью и благословением. Но тот ответил, что до окончания университета и речи не может быть об «экстравагантных путешествиях». Сэкономив сколько мог из своего содержания, Николай вопреки воле отца отправился в Африку. стих Н.Гумилёва «Жираф» Жираф Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, | |||
9 | Николай Гумилев – рыцарь не только в поэзии, но и в жизни, умевший любить глубоко. Его имя рядом с именем Анны Ахматовой. Он привел ее в поэзию, и она стала царицей в ней. | |||
11 | Они познакомились с ней в Царском Селе в годы юности, когда Гумилёв был гимназистом. Став известным поэтом, он несколько раз делал ей предложение; дважды пытался покончить жизнь самоубийством из-за её отказа. И хотя Анна Андреевна стала его женой, она навсегда осталась для него загадкой. Звучит песня на стихи Ахматовой «Я царевич не та..» | видеоролик | ||
11 | Союз Гумилёва с Анной Ахматовой распался. Так уж вышло. Она никогда не была страстно к нему привязана, никогда не говорила о своей любви к Николаю. | |||
11 | «Если можешь прости…» песня посвящена Анне Ахматовой и Николаю Гумилеву... Судьба семьи Николая Гумилёва и Анны Ахматовой, как и песня глубоко трагична. Под тяжестью обстоятельств смуты, гражданской войны жизненные пути их разошлись. Впоследствии Николай Гумилёв был расстрелян большевиками как участник белогвардейского заговора, что впрочем не нашло подтверждения. Ахматова прожила долгую тяжёлую жизнь. Талантливая поэтесса, она не раз подвергалась нападкам со стороны большевиков по обвинению в декадентстве и нежелании следовать критериям так называемого социалистического реализма. Относительно благополучно сложилась лишь судьба их сына - Льва Гумилёва. (звучит песня Жанны Бичевской «Если можешь прости…» | видеоролик | ||
12 | В декабре 1920 года в заснеженной Москве, в переполненном зале Политехнического музея проходил «Вечер поэтесс». Одна за другой на сцене появлялись представительницы московской богемы, читая свои стихи. Публика заметно скучала. Как вдруг … появилась она… Марина Цветаева. Словно из темноты студёной ночи, явилась взору настороженно притихшего зала. | |||
8 | Коротко остриженные волосы делали её лицо вызывающе независимым. И вся она дышала каким-то внутренним протестом, вызывающим ответную подобную реакцию у рафинированной части зрителей. | |||
13 | Стихотворение «Пригвождена к позорному столбу» Пригвождена к позорному столбу | |||
14 | Я думаю, многие были удивлены её появлению. Её уже стала забывать литературная Москва. Они знали, а вернее, догадывались, что революция не вдохновляла её. Видели, что она сторонится общества молодых московских поэтов, живёт почти в полном отчуждении. Её неожиданное появление было воспринято как вызов происходящему. Они были правы. Марина Цветаева не могла смириться с насилием, террором, разгулом ненависти, она не желала быть молчаливым свидетелем взаимоуничтожения в огне гражданской войны. Там, где-то в водовороте этой братоубийственной войны, в белой гвардии, любимый человек, её муж Сергей Эфрон | |||
12 | Знакомство с мужем, Сергеем Эфроном, было удивительным, как и всё в её мире. Однажды она бродила по берегу моря и собирала камушки. Ей стал помогать красивый кроткой красотой юноша с поразительными, огромными глазами. Заглянув в них и всё прочтя наперед, она загадала: «Если он подойдёт и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж». Конечно, он сердолик этот он нашёл тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных - вложил ей его в ладонь. Она хранила его всю жизнь… Пелагея «Под лаской плюшевого пледа….» | |||
15 | Константин Дмитриевич Бальмонт - человек чувств, ему всегда хотелось воспроизвести в своей поэзии мимолетные, трепетные впечатления. Жизнь его изобиловала случайностями, порой драматическими. Он дважды оказывался эмигрантом. В первый раз красным (за стихотворение «Маленький султан», в нем он выразил чувство гнева, вызванное репрессиями Николая II). Во второй раз - белым (революции он не принял, полагая, что диктатура пролетариата несет с собой подавление личности). Но Константин Дмитриевич всегда тосковал по родине, ностальгия разъедала душу, выливалась в наполненные болью и смятением стихи.
Писал он много. Когда была стихотворная полоса, он еле успевал записывать свои стихи. Клал около постели бумагу и карандаш и просыпался с готовым стихотворением. Стихи возникали как будто непредвиденно для самого себя. От созвучия слов, от запаха, цвета. Стихотворение «Чет и нечет» возникло от шума падающий с крыши капель; стихотворение «В столице» - от проезжающего воза с сеном. От музыки почти всегда рождались стихи. | |||
14 | БОГ И ДЬЯВОЛ Я люблю тебя, Дьявол, я люблю Тебя, Бог, Одному — мои стоны, и другому — мой вздох, Одному — мои крики, а другому — мечты, Но вы оба велики, вы восторг Красоты. Я как туча блуждаю, много красок вокруг, То на север иду я, то откинусь на юг, То далеко, с востока, поплыву на закат, И пылают рубины, и чернеет агат. О, как радостно жить мне, я лелею поля, Под дождем моим свежим зеленеет земля, И змеиностью молний и раскатом громов Много снов я разрушил, много сжег я домов. В доме тесно и душно, и минутны все сны, Но свободно-воздушна эта ширь вышины, После долгих мучений как пленителен вздох. О, таинственный Дьявол, о, единственный Бог! | |||
10 | Борис Пастернак… «Это тайнопись, иносказание, шифр», - говорила о нем М. Цветаева. Как глубоко он мог говорить о душе, о Боге, о любви. Глубоко и просто: Я кончился, а ты жива… И ветер, жалуясь и плача, Раскачивает лес и дачу… Февраль…Достать чернил и плакать… Давай ронять слова, Как сад – янтарь и цедру Рассеянно и щедро, едва, едва, едва… Высоко оценен в мировой литературе Нобелевской премией. И только в 89 году ее вручили сыну Пастернака. А тогда от премии заставили отказаться, добавив боли и горечи в эту и так нелегкую жизнь. А он дарил нам свет своей души щедро, на века. Пастернак «Свеча горела на столе…» | видеоролик | ||
9 | Судьбы творцов начало века… Они были яркими, необычными, трагическими, разными… | |||
Каждый по реплике произносит | Зинаида Гиппиус (вставая). Умерла вдали от Родины. Расстрелян Николай Гумилев. Константин Бальмонт заболевает душевной болезнью, умирает на чужбине. Марина Цветаева покончила с собой. Анна Ахматова. Муж расстрелян, сын – узник ГУЛАГа, сама подверглась преследованиям после статьи Жданова в журналах «Звезда» и «Ленинград». Осип Мандельштам. Умер в застенках ГУЛАГа. Есенин. Покончил с собой. Маяковский. Застрелился. | |||
Судьба каждого это целая книга…А творчество – подарок для нас, ибо каждый найдет в серебряной россыпи поэзии свою мелодию. | ||||
Звучит песня в исполнении «Уж сколько их упало в эту бездну…» | видеоролик |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная композиция "Страницы мужества и славы"
Проведение в школе литературного вечера, посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 .г, будет способствовать патриотическому воспитанию детей, расширит их знания о героическом прошлом страны, поз...
Литературно-музыкальная композиция. Вам, ушедшим в бессмертие, - вечная слава и память потомков.
Предназначена для выступления учащихся 9-11 классов. Посвящена Дню Победы....
Внеклассное мероприятие"Овеянные славой флаг и герб наш"(литературно-музыкальная композиция)
Внеклассное мероприятие по изучению государственной символики....
Литературно-исторический альманах " Славься, о место славных дел! бородино!"
Внеклассное мероприятие для учащихся 8- 9 классов, в котором рассказывается о месте великой битвы 1812 г Бородинском поле....
Литературная гостиная "О доблестях, о подвигах, о славе" для учащихся 7 класса
Данная методическая разработка предназначена для использования в 7 классе с целью воспитания у учащихся чувства патриотизма, высоких мечтаний и доброго сердца....
ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. СТРАНИЦЫ МУЖЕСТВА И СЛАВЫ. К 200-летию Отечественной войны 1812 года.
СТРАНИЦЫ МУЖЕСТВА И СЛАВЫ. К 200-летию Отечественной войны 1812 года....
Музыкально-литературная композиция "СЛАВА АРМИИ РОДНОЙ"
Текст для подготовки праздн- я годовщины Сталинградской битвы, ДняЗащитника Отечества в ОУ ДОД , ДШИ, СШ, Для детей 7-12 лет....