Литературная гостиная "О доблестях, о подвигах, о славе" для учащихся 7 класса
план-конспект урока литературы (7 класс) по теме

Ратвина Ольга Владимировна

Данная методическая разработка предназначена для использования в 7 классе с целью воспитания у учащихся чувства патриотизма, высоких мечтаний и доброго сердца.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная гостиная «О доблестях, о подвигах, о славе».

План.

  1. Вступительное слово (1 мин.)
  2. Национальная культура (15)
  3. «Я имею свой стиль, но при этом остаюсь собой» (5 мин)
  4. «Во все времена в любой жизни есть место подвигу» (5 мин)
  5. Я голосую за жизнь! (14 мин)

Вступительное слово учителя:

С каждым годом вы становитесь старше, а это значит,  что каждый ваш шаг в будущее  должен быть осознан, серьёзен, и он требует от вас большей ответственности.

Мне хотелось бы открыть нашу литературную гостиную словами известного французского писателя А. де Сент-Экзюпери «Ты живёшь в своих поступках, ты – это твои поступки, и нет другого тебя».

Как важно поступать правильно! Ведь никто не может изменить прошлое, но каждый может грамотно построить своё будущее. Что же нужно для того, чтобы построить его?

(ответы ребят)

Фундамент. Фундамент будущего – это наше прошлое, наша национальная культура. Вы несёте ответственность за её сохранность как представители нового поколения. Первый шаг, который мы сделаем, это подумаем, как её сохранить?

1.  Национальная культура. Что осталось нам и как мы это сбережём (доклады об обрядах, русских праздниках).

Как нам сохранить нашу национальную культуру?

Ответ:  Знать её, помнить и чтить, быть верными ей.  

Послушаем короткие доклады

Доклад «Моя национальная культура»  

Неотъемлемая часть нашей культуры – это наши национальные праздники и обычаи. Послушаем о них доклад.

Доклад «Наши национальные праздники и обычаи»

Действительно, как много зависит от человеческой памяти. Если мы забудем о том, кто мы есть и чем мы отличаемся от других наций, то мы просто потеряем своё лицо.

Послушаем стихотворение С. Есенина, которое наполнено любовью к родине и к своей культуре.

С. Есенин

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

                

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Как бы вы обозначили ответ на вопрос: «Кто я?», исходя из той ответственности, которую вы несёте за сохранность своей культуры как её представитель?»

Ответы ребят

Вывод: Кто  я? Я – это человек со своим сердцем, со своей душой и со своей культурой. Я – это часть страны…

  1. Каждый из нас индивидуальность. Вы вполне можете утверждать: «Я имею свой стиль, но при этом остаюсь собой».

Мне хотелось бы, чтобы вы подумали и дополнили предложение своими мыслями. Моя жизнь – это … (подумайте, в чём смысл вашей жизни на данный момент и обоснуйте его). 

Любой выбор всегда делайте сердцем, а не модой  и не чужими предубеждениями. Во все времена была своя мода на разные стили, но при этом были сильные самостоятельные волевые натуры, которые были вне направлений.  В литературе,  когда начало 20 века провозгласили веком Серебряным и появилась масса интереснейших литературных направлений, оставались художники слова,  которые писали так, как чувствовали и не причисляли себя к какой-то группе. Были и есть художники вне направлений. Такой личностью в литературе была Марина Цветаева.

Послушаем краткий доклад о Марине Цветаевой (черты личности, творческая биография).

Давайте сделаем вывод. Может ли человек быть яркой и интересной личностью, не примыкая к определённым направлениям, группировкам, различным политическим движениям?

Вывод:  чтобы быть яркой личностью, не обязательно причислять себя к определённому направлению, стилю, культу, можно просто быть интересным и хорошим человеком, чтобы люди вокруг тебя ценили.

  1. Прочитаем хором  запись на слайде: «Во все времена в любой жизни есть место подвигу». Что значит совершить подвиг для человека?

Совершить подвиг – это …. (ваши мысли)

Ответы ребят

Какие подвиги бывают?

Ответы ребят

Учитель: Подвиг для вас сейчас – выбрать правильную дорогу…стать успешным и остаться хорошим человеком. Многие писатели в своей жизни пережили немало трудностей, прежде чем получить своё великое имя: росли на улице, выполняли тяжёлую работу, но никогда не отчаивались и верили в себя, продолжали выбирать тот жизненный путь, который казался им правильным и в итоге они добрались до звёздного олимпа сквозь жестокие испытания судьбы. Пример такой жизни – жизнь Максима Горького.

Послушаем  «Доклад о трудностях судьбы М. Горького». 

Давайте сделаем вывод и снова ответим на вопрос «кто я?», исходя из всего услышанного в этой части нашего разговора?

Ответ: я – человек, способный бороться с любыми трудностями судьбы и выбирать верную дорогу, чтобы добиться успеха.

  1. Я голосую за жизнь! (стихи о любви к жизни).

Учитель:

Следующий наш шаг в будущее называется «Я голосую за жизнь!» Как вы это понимаете?

Давайте прочитаем стихотворение А. Блока, которое наполнено любовью к жизни.  

Блок

О, весна без конца и без краю —

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха — позорного нет!

Принимаю бессонные споры,

Утро в завесах темных окна,

Чтоб мои воспаленные взоры

Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!

И колодцы земных городов!

Осветленный простор поднебесий

И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога —

С буйным ветром в змеиных кудрях,

С неразгаданным именем бога

На холодных и сжатых губах...

Перед этой враждующей встречей

Никогда я не брошу щита...

Никогда не откроешь ты плечи...

Но над нами — хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель — я знаю —

Все равно: принимаю тебя!

Учитель:

Вы сейчас на пути становления вашей личности. Ваше будущее строится на…. (вспомните, о чём мы уже поговорили и постройте логическую цепочку).

  1. фундаменте национальной культуры,
  2. на способности быть яркой личностью, не примыкая к неформальным направлениям,
  3. на правильном выборе своего пути.

Но в жизни самое главное и для будущего тоже – это способность человека во всех ситуациях оставаться человеком. Как вы это понимаете?

И для того, чтобы действовала заповедь: как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе, нужно иметь в своём сердце сочувствие и сострадание. Вы размышляли на эту тему в своих сочинениях «Нужно ли человеку сочувствие и сострадание?» Я бы хотела остановиться на некоторых ваших работах, в которых содержится много интересных мыслей и рассуждений на предложенную тему.

Читаем лучшие сочинения по состраданию и сочувствию (Ангелина Бубнова, Татьяна Морозова).

Ребята, в жизни важна любовь… не только к своей стране, но и любовь человека к человеку. Одним из лучших стихотворений  о любви можно назвать стихотворение В. Высоцкого «Баллада о любви». Послушайте его и каждый для себя сделайте вывод при ответе на вопрос «Кто я?» в соотнесении со всем сказанным нами в этой части нашего разговора.

Баллада о Любви (Когда вода Всемирного потопа...)

Когда вода Всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась Любовь —
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было — сорок сороков...

И чудаки — ещё такие есть! —
Вдыхают полной грудью эту смесь
И ни наград не ждут, ни наказанья,
И, думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же неровного дыханья.

Только чувству, словно кораблю,
Долго оставаться на плаву,
Прежде чем узнать, что "я люблю" —
То же, что "дышу" или "живу".

И вдоволь будет странствий и скитаний:
Страна Любви — великая страна!
И с рыцарей своих для испытаний
Всё строже станет спрашивать она:
Потребует разлук и расстояний,
Лишит покоя, отдыха и сна...

Но вспять безумцев не поворотить —
Они уже согласны заплатить:
Любой ценой — и жизнью бы рискнули, —
Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить
Волшебную невидимую нить,
Которую меж ними протянули.

Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мёртвых воскрешал,
Потому что если не любил —
Значит и не жил, и не дышал!

Но многих захлебнувшихся любовью
Не докричишься — сколько ни зови,
Им счёт ведут молва и пустословье,
Но этот счёт замешен на крови.
А мы поставим свечи в изголовье
Погибших от невиданной любви...

Их голосам всегда сливаться в такт,
И душам их дано бродить в цветах,
И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться со вздохом на устах
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрёстках мирозданья.

Я поля влюблённым постелю —
Пусть поют во сне и наяву!..
Я дышу, и значит — я люблю!
Я люблю, и значит — я живу!

1975

Итог урока: итак, кто я? Давайте ответим на этот вопрос в отношении этой части разговора?

 Я - человек, который умеет любить, а значит, живёт полной яркой жизнью.

А теперь соединим все наши рассуждения на тему «кто я?» вместе и скажем, каким же должен быть человек, будущее которого будет светлым и сложившимся.

Итак, вывод: Я – человек, способный хранить свою культуру, человек, который хочет и умеет жить правильно, человек, сердце которого умеет сострадать  и я – человек, который умеет любить мир, свою страну, семью и другого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "О доблести, о подвигах, о славе", посвященная 71 годовщине Сталинградской битвы.

Данная методическая азработка использовалась при проведении конкурса чтецов художественных произведений в 5-11 классах, посвященных подвигу народа в Великой Отечественной войне и звучена видео и музык...

«О ДОБЛЕСТЯХ, О ПОДВИГЕ, О СЛАВЕ…» (торжественная встреча, посвященная Дню защитника Отечества)

Мероприятие проводится с целью воспитать чувство сопричастности к истории своей страны, чувство ответственности за свою страну и перед своей страной; с...

"О доблести, о подвигах, о славе"

Методическая разработка торжественного мероприятия, посвящённого Дню защитника Отечества...

Конспект к классному часу по теме "О доблести, о подвигах, о славе..."

Данный классный час проводился в течение месячника военно-патриотического воспитания. К нему есть аудио, видео и мультимеда сопровождение, которое будет прикреплено отдельными файлами....

Классный час "О доблести, о подвиге, о славе..."

Возрастная категория: 9-11 классы.Направление: гражданско-патриотическое воспитание молодёжи....

Устный журнал в 8 классе «О доблести, о подвигах, о славе…»

Цели: 1)    Воспитание патриотизма и любви к большой и малой родине;2)    Организация поисковой работы в школе;3)    Формирование гражданственности у...

литературно-музыкальная композиция "О подвиге, о доблести дедов"

Методическая разработка в честь празднования 75  ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне....