Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме
Рабочая программа по литературе 10 класс, Т. Ф. Курдюмова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura10_klass.docx | 47.05 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов пгт Тужа Кировской области
Согласовано Утверждено
на кафедре гуманитарного образования педагогическим советом
Протокол № Протокол №
от_________________ от________________
Руководитель кафедры Директор школы
____________________ ____________________
(В.А. Дёмина) (А.В. Новикова)
Рабочая программа по литературе
10 класс
Учитель Яранцева Г.Л., Iкв. категория
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений» под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, Москва, «Дрофа», 2007 год. Учебник «Литература» под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, Москва, «Дрофа», 2007 год. Программа рассчитана на 140часов (4 часа в неделю). Знакомство с курсом происходит на историко-литературной основе. Данная программа отличается жанровым богатством. Изучение литературы в 10 классе предполагает текстуальный анализ лирики и прозы А.С. Пушкина, прозы Н.В. Гоголя, драматических произведений А.Н. Островского, эпических полотен Л. Н. Толстого, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского и других произведений русской классики. Монографическое изучение творчества великих классиков XIX века предполагает обращение к различным приёмам освоения объёмных произведений: это различные формы комментариев, комментированное чтение, сопоставительный анализ, вычленение отдельных тем и проблем. Осваиваются такие понятия, как стиль писателя, литературная школа, литературное направление, литературная критика. Осуществляется интенсивное овладение справочными материалами.
Цели обучения литературе
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художествен-ных стилей;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Требования к уровню подготовки учащихся
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;
- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
Учебный план в часах
Введение | 1 час |
Русская литература первой половины XIX века | 9 часов |
Русская литература второй половины XIX века | 123 часа |
Зарубежная литература XIXвека | 6 часов |
Рекомендации книг на лето | 1 час |
Итого | 140 |
№ урока | Раздел программы | Кол-во часов | Тема урока | Основные понятия | контроль | ||
1 | Введение (1 час) | 1 | Русская литература и русская история XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. | Романтизм и реализм | |||
2 | Русская литература первой половины XIX века (9 часов) | ||||||
1 | Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Национальное самоопределение русской литературы. | Реализм и его становление | |||||
Александр Сергеевич Пушкин (4 часа) | |||||||
3 | 1 | «Медный всадник». Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека | Народность литературы | ||||
4 | 1 | Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. | |||||
5 | 1 | Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил…», | Анализ стихотворений | ||||
6 | 1 | Групповая работа по анализу стихотворений различных мотивов лирики поэта «Моё беспечное незнанье…», «Пора, мой друг, пора…», «Поэту», «Мадонна», «Деревня» | Анализ, презентации | ||||
Михаил Юрьевич Лермонтов (2 часа) | |||||||
7 | М.Ю. Лермонтов | 1 | Своеобразие художественного мира поэта, развитие пушкинских традиций. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. «Молитва», «Как часто пёстрою толпою окружён..», «Выхожу один я на дорогу», «И скучно, и грустно…» Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Валерик», «Сон» | Реалистическое и романтическое начало | |||
8-9 | 2 | Практическая работа по анализу стихотворений различных мотивов и направлений «Ужасная судьба отца и сына…», «Расстались мы с тобой, но твой портрет…», «Я жить хочу, хочу печали…», «Я не унижусь пред тобою…», «Когда волнуется желтеющая нива…» | Анализ стихов | ||||
10 | Н.В. Гоголь (2 часа) | 1 | «Невский проспект». Литература середины XIX века как «эпоха Гоголя». Петербургские повести | ||||
10-11 | 2 | Петербургские повести. Образ города в повести «Невский проспект». | Образ автора в произведении | ||||
Русская литература второй половины XIX века | |||||||
12 | А.Н. Островский (6 часов) | 1 | «Гроза». Жизнь и творчество драматурга.
| сочинение | |||
13-14 | 2 | Семейные и социальные конфликты в драме. | презентации | ||||
15-16 | 2 | Борьба героини за право быть свободной в своих чувствах. | |||||
17 | 1 | Столкновение с «тёмным царством» Н.А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве» | Критическая статья | ||||
Иван Александрович Гончаров (10 часов) | |||||||
18 | 1 | Биография писателя. Общая характеристика трёх романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». | Нарицательные образы – герои художественных произведений. | ||||
19 | 1 | «Обломов». История создания романа. | презентации | ||||
20 | 1 | Композиция романа. | |||||
21-22 | 2 | Сущность характера героя, его мироощущение и судьба.
| |||||
23-24 | 2 | Обломов и Захар. Обломов и Штольц. | |||||
25- 26 | 2 | Женские образы романа. | сочинение | ||||
27 | 1 | «Обломовщина» | |||||
Иван Сергеевич Тургенев (9 часов) | |||||||
28 | 1 | И.С. Тургенев Биография, творчество писателя. | |||||
29 | 1 | Роман «Отцы и дети». Конфликт «отцов» и «детей». | конфликт | ||||
30-31 | 2 | Базаров в системе действующих образов. | |||||
32-33 | 2 | Причины конфликта героя с окружающими и причины одиночества. | |||||
34 | 1 | «Вечные темы» в романе. | |||||
35-36 | 2 | Смысл финала романа. Авторская позиция и способы её выражения | Социально-историческая обусловленность темы, идеи, образов романа | сочинение | |||
Фёдор Иванович Тютчев (3 часа) | |||||||
37 | 1 | Тютчев – поэт-философ и певец родной природы. | Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта. | ||||
38 | 1 | Анализ стихов «S ilentium», «Не то, что мните вы, природа», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим» | наизусть | ||||
39 | 1 | Практическая работа по анализу стихов Ф.И. Фета | |||||
40 | А.А. Фет (3 часа) | 1 | Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств в стихотворениях «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шёпот, робкое дыхание…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Ещё весны душистой нега». | наизусть | |||
41 | 1 | Фет и теория «чистого искусства». | Теория чистого искусства | ||||
42 | 1 | Групповая работа по анализу стихов А.А.Фета | презентации | ||||
А.К. Толстой (2 часа) | |||||||
43 | 1 | Очерк жизни и творчества поэта | |||||
44 | 1 | Историческая тема в произведениях (5 стихотворений) | Групповая работа | ||||
Николай Александрович Некрасов (16 часов) | |||||||
45-46 | 2 | Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». | |||||
47 | 1 | Гражданственность лирики, обострённая правдивость, и драматизм изображения жизни народа. | Народность творчества | ||||
48-49 | 2 | Город и деревня в лирике Некрасова. | |||||
50 | 1 | Гражданская лирика и лирика чувств. «Дороги», «Вчерашний день, в часу в шестом», «Поэт и Гражданин», «Рыцарь на час». | |||||
51-52 | 2 | «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. | Сочинение, наизусть | ||||
53-54 | 2 | Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов. | |||||
55-56 | 2 | «Люди холопского звания» и «народные заступники». Гриша Добросклонов и Савелий, «богатырь святорусский | |||||
57-58 | 2 | Судьба Матрёны Тимофеевны | |||||
59-60 | 2 | Проблемы счастья и смысла жизни в поэме | |||||
Николай Семёнович Лесков (7 часов) | |||||||
61 | 1 | Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. | Сказ в творчестве Лескова | презентация | |||
62 | 1 | Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. | |||||
63 | 1 | «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. | |||||
64-65 | 2 | Иван Флягин – один из героев-правдоискателей | |||||
66-67 | 2 | Классное сочинение | Сочинение- характеристика героя | ||||
Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин (9 часов) | |||||||
68-69 | 2 | Краткий очерк жизни и творчества. Жизненная позиция писателя. | |||||
70,7173 | 3 | Сказки писателя-сатирика. «Премудрый пескарь», Карась-идеалист», «Коняга» | |||||
74-75 | 2 | Письменная творческая работа по анализу сказки М. Е. Салтыкова -Щедрина | |||||
76 | 1 | «История одного города» - сатирическая летопись истории Российского государства. | Эзопов язык. Гротеск. | ||||
77 | 1 | Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа и власти. | |||||
Фёдор Михайлович Достоевский (18 часов) | |||||||
78-79 | 2 | Очерк жизни творчества. | |||||
80 | 1 | «Преступление и наказание». Система образов. | Психологизм и полифонизм | Знание текста романа | |||
81-82 | 2 | Письменная работа Анализ героя романа | |||||
83-84 | 2 | Раскольников. Социальные и философские истоки бунта героя романа. | |||||
85-86 | 2 | Смысл теории и причины поражения Раскольников. | |||||
87-88 | 1 | Раскольников и его «двойники». | |||||
89-90 | 2 | Образы униженных и оскорблённых. | |||||
91-92 | 2 | Сонечка Мармеладова. Тема гордости и смирения. | |||||
93-94 | 2 | Мрачный облик Петербурга в романе. | |||||
95-96 | 2 | Классное сочинение. Анализ эпизода | сочинение | ||||
Лев Николаевич Толстой (30 часа) | |||||||
97-98 | 2 | Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. | |||||
99-100 | 2 | «Севастопольские рассказы». Изображение суровой правды войны | |||||
101-102 | 2 | Героизм и патриотизм солдат | |||||
103-104 | 2 | Письменная работа. Анализ эпизода | |||||
105 | 1 | «Война и мир».История создания | Роман-эпопея. Исторические личности и вымышленные персонажи в их взаимодействии | Реферат, сочинение | |||
106 | 1 | Жанровое своеобразие романа-эпопеи. Художественные особенности. | |||||
107-108 | 2 | «Мысль народная» в эпопее. | |||||
109-110 | 2 | Система образов в романе. | |||||
111-112 | 2 | Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. | |||||
113-114 | 2 | Письменная работа. Характеристика героя | |||||
115-116 | 2 | Идея нравственной ответственности человека за судьбы мира. | |||||
117-118 | 2 | Различие путей нравственных поисков героев романа – Пьера Безухова и Андрея Болконского. | |||||
119-120 | 2 | Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Судьбы любимых героинь. | |||||
121 | 1 | Исторические личности на страницах романа. | Историческая личность | ||||
122 | 1 | Кутузов и Наполеон. | |||||
123-124 | 2 | «Дубина народной войны». | |||||
125 126 | 2 | Классное сочинение | |||||
Антон Павлович Чехов | |||||||
127-128 | 2 | Чехов-прозаик и Чехов-драматург. | драма Трагедия комедия | презентация | |||
129-130 | 2 | Рассказы Чехова. Своеобразие их тематики и стиля. «Студент», «Дуэль», «Дама с собачкой», «Анна на шее», «Ионыч». | |||||
131 | 1 | «Вишнёвый сад» как одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга. | Лирическая комедия. Своеобразие стиля Чехова | ||||
130 | 1 | Сюжет и конфликт пьесы. Символический смысл образа вишнёвого сада. | Сюжет, конфликт | ||||
131 | 1 | Тема времени в пьесе. Герои пьесы и их судьбы. | |||||
132 | 1 | Раневская и Гаев как герои уходящие в прошлое усадебного быта | |||||
133 | 1 | Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. | сочинение | ||||
Зарубежная литература (6 часов) | |||||||
134-135 | Э.Т. Гофман «Серапионовы братья» | 2 | Связь реального и фантастического в романтических произведениях писателя | ||||
136-137 | О де Бальзак «Гобсек» | 2 | Тема власти и денег. Реалистическое мастерство писателя. | ||||
138-139 | В.Гюго «Собор Парижской Богоматери» | 2 | Главные герои романа: Эсмеральда, Квазимодо, Клод Фролло. Народ в романе. | Презентация книги зарубежной литературы | |||
140 | Рекомендация книг на лето | 1 |
Список литературы для учащихся
1.Т.Ф.Курдюмова «Литература», 10 класс
2. «Словарь литературоведческих терминов»
3.Тексты изучаемых произведений
4.Критические статьи:
*Н.А. Добролюбов «луч света в тёмном царстве»
*Д.И.Писарев «Базаров»
Список литературы для учителя
1. «Литература» 10 класс под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, 2008 год
2.И.В. Золотарёва «Поурочные разработки по русской литературе» в 2-х частях, М.. «ВАКО», 2006 год
3.Г.А. Иоффе «Русская литература второй половины XIX века, 10 класс, Санкт-Петербург, 2003 год
4. Н.Л. Карнаух «Письменные работы по литературе», 9-11 класс, «Дрофа», 2003 год
5. Тексты изучаемых произведений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....