рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа (литература, 5 класс) по теме
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2012, учебника: Литература. Начальный курс. 5 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_lit.doc | 51.93 КБ |
poyasnitelnaya_lit_5.docx | 30.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по литературе в 5 классе.
№ | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Основные знания, умения и навыки | Форма проведения урока | Домашнее задание |
1 четверть Введение | |||||||
1 | 1 | О художественной литературе и чтении. | 1 ч | Труд писателя и труд читателя. Виды искусств. Тропы и фигуры художественной речи. | Чтения и изучения. | Стр. 6, вопросы | |
Мифы 9 часов | |||||||
2 | 2-3 | Мифы Древнего Египта. | 2ч | Мифические персонажи. | Комбинированные | Стр.7- 12, вопросы | |
3 | 4 5 6 7-8 | Мифы Древней Греции. Олимп. Ночь, луна, заря и солнце. Орфей и Эвридика. Пигмалион. Подвиги Геракла. | 1ч 1ч 1ч 2ч | Мифические персонажи. | Комбинированные | Стр. 12-16 Стр. 17-23 Стр.23-30, вопросы | |
4 | 9 | Гомер. Герои мифов в поэме «Одиссея». | 1ч | Особенность древнегреческого стиха. | Чтение и изучение. | Стр.33-42, вопросы1-3 | |
5 | 10 | Вн. Чт. Славянские мифы и легенды. Р/к Легенды Кавказа. | 1ч | Особенности славянских мифов и легенд. | Комбинированные | Стр.43-47, иллюстрация | |
Устное народное творчество 11 часов | |||||||
6 | 11 | УНТ. Народные сказки. | 1 ч | Знание двух терминов УНТ и фольклор. Своеобразие форм, тем, сюжетов, героев. | Комбинированный | Стр.50-54 | |
7 | 12 | Египетская сказка «Коршун и кошка» и русская сказка «Солнце, Месяц и Ворон Воронович». | 1 ч | Волшебные сказки. Столкновение и поединок Добра СО Злом. Пересказ сказки близко к тексту. | Чтение и изучение. | Стр. 54-56,пересказ | |
8 | 13 | Виды народных сказок. Р/к Сказки народов Северного Кавказа. | 1ч | Знакомство и изучение видов народных сказок. Социально – бытовые сказки. Сказки об отношениях богатых и бедных. Утверждение нравственных идеалов в сказках. Композиция. Иносказание. Резкое разграничение положительного и отрицательного. | Комбинированный | Стр.57-64 | |
9 | 14 | Волшебная сказка «Белая уточка». | 1ч | Представления о чудесных помощниках. Характер отражения реальной жизни в волшебной сказке. | Комбинированный | Стр.64-68, вопросы | |
10 | 15 | О легенде и предании. «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова». | 1 ч | О непреходящем значении легенд и преданий. | Беседа. | Стр. 72-73 | |
11 | 16 | Загадки. Р/Р Сочини загадку. Р/К Загадки народов Северного Кавказа. | 1 ч | Метафора. Олицетворение. Сравнение. Особенности создания загадок. Загадка и отгадка. Особенности строения. | Урок – игра. | Стр. 76-80, сочини загадку | |
12 | 17 | Пословицы и поговорки. Р/К Пословицы и поговорки народов Северного Кавказа. | 1 ч | Краткость, образность, мудрость, обобщение народного опыта. Отличие пословиц от поговорок. Связь с другими жанрами фольклора. | Урок – конкурс. | Стр.83-88, задания на стр.86 | |
13 | 18-19 | Народный кукольный театр. «Петрушка Уксусов». | 2ч | Пьеса. Чтение по ролям. | Комбинированный | Стр.94-101 | |
14 | 20 | Контрольная работа | 1 ч | Проверка знаний, умений навыков. | Литературный диктант. | ||
15 | 21 | Вн. Чт. Литературные сказки. Р/К Писатели Ставрополья. | 1ч | Пересказ любимых сказок | Внеклассное чтение | Стр.108-109 | |
Творчество А.С.Пушкина 3 часа | |||||||
16 | 22-23 | А. С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». | 2ч | Связь пролога к поэме с русскими народными сказками. Фантастические события сюжета. Понятие о поэме. | Уроки чтения и изучения. | Стр.111-122, Стр.122-127 | |
17 | 24 | Р/Р О стихотворной речи. | 1ч | Понятие о стихосложении. | Комбинированный | Стр.129-134 | |
24ч | СОЧ – К/Р - | 0 1 | |||||
2 четверть | |||||||
Творчество Г.Х.Андерсена 6 часов | |||||||
1 | 1 | Г.Х.Андерсен. Сказка «Снежная королева». | 1ч | О сказочнике. Многоуровневое произведение. Своеобразие сказки. Органическая взаимосвязь всего существующего. | Урок чтения и обсуждения. | Стр.140-169 | |
2 | 2-3-4 | Герда в поисках Кая. В чертогах Снежной королевы. | 3ч | Особый язык сказки. Ошибка героя, преодоления препятствий и победа героев. | Урок чтения и обсуждения. | Стр.170, вопросы | |
3 | 5-6 | Внеклассное чтение. Сказки Г.Х.Андерсена. Контрольная работа. | 1ч 1ч | Сказка помогает бороться с недостатками, учит добру и справедливости. | Внеклассное чтение | Стр.174-175 | |
Творчество Шарля Перро 3 часа | |||||||
4 | 7-8-9 | Шарль Перро. Сказка «Золушка». Вн.Чт. Любимые сказки Ш. Перро | 2ч 1ч | Понятие киносценарий, пьеса, драматург; сравнение киносценария и литературной сказки. | Урок чтения и обсуждения. | Стр.177-183 Стр.184-211 | |
Творчество П.П.Бажова 7 часов | |||||||
5 | 10-11 | П.П.Бажов. Уральские сказы. «Каменный цветок». | 2ч | Сходство авторской сказки с народными. Трилогия. | Урок – беседа. | Стр.215-232 | |
6 | 12-13 | Р/Р Изложение «Каменный сад». | 2ч | Работа с текстом | Развитие речи | Стр.233-234, вопросы | |
7 | 14-15 | Вн. Чт. Сказы «Горный мастер», «Хрупкая веточка». | 2ч | Рассказ о жизни Данилы-мастера. | Внеклассное чтение | Стр.235-236 | |
8 | 16 | Литературная сказка в отличие от народной. | 1ч | Размышления над ролью. Инсценировка эпизодов. | Комбинированный | Подготовиться к инсценированию | |
Творчество И.А.Крылова. Басни 8 часов | |||||||
9 | 17-18 | И. Крылов. О баснописце. Басни как жанр литературы. «Волк на псарне», «Демьянова уха». | 2ч | Расцвет русской басни в начале века. Обличение невежества. Невежа и невежда Герои басен. | Урок чтения и изучения. | Стр.244-246 басни наизусть | |
10 | 19-20 | Басни «Квартет», «Волк и ягнёнок». | 2ч | Обличение подхалимства. Злободневность морали басен. Умение выразительно читать басни наизусть. | Уроки актерского мастерства. | Стр.249-251, басни наизусть | |
11 | 21 | Вн. Чт. Любимые басни И.А.Крылова. | 1ч | Умение выразительно читать басни наизусть. | Внеклассное чтение | Выуч. басню по выбору | |
12 | 22 | Басни Эзопа. Аллегория. | 1ч | Аналитическая работа. Теория литературы. Аллегория. | Комбинированный | Стр.253 | |
13 | 23 | Контрольная работа. | 1ч | Проверка ЗУН | Контрольный | ||
14 | 24 | Обобщение и подведение итогов. | 1ч | Проверка ЗУН | Обобщающий | ||
24ч | СОЧ – К/Р - ИЗЛ - | 0 2 1 | |||||
3 четверть | |||||||
Творчество М.Ю.Лермонтова 5 часов | |||||||
1 | 1-2 | М. Лермонтов. Начало пути. Поэма «Бородино». | 2ч | Патриотическая тема в стихотворении. Композиция и герои произведения. Образ старого солдата. Тема и идея произведения. | Комбинированный урок. | Стр. 4-6 | |
2 | 3 | Р/Р Поэма «Бородино». | 1 ч | Подвиг. Герой. Патриот. Выразительное чтение поэмы наизусть. | Комбинированный | Стр. 6-10, выучить наизусть | |
3 | 4 | Р/Р Урок выразительного чтения. | 1ч | Отработка навыков выразительного чтения. | Развитие речи. | Стр.11-12 | |
4 | 5 | Эпитет и сравнение в стихотворении «Бородино». О теме и идее художественного произведения. | 1ч | Изучение теории литературы. | Комбинированный | Стр. 13, вопросы 1,2 | |
Творчество А.В.Кольцова 2 часа | |||||||
5 | 6-7 | А.В.Кольцов. О поэте. Стихотворения «Косарь», «Лес». | 2ч | Эпитет. Сравнение. Выразительное чтение стихотворений. | Комбинированный | Стр. 16-20, выучить наизусть | |
Творчество И.С.Тургенева 8 часов | |||||||
6 | 8-9 | И. С. Тургенев. Верность «Аннибаловой клятве». «Муму». | 2ч | Историко – культурный контекст рассказа. Портрет Герасима. Сравнение. Гипербола. Протест героя. | Урок чтения и изучения, обсуждения | Стр. 25-37 Стр. 37-54 | |
7 | 10-11-12 | Портрет. Сравнение. Герасим и Муму. Герасим и дворня. Герасим и барыня. | 3 ч | Сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие – основные качества Герасима. | Урок изучения и обсуждения. | Стр. 54-55, вопросы | |
8 | 13 | Из «Воспоминаний о семье И.С.Тургенева» В.Н.Житовой. | 1ч | Отражение реальных событий в произведении И.С.Тургенева. | Комбинированный | Стр. 58, вопросы | |
9 | 14-15 | Обобщающий урок по рассказу « Муму». К/Р Тестирование. | 1ч 1ч | Проверка ЗУН | Обобщающий | Домашнее сочинение | |
Творчество Л.Н.Толстого 7 часов | |||||||
10 | 16 | Р/К Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». | 1 ч | Смысл произведения «Кавказский пленник», его идея. Проблема произведения. | Урок чтения и изучения. | Стр. 64-76 | |
11 | 17 | Жилин и Дина. | 1ч | Взаимоотношения героев | Аналитическая работа | Стр.76-87 | |
12 | 18-19 | Жилин и горцы. Образ Костылина. | 2ч | Сопоставительный анализ | Аналитическая работа | Стр.88, вопросы | |
13 | 20-21 | Обобщение по рассказу «Кавказский пленник». Контрольная работа. | 1ч 1ч | Подготовка к домашнему сочинению | Обобщение | Домашнее сочинение | |
14 | 22 | О сюжете и героях. | 1ч | Изучение теории литературы. | Комбинированный | Стр.92, вопросы | |
Творчество В.М.Гаршина 2 часа | |||||||
15 | 23-24 | В.М.Гаршин. Из жизни писателя. Рассказ «Сигнал». | 2ч | Комментированное чтение. Композиция. Сюжет. | Комбинированный | Стр. 95- 102,вопросы | |
Творчество Л.Н.Андреева 3 часа | |||||||
16 | 25-26 | Л.Н.Андреев. Очерк о жизни и творчестве. Рассказ «Кусака». | 2ч | Комментированное чтение | Урок изучения и обсуждения | Стр. 107- 111, Стр.111- 115, вопросы | |
17 | 27 | Р/Р Устное сочинение «Придумаем продолжение рассказа…». | 1ч | Устное сочинение | Развитие речи | Стр.116 | |
Творчество А.И. Куприна 6 часов | |||||||
18 | 28-29 | А.И.Куприн. Очерк о жизни и творчестве. Рассказ «Белый пудель». | 2ч | Нравственные уроки рассказа. Персонажи, события. | Беседа. | Стр.121-140 Стр.141-153 | |
19 | 30 | Р/Р Как Арто помогал людям. Спасение Арто. Сергей и Арто. | 1ч | Аналитическая работа | Урок чтения и обсуждения | Стр.154, вопросы | |
20 | 31-32 | Р/Р Подготовка к сочинению. Сочинение по рассказу «Белый пудель». | 2ч | Подбор материалов к сочинению. | Развитие речи | ||
21 | 33 | Контрольное тестирование. | 1ч | Проверка ЗУН | Контрольный | ||
33ч | СОЧ – К/Р - | 3 3 | |||||
4 четверть | |||||||
Поэзия природы 5 часов | |||||||
1 | 1 | Р/К Поэзия природы. А. С. Пушкин «Обвал». | 1 ч | Образы природы в творчестве А.С.Пушкина. Рифма. Ритм. Анализ стихотворений. | Комбинированный | Стр. 157, вопросы | |
2 | 2 | Ф. И. Тютчев «Весенние воды», «Весенняя гроза». | 1ч | Образы природы в творчестве Ф. Тютчева. Рифма. Ритм. Анализ стихотворений. | Комбинированный | Стр.160-162, вопросы, выучить наизусть | |
3 | 3 | Р/Р А. Н. Майков «Весна», «Осень». | 1 ч | Образы природы в творчестве А. Н. Майкова. Выразительное чтение. | Развитие речи | Стр.163-164, выучить наизусть | |
4 | 4 | Р/Р К.Д.Бальмонт «Где б я ни странствовал…». | 1ч | Образы природы в творчестве К.Д.Бальмонта. Рифма. Ритм. Анализ стихотворений. | Развитие речи | Стр. 166, выучить наизусть | |
5 | 5 | Р/Р Н. И. Рыленков «Всё в тающей дымке…». | 1ч | Особенности поэтического языка поэта. | Комбинированный | Стр.167-168, сочиняем стихи о природе | |
Творчество К.Г.Паустовского 4 часа | |||||||
6 | 6 | К.Г.Паустовский. Певец Мещёры | 1ч | Мысль автора об ответственности человека перед природой. | Урок чтения и обсуждения. | Стр.172-173 | |
7 | 7 | Мещёрская сторона. Обыкновенная земля. Мшары. | 1ч | Чтение и обсуждение произведения | Комбинированный | Стр.177-183 | |
8 | 8 | Рассказы «Леса», «Луга». | 1ч | Анализ прочитанного | Комбинированный | Стр. 183-185 | |
9 | 9 | Очерки «Бескорыстие», «Мой дом». | 1ч | Особенности языка писателя. | Комбинированный | Стр. 186, вопросы | |
Творчество Е.И.Носова 2 часа | |||||||
10 | 10 | Р/Р Е.И.Носов. О писателе. Рассказ «Тридцать зерен». | 1ч | Чтение рассказа по ролям | Комбинированный | Стр.190 | |
11 | 11 | Вн.чт. Е.И.Носов. Рассказ «Как ворона на крыше заблудилась». | 1ч | Сравнение рассказа с очерком, их отличие. | Внеклассное чтение | Стр.192, вопросы | |
Стихи о Великой Отечественной войне 6 часов | |||||||
12 | 12 | К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» Р/К Поэты Ставрополья о войне | 1ч | Анализ стихотворений | Урок чтения и обсуждения | Стр.194, вопросы | |
13 | 13 | А.А.Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь…» Р/К Поэты Ставрополья о войне | 1ч | Сила любви, патриотизм и понятие духа бойцов в лирике военных лет. | Комбинированный | Стр. 196-197, вопросы | |
14 | 14 | Муса Джалиль «Мост», «Случается порой». | 1ч | Знакомство с творчеством татарского поэта. | Комбинированный | Стр.198-199 | |
15 | 15 | С. С. Орлов «Тонкая российская берёза». | 1ч | Анализ стихотворения (изобразительно-выразительные средства художественной речи). | Комбинированный | Стр. 200-201 | |
16 | 16 | Расул Гамзатов «Журавли». | 1ч | Стихотворение-реквием | Комбинированный | Выучить любое стихотворение наизусть | |
17 | 17 | Р/Р Урок выразительного чтения стихотворений. Р/К Любимые стихотворения поэтов Ставрополья. | 1ч | Отработка навыков выразительного чтения | Развитие речи | Стр. 202-203, вопросы | |
Творчество В.М. Шукшина 1 час | |||||||
18 | 18 | В.М.Шукшин. Рассказ «Жатва». | 1ч | Самобытность творчества писателя. | Урок чтения и обсуждения. | Стр. 204-209, вопросы | |
Творчество Ю.П.Казакова 2 часа | |||||||
19 | 19-20 | Ю.П.Казаков. Путь в литературу. Рассказ «Тихое утро». | 2ч | Краткость и выразительность языка рассказа. Сюжет и композиция рассказа. | Урок чтения и обсуждения. | Стр.212-224, стр.225, вопросы | |
Творчество В.А.Солоухина 1 час | |||||||
20 | 21 | В.А.Солоухин. О писателе. Рассказ «Мститель». | 1ч | Главный герой повести. Становление характера. | Урок чтения и обсуждения. | Стр.227-232, вопросы | |
Зарубежная литература. Творчество Рэя Дугласа Бредбери. 2 часа | |||||||
21 | 22 | Рэй Дуглас Брэдбери. Рассказ «Мальчик-неведимка». | 1ч | Знакомство с творчеством писателя-фантаста. | Урок чтения и обсуждения. | Стр.233-243,вопросы | |
22 | 23 | Р/Р Устное сочинение. Самое интересное произведение из курса. | 1ч | Устное сочинение | Развитие речи | ||
23 | 24 | Подведение итогов. Список для летнего чтения. | 1ч | Контрольная работа | Обобщающий | ||
24ч | СОЧ – К/Р - | 0 1 | |||||
Итого за год | 105ч |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР Педагогическим советом
методического объединения _____________ Остапенко С.А. Протокол
учителей русского языка и литературы
от 27.08.2012 г. № 1 «28» августа 2012 г. от «30» августа 2012 г.№1
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Утверждена
Директор школы
__________________ Т.В. Толмачева
Приказ
от «30» августа 2012 года
№179
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
5 класс
(коррекционно-развивающее обучение)
Срок реализации: 2012-2013 учебный год
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2012, учебника: Литература. Начальный курс. 5 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2012.
Рабочую программу составила
Сыч Н.И.
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ №3
Раздел I. Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года, № 196 «Типовое положение об общеобразовательном учреждении» (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2002 года, № 919, от 01 февраля 2005 года, № 49, от 30 декабря 2005 года, № 854, от 20 июля 2007 года № 459, от 18 августа 2008 года, № 617, от 10 марта 2009 года, № 216);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 03 июня 2011г. № 1994);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 03 июня 2008 года № 164; от 31 августа 2009 года № 320; от 19 октября 2009 года № 427, от 10 ноября 2011 года № 2643; от 24 января 2012 года № 39; от 31 января 2012 года № 69 (для 3-11 классов);
- Приказ министерства образования Ставропольского края от 07 июня 2012 г. № 537-пр «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ставропольского края»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)(для 1-2 классов);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Учебно-материальное обеспечение образовательного процесса регламентируется следующими документами:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277
«Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября
2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год».
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2012, учебника: Литература. Начальный курс. 5 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2012.
Программа составлена на 105 часов, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
- приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы
- развить способности:
- воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни
- формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию учащихся
- осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;
- освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики
- анализировать и оценивать литературные произведения;
- получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;
- развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами
усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений
Введение регионального компонента по литературе направлено на освоение обучающимися культурных традиций , уклада жизни, богатейшего духовного наследия русского народа, населяющего Ставропольский край.
Планирование содержания регионального компонента:
№ п/п | Содержание курса | Содержание регионального компонента | Кол-во часов |
1 | Мифы | Мифологические персонажи в фольклоре Кавказа | 1 |
2 | Народные сказки | Сказки народов Северного Кавказа | 1 |
3 | Загадки. | Загадки народов Северного Кавказа | 1 |
4 | Пословицы и поговорки | Пословицы и поговорки народов Северного Кавказа | 1 |
5 | Вн. Чтение. Литературные сказки. | Сказки писателей Ставрополья | 1 |
6 | Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» | Л.Н.Толстой на Кавказе | 1 |
7 | Поэзия природы | Поэзия и проза поэтов Ставрополья | 1 |
8 | Стихи о Великой Отечественной войне | Поэты Ставрополья о войне | 2 |
9 | Внеклассное чтение | Любимые стихотворения поэтов Ставрополья | 1 |
Итого | 10 ч |
Программа предусматривает проведение уроков внеклассного чтения:
№ п/п | Содержание | Количество часов |
1 | Славянские мифы и легенды | 1 |
2 | Литературные сказки | 1 |
3 | Сказки Г.Х.Андерсена | 1 |
4 | Сказки Ш.Перро | 1 |
5 | Сказы П.П.Бажова | 2 |
6 | Любимые басни И.А.Крылова | 1 |
7 | Рассказы Е.И.Носова | 1 |
Итого | 8 |
Программа предусматривает работу по развитию речи:
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Сочинение загадки | 1 |
2 | О стихотворной речи. Упражнения по стихосложению | 1 |
3 | Изложение «Каменный сад» | 2 |
4 | Как читать поэму? Уроки выразительного чтения поэмы «Бородино» | 2 |
5 | Устное сочинение «Судьба Кусаки» | 1 |
6 | Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму» | 1 |
7 | Сравнительная характеристика героев. Сергей и Арто. | 1 |
8 | Сочинение по рассказу «Белый пудель» | 2 |
9 | Поэзия природы. Анализ и выразительное чтение стихотворений | 3 |
10 | Чтение по ролям рассказа «Тридцать зёрен» | 1 |
11 | Отработка навыка выразительного чтения стихотворений | 1 |
12 | Устное сочинение. Самое интересное произведение курса. | 1 |
Итого | 17 |
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов |
Введение | 1 |
Мифы | 8 |
Народные сказки | 3 |
Легенды и предания | 1 |
Загадки | 1 |
Пословицы и поговорки | 1 |
Народный кукольный театр | 2 |
А.С.Пушкин | 2 |
Г.Х.Андерсен | 4 |
Ш. Перро | 2 |
П.П.Бажов | 3 |
И.А.Крылов | 5 |
М.Ю.Лермонтов | 3 |
А.В.Кольцов | 2 |
И.С.Тургенев | 7 |
Л.Н.Толстой | 5 |
В.М.Гаршин | 2 |
Л.Н.Андреев | 2 |
А.И.Куприн | 2 |
Поэзия природы | 1 |
К.Г.Паустовский | 4 |
Стихи о Великой Отечественной войне | 4 |
В.М.Шукшин | 1 |
Ю.П.Казаков | 2 |
В.А.Солоухин | 1 |
Рэй Дуглас Бредбери | 1 |
Итого | 70 ч |
Выполнение программного материала
Время проведе ния | Теоретическая часть | Практическая часть | |||
Сочинения домашние | Сочинения классные | Изложения | Контрольные работы | ||
1 четверть | 23 | 0 | 0 | 0 | 1 |
2 четверть | 20 | 0 | 0 | 1 | 3 |
3 четверть | 27 | 2 | 1 | 0 | 3 |
4 четверть | 23 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Всего | 93 | 2 | 1 | 1 | 8 |
Итого | 105 часов |
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся:
Основные учебные умения и навыки учащихся:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)
- умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни
- умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Литература для учителя:
- Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2012.
- Таблицы и раздаточный материал по литературе для 5 класса (электронный вариант)
- ЦОР по всем темам
- Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2011
- В.П.Журавлев. Читаем, думаем, спорим… 5 класс.- М.: Просвещение, 2008.
- Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. - М.: Вако, 2007.
- Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
Литература для учащихся:
- Литература. Начальный курс. 5 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2011-2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....