Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Утверждаю Согласовано Рассмотрено на
Директор МОУ СОШ № 63 Заместитель директора по УВР заседании МО учителей
В.Л. Постнова____________ З.М. Инкина________________ русского языка и литературы
Рабочая программа
на 2012-2013 учебный год
Предмет Литература
Класс 8 А, В
Учитель Берсенева Ю.М.
Педагогический стаж 5 лет
Квалификационная категория вторая
Тип программы государственная
Наименование программы: Программы по литературе 5-11 классы под редакцией В.Я.Коровиной. Основное общее образование. Допущено МО и НРФМ.: Просвещение, 2009г.
Учебник : Литература : 8класс. Учебник-хрестоматия в двух частях.
Автор: Коровина В.Я. М.:Просвещение,2009г.
Количество часов 68 за год, 2 часа в неделю
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2008 .
Общая характеристика учебного предмета.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Основная задача обучения в 8 классе – показать учащимся взаимосвязь литературы и истории. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.
Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Учащиеся 8 класса владеют техникой чтения и подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух и толкованию художественных произведений.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.
Ц е л и.
Изучение литературы в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в 8 классе отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного среднего образования. (из расчета 2 учебных часа в неделю).
При составлении планирования уроков предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.
Программа ориентирована на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальные представления); мораль, аллегория; дума (начальные представления); классицизм, историзм художественной литературы (начальные представления); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции.
Учащиеся должны уметь:
- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
- сопоставлять героев и сюжеты разных произведений, находя сходства и различия в позиции авторов;
- выделять общие свойства произведений, объединённых жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
- осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
- видеть конкретно-историческое и символистическое значение литературных образов;
- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
- сравнивать позиции автора в пьесе с трактовкой ролей актёрами, режиссёрской интерпретацией;
- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
Распределение учебных часов по разделам программы
Введение -1 час.
Устное народное творчество -2 часа.
Из древнерусской литературы -2 часа.
Из русской литературы ΧVIII века – 3 часа.
Из русской литературы ΧIΧ века – 32 часа.
Из русской литературы ΧΧ века – 21 час.
Из зарубежной литературы – 5 часов.
Итоговые уроки – 2 часа.
Календарно – тематическое планирование
№ п\п | Содержание (тема) 8класс | Кол- во часов | Сроки | Ожидаемый результат | Нестандартные методы, формы |
1. | Введение. Русская литература и история. | 1 | 03.09. | Понимание задач курса | |
2. | Устное народное творчество. Песни | 1 | 06.09 | Развитие представлени | |
3. | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве» | 1 | 10.09 | Уметь делать выводы | Медиа-урок |
4. | «Житие Александра Невского» | 1 | 13.09 | Уметь отличать художественные особенности | Медиа-урок |
5. | Вн. Чтение. «Шемякин суд» | 1 | 17.09 | воинской повести и жития | Медиа-урок |
6. | Д.И.Фонвизин «Недоросль». Анализ эпизода. | 2 | 20.,24.09 | Помочь становлению нравственной культуры | Работа в группах. Практикум |
7 | Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века» | 1 | 27.09 | ||
8. | И.А. Крылов «Обоз» | 1 | 01.10 | Владение устной речи | Инсценирование |
9. | И.А.Крылов «Лягушки, просящие царя» | 1 | 04.10 | ||
10. | К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака» | 1 | 08.10 | Иметь начальное представление о думе | |
11. | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Туча», «К..». | 1 | 15.10 | Владеть умением анализа романа (первоначальное представление) | Практикум |
12. | А.С.Пушкин. Историческая тема в творчестве поэта. | 1 | 18.10 | Семинар | |
13. | А.С.Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки). | 1 | 22.10 | Беседа | |
14. | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. | 1 | 25.10 | Знать героев произведения. | |
15. | Гринёв: жизненный путь героя. Гринёв и Швабрин. | 1 | 29.10 | ||
16. | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. | 1 | 01.11 | Уметь анализировать | Беседа |
17. | Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. | 1 | 05.11 | Практикум | |
18. | Р.Р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | 08.11 | Умение интерпретировать полученную информацию в контексте своей деятельности | Презентация |
19. | А.С.Пушкин. «Пиковая дама» | 1 | 12.11 | ||
20. | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина. | 1 | 15.11 | Владение устной выразительной речью | |
21. | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве поэта. | 1 | 19.11 | ||
22. | М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. | 1 | 26.11 | Роль эпизода в произведении | Практикум |
23. | Особенности композиции поэмы. Роль описаний природы. | 1 | 29.11 | Умение находить в произведение главное | Практикум |
24. | Р.Р. Обучение сочинению по поэме «Мцыри». | 1 | 03.12 | Развивать устную речь | |
25. | Н.В.Гоголь. Слово о писателе, его отношение к истории. | 1 | 06.12 | ||
26. | Н.В.Гоголь «Ревизор» как социальная комедия. | 1 | 10.12 | Умение читать по ролям, навыки работы в коллективе | |
27. | Разоблачение пороков чиновничества. | 1 | 13.12 | беседа | |
28. | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». | 1 | 17.12 | ||
29. | Р.Р.Роль эпизода в драматическом произведении» | 1 | 20.12 | Понимать тему, идею, роль эпизода в конве произведения | |
30. | Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека». | 2 | 24/27.12 | ||
31. | М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» | 2 | 10/14.01.13 | Владение письменной речью | Медиа-урок |
32. | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова – Щедрина. | 1 | 17.01 | ||
33. | Н.С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». | 1 | 21.01 | Усвоить правила деятельности в паре. Развитие понятия «эзопов язык» | Работа в паре |
34. | Л.Н.Толстой «После бала». Особенности композиции. | 2 | 24/28.01 | Развитие представлений об антитезе | |
35. | Вн.чт. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество». | 1 | 31.01 | ||
36. | Вн. чтение.Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета… | 1 | 04.02 | Уметь выразительно читать | Использование элементов метода проекта |
37. | А.П.Чехов «О любви» | 1 | 07.02 | Понимать понятие «психологизм» худ. литерат. | |
38. | И.А.Бунин «Кавказ» | 1 | 11.02. | Понимать мастерство Бунина-рассказчика | Медмиа-урок |
39. | А.И.Куприн «Куст сирени» | 1 | 14.02 | Понимать сюжет и фабулу произведения | Медиа-урок |
40. | Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» | 1 | 18.02 | Практикум | |
41. | А.А.Блок «Россия» | 1 | 25.02 | Уметь выразительно читать | |
42. | С.А. Есенин «Пугачев»-поэма на историческую тему | 1 | 28.02 | Глубже понимать прочитанное | Практикум |
43. | Р.Р.Образ Пугачева в произведениях Пушкина, Есенина. | 2 | 4/7.03 | Уметь анализировать худ. произ. | Урок-конференция |
44. | И.С.Шмелев «Как я стал писателем» | 1 | 11.03 | Уметь оценивать худ произвед. | |
45. | Вн.чтение.М.М.Зощенко «История болезни» | 1 | 14.03 | Владение письменной речью | Медиа-урок |
46. | М.А. Осоргин «Пенсне» | 1 | 18.03 | Умение анализ. . произ. | |
47. | Контрольная работа по тв-ву Л.Н.Толстого, А.П. Чехова, Бунина, Блока, Есенина. | 1 | 21.03 |
| Контроль |
48. | А.Т. Твардовский «Василий Теркин» | 3 | 25/28.03 01.04 | Уметь составлять киносценарий | Презентация |
49. | Вн. чтение А.П. Платонов «Возвращение» | 1 | 04.04 | ||
50. | Р.Р.Стихи и песни о В.О.В. Окуджавы, Исаковского | 1 | 08.04 | Урок-концерт | |
51. | В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» | 1 | 15.04 | Медиа-урок | |
52. | Р.Р.Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 в.» | 1 | 18.04 | Владение письменной речью | |
53. | Вн. чтение. Русские поэты о Родине, природе. | 2 | 22/25.04 | Представление о нравственных | |
54. | У.Шекспир «Ромео и Джульетта» | 2 | 29.04,2.05 | ценностях человека | |
55. | Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» | 2 | 6/13.05 | Знать композиц. литерат. произ. | |
56. | Вн.чт. Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 1 | 16.05 | Представление о духовных | Медиа-урок |
57. | Вн.чт. В.Скотт «Айвенго» | 1 | 20.05 | и нравствен. ценностях чел. | |
58. | Итоги года. Задание для летнего чтения. | 1 | 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....