Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Берсенева Юлия Михайловна

рабочая программа по литературе по учебнику Коровиной В.Я.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit-ra.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

 Утверждаю                                                          Согласовано                                                             Рассмотрено на

Директор МОУ СОШ № 63                               Заместитель директора по УВР                             заседании МО учителей

В.Л. Постнова____________                             З.М. Инкина________________                            русского языка и литературы

                                                                                                                                                                 

                                                                   

                                                                    Рабочая программа

                                                                   

                                                                   на 2012-2013  учебный год

Предмет      Литература

Класс             8 А, В

Учитель       Берсенева Ю.М.

Педагогический стаж   5   лет   

Квалификационная категория         вторая

Тип программы     государственная

                       

Наименование программы: Программы по литературе 5-11 классы под редакцией В.Я.Коровиной. Основное общее образование. Допущено МО и НРФМ.: Просвещение, 2009г.

Учебник :   Литература : 8класс. Учебник-хрестоматия в двух частях.

 Автор: Коровина В.Я.  М.:Просвещение,2009г.

Количество часов      68  за год,    2 часа     в неделю  

                                                                                          Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2008 .

             Общая характеристика учебного предмета.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

            Основная задача обучения в 8 классе – показать учащимся взаимосвязь литературы и истории. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.

        Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Учащиеся 8 класса владеют техникой чтения и подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно  больше времени уделять активному чтению вслух и толкованию художественных произведений.

        Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.

         Ц е л и.

Изучение литературы в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в 8 классе  отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного среднего   образования.   (из расчета 2 учебных часа в неделю).

При составлении планирования уроков   предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.

Программа ориентирована на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Требования к уровню подготовки учащихся

        Учащиеся должны знать:

  1. авторов и  содержание изученных художественных произведений;
  2. основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальные представления); мораль, аллегория; дума (начальные представления); классицизм, историзм художественной литературы (начальные представления);  поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции.

 

           Учащиеся должны уметь:

  1. видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
  2. обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
  3. видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
  4. комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
  5. различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
  6. определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
  7. сопоставлять героев и сюжеты разных произведений, находя сходства и различия в позиции авторов;
  8. выделять общие свойства произведений, объединённых жанром,  и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
  9. осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
  10.  видеть конкретно-историческое и символистическое значение литературных образов;
  11. находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
  12. сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
  13. выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
  14. сравнивать позиции автора в пьесе с трактовкой ролей актёрами, режиссёрской интерпретацией;
  15. редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Распределение учебных часов по разделам программы

Введение -1 час.

Устное народное творчество -2 часа.

Из древнерусской литературы -2 часа.

Из русской литературы ΧVIII века – 3 часа.

Из русской литературы ΧIΧ века – 32 часа.

Из русской литературы ΧΧ века – 21 час.

Из  зарубежной литературы – 5 часов.

Итоговые уроки – 2 часа.


                                                         Календарно – тематическое планирование

№ п\п

Содержание (тема) 8класс

Кол-

во

часов

Сроки

Ожидаемый результат

Нестандартные методы,

формы

1.

Введение. Русская литература и история.

1

03.09.

Понимание задач курса

2.

Устное народное творчество. Песни

1

06.09

Развитие представлени

3.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.  «О Пугачёве»

1

10.09

Уметь делать выводы

Медиа-урок

4.

«Житие Александра Невского»

1

13.09

Уметь отличать художественные особенности

Медиа-урок

5.

Вн. Чтение. «Шемякин суд»

1

17.09

воинской повести и жития

Медиа-урок

6.

Д.И.Фонвизин «Недоросль».

Анализ эпизода.

2

20.,24.09

Помочь становлению нравственной культуры

Работа в группах.

Практикум

7

Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века»

1

27.09

8.

И.А. Крылов «Обоз»

1

01.10

Владение устной речи

Инсценирование

9.

И.А.Крылов «Лягушки, просящие царя»

1

04.10

10.

К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»

1

08.10

Иметь начальное представление о думе

11.

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение  «Туча», «К..».

1

15.10

Владеть умением анализа романа (первоначальное представление)  

Практикум

12.

А.С.Пушкин. Историческая тема в творчестве поэта.

1

18.10

Семинар

13.

А.С.Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки).

1

22.10

Беседа

14.

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения.

1

25.10

Знать героев произведения.

15.

Гринёв: жизненный путь героя. Гринёв и Швабрин.

1

29.10

16.

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

1

01.11

Уметь анализировать

Беседа

17.

Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина.

1

05.11

Практикум

18.

Р.Р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

08.11

Умение интерпретировать полученную информацию в контексте своей деятельности

Презентация

19.

А.С.Пушкин. «Пиковая дама»

1

12.11

20.

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.

1

15.11

Владение устной выразительной речью

21.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве поэта.

1

19.11

22.

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой.

1

26.11

Роль эпизода в произведении

Практикум

23.

Особенности композиции поэмы. Роль описаний природы.

1

29.11

Умение находить в произведение  главное

Практикум

24.

Р.Р. Обучение сочинению по поэме «Мцыри».

1

03.12

Развивать устную речь

25.

Н.В.Гоголь. Слово о писателе, его отношение к истории.

1

06.12

26.

Н.В.Гоголь «Ревизор» как социальная комедия.

1

10.12

Умение читать по ролям, навыки работы в коллективе

27.

Разоблачение пороков чиновничества.

1

13.12

беседа

28.

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге».

1

17.12

29.

Р.Р.Роль эпизода в драматическом произведении»

1

20.12

Понимать тему, идею, роль эпизода в конве произведения

30.

Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека».

2

24/27.12

31.

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»

2

10/14.01.13

Владение письменной речью

Медиа-урок

32.

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова – Щедрина.

1

17.01

33.

Н.С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

1

21.01

Усвоить правила деятельности в паре. Развитие понятия «эзопов язык»

Работа в паре

34.

Л.Н.Толстой «После бала». Особенности композиции.

2

24/28.01

Развитие представлений об антитезе

35.

Вн.чт. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество».

1

31.01

36.

Вн. чтение.Поэзия родной природы в творчестве

А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета…

1

04.02

Уметь выразительно читать

Использование элементов метода проекта

37.

А.П.Чехов «О любви»

1

07.02

Понимать понятие «психологизм» худ. литерат.

38.

И.А.Бунин «Кавказ»

1

11.02.

Понимать мастерство Бунина-рассказчика

Медмиа-урок

39.

А.И.Куприн «Куст сирени»

1

14.02

Понимать  сюжет и фабулу произведения

Медиа-урок

40.

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?»

1

18.02

Практикум

41.

А.А.Блок «Россия»

1

25.02

Уметь выразительно  читать

42.

С.А. Есенин «Пугачев»-поэма на историческую тему

1

28.02

Глубже понимать прочитанное

Практикум

43.

Р.Р.Образ Пугачева  в произведениях Пушкина, Есенина.

2

4/7.03

Уметь анализировать худ. произ.

Урок-конференция

44.

И.С.Шмелев «Как я стал писателем»

1

11.03

Уметь оценивать худ произвед.

45.

Вн.чтение.М.М.Зощенко «История болезни»

1

14.03

Владение письменной речью

Медиа-урок

46.

М.А. Осоргин «Пенсне»

1

18.03

Умение анализ. . произ.

47.

Контрольная работа по тв-ву Л.Н.Толстого, А.П.  Чехова, Бунина, Блока, Есенина.

1

21.03

 

Контроль

48.

А.Т. Твардовский «Василий Теркин»

3

25/28.03

01.04

Уметь составлять киносценарий

Презентация

49.

Вн. чтение А.П. Платонов «Возвращение»

1

04.04

50.

Р.Р.Стихи и песни о В.О.В. Окуджавы, Исаковского

1

08.04

Урок-концерт

51.

В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

1

15.04

Медиа-урок

52.

Р.Р.Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 в.»

1

18.04

Владение письменной речью

53.

Вн. чтение. Русские поэты о Родине, природе.

2

22/25.04

Представление о нравственных

54.

У.Шекспир «Ромео и Джульетта»

2

29.04,2.05

ценностях человека

55.

Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»

2

6/13.05

Знать композиц. литерат. произ.

56.

Вн.чт. Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

1

16.05

Представление   о духовных

Медиа-урок

57.

Вн.чт. В.Скотт «Айвенго»

1

20.05

и нравствен.  ценностях  чел.

58.

Итоги года. Задание для летнего чтения.

1

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....