Рабочая программа по литературе 5 класс УМК Р.Н Бунеева.
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы УМК Р.Н Бунеева.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_5_klass.docx87.21 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена                                          Согласована                                         Утверждена

Руководитель МО                                    Заместитель директора по УВР                Директор МАОУ «СОШ №5»

_________ О.П. Бострикова                  ________ З.А. Ялалтдинова                        МО «ЛМР» РТ                                        

Протокол №    1  от                                                                                     _________ Г.А.Новичкова

« 29»августа ______2012 г.                     «29» августа 2012 г.                         Приказ № 168 ОД от

                                                    «_31  »   августа__ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для 5А класса

Ильмуковой Елены Геннадьевны,

учителя русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №5» МО «ЛМР» РТ

2012 – 2013 учебный год


Пояснительная записка

5 класс

        

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена  с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе 2004г, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) 2004г,  с учетом авторской программы по литературе Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой издательство Москва, БАЛАС, 2004 г.

Программа соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и обеспечена учебниками Бунеев, Р. Н. Литература. 5 класс. («Шаг за горизонт»),  учебник: в 2 кн./ Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М.: Балас, 2011». -Серия «Свободный ум»)2006г.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

 Согласно годовому  календарно – учебному графику школы в 5 классе 35 учебных недель. На изучение  предмета литература в 5 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год, что соответствует учебному плану МАОУ «СОШ №5» МО «ЛМР» РТ( приказ № 168ОД от 31.08.2012г) .

Так как данная программа ориентирована на авторскую программу по литературе Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой издательство Москва, БАЛАС, 2004г, в рабочую программу внесены следующие изменения: включена тема «Малые жанры фольклора» в раздел Литература как искусство слова, стихотворения С.Есенина «Песнь о собаке», В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», в раздел Мы не можем без них, они не могут без нас, рассказ А.Платонова «В прекрасном и яростном мире» в раздел Я и другие, рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро» в раздел Как мы становимся взрослыми.

          Как основа структурирования курса выделяются теоретико – литературные понятия: базовые понятия – жанр, структурообразующий принцип – жанрово – тематический. Обозначено основное содержание работы по развитию речи.

      В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения литературы на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по литературе. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

      Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

      Ориентация разделов программы для 5 – 8 класса в первую очередь на возрастные читательские интересы и возможности обучающихся объясняет ее значительное обновление по сравнению с ныне действующими программами. Происходит постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства. Обучающиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную, мистическую литературу, произведения о своих сверстниках, природе, животных, получают представление о литературных родах и жанрах. Ведущим направлением учебной деятельности учащихся в 5 классе остается овладение выразительным чтением произведения ( или фрагментов), в том числе выученных наизусть, соблюдением норм литературного произношения, построением устных и формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

      Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

      Ориентация разделов программы для 5 – 8 класса в первую очередь на возрастные читательские интересы и возможности обучающихся объясняет ее значительное обновление по сравнению с ныне действующими программами. Происходит постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства. Обучающиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную, мистическую литературу, произведения о

 своих сверстниках, природе, животных, получают представление о литературных родах и жанрах. Ведущим направление учебной деятельности учащихся в 5 классе остается овладение выразительным чтением произведения (или фрагментов), в том числе выученных наизусть, соблюдением норм литературного произношения, построением устных и письменных высказываний в связи с изученным произведением, участием в диалоге по прочитанным произведениям, понимая чужой точки зрения и аргументировано оставить свою.

     

 Цели и задачи программы

Изучение литературы  на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  2. формирование личностного отношения к прочитанному;
  3. осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы школьников данной возрастной группы;
  4. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

Образовательные задачи:

  1. формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
  2. формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное,  умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте.

Развивающие задачи:

  1. создание связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  2. определение своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Воспитательные задачи:

  1. формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;
  2. воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

      Требования к уровню подготовки обучающихся в 5 классе по литературе

В результате изучения литературы обучающиеся должны

знать/понимать

        образную природу словесного искусства;

        содержание изученных литературных произведений;

уметь

        воспринимать и анализировать художественный текст;

        выделять смысловые части художественного текста;

        определять род и жанр литературного произведения;

        выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

        сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

        выявлять авторскую позицию;

        выражать свое отношение к прочитанному;

        владеть различными видами пересказа

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Учебно-тематическое планирование

по литературе

Класс 5 А

Учитель Ильмукова Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

Количество часов

Всего 70 часов,  в неделю 2 часа.

Плановых сочинений - 6 ч., практических работ – 1ч.;

Планирование составлено на основеФедерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе 2004год, Примерной программы основного (общего) образования по литературе, с учетом авторской программы по литературе 5-11 класс Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, издательство Москва БАЛАС, 2004 г.

УчебникБунеев Р. Н. Литература. 5 класс («Шаг за горизонт»), учебник: в 2 кн./ Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М: Балас, 2011.- (Серия «Свободный ум»)2006г.

        

Контроль знаний обучающихся

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Сочинение

1

1

3

1

6

Проверочная

1

1

Дополнительная литература для учителя:

        Иванова Э. И. Изучение зарубежной литературы в школе / Э. И. Иванова, С. А. Николаева. – М: Дрофа, 2005. – (Серия «Библиотека учителя»),

Дополнительная литература для обучающихся:

Бунеев Р. Н. Тетрадь по литературе для 5 класса / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова. – М.: Балас, 2009.

Интернет-ресурсы:

Отечественная и зарубежная литература

Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»

http://lit.lseptember.ru

Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

http://litera.edu.ru

ВiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки

http://www.bibliogid.ru

Kidsbook: библиотека детской литературы

http://kidsbook.narod.ru

Виртуальный музей литературных героев

http://www.likt590.ru/project/museum/

Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru

Методика преподавания литературы

http://metlit.nm.ru

Русская виртуальная библиотека

http://www.rvb.ru

Писатели и литературные произведения

Лермонтов Михаил Юрьевич

http://www.lermontow.org.ru

Пушкин Александр Сергеевич

http://www.aleksandrpushkin.net.ru

Средства обучения

Технические средства обучения:

1.        Компьютер.

2.        Экран.

3.        Мультимедийный проектор.

Печатные пособия:

1.        Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XVI-XIX вв.».

2.        Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XX в.».

Репродукции:

1.        Набор репродукций «Русские писатели в живописных портретах».

Видеофильмы наDVD:

1.        «А. С. Пушкин Лицейские годы».

2.        «Писатели России».


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности обучающихся

Планируемые результаты освоения материала

Вид контроля

Средства обучения

Домашнее задание

Дата проведения

Примечание

общеучебные

специальные

план.

факт.

Введение1ч

1

Литература как искусство слова. Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных)

1

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний

Работа с учеником

Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения

Уметь использовать различные виды пересказа

Фронтальный опрос

Выставка книг

Предисловие авторов (учебник, с.3)  и пролог (с. 4-7), прочитать сказки «Царевна лягушка», «Журавль и цапля», «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо»

3.09

Часть I. От чего захватывает дух 37 ч

Раздел 1. Жизнь по законам чести 10 ч

2

Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя. Н.С. Гумилев. «Капитаны»

1

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний

Работа с учебником, просмотр видеофильма

Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Фронтальный опрос

Портрет поэта

Дюма «Три мушкетера». Главы 1-4, прочитать

4.09

3

А. Дюма «Три мушкетера» (главы). Законы чести, по которым живут герои Дюма

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Работа с учебником, словарная работа, работа в тетрадях

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь использовать различные виды пересказа

Фронтальный опрос

Портрет писателя

А. Дюма «Три мушкетера» главы 9, 11, 12, 17,19 прочитать

11.09

4

Герои, живущие по законам чести

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Работа с учебником, выполнение заданий

Уметь сравнивать и сопоставлять

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Анализ художественного произведения

Презентация «Герои, живущие по законам чести»

Отрывок из эссе Н. Долининой «Честь и достоинство» прочитать

14.09

5

Н.Г. Долинина «Честь и достоинство». Эссе как жанр литературы

1

Урок изучения нового материала

Работа с учебником, словарная работа, работа в тетрадях

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы

Уметь анализировать и интерпретировать произведения

Терминологический диктант

Памятка «Как написать эссе»

Эссе о самостоятельно прочитанном произведении

17.09

6

Жюль Верн- удивительный писатель. «Дети капитана Гранта»

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. Урок-путешествие

Работа с текстом, работа в тетрадях

Уметь выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь осознанно, творчески читать художественные  произведения разных жанров

Интервью с героем

Портрет писателя

Ж. Верн «Дети капитана Гранта». Главы 1-4, ч.1 прочитать

18.09

7-8

Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна

2

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Работа с текстом, работа в тетрадях

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Блиц-опрос

Фото памятников литературных героев

Главы 6-8, ч.1; главы 22-25,ч.1, прочитать

24-25.09

9

Роман-учебник, роман-открытие.

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Работа с учебником, работа с текстом, выполнение заданий

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Самостоятельное чтение учебной статьи

Прочитать главы 20,21,22 части 3

2.10

10

Развитие речи. Подготовка к сочинению

1

Урок контроля

Составление памятки «Как писать сочинение», работа с учебником

Уметь составлять план, тезисы, конспект; грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров

Уметь писать сочинение по литературнымпроизведе-ниям; осуществлять поиск нужной информации по литературе, о произведениях и авторах

Практикум

Памятка «Как готовиться к сочинению»

Материалы к сочинениям «Почему мне было интересно читать книгу «Три мушкетера», «Мой любимый герой» из книги «Три мушкетера», «Что это значит- жить по законам чести»

5.10

11

Развитие речи. Сочинение по разделу «Жизнь по законам чести»

1

Урок контроля

Работа над сочинением, словарная работа

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы

Уметь писать сочинение по литературным произведениям

Итоговый

Памятка «Как работать над сочинением»

А. Конан Дойл «Глория Скотт», «Пляшущие человечки» прочитать

9.10

Раздел 2. Шифры и клады 7 ч

12

«Законы» приключенческой литературы, понятие о литературном портрете

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Работа с учебником, работа со статьей

Уметь выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров

Лекция с проблем-ными заданиями

Выставка книг

Вопросы 1,2 (учебник с. 59)

12.10

13

Э. По «Золотой жук» (в сокращении). Тайна золотого жука

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Работа с текстом

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь  отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Комментированное чтение

Ответ-обобщение «Золотой жук» Э.По-приключенческий рассказ»; пересказ статьи о Р.-Л. Стивенсоне (учебник, с. 82-85)

16.10

14

Р.- Л. Стивенсон «Остров сокровищ» (главы). Стивенсон и неизведанные острова

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. Урок-путешествие

Работа с учебником, работа в тетрадях

Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения

Уметь выразительно читать художественные тексты

Художественный пересказ фрагментов

Портрет писателя, таблица «Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ»

Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ». Глава 12- «Военный совет». Дополнительно: главы 1-11, прочитать

19.10

15

Особенности развития действия в приключенческой литературе. Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ»

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Работа с текстом, просмотр видеофильма

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знания и понимание текста произведения

Сжатый пересказ

Главы романа 1-я гр.-13-15 (ч.3); 2-я гр.-16-21 (ч.4); 3-я гр.-22-27, (ч.5); 4-я гр.-28-29 (ч.6), прочитать рассказы о приключениях Джима Хокинса на суше и на море

23.10

16

Многообразие человеческих характеров в романе. Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ»

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Составление таблицы, работа с учебником, сравнительные характеристики героев

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знания и понимание текста произведения

Анализ художественного произведения

Статья о А.Н. Рыбакове и повесть «Кортик» (учебник, с.99-107) прочитать

26.10

1718

Н.А. Рыбаков «Кортик» (главы). Динамика развития событий в приключенческой повести

2

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Работа с учебником, работа в тетрадях. Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Кортик», устное словесное рисование героев

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь

Уметь анализировать и интегрировать произведения

Сжатый пересказ текста, и анализ произведения

Портрет писателя

1.Обобщающие вопросы (3 и 4, с.98, вопрос 4, с.107)

2.Подготовка к сочинению на одну из тем (учебник, с.107), сочинение по разделу «Шифры и клады»

30.10,2.11

Раздел 3. Экстремальные ситуации 3 ч

19

Дж. Лондон «Любовь к жизни» ( в сокращении). Человек в единоборстве с судьбой

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. Урок-диспут

Работа с учебником, чтение произведения

Уметь выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров

Выразительное чтение текста

Портрет писателя, иллюстрации к произведению таблица «Дж. Лондон»

1. Прочитать Б.Житков «Механик Салерно»

13.11

20

Нравственные уроки приключенческой литературы

1

Урок комплексного применения ЗУН

Работа индивидуальная, коллективная

Уметь

Устно и письменно отвечать на вопросы

Уметь передавать содержание текста а сжатом или развернутом виде.

Фронтальный опрос, выполнение самостоятельной работы

Подготовить сообщение на тему «Творчество Б.Житкова»

16.11

21

Б.С. Житков «Механик Салерно». Ответственность человека за свои поступки

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Работа с учебником. Составление плана композиции

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Анализ художественного произведения

Портрет писателя, иллюстрации к произведению

Вопросы 8 и 9 (учебник, с.136); план к одной из предложенных для сочинений тем, сочинение по разделу «Экстремальные ситуации»

20.11

Раздел 4. Как мы становимся взрослыми 9 ч

22

М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы). Тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы

1

Урок изучения нового материала. Урок-экскурсия

Работа с учебником, словарная работа, работа с учебной статьей

Уметь различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома

Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними

Самостоятельное чтение учебной  статьи, работа с терминами

Портрет писателя, таблица «М. Твен»

М. Твен «Приключения Гекльберри  Финна». Главы 1 и 2, прочитать

23.11

23

Герои и события повести

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Работа в тетрадях, выполнение заданий

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Художественный пересказ фрагментов

План характеристики литературного героя

М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» главы 6-8, 12-13 прочитать

27.11

24

Д. Дефо «Робинзон Крузо» (главы выборочно). Мужество и разум как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Работа с текстом, работа в тетради, составление плана композиции

Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Работа с понятиями, анализ художественного произведения

Пересказ глав

30.11

25

В.П. Катаев «Белеет парус одинокий» (главы). В. Катаев и название его повести

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Работа с учебником. Выборочная запись лекционного материала

Уметьвыделять характерные причинно-следственные связи

Уметьиспользовать различные виды пересказа

Комментированное чтение

Портрет писателя, иллюстрации к произведению

В. П. Катаев «Белеет парус одинокий» главы 2, 11 пересказ

4.12

26

27

Взросление героев, путь от приключений-игр к суровой жизни

2

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Урок-диспут

Работа с текстом, просмотр кадров видеофильма

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и  понимание текста произведения

1.Художественный пересказ фрагментов

2.Блиц-опрос

В.П. Катаев «Белеет парус одинокий» 1.Главы 5,7,8, 13-16,21-23

2.26-27, 29,31-32,35-39, 41, 43-45 прочитать

7,11.12

28

П. Астафьев «Васюткино озеро»

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Работа с учебником, выполнение заданий

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Сжатый пересказ, анализ художественного произведения

Домашнее чтение: А.П. Гайдар «Дым в лесу»

14.12

29

М.Ю. Лермонтов «Парус». Мотив свободы в стихотворении М.Ю. Лермонтова и повестях М. Твена, В. Катаева

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Работа в тетрадях, работа с учебником, анализ стихотворения «Парус» М.Ю. Лермонтова

Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем

Уметь заучивать наизусть стихотворные тексты

Выразительное чтение стихотворения «Парус»

Портрет, иллюстрации к стихотворению, http://www.lermontow.org.ru

Выучить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус»

18.12

30

Развитие речи. Сочинение по разделу «Как мы становимся взрослыми» Примерная тема сочинения: «Какие поступки Гека Финна можно назвать поступками взрослого человека?»

1

Урок контроля

Индивидуальная работа

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы

Уметь писать сочинение по литературным произведениям

Итоговый

Памятка «Как работать над сочинением»

В.А. Каверин «Два капитана». Главы из романа (учебник, с.192-211) пересказ. Подготовить материалы к сочинениям: «Петя и Гаврик», «Чем похожи мальчишки-герои книг М. Твена и В. Катаева?»

21.12

Раздел 5. Правда истории и вымысел 6 ч

31

В.А. Каверин «Два капитана» (главы). Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Работа с учебником, работа в тетрадях, парная работа

Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения

Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров

Лекция с проблемными заданиями

Портрет писателя

Главы 20-24 третьей части романа прочитать

25.12

32

«Я найду экспедицию»

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Работа с текстом, анализ глав романа, составление литературного портрета главного героя (Григорьева)

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Художественный пересказ фрагментов

Главы 1-7 четвертой части романа, прочитать

28.12

33

Летчик Григорьев и штурман Климов

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Работа с текстом, составление сравнительной характеристики Григорьева и Климова

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Сжатый пересказ

Главы 1-13 части восьмой, глава 9части девятой, главы1-9 части десятой прочитать

14.01

34

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», стихотворение «Няне». Легенда и ее интерпретация в художественном произведении

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Работа с учебником, работа в тетрадях, выполнение заданий 5-7(дом.)

Уметьразличать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома

Уметь выразительно читать художественные тексты

Выразительное чтение лирического произведения

Портрет, иллюстрации, таблица «А.С. Пушкин» «Песнь о вещем Олеге», http//www.Aleksandrpushkin.net.ru

Выучить отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

15.01

35

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Переложение исторического факта в художественном повествовании

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Работа с текстом, просмотр видеоролика «Творчество М. Лермонтова», анализ текста

Уметьразличать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома

Уметь выразительно читать художественные тексты

Выразительное чтение

Презентация «Правда истории и вымысел в стихотворении Лермонтова»

Выучить стихотворение «Бородино»

21.01

36

Развитие речи. Сочинение по разделу «Правда истории и вымысел»

1

Урок контроля

Индивидуальная работа

Уметьсамостоятельно выполнять различные творческие работы

Уметьписать сочинение по литературным произведениям

Итоговый

Памятка «Как работать над сочинением»

Закончить сочинение

22.01

Раздел 6. Романтика неизведанного 2ч

37

Стихи о прекрасном и неведомом. Способы создания художественной выразительности в поэзии. А.Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной», Н.Гумилев «Жираф»,Д.Самойлов «Сказка», В.Маяковский «А вы могли бы?»

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Работа с лирическими текстами, анализ стихотворений.

Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка

Уметь выразительно читать художественные тексты

Выразительное чтение стихотворения, устное словесное рисование

Портреты поэтов, иллюстрации к стихотворениям, памятка «как готовиться к выразительному чтению текста»

Выучить стихотворение (по выбору)

28.01

38

Что мы узнали о приключенческой литературе (обобщающий урок).

Проверочная работа№1

1

Урок контроля

Индивидуальная

Уметь самостоятельно организовывать учебную деятельность

Уметь составлять план и писать отзыв о произведении

Итоговый

Сочинение «Что я думаю о литературе приключенческого жанра»

29.01

Часть II. Что можно увидеть с закрытыми глазами 11 ч

Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас 2  ч

39

Наука и фантазия в литературе

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Работа с учебной статьей

Уметьосознанно бегло читать, использовать различные виды чтения

Уметьиспользовать различные виды пересказа

Терминологический диктант

А. КонанДойл «Затерянный мир». Глава 12 прочитать

4.02

40

А. Конан Дойл «Затерянный мир» как произведение научной фантастики

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. Урок-путешествие

Работа с текстом

Уметь устно и письменно передавать содержание  текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Сжатый пересказ, анализ произведения

Портрет писателя, иллюстрации к произведению

Чтение и пересказ статьи (учебник, с. 17-18)

5.02

Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика 5 ч

41

А. Беляев «Голова профессора Доуэля» (главы). Ответственность ученых перед человечеством

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Работа с текстом, самостоятельное чтение  учебной статьи

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Комментированное чтение

Портрет писателя, иллюстрации к произведению

А. Беляев «Голова профессора Доуэля» (учебник, с. 18-26), прочитать

11.02

42

Фантастика как средство выражения авторского замысла

1

Урок комплексного  применения знаний, умений, навыков

Работа с  текстом, самостоятельное чтение учебной статьи

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметьотвечать на вопросы,  раскрывающие знание и понимание текста

Вопросы 3 и 7 (учебник, с.27)

12.02

43

Тематическое и жанровое разнообразие фантастической литературы

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Урок-проект

Работа с учебником, словарная работа

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы

Уметь анализировать и интерпретировать произведения

Работа с понятиями

Статья о Р. Бредбер, рассказ Р. Бредбер и «Грянул гром» прочитать

18.02

44

Р. Бредбери  «Грянул гром» (в сокращении). Последствия поступков человека для будущего

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Работа в тетрадях, работа с учебником

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь

Уметь анализировать и интерпретировать произведения

Сжатый пересказ, анализ произведения

Портрет писателя, презентация «Каждый из нас в ответе перед будущим»

Статья в учебнике, с. 37-38, прочитать

19.02

45

Н.В. Гоголь «Портрет», «Вечера на хуторе близ Диканьки». Н.В. и «ненаучная» фантастика. Реалистическая фантастика как способ художественного изображения

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Работа в тетрадях, словарная работа

Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения

Уметьотвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Блиц-опрос

Портрет писателя, иллюстрации к произведениям. Презентация «Гоголевская викторина»

Фрагмент из повести Н.В. Гоголя «Портрет» прочитать, прочитать главы 1-5 «Вечера на хуторе близ Диканьки»

25.02

Раздел 3. Сказка и фантастика 4 ч

46

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Явная фантастика в волшебной литературной сказке

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Работа с текстом в учебнике, чтение по ролям, видеопрезентация произведения

Уметьперефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем

Уметьвыразительно читать художественные тексты

Комментированное чтение

Портрет поэта, презентация «Явная и неявная фантастика»

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» выучить отрывок

26.02

47

Фантастическое в волшебной сказке

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Индивидуальная работа, словарная работа, составление схемы

Уметьиспользовать монологическую и диалогическую речь; воспринимать художественны текст

Уметьанализировать и интерпретировать произведения

Выразительное чтение

http://www/aleksandrpushkin.net.ruЗадания

1 и 2 в рабочей тетради (с.47); вступление и главы 1-3 поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» прочитать

4.03

48

А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». А.С.Пушкин и его первая поэма. Отличие от волшебной сказки

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Работа по карточкам, работа с учебником, со словарем

Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Анализ художественного произведения

Иллюстрации к произведению, таблица «А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

Выучить вступление и дочитать поэму

5.03

49

Развитие речи. Сочинение по II части учебной хрестоматии «Что можно увидеть с закрытыми глазами»

1

Урок контроля

Индивидуальная

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы; осуществлять поиск нужной информации о литературе; использовать сведения по истории и теории литературы при ответе

Уметь писать сочинение по литературным произведениям; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств; аргумкнтировать сформированную точку зрения текстом произведения; соблюдать речевые формы

Итоговый

Памятка «Как работать над сочинением»

Подготовить отзыв о самостоятельно прочитанном научно-фантастическом произведении

11.03

Часть III. В  лабиринте событий3 ч

50

Э. По «Убийство на улице Морг» (в сокращении) как классический детективный рассказ, детективная литература и ее герои

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Работа с текстом

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметьотвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Комментированное чтение

Портрет писателя

Статья в учебнике,с. 89-90; рассказ А. Конан Дойла «Горбун»; прочитать, сжатый пересказ

12.03

51

А. Конан Дойл «Горбун». Герой и второй герой в детективе

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Работа с текстом, составление сравнительной характеристики, устное словесное рисование

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметьотвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Составление таблицы

Выставка книг

План хода следствия. Итоговые вопросы и подготовка к сочинению (вопросы и темы, с.103 учебника)

18.03

52

Развитие речи. Сочинение по части III учебника- хрестоматии «В лабиринте событий»

1

Урок контроля

Индивидуальная работа

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы

Уметь писать сочинение по литературным произведения

Итоговый

Подготовить рассказ о самостоятельно прочитанном произведении

Подготовить отзыв о самостоятельно прочитанном детективном произведении «Любимый сыщик»(самостоятельно выбранного автора)

19.03

Часть IV. Я и другие 12 ч

53

Н. Некрасов «Крестьянские дети», «На Волге», А.В. Кольцов «Песня пахаря»

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Работа с текстом

Уметь выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение

Выставка книг

Задание 1-9 в рабочей тетради на с. 59-60, выучить отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»

3.04

54

В.Г. Короленко «В дурном обществе» (в сокращении). Уроки добра и справедливости в повести

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. Урок-экскурсия

Работа с учебником (текст), запись лекционного материала, просмотр видеоролика о творчестве В. Короленко

Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Комментированное чтение

Портрет писателя, таблица «Литература XX в. В. Короленко»

Вопросы 8(учебник, с. 126), 15-17 (учебник, с.137)

5.04

55

Судьбы героев повести. Средства создания характеров героев

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Работа с текстом, анализ произведения

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметьотвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Анализ художественного произведения

Задания 1-5 по рабочей тетради (с. 61-62); главы из повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца» (учебник, с. 127-146) прочитать

9.04

56

А. Платонов. Творческий путь. Рассказ «В прекрасном и яростном мире»

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Разбор домашнего задания, парная работа

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметьанализировать и интерпретировать произведения

Анализ художественного произведения

Задания 1-5 по рабочей тетради (с. 61-62); главы из повести М.М Пришвина «Кладовая солнца» (учебник, с.127-146) прочитать

12.04

57

М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Сказка-быль. Поэзия природы в творчестве Пришвина

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Эвристическая беседа, просмотр видеоролика о творчестве М. Пришвина

Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения

Уметь использовать различные виды пересказа

Сжатый пересказ

Портретписателя, таблица «Литература XX в. М.М. Пришвин»

Прочитать эпизоды, связанные с образом Насти; подготовка плана рассказа о героине произведения

16.04

58

Образ Насти и Митраши

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Работа с текстом, работа в тетрадях, составление таблицы

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь

Уметьотвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Художественный пересказ фрагментов

Иллюстрации к произведению

Прочитать эпизоды, связанные с образом Митраши; ответ на вопрос 3 (учебник, с.146)

19.04

59

Роль пейзажа в художественном произведении. Смысл названия повести

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Устное словесное рисование, работа с текстом

Уметьперефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем

Уметьанализировать и интерпретировать произведения

Анализ произведения

Задание 1-7 в рабочей тетради (с.57-58); главы из книги Л. А. Кассиля «Кондуит и Швамбрания» прочитать

23.04

60

Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы). Один из лучших детских писателей (жизнь и творчество Льва Кассиля)

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Работа со статьей в учебнике, работа в тетрадях, выполнение заданий

Уметьустно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметьотвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Самостоятельное чтение учебной статьи

Портрет писателя

Вопросы учебника (с.155) к уроку 87; статья о Г. Белых, Л. Пантелееве (учебник, с.156); глава из повести «Республика ШКИД» прочитать, сжаты пересказ

26.04

61

Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика ШКИД»(главы). Республика Шкид и ее проблемы

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Работа с текстом, нахождение формулировки поднятых проблем, эвристическая беседа

Уметьустно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Художественный пересказ фрагментов

Портрет писателей

Рассказ Распутина «Мама куда-то ушла» прочитать

30.04

62

В. Распутин «Мама куда-то ушла». Тема детского одиночества

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Выполнение заданий, эвристическая беседа

Уметьустно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметьотвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Сжатый пересказ

Портрет писателя

Прочитать стихи о детях (с. 170-173), на выбор выучить

3.05

63

Стихи о детях (Д. Самойлов «Из детства», Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка»), стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной», А. Фет «Еще майский весенний дождь…»

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. Урок-концерт

Работа с текстом лирических произведений, выполнение заданий

Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем

Уметь выразительно читать художественные тексты

Выразительное чтение стихотворений

Портреты поэтов, памятка «Как готовиться к выразительному чтению текста»

Подготовка к сочинению и составление плана к одной из тем (учебник, с.173)

7.05

64

Развитие речи. Сочинение по части IV учебника-хрестоматии «Я и другие»

1

Урок контроля

Индивидуальная

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно- выразительных средств; выражать свое отношение к прочитанному; участвовать в диалоге

Уметь писать сочинение по литературным произведениям; понимать связь изученных произведений со временем их написания, проблему, предложенную в вопросе

Итоговый

Памятка «Как работать над сочинением»

Статья учебника (с. 175-176); рассказ А.П. Чехова «Каштанка» прочитать

10.05

ЧастьV. Мы не можем без них или они без нас 6 ч

65

А.П. Чехов «Каштанка», «Хирургия»

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Работа с учебником, эвристическая беседа, работа в рабочих тетрадях

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметьотвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Анализ художественного произведения

Портрет писателя, иллюстрации к произведению, http://www.antonchehov.org.ru

Рассказ А. И. Куприна «Ю-ю» прочитать, сжатый пересказ

14.05

66

И.А. Куприн «Ю-ю» (в сокращении)

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Просмотр видеоролика о творчестве А. Куприна, работа в тетрадях, работа с учебником

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметьотвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Сжатый пересказ текста

Портрет писателя

Статья о Д. Дар-релле и фрагмент его книги «Гончие Бафута» прочитать

17.05

67

Дж. Даррелл «Гончие Бафута» (отрывок). Жизнь- животным

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Выполнение заданий, работа с учебником, парная работа (по карточкам)

Уметьустно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметьотвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Сжатый пересказ

Портрет писателя, выставка книг

Вопросы 1-3 (учебник, с. 202), статья об Э. Сетон- Томпсоне (учебник, с.203); рассказ «Чинк» прочитать

21.05

68

Э. Сетон- Томпсон «Чинк». Друг, который никогда не предаст. С.Есенин «Песнь о собаке», В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Работа в тетрадях, работа с учебной статьей

Уметьустно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде.

Уметь  перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем

Уметьотвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Уметь выразительно читать художественные тексты

Выразительное чтение стихотворения, сжатый пересказ

Портрет писателя

Портреты поэтов, памятка «Как готовиться к выразительному чтению текста»…

Задание 8-10 (рабочая тетрадь, с.71); стихи о животных (учебник, с. 210- 217), выучить одно на выбор. Сочинение по части V учебника- хрестоматии «Мы не можем без них или они без нас?»

24.05

69

Литература народов России. Урал-батыр.

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Работа в тетрадях, работа с учебной статьей

Уметьустно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде.

Уметь  перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем

Уметьотвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Уметь выразительно читать художественные тексты

Выразительное чтение стихотворения, сжатый пересказ

Портрет писателя

Портреты поэтов, памятка «Как готовиться к выразительному чтению текста»…

Прочитать на выбор произведения из литературы народов России.

28.05

70

Мир твоих читательских интересов

1

Урок контроля

Обобщение материала по всему учебнику

Уметь самостоятельно организовывать учебную деятельность

Уметь соблюдать нормы литературного языка, осознанно определять сферы интересов и возможностей

Беседа

Список литературы на следующий учебный год

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 5 класса по программе Бунеева

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы...

Рабочая программа по литературе для 7 класса по программе Бунеева

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы...

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой .

Рабочая программа по литературе для шестого класса к учебнику Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В....

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой .

Рабочая программа по литературе для шестого класса к учебнику Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...