Литературно-музыкальная композиция "Об этом хочется забыть, но знать об этом нужно..."
классный час (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Дети на войне" для учащихся 5-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_deti_na_voyne.docx | 892.85 КБ |
deti_na_voyne.pptx | 3 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий
литературно-музыкальной композиции
«Об этом хочется забыть, но знать об этом нужно…»
(Война глазами детей)
1)Ведущий: Слайд №1
--Дорогие гости, учителя, ребята! Всё дальше и дальше отодвигается от нас дата Великой Победы. В прошлом году не только наша страна, но и весь мир праздновал 70-летие этого славного события. Уже почти не осталось в живых участников ВОВ, но людей, которые не понаслышке помнят об этом, вокруг нас много, и в первую очередь – это дети войны. Сегодня наш разговор пойдёт именно о тех, чьё детство было опалено войной, и кто наравне со взрослыми разделил её тяготы.
Воспоминания о будущем (9 класс) Слайд №2
Девушка, Андрей, Ната, Коля, Иринка, Лара
На середине сцены стоит стул.
Девушка.
На сцене фото пылится,
И каждый день на заре
Смотрю я на юные лица…
Мы жили в одном дворе,
Учились в одном десятом,
Всегда – как одна семья.
Такими мы были когда-то…
А в центре, представьте, я!
(садится на стул; тихо начинает звучат довоенное танго «Рио Рита»)
Андрей был нашей опорой.
(Выходит Андрей, встает за спинкой стула)
Он весь наш класс защищал,
Очень любил поспорить
И на гитаре играл.
Натка – душа компании…
(Появляется Натка, встает рядом с Андреем)
И в школьных делах мастак.
Бывало, что на свидания
Не успевала никак.
Их звали жених и невеста.
Они не смущались, нет.
Любовь – это всем известно-
Не знает преград и лет.
Лара с Ириной – подружки…
(Держась за руки, появляются Лара и Ирина)
Вдвоем везде и всегда.
Веселые две хохотушки
И не разлей вода.
А это спортсмен наш Коля!
(Коля приседает возле стула перед Андреем. Получается фотография).
Колей гордится дом!
Все мысли о футболе,
Ну а учеба – потом.
(Громко звучит музыка. Фотография оживает. Ребята по очереди выходят, произнося текст)
Андрей.
Вот так мы тогда и жили.
Экзамены шли к концу.
Коля.
Девчонки платья пошили,
Чтоб каждой было к лицу.
Ната
Выпускной бал был такой веселый!
Танцы и ночь без сна!
(Фокстрот звучит громко и резко обрывается)
Лара
Мы успели закончить школу,
Когда началась война.
(Звучат разрывы бомб и снарядов)
Ирина
Стояли мы оглушенные,
И двинуться не могли…
Девушка
И словно завороженные
Руки свои сплели
(Все берутся за руки)
Андрей
Всю ночь до утра не спали,
Вглядываясь в горизонт.
Девушка
А губы сами шептали…
Все
На фронт, на фронт, на фронт!
Коля
И нас война разметала!
(Шеренга дружно распадается: все одновременно меняют местоположение на сцене, кто-то встает полубоком. На месте остается лишь девушка.)
Всех по разным фронтам!
Девушка
Кто был там, знает: немало
На долю выпало нам.
Горечь дымных рассветов
Впитал в себя каждый из нас…
Нет! Не хочу об этом!
О будущем будет рассказ
Ната
Долго мы друг о друге
Не знали: как, что и где…
Андрей
Под долгие песни вьюги
Я вспоминал о тебе.
Мы встретились в сорок третьем,
Как видите навсегда
(обнимает Нату за плечи)
Ната
Счастливей пары на свете
Не было никогда!
(На сцену выходят Лара с Ириной)
Ирина
Мы были медсестрами в роте…
Лара
И хоть горели в аду,
К этой страшной работе
Привыкли в боях, на ходу
Ирина
А после победной песни
Осуществили мечту:
Учились, работали,
Вместе закончили мединститут!
Коля
Горели бескрайние дали,
И сердце летело вскачь!
Мы фашистские каски топтали,
А не футбольный мяч!
После войны, за город играя,
Точен я был всегда,
И каждый гол посвящал я
Девчонкам десятого «А»
Девушка
Поверьте, все так и было!
Мы счастливы были, как все!
И птицы по небу плыли,
И звезды купались в росе!
Я знаю, все так и было!
(Громко звучит фокстрот)
Если бы не война…
Ларка первой погибла,
Под Львовом лежит она
(Лара поворачивается спиной к зрителям)
Ирина с Наткой – чуть позже…
Потом не стало ребят…
Я даже не знаю, боже,
Где они все лежат…
На стенке фото пылится,
И каждый день на заре
Смотрю я на юные лица…
Мы жили в одном дворе.
Такими мы были когда-то-
Последний десятый класс…
Простите меня, ребята,
Одна я живу… за вас.
3)Ведущий: Слайд №3
Практически всё мужчины ушли на фронт. Но для фронта нужны были вооружение, одежда, еда. И на заводах, где раньше работали мужчины, у станков встали женщины и подростки. Часто были ещё недостаточного роста, чтобы достать до станков, и тогда им подставляли ящики под ноги. Подростки работали много часов наравне со взрослыми, и многие из них не уходили домой, а спали рядом со станками. На поля, где надо было выращивать хлеб, тоже вышли женщины и дети, и трудились с рассвета до темноты. Школьники военных лет зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи и одежду для фронтовиков, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.
Слайд №4 Памятник «Дети войны в Ульяновске»
Ученик читает стихотворение
Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!
У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил,
но не прогнулись
И молились, чтобы их отцы
С бойни той немыслимой вернулись.
Мерзли вы в нетопленных квартирах,
В гетто умирали и в печах.
Было неуютно, страшно, сыро,
Но несли на слабеньких плечах
Ношу непомерную, святую,
Чтоб скорее мира час настал.
Истину познавшие простую,
Каждый на своем посту стоял.
В этот день и горестный, и светлый,
Поклониться от души должны
Мы живым и недожившим детям
Той большой и праведной войны!
Ведущий
Слайд №5 (Девочка на фоне фашистов)
Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Сыны полков. Юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями они попадали на войну. Освобожденные из плена. Братья и сестры погибших. Сироты или счастливые дети живых родителей…Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день или час. Но храбрость ,недетская сила мозолистых рук были связаны в едином порыве, принесшем нам победу.
Слайд №6 (Иллюстрация к стихотворению «Рассказ танкиста»)
Рассказ танкиста (А.Твардовский)
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами - не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит - не выглянуть из башен, -
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду...
- Да где же, где?.. - А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка - мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -
И руку, как товарищу, пожал...
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
Песня о войне (7 класс) Слайд №7
К.Симонов Слайд №8
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
Ведущий
Во всём мире существуют памятники детям войны. Их сотни и сотни … Вы уже видели слайды с изображением некоторых памятников. Люди постоянно приходят к ним, чтобы почтить память детей – жертв войны. Но есть памятники особенные, которые имеют свою страшную и трагическую историю… Ученики 7 класса сейчас проведут для нас экскурсию по этим местам всенародной скорби.
Село Лычково Новгородской области Слайд №9
1-ый ученик
Шёл первый месяц Великой войны. Ещё не верилось, что это надолго, ещё не верилось, что это так страшно и так близко… 18 июля 1941 года немецкий бомбардировщик сбросил около 30 бомб на детский эшелон, который перевозил эвакуированных ленинградских детей. Были убиты 41 человек, в том числе 28 детей, и ранено 29 чел., в том числе 18 детей.
После налёта сразу же были приняты меры, и находившиеся в посёлке дети, свыше 4000 чел., были рассредоточены по лесу и кустарникам. Через час после первой бомбёжки была объявлена воздушная тревога, и появившиеся 4 немецких бомбардировщика подвергли вторично бомбёжке и пулемётному обстрелу Лычково. Благодаря принятым мерам никто из детей во время второй бомбёжки не пострадал…
2-ой ученик Слайд №10
Мемориал "Тане Савичевой и детям войны посвящается" в пос. Шатки, Нижегородская обл., Россия. И мемориал «Дневник Тани Савичевой» во Всеволожском районе Ленинградской области.
Таня Савичева - ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке. Почти вся семья Тани Савичевой погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей - матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили санитары, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе с другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Она умерла 1 июля 1944 года.
Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым дневник Тани уцелел и стал одним из символов Великой Отечественной войны.
3-ий ученик Слайд №11
Памятник на месте убийства в апреле 1942 года нацистами и полицаями 84 еврейских детей из гетто в санатории у деревни Крынки, Могилевская обл., Белоруссия
В санаторий "Крынки" собрали еврейских детей из близлежащих детских домов. 2 апреля 1942 года местных жителей с раннего утра отвели в лес и заставили выкопать яму. К вечеру к яме подошла колонна обреченных обессиленных детей. Детей подгоняли к яме, сбрасывали вниз, а немцы расстреливали их сверху. Самых маленьких, не умеющих ходить, просто швыряли в яму прямо с подводы. После того, как все дети были убиты, полицейские засыпали братскую могилу.
В этот страшный день были убиты 84 еврейских ребёнка в возрасте до 12 лет.
4-ый ученик Слайд №12
Деревня Бабий Яр на Украине - это место массовых расстрелов . В Бабьем Яру в период с 1941 по 1943 год было расстреляно около 200 000 человек. На детей часто жалели пули, и вместо расстрела их обычно закапывали живьём или убивали дубинками
5-ый ученик Слайд №13
Памятник детским жертвам войны в Лидице, Чехия. 10 июня 1942 года подразделения 7-й добровольческой дивизии СС "Принц Евгений" окружили Лидице; всё мужское население старше 15 лет (172 человека) было расстреляно, женщины (172 чел.) были отправлены в концентрационный лагерь Равенсбрюк (из них 60 погибли в лагере). Из детей (105 чел.) были оставлены дети возрастом до одного года и дети, годные для онемечивания. Остальные 82 ребёнка были уничтожены в лагере смерти близ Хелмно.
Памяти 13 миллионов детей, погибших во Второй мировой войне. (Здорьева София) Слайд №14
Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтаном радости не брызнет
На мирное цветение весны.
Мечты их не взлетят волшебной стаей
Над взрослыми серьезными людьми,
И в чём-то человечество отстанет,
И в чём-то обеднеет целый мир.
Без них Европа сразу постарела,
На много поколений недород
И грусть с надеждой, как в лесу горелом:
Когда ж подлесок новый станет в рост?
Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.
Тринадцать миллионов детских жизней -
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,
Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов пискаревского огня:
"Неужто память жгучая остынет?
Неужто люди мир не сохранят?"
Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих...
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!
(А. Молчанов)
Песня «Рисуют мальчики войну» (ученики 7 класса) Слайды №15-21
Заключение
Ведущий: Сейчас просторы нашей Родины охраняют сильнейшие в мире армия и флот, наше правительство проводит мирную политику, помогает людям из других стран, попавшим в трудную ситуацию и делает всё возможное, чтобы ваше детство было мирным. У нас в школе есть кадетский класс. Это наши будущие защитники. Им слово.
Кадеты читают ст-е (по 4 строчки)
1)Мал ещё, но рассудить я в силе,
И никто меня не упрекнёт —
Нет страны, прекраснее России!
Этот вывод знаю наперёд!
2)Вырасту — поезжу я по миру.
И уверен, к берегам Родным,
Будет тяга непреодолимой,
Хоть откуда — но вернусь я к ним!
3)Потому, что Русский я по Духу!
Потому, что Русь — моя Земля!
Потому, что Мать моя — Славянка
И меня в России родила!
4)Потому, что здесь мой дом и школа!
Дед, Отец и все мои друзья,
Русская, любимая Природа,
Речь родная, здесь моя Семья!
5)Потому, что Прадед мой по крови
За Россию нашу — в землю лёг!
Подвиг наших воинов-героев
Знаю — помнит не один народ!
6)От чумы коричневой всю Землю
Русские солдаты сберегли.
Не подвластен подвиг их забвенью.
Поклонюсь им в пояс до земли!
7)«Псы» сейчас на Мать-Россию лают
Вместе с ней я эту боль приму.
Вырасту, окрепну, возмужаю
И тебе, родная, помогу!
8)Ты сейчас немного приболела,
Ничего, Россиюшка, крепись!
Как и прежде на меня надейся,
Не сдавайся, Матушка, — держись!
9) Встанешь ты — великой и могучей,
Расцветёшь, как яблонька весной!
Для меня ты будешь самой лучшей!
Самой ненаглядной и Родной!
В заключение исполняется «Кадетский вальс»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Памятник «Дети войны» в Ульяновске
Памятник детям войны в Чухломе, Костромская область, Россия
Памятник детям, погибшим при бомбёжке 18 июля 1941 года в селе Лычково Новгородской области
Мемориал "Тане Савичевой и детям войны посвящается" в пос. Шатки, Нижегородская обл., Россия. И мемориал «Дневник Тани Савичевой» во Всеволожском районе Ленинградской области.
Памятник на месте убийства в апреле 1942 года нацистами и полицаями 84 еврейских детей у деревни Крынки, Могилевская обл., Белоруссия
Памятник "Детям, не пришедшим с той войны. 1941-1945" в Москве, Россия
Памятник "Детям войны" в Красноярске, Россия
Памятник детям блокадного Ленинграда в О мске
Памятник детям войны в Оренбурге
Памятник детям войны в Саках. Крым. Россия.
Памятник «Дети войны» в Санкт-Петербурге. Россия
Памятник «Детям войны» в Витебске. Белоруссия.
Памятник сиротам войны в г.Лаппеенранта , Финляндия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Никто не забыт, ничто не забыто" литературно-музыкальная композиция, посвященная 9 мая
Данная литературно-музыкальная композиция рассказывает о подвиге воинов в годы Великой Отечественной войны, учит детей уважать ветеранов и любить свою Родину....
Литературно -музыкальная композиция "И помнить страшно, и забыть нельзя"
Мероприятие посвящено событиям в городе Кизляре"...
"Никто не забыт,ничто не забыто"(литературно-музыкальная композиция,посвященная 70-летию битвы под Москвой)
Разработала и провела учитель высшей квалификационной категории Рыжкина Марина ВикторовнаЦель:Пробуждать чувство патриотизма ,гордости за свою страну;прививать чувство любви к родному краю;расши...
Литературно – музыкальная композиция, посвященная 68 годовщине Великой Победы: «Никто не забыт, ничто не забыто»
Все дальше и дальше в историю уходят от нас героические и грозные годы Великой Отечественной войны. Уже выросло не одно поколение людей, не испытавших на себе горячего дыхания вели...
Сценарий литературно – музыкальной композиции « Никто не забыт, ничто не забыто...» для учащихся 5-7 классов
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к в...
«Об этом с тревогой говорят родители …Наркомания. Что нужно о ней нужно знать?»
Почему. что заставляет наших детей пробовать наркотики. Почему все чаще мы слышим о суициде детей? Почему суицид за последние годы згначительно омолодился. Как помочь нашим детям и их родителям. Данно...
Литературно-музыкальная композиция "Никто не забыт, ничто не забыто"
Мероприятие, посвящённое 70-летию Победы....