Литературно-музыкальная композиция "Об этом хочется забыть, но знать об этом нужно..."
классный час (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Виноградова Надежда Михайловна

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Дети на войне" для учащихся 5-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_deti_na_voyne.docx892.85 КБ
Файл deti_na_voyne.pptx3 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий

литературно-музыкальной композиции

«Об этом хочется забыть, но знать об этом нужно…»

(Война глазами детей)

1)Ведущий:  Слайд №1

--Дорогие гости, учителя, ребята! Всё дальше и дальше отодвигается от нас дата Великой Победы. В прошлом году не только наша страна, но и весь мир праздновал 70-летие этого славного события. Уже почти не осталось в живых участников ВОВ, но людей, которые не понаслышке помнят об этом, вокруг нас много, и в первую очередь – это дети войны. Сегодня наш разговор пойдёт именно о тех, чьё детство было опалено войной, и кто наравне со взрослыми разделил её тяготы.

Воспоминания о будущем (9 класс)   Слайд №2

Девушка, Андрей, Ната, Коля, Иринка, Лара

На середине сцены стоит стул.

Девушка.

На сцене фото пылится,

И каждый день на заре

Смотрю я на юные лица…

Мы жили в одном дворе,

Учились в одном десятом,

Всегда – как одна семья.

Такими мы были когда-то…

А в центре, представьте, я!

(садится на стул; тихо начинает звучат довоенное танго «Рио Рита»)

Андрей был нашей опорой.

(Выходит Андрей, встает за спинкой стула)

Он весь наш класс защищал,

Очень любил поспорить

И на гитаре играл.

Натка – душа компании…

(Появляется Натка, встает рядом с Андреем)

И в школьных делах мастак.

Бывало, что на свидания

Не успевала никак.

Их звали жених и невеста.

Они не смущались, нет.

Любовь – это всем известно-

Не знает преград и лет.

Лара с Ириной – подружки…

(Держась за руки, появляются Лара и Ирина)

Вдвоем везде и всегда.

Веселые две хохотушки

И не разлей вода.

А это спортсмен наш Коля!

(Коля приседает возле стула перед Андреем. Получается фотография).

Колей гордится дом!

Все мысли  о футболе,

Ну а учеба – потом.

(Громко звучит музыка. Фотография оживает. Ребята по очереди выходят, произнося текст)

Андрей.         

Вот так мы тогда и жили.

Экзамены шли к концу.

Коля.

Девчонки платья пошили,

Чтоб каждой было к лицу.

Ната

Выпускной бал был такой веселый!

Танцы и ночь без сна!

(Фокстрот звучит громко и резко обрывается)

Лара

Мы успели закончить школу,

Когда началась война.

(Звучат разрывы бомб и снарядов)

Ирина

Стояли мы оглушенные,

И двинуться не могли…

Девушка

И словно завороженные

Руки свои сплели

(Все берутся за руки)

Андрей

Всю ночь до утра не спали,

Вглядываясь в горизонт.

Девушка

А губы сами шептали…

Все

На фронт, на фронт, на фронт!

Коля

И нас война разметала!

(Шеренга дружно распадается: все одновременно меняют местоположение на сцене, кто-то встает полубоком. На месте остается лишь девушка.)

Всех по разным фронтам!

Девушка

Кто был там, знает: немало

На долю выпало нам.

Горечь дымных рассветов

Впитал в себя каждый из нас…

Нет! Не хочу об этом!

О будущем будет рассказ

Ната

Долго мы друг о друге

Не знали: как, что и где…

Андрей

Под долгие песни вьюги

Я вспоминал о тебе.

Мы встретились в сорок третьем,

Как видите навсегда

(обнимает Нату за плечи)

Ната

Счастливей пары на свете

Не было никогда!

(На сцену выходят Лара с Ириной)

Ирина

Мы были медсестрами в роте…

Лара

И хоть горели в аду,

К этой страшной работе

Привыкли в боях, на ходу

Ирина

А после победной песни

Осуществили мечту:

Учились, работали,

 Вместе закончили мединститут!

 Коля

Горели бескрайние дали,

И сердце летело вскачь!

Мы фашистские каски топтали,

А не футбольный мяч!

После войны, за город играя,

Точен я был всегда,

И каждый гол посвящал я

Девчонкам десятого «А»

Девушка

Поверьте, все так и было!

Мы счастливы были, как все!

И птицы по небу плыли,

И звезды купались в росе!

Я знаю, все так и было!

(Громко звучит фокстрот)

Если бы не война…

Ларка первой погибла,

Под Львовом лежит она

(Лара поворачивается спиной к зрителям)

Ирина с Наткой – чуть позже…

Потом не стало ребят…

Я даже не знаю, боже,

Где они все лежат…

На стенке фото пылится,

И каждый день на заре

Смотрю я на юные лица…

Мы жили в одном дворе.

Такими мы были когда-то-

Последний десятый класс…

Простите меня, ребята,

Одна я живу… за вас.

3)Ведущий:    Слайд №3

Практически всё мужчины ушли на фронт. Но для фронта нужны были вооружение, одежда, еда. И на заводах, где раньше работали мужчины, у станков встали женщины и подростки. Часто были ещё недостаточного роста, чтобы достать до станков, и тогда им подставляли ящики под ноги. Подростки работали много часов наравне со взрослыми, и многие из них не уходили домой, а спали рядом со станками. На поля, где надо было выращивать хлеб, тоже вышли женщины и дети, и трудились с рассвета до темноты. Школьники военных лет зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи и одежду для фронтовиков, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.

 Слайд №4  Памятник «Дети войны в Ульяновске»

Ученик читает стихотворение        

Детям, пережившим ту войну,

Поклониться нужно до земли!

В поле, в оккупации, в плену,

Продержались, выжили, смогли!

 

У станков стояли, как бойцы,

На пределе сил,

но не прогнулись

И молились, чтобы их отцы

С бойни той немыслимой вернулись.

 

Мерзли вы в нетопленных квартирах,

В гетто умирали и в печах.

Было неуютно, страшно, сыро,

Но несли на слабеньких плечах

Ношу непомерную, святую,

Чтоб скорее мира час настал.

Истину познавшие простую,

 Каждый на своем посту стоял.

 В этот день и горестный, и светлый,

Поклониться от души должны

Мы живым и недожившим детям

Той большой и праведной войны!

Ведущий

Слайд №5 (Девочка на фоне фашистов)

Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Сыны полков. Юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями они попадали на войну. Освобожденные из плена. Братья и сестры погибших. Сироты или счастливые дети живых родителей…Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день или час.  Но храбрость ,недетская сила мозолистых рук были связаны в едином порыве, принесшем нам победу.

Слайд №6 (Иллюстрация к стихотворению «Рассказ танкиста»)

Рассказ танкиста  (А.Твардовский)                            

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами - не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют...

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит - не выглянуть из башен, -

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, - столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

- Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал...

Я подползал, они вон там, в саду...

- Да где же, где?.. - А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка - мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.

И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -

И руку, как товарищу, пожал...

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

Песня о войне (7 класс) Слайд №7

К.Симонов            Слайд №8

Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.        

Ведущий     

Во всём мире существуют памятники детям войны. Их сотни и сотни … Вы уже видели слайды с изображением некоторых памятников. Люди постоянно приходят к ним, чтобы почтить память детей – жертв войны. Но есть памятники особенные, которые имеют свою страшную и трагическую историю… Ученики 7 класса сейчас проведут для нас  экскурсию по этим местам всенародной скорби.

Село Лычково Новгородской области          Слайд №9

1 (500x667, 321Kb)

1-ый ученик

Шёл первый месяц Великой войны. Ещё не верилось, что это надолго, ещё не верилось, что это так страшно и так близко… 18 июля 1941 года  немецкий бомбардировщик сбросил около 30 бомб на детский эшелон, который перевозил эвакуированных ленинградских детей. Были  убиты 41 человек, в том числе 28 детей, и ранено 29 чел., в том числе 18 детей.

После налёта сразу же были приняты меры, и находившиеся в посёлке дети, свыше 4000 чел., были рассредоточены по лесу и кустарникам. Через  час после первой бомбёжки была объявлена воздушная тревога, и появившиеся 4 немецких бомбардировщика подвергли вторично бомбёжке и пулемётному обстрелу Лычково. Благодаря принятым мерам никто из детей во время второй бомбёжки не пострадал…

2-ой ученик    Слайд №10

1 (600x450, 245Kb)

http://www.photo.aroundspb.ru/cache/places/memorials/11_FULL_watermark.jpg

Мемориал "Тане Савичевой и детям войны посвящается" в пос. Шатки, Нижегородская обл., Россия. И мемориал «Дневник Тани Савичевой» во Всеволожском районе Ленинградской области.

Таня Савичева - ленинградская  школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке. Почти вся семья Тани Савичевой погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей - матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили санитары, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе с другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Она умерла 1 июля 1944 года.

Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым дневник Тани уцелел и стал одним из символов Великой Отечественной войны.

3-ий ученик         Слайд №11

File:Ghetto Krynki 2a.jpg

Памятник на месте убийства в апреле 1942 года нацистами и полицаями 84 еврейских детей из гетто в санатории у деревни Крынки, Могилевская обл., Белоруссия

В санаторий "Крынки" собрали еврейских детей из близлежащих детских домов. 2 апреля 1942 года местных жителей с раннего утра отвели в лес и заставили выкопать яму. К вечеру к яме подошла колонна обреченных обессиленных детей. Детей подгоняли к яме, сбрасывали вниз, а немцы расстреливали их сверху. Самых маленьких, не умеющих ходить, просто швыряли в яму прямо с подводы. После того, как все дети были убиты, полицейские  засыпали братскую могилу.
  В этот страшный день были убиты 84 еврейских ребёнка в возрасте до 12 лет.

4-ый ученик                Слайд №12

Киев. Памятник детям, расстрелянным в Бабьем Яру (650x488, 76Kb)

Деревня Бабий Яр на Украине - это место массовых расстрелов . В Бабьем Яру в период с 1941 по 1943 год было расстреляно около  200 000 человек. На детей часто жалели пули, и вместо расстрела их обычно закапывали живьём или убивали дубинками

5-ый ученик            Слайд №13

child

 Памятник детским жертвам войны в Лидице, Чехия. 10 июня 1942 года подразделения 7-й добровольческой дивизии СС "Принц Евгений" окружили Лидице; всё мужское население старше 15 лет (172 человека) было расстреляно, женщины (172 чел.) были отправлены в концентрационный лагерь Равенсбрюк (из них 60 погибли в лагере). Из детей (105 чел.) были оставлены дети возрастом до одного года и дети, годные для онемечивания. Остальные 82 ребёнка были уничтожены в лагере смерти  близ Хелмно.

Памяти 13 миллионов детей, погибших во Второй мировой войне. (Здорьева София)             Слайд №14

Тринадцать миллионов детских жизней

Сгорело в адском пламени войны.

Их смех фонтаном радости не брызнет

На мирное цветение весны.

Мечты их не взлетят волшебной стаей

Над взрослыми серьезными людьми,

И в чём-то человечество отстанет,

И в чём-то обеднеет целый мир.

Без них Европа сразу постарела,

На много поколений недород

И грусть с надеждой, как в лесу горелом:

Когда ж подлесок новый станет в рост?

Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,

А в Ленинграде – каменный Цветок,

Чтоб в памяти людей остался дольше

Прошедших войн трагический итог.

Тринадцать миллионов детских жизней -

Кровавый след коричневой чумы.

Их мертвые глазёнки с укоризной

Глядят нам в душу из могильной тьмы,

Из пепла Бухенвальда и Хатыни,

Из бликов пискаревского огня:

"Неужто память жгучая остынет?

Неужто люди мир не сохранят?"

Их губы запеклись в последнем крике,

В предсмертном зове милых мам своих...

О, матери стран малых и великих!

Услышьте их и помните о них!

(А. Молчанов)

Песня «Рисуют мальчики войну» (ученики 7 класса)   Слайды №15-21

Заключение

Ведущий: Сейчас просторы нашей Родины охраняют сильнейшие в мире армия и флот, наше правительство проводит мирную политику, помогает людям из других стран, попавшим в трудную ситуацию и делает всё возможное, чтобы ваше детство было мирным.  У нас в школе есть  кадетский класс. Это наши будущие защитники. Им слово.

Кадеты читают ст-е (по 4 строчки)

1)Мал ещё, но рассудить я в силе,

И никто меня не упрекнёт —

Нет страны, прекраснее России!

 Этот вывод знаю наперёд!

 2)Вырасту — поезжу я по миру.

 И уверен, к берегам Родным,

Будет тяга непреодолимой,

Хоть откуда — но вернусь я к ним!

3)Потому, что Русский я по Духу!

Потому, что Русь — моя Земля!

 Потому, что Мать моя — Славянка

И меня в России родила!

4)Потому, что здесь мой дом и школа!

Дед, Отец и все мои друзья,

Русская, любимая Природа,

 Речь родная, здесь моя Семья!

5)Потому, что Прадед мой по крови

 За Россию нашу — в землю лёг!

 Подвиг наших воинов-героев

 Знаю — помнит не один народ!

6)От чумы коричневой всю Землю

Русские солдаты сберегли.

 Не подвластен подвиг их забвенью.

Поклонюсь им в пояс до земли!

7)«Псы» сейчас на Мать-Россию лают

 Вместе с ней я эту боль приму.

 Вырасту, окрепну, возмужаю

И тебе, родная, помогу!

8)Ты сейчас немного приболела,

Ничего, Россиюшка, крепись!

 Как и прежде на меня надейся,

Не сдавайся, Матушка, — держись!

9) Встанешь ты — великой и могучей,

 Расцветёшь, как яблонька весной!

 Для меня ты будешь самой лучшей!

Самой ненаглядной и Родной!

В заключение исполняется «Кадетский вальс»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Памятник «Дети войны» в Ульяновске

Слайд 5

Памятник детям войны в Чухломе, Костромская область, Россия

Слайд 6

Памятник детям, погибшим при бомбёжке 18 июля 1941 года в селе Лычково Новгородской области

Слайд 7

Мемориал "Тане Савичевой и детям войны посвящается" в пос. Шатки, Нижегородская обл., Россия. И мемориал «Дневник Тани Савичевой» во Всеволожском районе Ленинградской области.

Слайд 8

Памятник на месте убийства в апреле 1942 года нацистами и полицаями 84 еврейских детей у деревни Крынки, Могилевская обл., Белоруссия

Слайд 11

Памятник "Детям, не пришедшим с той войны. 1941-1945" в Москве, Россия

Слайд 12

Памятник "Детям войны" в Красноярске, Россия

Слайд 13

Памятник детям блокадного Ленинграда в О мске

Слайд 14

Памятник детям войны в Оренбурге

Слайд 15

Памятник детям войны в Саках. Крым. Россия.

Слайд 16

Памятник «Дети войны» в Санкт-Петербурге. Россия

Слайд 17

Памятник «Детям войны» в Витебске. Белоруссия.

Слайд 18

Памятник сиротам войны в г.Лаппеенранта , Финляндия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Никто не забыт, ничто не забыто" литературно-музыкальная композиция, посвященная 9 мая

Данная литературно-музыкальная композиция рассказывает о подвиге воинов в годы Великой Отечественной войны, учит детей уважать ветеранов и любить свою Родину....

Литературно -музыкальная композиция "И помнить страшно, и забыть нельзя"

Мероприятие посвящено событиям в городе Кизляре"...

"Никто не забыт,ничто не забыто"(литературно-музыкальная композиция,посвященная 70-летию битвы под Москвой)

Разработала и провела учитель высшей квалификационной категории Рыжкина Марина ВикторовнаЦель:Пробуждать чувство патриотизма ,гордости за свою страну;прививать чувство любви к родному краю;расши...

Литературно – музыкальная композиция, посвященная 68 годовщине Великой Победы: «Никто не забыт, ничто не забыто»

  Все дальше и дальше в историю уходят от нас  героические и грозные годы Великой Отечественной войны. Уже выросло не одно поколение людей, не испытавших на себе горячего дыхания вели...

Сценарий литературно – музыкальной композиции « Никто не забыт, ничто не забыто...» для учащихся 5-7 классов

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к в...

«Об этом с тревогой говорят родители …Наркомания. Что нужно о ней нужно знать?»

Почему. что заставляет наших детей пробовать наркотики. Почему все чаще мы слышим о суициде детей? Почему суицид за последние годы згначительно омолодился. Как помочь нашим детям и их родителям. Данно...