Рабочая программа по литературе 5 класс
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе программы по литературе для 5 –11 классов общеобразовательной школы (авторы – составители:Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев – 2009 г.) и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе. Для реализации задач литературного образования обучающихся в программу 5 класса включены вершинные произведения классической литературы и литературы XX века, соответствующие возрасту и уровню читательских интересов пятиклассников. С 5 класса вводятся произведения определённых эстетических систем и периодов, что даёт возможность уже в седьмом классе ввести понятие литературного направления. Рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов - год.
Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно – деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.
Рабочая программа позволяет учитывает различный уровень литературной подготовки учащихся, способствует формированию ключевых и предметных компетенций, осуществляет межпредметные связи: русский язык – литература - история - музыка – ИЗО - МХК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass_literatura.docx | 52.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО ___________Черных Н.В.. Протокол № ___ от «____»____________2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по НМР МОУ СОШ № 16 г. Губкина ___________ Горшкова Е.А.. «____»____________2012 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 16 г. Губкина __________Гаврилова Р.П.. Приказ № ___ от «___»____2012 г. |
Рабочая программа
Мокроусовой Надежды Алексеевны
высшая квалификационная категория
по литературе
5 «Б» класс
базовый уровень
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе программы по литературе для 5 –11 классов общеобразовательной школы (авторы – составители:Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев – 2009 г.) и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе. Для реализации задач литературного образования обучающихся в программу 5 класса включены вершинные произведения классической литературы и литературы XX века, соответствующие возрасту и уровню читательских интересов пятиклассников. С 5 класса вводятся произведения определённых эстетических систем и периодов, что даёт возможность уже в седьмом классе ввести понятие литературного направления. Рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов - год.
Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно – деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.
Рабочая программа позволяет учитывает различный уровень литературной подготовки учащихся, способствует формированию ключевых и предметных компетенций, осуществляет межпредметные связи: русский язык – литература - история - музыка – ИЗО - МХК.
В данной рабочей программе детализируется и раскрывается содержание стандарта, определяется общая стратегия обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений
Рабочая программа по литературе направлена на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:
- воспитание духовно – развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной литературы;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа произведений.
Программа решает основную задачу преподавания литературы - развить представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
- - образную природу словесного искусства;
- - содержание изученных литературных произведений;
- - изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- использовать воспитательный потенциал литературы как искусства;
- анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея, основные герои; особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов их взаимосвязи; роль портрета и пейзажа;
- определять род и жанр литературного произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
- выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
- - объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
- пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
- писать изложения на основе произведений; сочинения по изученному произведению;
- - выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Домашнее задание | |
п | ф | ||||||
Введение (1 час) | |||||||
1. | 1. | Книга – твой друг. | Лекция | Работа с учебником, лексическая работа | Составить вопросы к статье учебника | ||
Из мифологии (3 часа) | |||||||
2. | 1. | Рассказ о мифе и мифологии. | урок ознакомления с новым материалом | Знакомство с героями мифов | Прочитать миф «Олимп» | ||
3. | 2. | Античный миф. «Рождение Зевса». «Олимп». | самостоятельная работа учащихся | Знакомство с героями мифов, выявление источников, дающих представление о мифологии | Выписать имена героев мифа «Олимп» | ||
4. | 3. | Гомер «Одиссея» | урок ознакомления с новым материалом | Воспитание интереса к творчеству Гомера | Прочитать легенду об Одиссее | ||
Из устного народного творчества (2 часа) | |||||||
5. | 1. | Загадки, пословицы, поговорки. | урок ознакомления с новым материалом | Выявление тематики и семантической структуры загадок. знакомство с наиболее распространёнными видами загадок. | Задание по группам 1 группа – математические загадки | ||
6. | 2. | Бытовая сказка. «Чего на свете не бывает». | урок ознакомления с новым материалом | Выявить способности реальной действительности, нашедшей отражение в заведомо нереальных ситуациях бытовой сказки. | Прочитать сказку «Падчерица» | ||
Басни народов мира (1 час) | |||||||
7. | 1. | Эзоп «Лисица и виноград», «Ворон и Лисица», Лафонтен «Лисица и виноград» | урок ознакомления с новым материалом | Знакомство с легендами об Эзопе, выявление значения морали басни. | Прочитать статью учебника «Русские басни» | ||
Из древнерусской литературы(1 час) | |||||||
8. | 1. | Из древнерусской литературы. Из «Повести временных лет» | урок ознакомления с новым материалом | Знакомство с произведением. | Пересказать «Повесть временных лет» | ||
Русские басни (5 часа) | |||||||
9. | 1. | Русская басня. В.К. Тредиаковский «Ворон и Лиса». А.П. Сумароков «Ворона и Лиса». | урок ознакомления с новым материалом | Знакомство с биографией В. К. Тредиаковского, выявление морали, особенностей языка басни «Ворон и Лиса» | Прочитать статью учебника, посвящённую Сумарокову, подготовить рассказ о писателе и поэте. | ||
10. | 2 | И.А.Крылов. Краткие сведения о писателе. «Ворона и Лисица», «Волк на псарне». | урок ознакомления с новым материалом | Знакомство с биографией И. А. Крылова, выявление особенностей языка басен. | Выучить басню «Демьянова уха» | ||
11. | 3 | И.А.Крылов «Свинья под дубом», «Демьянова уха». | урок ознакомления с новым материалом | Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения раздела «Русская басня». | Выучить басню «Свинья под дубом» | ||
12. | 4 | Русская басня ХХ века. С.В. Михалков «Грибы», «Зеркало». | урок ознакомления с новым материалом | Знакомство с биографией и творчеством С. Михалкова, выявление морали басен»Грибы», «зеркало» | Сочинить басню, использовав мораль или сюжет одной из изученных или прочитанных самостоятельно басен. | ||
13. | 5. | Сказки. «Царевна-лягушка». Вн.чт. | киноурок | Выявление основной идеи сказки | Прочитать сказку, нарисовать портреты героев сказки. | ||
Из литературы XIX века (25+2 р/р часов) | |||||||
14. | 1. | А.С.Пушкин. Краткие сведения о поэте. «Няне» | экскурсия | Воссоздание атмосферы эпохи начала 19 века. Воспитание интереса к личности А.. С. Пушкина | Выучить стихотворение наизусть | ||
15. | 2. | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». | киноурок | Выявление народной основы сказки А. С. Пушкина, развитие навыков выразительного чтения | Выучить наизусть фрагменты сказки | ||
16. | 3. | Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях». | урок закрепления изученного | Развитие навыков лексической работы, работы с иллюстрациями. | Подготовить выставку иллюстраций | ||
17. | 4. | А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок) | урок ознакомления с новым материалом | Выявление сказочных сюжетов, нашедших отношение в прологе, значения и роли сказочных реалий и персонажей. | |||
18. | 5. | А.С.Пушкин «Зимняя дорога» | урок ознакомления с новым материалом | Выявление мотива одиночества, печали и тоски в описании зимней дороги, внутреннем монологе героя | Выучить наизусть стихотворение | ||
19. | 6. | А.С.Пушкин «Бесы» | урок ознакомления с новым материалом | Выявление художественных особенностей стихотворения | Выучить наизусть стихотворение. Подготовиться к конкурсу чтецов. | ||
20. | 7. | Внеклассная работа: конкурс чтецов «Поэты XIX века о русской природе” | концерт | Формирование навыков выразительного чтения. | Сообщение о Лермонтове. | ||
21. | 8. | М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о поэте. «Бородино». История создания стихотворения. | экскусия | Знакомство с некоторыми сведениями о детских годах М. Ю. Лермонтова, выявление фактов, оказавших влияние на становление личности поэта. | Прочитать статью учебника «М. Ю. Лермонтов» | ||
22. | 9. | Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова | лекция | Воссоздание атмосферы эпохи, выявление исторической основы произведения. | Выучить отрывок стихотворения наизусть. | ||
23. | 10. | Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе писателя. | комбинированный | Знакомство с некоторыми фактами биографии, оказавшими влияние на становление творческой личности писателя. | Прочитать статью учебника, посвящённую Н. В. Гоголю. | ||
24. | 11. | «Ночь перед Рождеством». Образы и события повести. | комбинированный | Выявление исторической основы, фольклорных источников и мотивов повести; формирование представлений об образе рассказчика. | Подготовить рассказ о фантастических существах, действующих в повести. | ||
25. | 12. | Отражение в повести «Ночь перед Рождеством» славянских преданий и легенд. Зло и добро в повести. | комбинированный | Выявление роли фантастических персонажей в произведении. | Прочитать рассказ Тургенева «Муму» | ||
26. | 13. | И.С.Тургенев. Детские впечатления писателя. Спасское - Лутовиново в биографии И.С. Тургенева | Виртуальная экскурсия | Знакомство с фактами биографии И. С. Тургенева | Художественный пересказ фрагмента. | ||
27. | 14. | «Муму». Тема рассказа. Центральные и второстепенные образы. | комбинированный | Сопоставление истинных и глубоких чувств Герасима с фальшивыми переживаниями барыни. | Подготовить пересказ эпизодов. | ||
28. | 15. | «Муму». Отношение автора к героям. | комбинированный | Обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Герасима. | Анализ эпизода. | ||
29. | 16. | Стихотворения в прозе: «Воробей», «Русский язык» и их внутренняя связь с рассказом «Муму» | сочетание различных форм занятий | Выявление художественных идей стихотворений в прозе «Воробей», «Русский язык». | Выучить стихотворение в прозе «Русский язык». | ||
КС30. | 17. | Р./р. Классное сочинение по повести И.С.Тургенева. | Написать сочинение –анализ эпизода. | ||||
31. | 18. | Н.А. Некрасов. Краткие сведения о поэте. Тема крестьянской жизни в произведениях поэта. | Виртуальная экскурсия | Знакомство с фактами биографии Н. А. Некрасова, оказавшими влияние на становление поэта. | Прочитать статью учебника о поэте. | ||
32. | 19. | «Крестьянские дети». Основная тема и способы её раскрытия | урок ознакомления с новым материалом | Знакомство с творческой историей стихотворения, выявление значения крестьянской темы в творчестве писателей и художников. | Составить цитатный план фрагмента стихотворения. Выучить отрывок наизусть. | ||
33. | 20. | «Тройка». «Забытая деревня». Народные страдания в изображении Н.А. Некрасова. | урок ознакомления с новым материалом | Выявление фольклорной основы произведения. | Прочитать статью «Строфа» в учебнике. | ||
34. | 13 | Вн. ЧтД.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». | урок ознакомления с новым материалом | Прочитать рассказ Григоровича. | |||
35. | 16 | Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне | экскурсия | Знакомство с фактами биографии Л. Н. Толстого, связанными с историей рассказа «Кавказский пленник». | Прочитать статью учебника, посвящённую Л. Н. Толстому. | ||
36. | 23. | «Кавказский пленник». Тема рассказа. Творческая история. | киноурок | Знакомство с реалиями жизни горцев, выявление мотивов поступков героев. | Составить цитатный план 4-6 глав рассказа. | ||
37. | 24. | Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Отношение писателя к событиям рассказа. | урок обобщения и систематизации знаний | Воспитание гуманистического мировоззрения в ходе выявления художественной идеи рассказа. | Подготовить пересказ статьи учебника «Сюжет и фабула». | ||
КС38. | 25. | Р. /р. Классное сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». | Написать сочинение. | ||||
39. | 26. | А.П. Чехов. Краткие сведения о писателе. | урок ознакомления с новым материалом | Знакомство с фактами биографии , оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. | Составить рассказ об А. П. Чехове. | ||
40. | 27. | «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций. | комбинированный | Осмысление противопоставления рациональной логики, основанной на законе, патриархальному «праву по совести». | Выполнить задание №4. | ||
Из литературы XX века (18часов) | |||||||
41. | 1. | И.А. Бунин. Краткие сведения о писателе. «Густой зелёный ельник у дороги...». | урок ознакомления с новым материалом | Знакомство с фактами биографии писателя. | Подготовить рассказ о детстве и юности И. А. Бунина. | ||
42. | 2. | Тема природы, второй план в стихотворении «Густой зелёный ельник у дороги». Слияние человека с природой. | комбинированный | Выявление художественной идеи стихотворения. | Прочитать рассказ И. А. Бунина «В деревне» | ||
43. | 3. | Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе. «Петь-ка на даче». Основная тема рассказа | комбинированный | Знакомство с некоторыми фактами биографии Л. Н. Андреева, оказавшими влияние на процесс формирования мировоззрения. | Прочитать рассказ Л. Андреева «Петька на даче». | ||
44. | 4. | А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. | экскурсия | Знакомство с событиями детства А. И. Куприна | Прочитать рассказ А. И. Куприна «Золотой Петух» | ||
45. | 5. | «Золотой петух». Тема, особенности создания образа. | комбинированный | Выявление художественной идеи рассказа, роли художественно – изобразительных средств в рассказе. | Составить устный отзыв – впечатление об услышанном или увиденном вами в удивительном мире природы. | ||
46. | 6. | А.А. Блок. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Летний вечер». | леция | Знакомство с некоторыми фактами биографии, оказавшими влияние на формирование мировоззрения поэта. | Составить рассказ о детских годах А. Блока. | ||
47. | 7. | Полный месяц встал над лугом...» | комбинированный | Развитие навыков выразительного чтения | Выучить стихотворение наизусть. | ||
48. | 8. | С.А. Есенин. Краткие сведения о поэте.. «Ты запой мне ту песню, что прежде...» | урок проверки знаний и умений | Знакомство с некоторыми фактами биографии С. А. Есенина | Выучить стихотворение наизусть. | ||
49. | 9. | «Поёт зима – аукает...» или «Нивы сжаты, рощи голы...» (на выбор). Единство человека и природы | урок проверки знаний и умений | Выявить особенности мировосприятия поэта, поэтической манеры С. Есенина. | Выучить наизусть стихотворение. | ||
50. | 10. | А.П. Платонов. Краткие сведения о писателе. | урок ознакомления с новым материалом | Знакомство с некоторыми фактами биографии А. П. Платонова. Воспитывать интерес к творчеству писателя. | Прочитать рассказ Платонова «Никита». Составить цитатный план рассказа. | ||
51. | 11. | А.П. Платонов «Никита». Мир глазами ребёнка. | комбинированный | Выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении трудового начала в жизни человека. | Прочитать сказ Бажова «Малахитовая шкатулка» | ||
52. | 12. | П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе. «Каменный цветок» | урок ознакомления с новым материалом | Знакомство с некоторыми фактами биографии П. П. Бажова. | Прочитать статью учебника, посвящённую П. Бажову. | ||
53. | 13. | Человек труда в сказе П.П. Бажова «Каменный цветок» | комбинированный | Выявление особенностей характера Данилы, истоков его внутренней силы. | Прочитать статью «В мире художественного слова П. П. Бажова». | ||
54. | 14. | Н.Н. Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника». | урок ознакомления с новым материалом | Знакомство с некоторыми фактами биографии Н. Н. Носова. | Прочитать статью учебника, посвящённую Е. И. Носову. | ||
55. | 15. | Е.И. Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Тема добра. Юмористическое и лирическое в рассказе. | урок проверки и коррекции знаний и умений | Выявление художественной идеи рассказа. | Подготовиться к сочинению по произведениям писателей 20 века. | ||
ДС | Р./ р. Домашнее сочинение по произведениям писателей ХХ века. | Написать сочинение. | |||||
56. | 16. | Вн.чт. Час поэзии. В. Боков «Поклон». Н. Рубцов «В осеннем лесу».Р. Гамзатов «Песня соловья». | урок проверки и коррекции знаний и умений | Выявление художественных особенностей и идеи стихотворений В. Ф. Бокова, Н. Рубцова, Р. Гамзатова. | Прочитать рассказ В. И. Белова «Весенняя ночь». | ||
57. | 17. | Проза ХХ века о природе. В.И. Белов «Весенняя ночь». | комбинированный | Формирование навыков самостоятельной исследовательской работы с текстом. | Прочитать отрывок из повести В. Распутина. | ||
58. | 18. | «Проза XX века о родной природе». В.Г.Распутин «Век живи – век люби». | комбинированный | Развитие нравственно – эстетических представлений учащихся. | Прочитать статью, посвящённую творчеству Д. Дефо. | ||
Из зарубежной литературы ( 11 часов + 1 р/р) | |||||||
59. | 1. | Д. Дефо. «Робинзон Крузо». | киноурок | Знакомство с некоторыми фактами биографии Д. Дефо. | Художественный пересказ «Робинзон Крузо». | ||
60. | 2. | «Робинзон Крузо». Сюжетные линии, характеристика персонажей. | урок проверки и коррекции знаний и умений | Воспитание интереса к жизни и творчеству Д. Дефо. | Подготовить сообщение об Х. К.Андерсене. | ||
61. | 3. | Х.К. Андерсен. Краткие сведения о писателе. | урок ознакомления с новым материалом | Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя. | Составить вопросы к статье учебника. | ||
62. | 4. | «Соловей». Добро и зло в сказке. | урок ознакомления с новым материалом | Выявление художественной идеи сказки – утверждение величия подлинного искусства. | Заполнить правую часть таблицы. | ||
63. | 5. | Тема внешней и внутренней красоты в сказке «Соловей» | урок проверки и коррекции знаний и умений | Формирование нравственно – эстетических представлений учащихся. | Подготовить сообщение «Детские впечатления М. Твена». | ||
64. | 6. | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» . Автобиографические мотивы. | урок ознакомления с новым материалом | Выявление смысла противостояния красоты и поэзии свободного, чистого сознания. | Прочитать главы 7,8 | ||
65. | 7. | «Приключения Тома Сойера». Мир детства и мир взрослых | комбинированный | Выявление источников жизнерадостности, бурной энергии героя романа. | Подготовить сообщение о Ж. Рони. | ||
66. | 8. | Ж. Рони - Старший. «Борьба за огонь». Человек и природа. | комбинированный | Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя | Прочитать статью в учебнике. | ||
67. | 9. | Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. «Сказание о Кише». | комбинированный | Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя | Прочитать статью в учебнике о Дж. Лондоне. | ||
68. | 10. | А.Линдгрен. Краткие сведения о писателе. «Приключения Эмиля из Лённеберги». | комбинированный | Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя | Прочитать статью в учебнике о А. Лидгрен. | ||
69. КС | 11. | Р/р. Классное сочинение-отзыв о самостоятельно прочитанной книге. | |||||
70. | 12. | Вн. чт. Итоговый урок. Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги») | комбинированный | Ответить на вопросы викторины. |
Содержание программы учебного предмета
Введение
Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).
Из мифологии
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.
Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.
Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.
Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.
Из устного народного творчества
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».
Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотива сказочных сюжетов.
Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок фольклорный праздник, предметная неделя и др.
Из древнерусской литературы
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведения древнерусской литературы.
Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.
развитие речи: пересказ текстов древнерусской литератур.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.
Басни народов мира
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица»- Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Русская басня
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.
В. К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня
«Ворон и Лиса».
А. П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».
И. А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И. А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И. А. Крылова.
СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями мультипликации басен И. А. Крылова.
Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И. А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».
Из литературы XIX века
А. С. ПУШКИН
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта Пушкин и книга. А. С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэт «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке…». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А. С. Пушкина чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.
Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесно рисование.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациям портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А. С. Пушкина.
Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).
Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А. С. Пушкина, вечер пушкинской сказки
Поэзия XIX века о родной природе
А. А. Фет. «Чудная картина…»
М. Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…» ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной… », «Весенние воды».
Е. А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И. З.Суриков. «В ночном ».
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М. Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).
Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в
Москве.
Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»).
Н. В. ГОГОЛЬ
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н. В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.
Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н. В. Гоголя».
Краеведение: литературная викторина «На родине Н. В. Гоголя ».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.
И. С. ТУРГЕНЕВ
Детские впечатления И. С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И. С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
Теория литературы: рассказ; углубление представления о теме художественного произведения; стихотворение в прозе эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс) чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И. С. Тургенева.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».
Н. А. НЕКРАСОВ
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».
Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.
Краеведение: страницы устного журнала о Н. А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)
Л. Н. ТОЛСТОЙ
Сведения о писателе. Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к события.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.
Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.
Краеведение: материалы к выставке о Л. Н. Толстом («Ясная Поляна»).
А. П. ЧЕХОВ
Детские и юношеские годы писателя. Семья А. П. Чехова. Врач А. П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А. П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.
Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».
Из литературы XX века
И. А. БУНИН
Детские годы И. А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И. А. Бунин Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стих творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворение-размышление, образ – пейзаж, образы животных (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».
Л. Н. АНДРЕЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче основная тематика и нравственная проблематика рассказ (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика Значение финала.
Теория литературы: тема, эпизод, финал.
Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.
А. И. КУПРИН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.
Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
А. А. БЛОК
Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово)
Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц над лугом…»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза.
развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.
Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.
С. А. ЕСЕНИН
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Поет зима — аукает… », «Нивы сжаты, рощи голы… » — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).
Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново — Москва».
А. П. ПЛАТОНОВ
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.
Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
П. П. БАЖОВ
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П. П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Краеведение: Екатеринбург П. П. Бажова.
Н. Н. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника» :тема, система образов.
Развитие речи: пересказ.
Е. И. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами р бенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.
Родная природа в произведениях писателей XX века
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:
В. Ф. Боков. «Поклон »;
Н. М. Рубцов. «В осеннем лесу »;
Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья »;
В. И. Белов. «Весенняя ночь»;
В. Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).
Из зарубежной литературы
Д. ДЕФО
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).
Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Х. К. АНДЕРСЕН
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.
Формы и средства контроля
Тема сочинения | |
1. | Р./р. Классное сочинение по повести И.С.Тургенева. |
2. | Р. /р. Классное сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». |
3. | Р/р. Классное сочинение-отзыв о самостоятельно прочитанной книге. |
4. | Р./ р. Домашнее сочинение по произведениям писателей ХХ века. |
Перечень учебно-методического обеспечения
1. «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы»авт-сост. Г.С.МеркинС.А.Зинин,В.А.Чалмаев - 2009.
2.Учебник «Литература 5 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин).В двух частях.-7-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2009.
3.Планирование и материалы к курсу «Литература 5 класс» (авторы- составители Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2008.
4.Соловьёва Ф.Е. Литература 5 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2008.
5. Литература Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Автор Г.С.Меркин, 2008 год
6. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-9 классы. Автор Е.Л.Демиденко
7. Тесты по литературе. Автор Г.Д.Чижов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....