Путешествие в Древнюю Русь
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Шабдарова Лариса Витальевна

Урок чтения и развития речи в 6 классе 

Цель:1) формирование представлений о различных аспектах жизни героев Древней Руси на основе былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник";

         2) развитие аналитических способностей обучающихся на основе анализа былины;

         3) воспитание патриотических чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_drevney_rusi-1.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Путешествие по Древней Руси:  Илья Муромец и Соловей – Разбойник».

 

Цель:1) формирование представлений о различных аспектах жизни героев Древней Руси на основе былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник";

        2) развитие аналитических способностей обучающихся на основе анализа былины;

        3) воспитание патриотических чувств.

Ход урока.

1. Орг.момент, сообщение целей урока.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок: сегодня мы с вами отправимся  в чудесное путешествие, будем странствовать по былинам.

2. Введение в тему. 

- А что такое былина?

Дети: это русские народные песни-сказания  сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина - Россия - называлась Русью.

-  Молодцы! Я вижу, что вы любите былины, так давайте отправимся в одну из них.

А чтобы туда попасть, вы должны разгадать мою загадку.

(Показывает карточку с изображением печи и колодца).

-  Угадайте, какой былине принадлежат эти вещи.

Дети: Это вещи из былины про Илью Муромца.

-  Замечательно! Итак, записываем число, тему сегодняшнего урока «Путешествие по Древней Руси:  Илья Муромец и Соловей – Разбойник».

А теперь, посмотрите вот сюда (Показывает изображения различных построек)- 1-й слайд. 

Скажите, в каких из данных построек жили простые люди Древней Руси?

Дети: В деревянных домах, построенных из бревен.

- Молодцы! А теперь вспомним, как была обустроена Русская изба внутри? Какие предметы находились в ней и для чего они предназначались?

Примерные ответы детей: Здесь есть качка, в ней качали ребенка; печка служила для приготовления пищи; с помощью прялки пряли шерстяные нитки; Почти половину дома занимала печь, в которой пекли хлеб, готовили еду. Почти всё в избе делалось своими руками.

-  Вот в такой избе жил Илья Муромец – 2-й слайд.

3. Проверка домашнего задания: домашнее задание у вас было: прочитать полный текст  былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» . Итак, проверим.

- На каком дереве сидел Соловей-разбойник?

Дети: на дубе.

- Этот дуб приготовил нам задания: срываете листочек, прочитаете и ответите на вопрос (На доске нарисован дуб, листочки дубовые скреплены).

  1. Из какой семьи Илья Муромец? (из крестьянской)
  2. Сколько лет пролежал на печи Илья Муромец? (33) – 3-й слайд.
  3. Кто и с помощью чего вылечил Илью? (калики перехожие колодезной водой)- 4-й слайд.
  4. Кто такие калики перехожие? (путешествующие музыканты)
  5. С кем собирался сразиться Илья Муромец? (С соловьём-разбойником)
  6. Чем был страшен  Соловей-разбойник? (Свистом)
  7. Как называлось место сражения Ильи Муромца и Соловья-разбойника? (Чёрная грязь) – 5-й слайд.
  8. Куда ранил Илья Соловья? (В правый глаз и в правую руку)
  9. При каком князе жил Илья Муромец? (при князе Владимире, Ясном Солнышке). 

- Хорошо вы знаете эту былину! В награду вам – игра. (изображение руки) На Руси всегда любили померяться силой богатырской.  Игра "Армреслинг".

4. Работа с темой урока.

- Ребята, попробуем соотнести былинные эпитеты со словами: - 6-й слайд

(выдаётся на каждую парту лист, указать стрелочками).

Молодец

Дородный

Богатырь

Святорусский

Казак

Старый

Конь

Богатырский

Посвист

Соловий

Покрик

Звериный

- Как нужно читать былины?  (Напевно, не торопясь)

В старину былины сопровождались гуслями.  (Сообщение ученика).-

7-й -9 слайды.

В то время гусли звучали как на праздниках, так и каждый день. Число струн на древних гуслях были различны: 4, 5. 6, 9. Гусли от слова «гудеть». Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, поэтому они назывались «яворчатые» или «яровчатые». Самые маленькие гусли были 35 см., самые большие 85 см. В наше время начинающие гусляры играют на 17-ти струнах, а мастера высокого класса – 85.

Речевая разминка:     АОУЫИЕЁЮЯИЫУ

- Какие буквы пропели? (гласные)

- Какие из них обозначают 2 звука?

Работа с отрывком былины. (стр.52)

  1. Чтение учителем.

Работа с новыми совами:

БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ – наказ, пожелание родителей детям;

РАТНЫЙ ПОДВИГ – воинский подвиг;

РАДЕЛЬНИК – помощник, защитник.

  1. Чтение 2-3 учениками. 

Опрос:

 - С чего начинается просьба Ильи Муромца? (Просит благословления у родителей на воинский подвиг).

- Найдите в тексте и прочитайте просьбу Ильи Муромца.

- На какие дела благословил отец Илью Муромца? (На добрые дела)

Прочитайте наказы отца своему сыну.

- Объясните слова  «А на злые дела, на недобрые моего тебе благословения нет!»

- Как понимаете выражение: «Перед князем – боярином не гнись, не вались…»?

- Уважает ли Илья своих родителей? Откуда это видно?

- Сколько героев в этом отрывке? (3) Попробуем прочитать по ролям.

  1. Чтение по ролям.

- Можно ли считать Илью Муромца богатырём?

- Кто такой богатырь? (человек необычайной силы, смелый и храбрый воин).

Предлагаю собрать богатыря в путь дорогу.- 10-й слайд.

Дидактическая игра "Собери богатыря в дорогу" Сейчас вам предстоит правильно собрать богатыря в дорогу. У него много одежды - выберите нужную и назовите её.

Цель: Закрепить знания детей об элементах костюма русского богатыря. Закрепить в речи их названия. Доспехи: меч, щит, шлем, булатная палица и копье, меч в золотых ножнах, лук с закаленными стрелами

(Дети выбирают те детали костюма, которые подходят русскому богатырю).

5. Физкультминутка.

6. Продолжение темы урока.

- Продолжим наш урок. Чем занимались богатыри? (Защищали Родину)

Воспевая богатырей, защитников Родины,  былины звали на подвиг во славу Отечества,  веками воспитывали в юношах  любовь к родной земле.

Много пословиц сложено нашими предками о Родине:- 11-й слайд.

  1. Родина – мать, умей за неё постоять.
  2. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Объясните смысл данных пословиц.

- О богатырях художники писали картины, композиторы – песни. Обратите внимание на картину великого художника В.М. Васнецова «Богатыри».- 12-й слайд. 

(Сообщение ученика).

На картине изображён Илья Муромец со своими боевым товарищами - Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем. Илья Муромец - самый старший из них по возрасту и находится в самом центре. Он самый могучий в этой троице, на его руке палица булатная, за спиной виден колчан со стрелами, в левой руке – копьё. Илья Муромец на заставе, смотрит в сторону врага. Конь его тоже могучий, вороной масти, то есть цвета. Он тоже прислушивается к звукам. Все охраняют нашу Родину.

7. Обобщение, оценки.

8. Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», используя имена героев, слова с былины, новые слова, которые прошли на уроке. Например, былина, богатырь, кольчуга, печь, калики…

Изложи в правильном порядке ход событий в былине:

Событие 1

Он стал-то эту силушку великую,

Стал конём топтать да стал копьём колоть.

Событие 2

Из того ли из города Мурома,

Из того ли села Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Событие 3

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холмы стал перемахивать.

Событие 4

Он тетивочку шёлковеньку натягивал,

А он стрелочку калёную накладывал,

То он стрелял в того Соловья-разбойника…

Событие 5

Маковки на теремах покривились,

А околенки во теремах рассыпались…

Событие 6

Он приехал-то во славный стольный Киев –град

А ко славному ко князю на широкий двор.

Событие 7

Ай он вёз-то Соловья да во чисто поле.

И он срубил ему да буйну голову.

МОЛОДЕЦ                       ЗВЕРИНЫЙ

БОГАТЫРЬ                      СТАРЫЙ

КАЗАК                             СВЯТОРУССКИЙ

КОНЬ                               СОЛОВИЙ

ПОСВИСТ                       ДОРОДНЫЙ

ПОКРИК                          БОГАТЫРСКИЙ

  1. Из какой семьи Илья Муромец?

  1. Сколько лет пролежал на печи Илья Муромец?

  1. Кто и с помощью чего вылечил Илью?

  1. Кто такие калики перехожие?

  1. С кем собирался сразиться Илья Муромец?

  1. Чем был страшен  Соловей-разбойник?

  1. Как называлось место сражения Ильи Муромца и Соловья-разбойника?

  1. Куда ранил Илья Соловья?

  1. При каком князе жил Илья Муромец?

  1. В то время гусли звучали как на праздниках, так и каждый день. Число струн на древних гуслях были различны: 4, 5. 6, 9. Гусли от слова «гудеть». Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, поэтому они назывались «яворчатые» или «яровчатые». Самые маленькие гусли были 35 см., самые большие 85 см. В наше время начинающие гусляры играют на 17-ти струнах, а мастера высокого класса – 85.

На картине изображён Илья Муромец со своими боевым товарищами - Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем. Илья Муромец - самый старший из них по возрасту и находится в самом центре. Он самый могучий в этой троице, на его руке палица булатная, за спиной виден колчан со стрелами, в левой руке – копьё. Илья Муромец на заставе, смотрит в сторону врага. Конь его тоже могучий, вороной масти, то есть цвета. Он тоже прислушивается к звукам. Все охраняют нашу Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа "Древняя Русь", 6 класс

В тесте представлены задания разного типа, в том числе кроссворд, текст с ошибками, текст с пропусками.Уважаемые коллеги, не пугайтесь, тест не совсем правильно выглядит при предварительном просмотре ...

Дидактический материал. Индивидуальный маршрутный лист учащегося к уроку. "Древняя Русь."

Дидактический материал к уроку "Восточные славяне в древности". Индивидуальный маршрутный лист для самостоятельной работы всех учащихся класса в течение урока. Возможно  использование для диффере...

"Путешествие в Древнюю Русь" фрагмент нетрадиционного урока

"Путешествие в Древнюю Русь"  занимательный и интересный урок- путешествие. Материал может  быть использован при обобщении и систематизации знаний по данному разделу. Даёт возможность мотиви...

Путешествие в Древнюю Русь открытый урок

способствовать развитию памяти, внимания, мышления; закрепить навыки работы с заданиями  с исторической картой; продолжить развивать умение учащихся давать полные ответы на поставленные вопросы....

Древняя Русь и Русь Удельная.

Повторение. Расставьте в хронологической последовательности....

Интегрированный урок – путешествие в Древнюю Русь (литература и история, 6 класс)

Конспект интегрированного урока (литература и история) в 6 классе при изучении темы"Древняя Русь"...

Путешествие в древнюю Русь

Урок по родному (русскому) язык...