«В ПРЕКРАСНОМ И ЯРОСТНОМ МИРЕ» (Человек и машина в мировой литературе)
план-конспект урока по литературе по теме
На семинаре будут обсуждаться проблемы, поднятые в литературе:
1. Техническая мысль и нравственность: постановка проблемы.
2. Положительное влияние технического прогресса на человечество.
3. Техногенные опасности для физического и нравственного здоровья человека.
4. Генная инженерия и нравственные проблемы.
5. Человек-машина?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_prekrasnom_i_yarostnom_mire.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
«В ПРЕКРАСНОМ И ЯРОСТНОМ МИРЕ»
(Человек и машина в мировой литературе)
Урок-семинар
Мир, который создает человек,
не должен входить в противоречие
с тем миром, в котором он живет.
Леонардо да Винчи.
? |
В чем выразилось положительное влияние технического прогресса на человечество? Какое влияние оказала подмена нравственных ценностей в сознании человека социальными и даже техническими? Почему все чаще человек осознает себя винтиком большой машины – цивилизации?
* |
Человек и общество, человек и время, человек и история. (Литература, 10-11 класс).
Цель семинара: выяснить, какую роль играет техника в жизни человека, какова степень гармоничности отношений между человеком и машиной, как литература решает проблемы «взаимоотношений» человека и техники.
План семинара:
- Техническая мысль и нравственность: постановка проблемы.
- Положительное влияние технического прогресса на человечество.
- Техногенные опасности для физического и нравственного здоровья человека.
- Генная инженерия и нравственные проблемы.
- Человек-машина?
Тема для обсуждения 1. Человек и машина: нравственное и безнравственное? Решает ли техническая мысль нравственные проблемы? Почему первостепенную важность имеет вопрос, в чьих руках находится техника?
Литература:
1.Л.Н.Толстой «Люцерн», «Власть тьмы».
2.А.и Б.Стругацкие «Трудно быть богом».
3. М.А.Булгаков «Роковые яйца».
Тема для обсуждения 2. Выясните положительное влияние технического прогресса на человечество. Какое развитие технической мысли предугадали писатели-фантасты? Почему о положительном влиянии технического прогресса написано в основном писателями-фантастами?
Литература:
1. Ж. Верн «Капитан Немо».
2. А.Толстой «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита».
3. А.Р.Беляев «Человек-амфибия».
Тема для обсуждения 3. Обсудите проблемы техногенных опасностей для физического и нравственного здоровья человека. Какую опасность для здоровья человека представляют фабрики, заводы? Какое влияние оказала подмена нравственных ценностей в сознании человека социальными и даже техническими. В чем Вы видите плюсы и минусы созидающей роли техники в советской литературе? Безработица – это победа машины над человеком? Почему все чаще человек осознает себя винтиком большой машины – цивилизации? В чем противоречие между беспредельными возможностями человека и ограниченными возможностями машины? Можно ли мир технического прогресса определить как «прекрасный и яростный мир»? Почему?
Литература:
1. В.Катаев «Время, вперед!».
2. А.Платонов «В прекрасном и яростном мире».
3. В.Распутин «Прощание с Матерой».
4. В.В.Маяковский «Клоп».
5.А.И.Куприн «Молох».
6. Ж.Г.Байрон «В защиту луддитов»
7. Роб. Рождественский «Винтики».
8. Т.Драйзер «Американская трагедия».
Тема для обсуждения 4. Осудите проблему вмешательства человека в природу, ответственности человека за свои деяния. Клонирование. Всегда ли положительна роль генной инженерии в развитии цивилизации?
Литература:
1. Е.С.Велтистов «Приключения Электроника».
2. А.Р.Беляев «Человек-амфибия».
Тема для обсуждения 5. Человек-машина? Возможно ли такое? Чем можно объяснить стремление человека к отказу от чувств, от нравственности? Неужели, говоря словами Л.Винчи, мир техники не только вошел «в противоречие с человеком», но и полностью заменил его?
Литература:
1. Ю.Олеша «Зависть».
2. Ю.Замятин «Мы».
3. А.Азимов «Я – робот».
Подведение итогов
Человек-машина. Машина заменила человека. Человек работает ради постройки новых машин…
Положительная роль техники велика, но реален и большой вред, наносимый техникой как физическому, так и нравственному здоровью человека. Кто виноват? Что делать? Извечные русские вопросы. Наверно, стоит вновь обратиться к мудрости Л.Винчи.
«Как и почему не пишу я о своем способе оставаться под водою столько времени, сколько можно оставаться без пищи. Этого не обнародываю я из-за злой природы людей, которые этот способ использовали бы для убийств,.. и если я учил другим способам, то это потому, что они не опасны».
Отказываться от достижений технического прогресса нельзя, да и просто глупо. Но надо помнить, что все зависит от человека. Захочет он стать машиной – станет, захочет, чтобы машина его подчинила – подчинит, захочет, чтобы машина работала ему во благо – так и будет. Техника сама по себе не нравственна или безнравственна. Все зависит от тебя…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
7 класс А Платонов "В прекрасном и яростном мире"
2 урока литературы в 7 классе по рассказу А Платонова "В прекрасном и яростном мире" с презентацией по учебнику В. Я. Коровиной...
«В прекрасном и яростном мире…» /Урок развития речи и творческой фантазии в 6 классе/
Едва ли есть необходимость убеждать в том, что в наш равнодушный, прагматичный век в общении мы нуждаемся ничуть не меньше, хотя и утратили способность слушать и понимать (или не умели?!), радоваться ...
Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».
Андрей Платонов из тех писателей, о которых говорят: «Писатель будущего».Не оцененный по достоинству в свое время ,он идет к нам ,а мы идем к нему. Трудно постигать произведения этого автора, на...
Борьба за любовь в "прекрасном и яростном мире" (М.Пришвин, "Кладовая солнца")
литература 6 класс М. Пришвин "Кладовая солнца"...
Уроки внеклассного чтения по рассказу А. П. Платонова " В прекрасном и яростном мире"
Конспект уроков литературы предназначен для знакомства учащихся с личностью А. П. Платонова, его произведениями. Анализируя рассказ, необходимо помочь учащимся понять нравственную красоту человеческой...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме " Правда в рассказе А.П.Платонова " В прекрасном и яростном мире".
Я хотела на данном уроке показать один из способов идейно-художественного анализа произведения, а именно: как стил...
"В прекрасном и яростном мире"
quot;В прекрасном и яростном мире"...