Литературный поединок
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Бабенко Елена Анатольевна

План-конспект урока. Литературный поединок.  Детство Толстого, Горького, Бунина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnyy_poedinok.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный поединок

3 команды участники.

2 члена жюри и счетоводы

1. Вопрос для трех команд. Разминка.

Назовите произведения, в названиях которых есть слова “дети, детский, детство”

С.Т.Аксаков “Детские годы Багрова-внука”;
Н.А.Некрасов “Крестьянские дети”;
Л.Н. Толстой “Детство”;
Н.Г.Гарин-Михайловский “Детство Тёмы”;
В.Г. Короленко “Дети подземелья”;
Саша Чёрный стих. “Детский остров”;
Ф. Искандер “Детство Чика”;
И.А.Бунин стих. “Детство” и др..

2. Учащимся предлагаются высказывания писателей о детстве. Попробуем сравнить с впечатлениями М.Горького. Как вы считаете, созвучны ли эти высказывания с впечатлениями Горького?

Л.Толстой: “Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений”.

Ф.Достоевский: “Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома”.

В.Распутин: “Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то , что даёт ему потом право взяться за перо”

Мы видим , что с впечатлениями Горького они не созвучны. Давайте разберёмся, почему нет.

3.  Что для меня значит слово «детство»?

4.

Викторина.

1.Книга, полученная Алексеем в награду за хорошую успеваемость. (Евангелие)
2.Ласковый зверь, с которым автор сравнивает бабушку. (Кошка)
3.Русский писатель, чью книгу получил в награду Алексей. (Крылов)
4.Что сказал о деньгах жилец по прозвищу Хорошее Дело? ( Деньги, брат,- ерунда)
5.Продукт, которым Цыганок кормил “изо рта” мышат. (Сахар)
6.Широкий фартук, в который был “обёрнут” ребёнок, оставленный у ворот дома Кашириных. (Запон)
7.Домашнее животное, которое напоминали дядья во время ссоры, “скаля зубы и встряхиваясь”. (Собака)

5. Распознай текст.

А. «Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды зимним вечером ты вышел из детской в столовую, остановился на пороге, - это было после одной из наших ссор с тобой, - и, опустив глаза, сделал такое грустное личико?...»

    Б. "Положим,  -  думал  я, - я маленький, но зачем он тревожит

меня?  Отчего  он не бьет мух около Володи ной постели? вон их

сколько!  Нет,  Володя старше меня; а я меньше всех: оттого он

меня  и мучит. Только о том и думает всю жизнь, - прошептал я,

-  как  бы мне делать неприятности. Он очень хорошо видит, что

разбудил   и   испугал  меня,  но  выказывает,  как  будто  не

замечает...  противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка

- какие противные!"

В. «Меня подавляет мать; ее слезы и вой зажгли во мне новое, тревожное чувство. Я впервые вижу ее такою, — она была всегда строгая, говорила мало; она чистая, гладкая и большая, как лошадь; у нее жесткое тело и страшно сильные руки. А сейчас она вся как-то неприятно вспухла и растрепана, всё на ней разорвалось; волосы, лежавшие на голове аккуратно, большою светлой шапкой, рассыпались по голому плечу, упали на лицо, а половина их, заплетенная в косу, болтается, задевая уснувшее отцово лицо. Я уже давно стою в комнате, но она ни разу не взглянула на меня, — причесывает отца и всё рычит, захлебываясь слезами»..

Созвучно ли данное высказывание с впечатлением Максима Горького? Аргументируйте свой ответ.

Л.Толстой: “Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений”.

Созвучно ли данное высказывание с впечатлением Максима Горького? Аргументируйте свой ответ.

Ф.Достоевский: “Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома”.

Созвучно ли данное высказывание с впечатлением Максима Горького? Аргументируйте свой ответ.

В.Распутин: “Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то , что даёт ему потом право взяться за перо”

Распознай текст.

А. «Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды зимним вечером ты вышел из детской в столовую, остановился на пороге, - это было после одной из наших ссор с тобой, - и, опустив глаза, сделал такое грустное личико?...»

    Б. "Положим,  -  думал  я, - я маленький, но зачем он тревожит

меня?  Отчего  он не бьет мух около Володи ной постели? вон их

сколько!  Нет,  Володя старше меня; а я меньше всех: оттого он

меня  и мучит. Только о том и думает всю жизнь, - прошептал я,

-  как  бы мне делать неприятности. Он очень хорошо видит, что

разбудил   и   испугал  меня,  но  выказывает,  как  будто  не

замечает...  противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка

- какие противные!"

В. «Меня подавляет мать; ее слезы и вой зажгли во мне новое, тревожное чувство. Я впервые вижу ее такою, — она была всегда строгая, говорила мало; она чистая, гладкая и большая, как лошадь; у нее жесткое тело и страшно сильные руки. А сейчас она вся как-то неприятно вспухла и растрепана, всё на ней разорвалось; волосы, лежавшие на голове аккуратно, большою светлой шапкой, рассыпались по голому плечу, упали на лицо, а половина их, заплетенная в косу, болтается, задевая уснувшее отцово лицо. Я уже давно стою в комнате, но она ни разу не взглянула на меня, — причесывает отца и всё рычит, захлебываясь слезами»..

Распознай текст.

А. «Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды зимним вечером ты вышел из детской в столовую, остановился на пороге, - это было после одной из наших ссор с тобой, - и, опустив глаза, сделал такое грустное личико?...»

    Б. "Положим,  -  думал  я, - я маленький, но зачем он тревожит

меня?  Отчего  он не бьет мух около Володи ной постели? вон их

сколько!  Нет,  Володя старше меня; а я меньше всех: оттого он

меня  и мучит. Только о том и думает всю жизнь, - прошептал я,

-  как  бы мне делать неприятности. Он очень хорошо видит, что

разбудил   и   испугал  меня,  но  выказывает,  как  будто  не

замечает...  противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка

- какие противные!"

В. «Меня подавляет мать; ее слезы и вой зажгли во мне новое, тревожное чувство. Я впервые вижу ее такою, — она была всегда строгая, говорила мало; она чистая, гладкая и большая, как лошадь; у нее жесткое тело и страшно сильные руки. А сейчас она вся как-то неприятно вспухла и растрепана, всё на ней разорвалось; волосы, лежавшие на голове аккуратно, большою светлой шапкой, рассыпались по голому плечу, упали на лицо, а половина их, заплетенная в косу, болтается, задевая уснувшее отцово лицо. Я уже давно стою в комнате, но она ни разу не взглянула на меня, — причесывает отца и всё рычит, захлебываясь слезами»..

Распознай текст.

А. «Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды зимним вечером ты вышел из детской в столовую, остановился на пороге, - это было после одной из наших ссор с тобой, - и, опустив глаза, сделал такое грустное личико?...»

    Б. "Положим,  -  думал  я, - я маленький, но зачем он тревожит

меня?  Отчего  он не бьет мух около Володи ной постели? вон их

сколько!  Нет,  Володя старше меня; а я меньше всех: оттого он

меня  и мучит. Только о том и думает всю жизнь, - прошептал я,

-  как  бы мне делать неприятности. Он очень хорошо видит, что

разбудил   и   испугал  меня,  но  выказывает,  как  будто  не

замечает...  противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка

- какие противные!"

В. «Меня подавляет мать; ее слезы и вой зажгли во мне новое, тревожное чувство. Я впервые вижу ее такою, — она была всегда строгая, говорила мало; она чистая, гладкая и большая, как лошадь; у нее жесткое тело и страшно сильные руки. А сейчас она вся как-то неприятно вспухла и растрепана, всё на ней разорвалось; волосы, лежавшие на голове аккуратно, большою светлой шапкой, рассыпались по голому плечу, упали на лицо, а половина их, заплетенная в косу, болтается, задевая уснувшее отцово лицо. Я уже давно стою в комнате, но она ни разу не взглянула на меня, — причесывает отца и всё рычит, захлебываясь слезами»..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича" по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок  литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича...

Математический поединок - алгебра 7 класс

Урок посвящен закреплению знаний по формулам сокращенного умножения. Учащиеся класса разбиты на команды и каждой команде дается право выбора тактики ответов на полученные ими карточки. Перед началом р...

Дидактическая игра-урок Математический поединок

Дидактическую игру можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые автоматически...

Лингвистический поединок для учащихся 5-6 класса

Проводился в рамках предметной недели русского языка и литературы...

литературный поединок Гений всегда загадка

литературный поединок Гений всегда загадка...

Урок-игра "Литературный поединок"

Командная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...

Репортаж о съемках программы Поедем, поедим!

Репортаж о съемках программы Поедем, поедим...