Урок "Осеннее настроение в произведениях мастеров искусства"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
На уроке ученики знакомятся со стихотворениями русских поэтов, музыкой и картинами об осени, учатся анализу стихотворного текста, закрепляют знания о средствах художественной изобразительности (сравнении, метафоре, эпитете). Материал способствует развитию эстетическоего чувства прекрасного, воспитывает внимательное отношение к поэтическому слову, помогает увидеть и почувствовать не только образную сторону стихотворений, их смысл, но и красоту слова, прививает любовь к русской природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературы
Учитель русского языка и литературы МАОУ лицея № 8:
Луговская Е.В.
5 класс
Тема: Осеннее настроение в произведениях мастеров искусства
Цель:
Образовательная: познакомить со стихотворениями русских поэтов, музыкой и картинами об осени, учить анализу стихотворного текста, закрепить знания о средствах художественной изобразительности (сравнении, метафоре, эпитете)
Развивающая: развивать эстетическое чувство прекрасного, развивать умения исследования текста, творческое воображение
Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к поэтическому слову, помочь увидеть и почувствовать не только образную сторону стихотворений, их смысл, но и красоту слова, прививать любовь к русской природе
Методы и приемы: - опережающее домашнее задание;
- слово учителя;
- эвристическая беседа;
- проблемные задания и вопросы;
- творческие задания
Формы работы: - коллективная фронтальная работа;
- индивидуальная работа
Оборудование: репродукции с картин художников, музыкальные произведения П.И.Чайковского, карточки с заданием, проектор, ноутбук
Ход урока:
I. Оргмомент
II. Вводная беседа
- Ребята, какое у вас сейчас настроение?
- Что значит слово настроение?
(Настроение – внутреннее душевное состояние)
- А теперь попробуйте описать своё настроение с помощью цвета. Что у вас получится?
(Высказывания учащихся)
Действительно, кому-то сейчас радостно, ярко и светло, кому-то – тревожно, туманно и серо, грустно. Вот и получилась картина настроения.
- Как вы думаете, а есть ли настроение у окружающего нас мира? Может ли солнце улыбаться, лес грустить, природа плакать или ликовать?
- Какие художественные приёмы мы используем, говоря о природе?
(Метафора, олицетворение, эпитет, сравнение)
- Каким способом можно передать настроение?
(Написать картину, сочинить музыку, написать стихотворение)
Теперь вы убедились, насколько близки настроения и труд художника и поэта. Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока.
(Ученик выразительно читает эпиграф)
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Это строчки известного русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева. Согласны ли вы с этим высказыванием?
III. Любование произведениями искусства
- А теперь посмотрим, как передают настроение композиторы, художники, поэты. Рассмотрим репродукции с картин с осенним пейзажем, созданные художниками И.И. Левитаном «Золотая осень», В.Д. Поленовым и одновременно послушаем музыку П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь»
(Подготовленный ученик читает стихотворение И.А. Бунина «Листопад»)
- Сравните три произведения искусства об осени: пьесу П.И.Чайковского «Октябрь», картину И.И.Левитана «Золотая осень» и отрывок из стихотворения И.А.Бунина «Листопад»
IV. Выполнение творческого задания.
Запишите наблюдения в таблицу:
Вопросы | Музыкальное произведение | Живописное произведение | Литературное произведение |
1. Какие картины ты увидел, представил себе? | |||
2. Какими средствами пользуются авторы, рисуя картину осени? | |||
3. Какое настроение передано в произведении? | |||
4. Какие чувства ты испытал? |
Вопросы | Музыкальное произведение | Живописное произведение | Литературное произведение |
1. Какие картины ты увидел, представил себе? | Золотые поляны, на которых «разлита» тихая, спокойная грусть | Зелень луга, золото берёзовой рощи, причудливый изгиб реки | Лес, утопающий в разноцветном убранстве, чувствуется тепло, душистый аромат осеннего леса |
2. Какими средствами пользуются авторы, рисуя картину осени? | Задушевная лирическая мелодия, лёгкие вариации | Яркие сочные краски, светлые тона, яркие блики, сочетание различных цветов, игра красок, колорит | Необычные сравнения, красочные метафоры, яркие эпитеты |
3. Какое настроение передано в произведении? | Покой, лиричность, задушевность, тепло, печальное, задумчивое, мечтательное настроение, таинственность | Передать великолепие и радость бытия, приподнятое светлое настроение, жёлтый цвет придаёт картине солнечность и радостное настроение | Приподнятое, радостное |
4. Какие чувства ты испытал? | Умиротворённость, ощущение внутренней теплоты | Восторг и любовь к жизни и русской природе | Радость, с одной стороны, грусть, с другой стороны, так как автор сравнивает осень с вдовой |
- Что произвело на вас большее впечатление: музыка, картина или стихотворение? Почему?
Сделайте вывод:
- Все виды искусства объединяет… (любовь к родной природе, тихое любование её прелестями, радостное, жизнеутверждающее настроение)
- В отличие от других видов искусства в литературном произведении писатель… (может, используя красоту и силу поэтического слова, выразить самые яркие чувства и переживания от увиденного, описать словесно всё очарование русской природы)
V. Беседа о стихотворении И.А. Бунина
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
Иван Алексеевич Бунин
- Какие художественные приёмы использует И.А.Бунин для выражения прелести осеннего пейзажа?
(Высказывания учащихся: эпитеты «лиловый, золотой», «весёлой, пёстрою»)
- Какие сравнения использует поэт?
(«лес, точно терем расписной», «как вышки, ёлочки», «просветы в небо, что оконца»)
- Ребята, как вы понимаете слово «терем»? Иллюстрация терема
(Работа с толковым словарём. Терем – В Древней Руси: жилое помещение в верхней части дома или дом в виде башни)
- Почему поэт сравнивает лес с теремом?
(Он такой же величественный, высокий, сказочный)
- Найдите метафоры.
(Лес «весёлой пёстрою стеной.// Стоит над светлою поляной»,
«берёзы жёлтою резьбой»)
- Каково настроение стихотворения?
- Можно ли определить его однозначно? Да перед нами яркая, разноцветная картина осени, но есть какая-то грусть. Отчего?
- Почему поэт сравнивает Осень с вдовой?
-Какой художественный приём использует поэт?
(Олицетворение)
(Работа с толковым словарём. Вдова – женщина, потерявшая мужа. «Вдова» – символ одиночества, грусти.)
- Почему же такое сравнение?
(Предположения учащихся: Осень при приближении Зимы потеряет свой нарядный убор, яркие краски)
-А теперь проверим прогнозы и послушаем ещё отрывки из этого стихотворения И.А. Бунина
Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят,-
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи,
И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, все умертвив...
- Осень в полном одиночестве затаилась в своём сказочном тереме, и наступит тот момент, когда нужно будет его покинуть, оставив уже голый лес с облетевшей листвой Зиме. Лес безмолвен, неподвижен, он затаился в ожидании Зимы, зимней стужи и метели.
- Теперь, я думаю, становится понятно, почему стихотворение называется «Листопад»?
(В стихотворении запечатлён не просто процесс опадания осенней листвы, но и чувство скорби об утрате красоты…)
VI. Итог урока. Выводы.
Вот насколько схожими и несхожими могут быть представления мастеров кисти, слова и звучания о природе.
Главное в стихотворении - это чувства, настроение, глубина мысли. В нём не всё открывается сразу, в нём есть скрытое описание. Только внимательное чтение, вдумчивое отношение к каждому слову поможет читателю действительно понять стихотворение.
VII. Домашнее задание (разноуровневое)
- Изобразите осеннее настроение на иллюстрации.
- Выучите стихотворение об осени
- Попробуйте создать поэтическую миниатюру «В саду горит костёр рябины красной…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект Образы Отечественной войны 1812года в произведениях изобразительного искусства
Проект выполнен для использования его материала на уроке МХК. Сделан ввиде текста . На его основе можно сделать презентацию....
Обучение дошкольников пониманию содержания произведений изобразительного искусства средствами художественной выразительности
Изобразительное искусство – понятие, подразумевающее целую группу искусств, в которых художественный образ основан на непосредственном изображении видимого мира - это живопись, графика, ск...
Формирование нравственных качеств личности в системе художественно-эстетического образования на уроках литературы с привлечением произведений изобразительного искусства
В данной статье раскрывается использование произведений живописи на уроках литературы в 10 - 11 классах....
разработка урока "Великая Отечественная война в произведениях изобразительного искусства"
Тема отечественной войны 1941 – 1945 годов находит отражение во всех сферах изобразительного искусства. События ее раскрывались в полотнах, графических сериях и плакатах, в фильмах и те...
Фрагмент занятия с использованием произведения изобразительного искусства.
Предлагается пример использования на уроке произведения изобразительного искусства с алгоритмом вопросов, которые позволяют наиболее полно исследовать репродукцию (картину), получить необходимые сведе...
Фрагмент занятия с использованием произведения изобразительного искусства.
Предлагается пример использования на уроке произведения изобразительного искусства с алгоритмом вопросов, которые позволяют наиболее полно исследовать репродукцию (картину), получить необходимые сведе...
«Левша» («Сказ о тульском косом левше и стальной блохе») в произведениях изобразительного искусства, театра, кино.
Урок литературы по произведению Н.С. Лескова...