Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Данная программа по литературе включает 102 часа, т.е. 3 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_liter.doc | 193.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного курса
« Литература. 9 класс»
Лобачева И.А..
(Ф.И.О. составителя программы)
учитель русского языка и литературы
(занимаемая должность)
2011
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по литературе к учебникам 5-11 классов В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной.
Содержание программы определяется целями литературного образования:
воспитание духовно богатой, гармонически развитой личности, готовой к самопознанию и совершенствованию;
формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, национального самопознания, чувства патриотизма;
приобщение учащихся к богатствам русской и мировой литературы,
развитие их способностей воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни;
на этой основе формирование художественного вкуса, эстетических потребностей, гражданской идейно-нравственной позиции школьников.
Достижение этих целей предполагает:
чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;
формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации человечества;
развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;
развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.
формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
В 9-м классе изучение литературы идет на принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Содержание курса
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Из древнерусской литературы | 3 |
3 | Из литературы 18 века
| 13 |
4 | Из русской литературы 19 века | 54 |
5 | Из русской литературы XX века | 28 |
6 | Из зарубежной литературы
| 3 |
Итого: 102 часа
Календарно – тематическое планирование
Дата | № | Тема урока. | Примеча-ния |
|
| 1 | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. |
|
|
| 2 | «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в « Слове» |
|
|
| 3 | Художественные особенности Слова. Самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства .Подготовка к домашнему сочинению |
|
|
| 4 | Классицизм в русском и мировом искусстве Общая характеристика русской литературы ХУIII века. Особенности русского классицизма |
|
|
| 5 | М.В. Л о м о н о с ов (2 часа) Слово о поэте и ученом М. В. Ломоносов - реформатор русского языка и системы стихосложения. |
|
|
| 6 | М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова |
|
|
| 7 | Г Р. Д е р ж а в и н.(1 час) Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». |
|
|
| 9 | А. Н. Р а д и щ е в.(2 часа) Слово о писателе. « Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения |
|
|
| 10 | Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение |
|
|
. | 11 | Н.М. Карамзин(3 часа) Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей |
|
|
| 12 | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы |
|
|
| 13 | .Литература ХУIII века в восприятии современного читателя (на примере одного-двух произведений) |
|
|
| 14 | Общая характеристика русской и мировой литературы XIXвека. Понятие о романтизме реализме. |
|
|
| 15 | Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский(2 часа). Жизнь и творчество. |
|
|
| 16 | В.В.А.. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. |
|
|
| 17 | А. С. Грибоедов (7 часов): личность и судьба |
|
|
| 18 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии |
|
|
| 1 9-20 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» |
|
|
| 21 | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей |
|
|
| 22 | Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии..Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума») |
|
|
| 23-24 | Р/Р. Сочинение №1 по комедии «Горе от ума» |
|
|
| 25 | А. С. Пушкин(13 часов): жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина |
|
|
| 26 | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар». |
|
|
| 27 | Любовь как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь еще, быть может...». Адресаты любовной лирики поэта |
|
|
| 28 | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы».Обучение анализу одного стихотворения |
|
|
| 29 | А. С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы.Индивидуалистический характер Алеко. |
|
|
| 30 | Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов.Онегинская строфа |
|
|
| 31 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути |
|
|
| 32 | Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. |
|
|
| 33 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем |
|
|
| 34 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа |
|
|
| 35 | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа |
|
|
| 36 | Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» |
|
|
| 37-38 | Р/Р.Сочинение № 2 по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» |
|
|
| 39 | М. Ю.Лермонтов (12 часов) Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества влирике М.Ю. Лермонтова. |
|
|
| 40 | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. |
|
|
| 41 | Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним. |
|
|
| 42 | Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. Характер лирического героя и его поэзии. |
|
|
| 43 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М. Ю. Лермонтова в романе |
|
|
| 44 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель портрета поколения. Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» |
|
|
| 45—46 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» |
|
|
| 47 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина |
|
|
| 48 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина |
|
|
| 49 | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М. Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению |
|
|
| 50 -51 | Р/Р. Сочинение № 3 по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени» |
|
|
| 52 | Н.В.Гоголь(7 часов)Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода |
|
|
| 52 | Образ города в поэме «Мертвые души» |
|
|
| 53 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы |
|
|
. | 54 | «Мертвые души» — поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению |
|
|
| 55-56 | Р/Р. Сочинение № 4 по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». |
|
|
| 57 | А. Н. О с т р о в с к и й.(2 часа) Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада |
| |
| 58 | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не по- рок». Комедия как жанр драматургии |
| |
| 59 | Ф. М.Д о с т о е в с к и й(2 часа). Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в по вести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира |
| |
| 60 | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести |
| |
| 61 | Л. Н. Толстой(2 часа). Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». |
| |
| 62 | Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л. Н. Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя |
| |
| 63 | А. П. Ч е х о в(4 часа) Слово о писателе. Смерть чиновника. Эволюция образа «маленького человека в русской литературе ХIХ века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора |
| |
| 64 | А. П. Чехов. Тоска. Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа |
| |
| 65 | Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений . |
| |
| 66 | Русская литература ХХ века: многообразие жанров и направлений |
| |
| 67-68 | И. А. Б у н и н(2 часа). Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы |
| |
| 69 | Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования |
| |
| 70 | М. А. Б у л г а к о в(3 часа). Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. |
| |
| 71 | История создания и судьба повести. Система образов повести « Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров |
| |
| 72 | Поэтика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести |
| |
| 73 | М. А. Ш о л о х о в.(2 часа) Слово о писателе. « Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя |
| |
| 74 | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее |
|
|
| 75 | А. И. Солженицын(2 часа). Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе |
|
|
| 76 | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи |
|
|
| 77 | Контрольная работа или зачетное занятие по произведениям второй половины ХIХ и ХХ века |
|
|
| 78 | Русская поэзия Серебряного века.Обзор. |
|
|
| 79 | А. А. Б л о к(1 час). Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта |
|
|
| 80 | С. А. Е с е н и н.(2 часа) Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. |
|
|
| 81 | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике |
|
|
| 82—83 | В. В. М а я к о в с к и й(1 час). Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта |
|
|
| 84 | М. И. Ц в е т а е в а(2 часа). Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой |
|
|
| 85 | «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих по- исках поэта |
|
|
| 86 | Н. А. Заболоцкий(1 час). Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого |
|
|
| 87 | А. А. А х м а т о в а(2 часа). Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике |
|
|
| 88 | Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики |
|
|
| 89 | Б. Л. Пастернак(1 час). Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. |
|
|
| 90 | А. Т. Т в а р д о в с к и й(2 часа). Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. |
|
|
| 91 | А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне |
|
|
| 92—93 | Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ—ХХ веков |
|
|
| 94 | Зачетное занятие по русской лирике ХХ века |
|
|
| 95 | Античная лирика(1 час). Катулл. Слово о поэте. Гораций. Слово о поэте. Традиции оды Горация в русской поэзии |
|
|
| 96 | Данте Алигьери(1 час). Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер |
|
|
| 97 | У. Шекспир(2 часа). Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века» |
|
|
| 98 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы |
|
|
| 99 | И.-В. Гете(2 часа). Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни |
|
|
. | 100 | Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы |
|
|
| 101—102 | Итоговая контрольная работа. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....