Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Лобачева Инна Алексеевна

Данная программа по литературе  включает 102 часа, т.е. 3 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_liter.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа учебного курса

 

 « Литература. 9 класс»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Лобачева И.А..

                                                                     (Ф.И.О. составителя программы)

 

                                                                учитель русского языка и  литературы

                                           (занимаемая должность)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011

Пояснительная записка

 

     Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по литературе к учебникам 5-11 классов В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной.

 

Содержание программы определяется целями литературного образования:

         воспитание духовно богатой, гармонически развитой личности, готовой к самопознанию и совершенствованию;

         формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, национального самопознания, чувства патриотизма;

         приобщение учащихся к богатствам русской и мировой литературы,

         развитие их способностей воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни;

         на этой основе формирование художественного вкуса, эстетических потребностей, гражданской идейно-нравственной позиции школьников.

Достижение этих целей предполагает:

         чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

         формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

         формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации человечества;

         развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;

         развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

         формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

      В 9-м классе изучение литературы идет на принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса

 

 

 

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Из древнерусской литературы

3

3

Из литературы 18 века

 

13

4

Из русской литературы 19 века

54

5

Из русской литературы XX века

28

6

Из зарубежной литературы

 

3

                                                                          

                                                                                                                            Итого: 102 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование 

 

 

Дата


уро-ка

Тема урока. 
Основное содержание

Примеча-ния

 

 

1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

 

 

 

2

 «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в « Слове»

 

 

 

3

Художественные особенности Слова. Самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства .Подготовка к домашнему сочинению

 

 

 

4

Классицизм в русском и мировом искусстве Общая характеристика русской литературы ХУIII века. Особенности русского классицизма

 

 

 

5

М.В. Л о м о н о с ов (2 часа) Слово о поэте и ученом М. В. Ломоносов - реформатор русского языка и системы стихосложения.

 

 

 

6

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова

 

 

 

7

Г Р. Д е р ж а в и н.(1 час) Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».

 

 

 

9

А. Н. Р а д и щ е в.(2 часа) Слово о писателе. « Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения

 

 

 

10

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение

 

 

.

11

Н.М. Карамзин(3 часа) Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей

 

 

 

12

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы

 

 

 

13

.Литература ХУIII века в восприятии современного читателя (на примере одного-двух произведений)

 

 

 

14

Общая характеристика русской и мировой литературы XIXвека. Понятие о романтизме  реализме.

 

 

 

15

Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский(2 часа). Жизнь и творчество.

 

 

 

16

В.В.А.. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады.

 

 

 

17

А. С. Грибоедов (7 часов): личность и судьба 
драматурга

 

 

 

18

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии

 

 

 

1 9-20

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

 

 

 

21

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей

 

 

 

22

Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии..Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)

 

 

 

23-24

Р/Р. Сочинение №1 по комедии «Горе от ума»

 

 

 

25

А. С. Пушкин(13 часов): жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина

 

 

 

26

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар».

 

 

 

27

Любовь как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь еще, быть может...». Адресаты любовной лирики поэта

 

 

 

28

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы».Обучение анализу одного стихотворения

 

 

 

29

А. С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы.Индивидуалистический характер Алеко.

 

 

 

30

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов.Онегинская строфа

 

 

 

31

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

 

 

 

32

Татьяна Ларина -  нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

 

 

 

33

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

 

 

 

34

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

 

 

 

35

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

 

 

 

36

Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 

 

 

 

37-38

Р/Р.Сочинение  № 2  по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

 

 

 

39

М. Ю.Лермонтов (12 часов) Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества влирике М.Ю. Лермонтова.

 

 

 

40

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. 

 

 

 

41

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним.

 

 

 

42

Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. Характер лирического героя и его поэзии.

 

 

 

43

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» -  первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М. Ю. Лермонтова в романе

 

 

 

44

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель портрета поколения. Загадки образа Печорина в главах «Бэла»  и «Максим Максимыч»

 

 

 

45—46

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

 

 

 

47

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

 

 

 

48

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

 

 

 

49

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия   М. Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке                         В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению

 

 

 

50 -51

Р/Р. Сочинение № 3 по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

 

 

 

52

Н.В.Гоголь(7 часов)Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода

 

 

 

52

Образ города в поэме «Мертвые души»

 

 

 

53

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

 

 

.

54

«Мертвые души» — поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению

 

 

 

55-56

Р/Р. Сочинение № 4 по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

 

 

 

57

А. Н. О с т р о в с к и й.(2 часа) Слово о писателе.  «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада

 

 

58

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы  «Бедность не по- рок». Комедия как жанр драматургии

 

 

59

Ф. М.Д о с т о е в с к и й(2 часа). Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в по вести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира

 

 

60

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести

 

 

61

Л. Н. Толстой(2 часа). Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность».

 

 

62

Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л. Н. Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя

 

 

63 

А. П. Ч е х о в(4 часа) Слово о писателе. Смерть чиновника. Эволюция образа «маленького человека в русской литературе ХIХ века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора

 

 

64 
 

А. П. Чехов. Тоска. Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа

 

 

65

Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений .

 

 

66

Русская литература ХХ века: многообразие жанров и направлений

 

 

67-68

И. А. Б у н и н(2 часа). Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы

 

 

69

Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования

 

 

70

М. А. Б у л г а к о в(3 часа). Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

 

 

71

История создания и судьба повести. Система образов повести « Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров

 

 

72

Поэтика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести

 

 

73

М. А. Ш о л о х о в.(2 часа) Слово о писателе. « Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя

 

 

74

Особенности авторского повествования в рассказе  «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее

 

 

 

75

А. И. Солженицын(2 часа). Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе

 

 

 

76

Образ праведницы в рассказе  «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи

 

 

 

77

Контрольная работа или зачетное занятие по произведениям второй половины ХIХ и ХХ века

 

 

 

78

Русская поэзия Серебряного века.Обзор.

 

 

 

79

А. А. Б л о к(1 час). Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта

 

 

 

80

С. А. Е с е н и н.(2 часа) Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина.

 

 

 

81

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике 
С. А. Есенина
Народно-песенная основа лирики С. А. Есенина

 

 

 

82—83

В. В. М а я к о в с к и й(1 час). Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта

 

 

 

84

М. И. Ц в е т а е в а(2  часа). Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.  Особенности поэтики Цветаевой

 

 

 

85

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих по- исках поэта

 

 

 

86

Н. А. Заболоцкий(1 час). Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого

 

 

 

87

А. А. А х м а т о в а(2 часа). Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике

 

 

 

88

Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики

 

 

 

89

Б. Л. Пастернак(1 час). Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви.

 

 

 

90

А. Т. Т в а р д о в с к и й(2 часа). Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта.

 

 

 

91

А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне

 

 

 

92—93

Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ—ХХ веков

 

 

 

94

Зачетное занятие по русской лирике ХХ века

 

 

 

95 
 

Античная лирика(1 час). Катулл. Слово о поэте.

Гораций. Слово о поэте.  Традиции оды Горация в русской поэзии

 

 

 

96 

Данте Алигьери(1 час). Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер

 

 

 

97

У. Шекспир(2 часа). Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»

 

 

 

98

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы

 

 

 

99

И.-В. Гете(2 часа). Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни

 

 

.

100

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы

 

 

 

101—102

Итоговая контрольная работа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....