Урок литературы в 5 классе "Что за прелесть сказки эти!"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Урок по литературе по теме «Что за прелесть сказки эти!» в 5 классе составлен по учебнику «Литература» автора В.Я.Коровиной.
Урок является уроком обобщения и систематизации изученного по творчеству А.С.Пушкина. Так как в пятом классе и ранее, в начальной школе, дети изучали сказки писателя, а также Пролог к поэме «Руслан и Людмила» и знают содержание многих сказок, то на заключительном уроке по творчеству писателя в 5 классе целесообразно провести аналитическую работу, раскрывающую своеобразие сказочного творчества автора (язык, стиль произведений, их фольклорная основа).
Урок построен с учетом требований учебного процесса, полностью основан на литературном материале, позволяет закрепить ЗУН по литературе и проверить знание учащимися литературной сказки и творчества великого писателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_za_prelest_skazki_eti.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что за прелесть эти сказки!»
(урок повторения и обобщения знаний по творчеству А.С.Пушкина в 5 классе)
Цель: повторение и обобщение знаний по теме «Творчество А.С.Пушкина. Сказки».
Задачи:
- Раскрыть выразительность пушкинских сказок, показать их связь с фольклором; закрепить навыки работы с текстом (отбор необходимых материалов, их анализ), умение давать развернутый ответ.
- Развивать память, творческое мышление, речь учащихся
- Воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование к уроку: иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, портрет писателя.
Ход урока
- Оргмомент. Сообщение темы урока и цели.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас будет необычный урок, потому что встреча с творчеством этого писателя каждый раз открытие и праздник! Посмотрите на оформление класса.
- О чем мы будем сегодня говорить? (заслушать ответы учащихся)
Ребята, сегодня мы с вами будет повторять сказки Александра Сергеевича Пушкина, вспоминать его героев, анализировать этимологию его сказок и покажем, что язык сказок Пушкина очень выразителен.
Вы молодцы – принесли книжки со сказками, они будут нашими непременными помощниками. Итогом урока должно стать «Дерево пушкинских сказок». Оно сейчас без листвы, наша задача, вспоминая сказки Пушкина и их героев, постепенно одеть деревце.
По ходу урока учащиеся будут «одевать» дерево персонажами сказок Пушкина
- Беседа с учащимися.
Павел Петрович Бажов говорил: «Сказки Пушкина – это сплав народного творчества и личного творчества поэта» (записано на доске). Докажем это утверждение.
- Сколько сказок написал Александр Сергеевич? Назовите их. («Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о Медведихе»)
- Как рождались сказки Пушкина? Что послужило основой для их написания? (сказки Пушкина основаны на народных сказках, записанных поэтом со слов его няни Арины Родионовны Яковлевой)
- Что вы знаете об этой женщине? (Эта чудесная русская женщина была неграмотной крепостной, но человеком с богатой душой).
- Как вы понимаете выражение «человек с богатой душой»?
(Она вынянчила всех детей в семье Пушкиных – Ольгу, Александра, Льва. Она настолько была привязана всем сердцем к этому семейству, что когда в год рождения Александра, его отец дал ей вольную, она отказалась от нее, предпочитая и дальше быть рядом со своими воспитанниками. С маленьким Сашей Пушкиным она рассталась в 1811 году, когда его увезли в Лицей. А когда в 1824 г. поэт оказался в ссылке в Михайловском, няня помогала своему воспитаннику коротать вечера. Александру было тогда 25 лет, но он с удовольствием слушал сказки няни)
- Расскажите, какою вы себе представляете няню поэта (выслушать ответы учащихся)
- Пушкин очень любил Арину Родионовну. В своих стихах он писал:
Наша ветхая лачужка Спой мне песню, как синица
И печальна, и темна. Тихо за морем жила.
Что же ты, моя старушка, Спой мне песню, как девица
Приумолкла у окна?... За водой по утру шла…
- Нарисуйте устную картину той лачужки и той комнаты, в которой поэт заслушивался сказками (заслушать ответы). А теперь попробуем воссоздать ту атмосферу, которая царила в той комнате…
Приглушается свет, зажигается свеча.
Учащиеся следят по тексту, который заранее лежит у них на столе.
Складно и певуче сказывала няня: «Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что одним зерном государство накормит, вторая, что одним куском сукна оденет, а третья, что с первого года родит 33 сына.
Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать.
Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась ее погубить. После трех месяцев царица благополучно разрешилась 33 мальчиками, а 34-ый уродился чудом – ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в заволоке – месяц.
Послали известить о том царя. Мачеха задержала гонца, напоила его пьяным, подменила письма, в коем написала, что царица разрешилась ни мышью, ни лягушкой, а неведомой зверушкой.
Царь опечалился, но повелел дождаться его приезда. Мачеха первой встретила гонца от царя и подменила письма; написала повеление, чтоб заготовить две бочки, одну – для 33 царевичей, а другую – для царевны с чудесным сыном – и бросить их в воду. Так и сделали…»
Выжидается пауза, зажигается свет, гасятся свечи.
- Основой для какой сказки Пушкина послужила эта народная? В чем вы видите сходство? В чем различие? (заслушать ответы учащихся)
- Подведем первый небольшой итог. Доказали ли мы слова Бажова относительно сказок Пушкина? Какие аргументы привели в доказательство? (Доказали. Пушкин писал сказки на основе народных, которые услышал от своей няни и записал. Он расширил народные образы, сделал их более выразительными, его сказки сохранили поэтику народных сказок)
- Сравнение сказок Пушкина с народными.
1. Пушкин брал сюжеты народных сказок. Но как разительно отличаются его творения от народных! Чем отличаются? Народная сказка устремлена к одной цели, в ней нет параллельных сюжетов. Вспомним сказку «Царевна-лягушка». Иван-Царевич ищет стрелу,… (учащиеся продолжают). А что в это время делает царь? Что творится в государстве? – об этом в сказке не повествуется. В пушкинских же сказках много параллельных сюжетов. Вспомним, в «Сказке о мертвой царевне…» 7 братьев «едут погулять, серых уток пострелять». А в это время? (царевна входит в дом, прибирается в нем). Главное в сказках Пушкина – не происшествия, а характеры и картины.
2. Как строятся народные сказки? Каковы зачины и концовки? А у Пушкина?
3 сказки из 5 имеют традиционный зачин, а 2 сказки – другие. Прочитайте.
«Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился…» или
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» (Все так просто, по-народному!)
- А какие у пушкинских сказок концовки? Прочитайте.
«С третьего щелчка вышибло ум у старика» (т.е. сошел с ума) «Сказка о попе и работнике его Балде» | Смешно? Но и жалко! Балда преподал жестокий урок. Какой? («Не гонялся бы ты поп за дешевизной»). Ведь не гуманно наказывать до такой степени? |
«Глядь: опять перед ним землянка; на пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто» «Сказка о рыбаке и рыбке» | Почему герои ничего не получают? Можно ли оправдать старуху, ведь она всю жизнь прожила в бедности, захотела спокойной и сытой старости! (Старуха злая, вздорная. Она наказано за то, что сама ничего не делала для достижения цели) А старик? Ведь он добрый и трудолюбивый. Почему и он наказан? За что? (Он служит вздорной старухе, он холоп!) А почему рыбка перестала выполнять просьбы старика? (рыбка не продает своей свободы) |
«С колесницы пал Дадон – охнул раз, - и мер он. А царица вдруг пропала, будто вовсе не бывало.» «Сказка о золотом петушке» | За что Дадона постигла такая судьба? (он не держит обещаний, забыл перед Шамаханской царицей про смерть обоих сыновей.) |
- На страницах пушкинских сказок тоже сражается Добро со Злом. Кто они, добрые силы? А кто воплощает Зло? Разберем это на примере «Сказки о мертвой царевне»
- Дайте характеристику царевны и царицы.
Царевна милая, кроткая женственная, терпеливая, братья называют ее «ласковой сестрою». Она заботливая хозяйка, благовоспитанная, верна своему жениху. Красива и внешне, и духовно | Царица – полная противоположность царевне: злая, завистливая, жестокая, тщеславная «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Красота только внешняя |
3. В народной сказке, записанной Пушкиным, богатыри не сватаются к царевне. Почему же Пушкин изменяет сюжет? Что он хотел показать эпизодом сватовства? (верность царевны). В записи упоминаются только собаки, которые ходят на цепях и не подпускают мачеху, пришедшую под видом нищенки.
А у Пушкина как выразительно описан пёс! Для чего? Прочитайте. (Чтобы показать преданность его царевне, подчеркивает ее ласковость и кротость)
- В какой сказке мы еще встречаем царевну? (Царевна-Лебедь в «Сказке о царе Салтане…»). Какой она показана Пушкиным?
А сама-то величава, Выступает, будто пава… | нарисована в величественных тонах |
Лебедь белая молчит И, подумав, говорит: «Да, такая есть девица, Но жена не рукавица!» | речь медлительная, полная женского достоинства |
4. Известно, что при написании «Сказки о попе…» Пушкин пользовался вариантом народной сказки, по которому поп встречается с Балдой, заключает договор и все, только попадья взволновалась: «Щёлк щелку рознь!»
А у Пушкина каким описан поп? (он радешенек, что получил дешёвую силу, услышав о щелке, только на мгновение задумался, а потом положился на русский авось).
5. Чем отличаются народные сказки от литературных? Да, у них есть автор. Как автор выражает свое отношение к героям? Проследим это на примере пушкинских сказок.
«Вдруг она, моя душа, пошатнулась не дыша…» | Любовь к царевне |
«Черт ли сладит с бабой гневной» | Презрение к царице |
«… бедненький бес под кобылку подлез…» | Сострадание |
6. Сказки Пушкина написаны народным языком. Приведите примеры из текстов.
7. Как многозначно слово Пушкина! Вот слово «золотой». Что оно обозначает в употребленных Пушкиным выражениях.
Старуха (дворянка), на руках золотые перстни | Кольца из золота |
Яблоко «так румяно-золотисто» | Блестит, переливается |
«позолоченный рожок» | Драгоценный, сияющий |
- А как подробно Пушкин описывает детали! Прочитайте описание яблока («наливное, молодое, золотое», «соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно-золотисто, будто медом налилось! Видны семечки насквозь»)
8. Слову Пушкин придавал большое значение. И как оно выразительно! Вспомним, какое слово употребил поэт.
Издалече наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула, (как выдох)
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла
Ничего не сказала рыбка,
Лишь по воде плеснула
Вся столица содрогнулась,
а девица – хи-хи-хи да ха-ха-ха! (легкомыслие)
Не боиться, знать, греха!
Море вздуется игриво,
Закипит, подымет вой.
И очутятся на бреге
В чешуе как жар горя
33 богатыря!
9. Как выразительны у Пушкина глаголы! Через действие он передает движение души. Какие чувства испытывает герой и как его характеризует отрывок?
И царица хохотать, И плечами пожимать | Радость, довольство |
Злая мачеха, вскочив, Об пол зеркальце разбив В двери прямо побежала | Гнев, досада, ярость от поражения |
Как царица отпрыгнет, Да как ручку замахнет. Да по зеркальцу как топнет, Каблучком-то как притопнет! | Своенравность, капризность |
Взбежав, пес на яблоко стремглав С лаем кинулся, озлился, проглотил его, свалился И издох… | Верность хозяину, готовность его защищать, непримиримость ко злу |
Бедненький бес Под кобылку подлез, Понатужился, Понапружился, Приподнял кобылу, Два шага шагнул, На третий упал, Ножки протянул. | Сострадание к бесу |
- Обобщение.
Урок подходит к концу. Вы хорошо работали. Подведем итог.
- В чем обаяние пушкинских сказок? (как сказал А.Слонимский обаяние пушкинских сказок «в прелести стиха, в простоте и выразительности народной речи, в их глубокой человечности, в пушкинском уме, который сверкает в каждой строчке» Вы согласны с этим?)
- Читая сказки Пушкина, мы вступаем в волшебный мир. Вот как об этом написала одна из учениц нашей школы: «Пушкин, как волшебник, открывает нам мир и самих себя. Он вносит в нашу душу добро и понимание»
- Вспомним, как Пушкин объяснился в любви к народным сказкам? Написал «Пролог» к поэме «Руслан и Людмила». Давайте прочитаем его.
- А как вы объяснитесь в любви к сказкам Пушкина? Знаете ли вы наизусть отрывки из его сказок? Прочитайте! Это будет лучшим объяснением!
- А вот так объяснялись в любви к творчеству Пушкина учащиеся нашей школы много лет назад (Приложение 1)
- Домашнее задание.
- Попробуйте выразить личное отношение к сказкам Пушкина в стихах или прозе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы в 5 классе по сказке Х.К. Андерсена "Соловей" Поучительный смысл сказки.
В 5 классе на уроках по сказкам Г.Х.Андерсена размышляем об истинной и ложной красоту, при анализе сказки «Соловей» отвечаем на вопрос: «В чём заключается сила произведения иск...
План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»
Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....
Открытый урок литературы в 5 классе по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"
Понять причины поступков литературного героя - значит осознать что-то и в себе самом. Данный урок способствует прежде всего научению детей на примере вымышленного персонажа нахождению пути выхода из н...
Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Урок №2
Цели урока:Обучающие:Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению. Обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительн...
Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Урок №3
Цели урока:Обучающие:Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению. Обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительн...
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Волшебная сказка "Царевна - лягушка"-сказка о мудрости и красоте"
Данная презентация "Волшебная сказка "Царевна - лягушка"-сказка о мудрости и красоте" направлена на формирование способностей учащегося к новому способу действия: составление ...
Урок литературы в 5 классе. Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
Образы главых героев "Сказки о Мёртвой царевне...". Сопоставление текстов «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пуш...