Рассказ "Хамелеон" А.П. Чехова.
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Рассказ "Хамелеон" А.П. Чехова. На данном уроке присутствуют элементы игры, а также элементы технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskaz_hameleon_a.p._chehova.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Бай-Талская СОШ
Бай-Тайгинского кожууна РТ
Урок русской литературы
А.П. Чехов Рассказ «Хамелеон».
7 класс
Из опыта работы учителя
русского языка и литературы
Ондар Анай-Хаак Чапан-ооловны
С. Бай-Тал
2009
Ондар Анай-Хаак Чапан-ооловна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Бай-Талской СОШ, 7 класс.
Тема: Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон».
Цели:
- Повторить и закрепить знания учащихся о биографии А.П. Чехова; совершенствовать и закрепить знания по рассказу «Хамелеон»;
- Развитие навыков анализа художественного текста; умений формировать выводы, обобщения прочитанного;
- Воспитывать у учащихся непримиримое отношение ко всем проявлениям фальши, мелочности, лицемерия; обличение приспособленчества.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Теория литературы: псевдоним, говорящие фамилии.
Оборудование: иллюстрации к рассказу «Хамелеон».
Эпиграф урока:
Я ненавижу ложь и лицемерие во всех их видах.
А.П. Чехов.
Ход урока
- Оргмомент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем открытый урок по теме Рассказ «Хамелеон» А.П. Чехова, закрепим знания по рассказу. Эпиграфом к нашему уроку возьмем слова А.П. Чехова: «Я ненавижу ложь и лицемерие во всех их видах».
- Проверка домашнего задания. Сообщение учащегося об А.П. Чехове.
Сообщение подготовленного ученика об А.П. Чехове.
- Словарная работа.
Давайте запишем в словарь определение слова «псевдоним».
Псевдоним – (от греч. Pseudos – ложь, вымысел) вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения (СЛТ, с.301).
- Как вы думаете, для чего используют писатели псевдонимы?
- Какие черты характера у А.П. Чехова можно отметить?
- Кто-нибудь хочет дополнить?
4. Анализ рассказа.
Мы недавно прочитали рассказ «Хамелеон».
- Где происходит действие рассказа? (На базарной площади).
- Каким рисуется вашему воображению данный город?
Давайте сначала проанализируем развитие сюжета. Вы уже знаете, что сюжет – это ряд связанных между собой событий, составляющих содержание произведения. В развитии сюжета обычно отмечают экспозицию, завязку, кульминацию, развязку.
- Как вы думаете, где экспозиция рассказа?
- Найдите завязку произведения.
- Когда достигается кульминация?
- Расскажите развязку рассказа.
Молодцы, мы проанализировали сюжет рассказа.
- Викторина-обобщение.
Для закрепления изученного и определения уровня ваших знаний сейчас мы проведем викторину-обобщение.
- Сколько раз меняет Очумелов свое решение? (6 раз).
- От чего оно зависит? (от чина предполагаемого хозяина собаки).
- В событиях не участвуют ни генерал, ни генералов брат, но их присутствие ощущает каждый. Как и почему?
- Слова «хамелеон» нет в рассказе. Почему возник такой заголовок? Почему автор назвал свой рассказ «Хамелеоном»?
- Кого из героев можно назвать хамелеоном?
- Найдите в тексте художественные детали (палец укушенного собакой Хрюкина, решето с «конфискованным крыжовником», шинель Очумелова, узелок).
Прием говорящих фамилий. О каких чертах характера говорят фамилии Очумелов, Хрюкин?
- В тексте есть светопись и звукопись? (Кровь ассоциируется с красным цветом, звуки – крики, собачий визг – все это относится к звукописи).
- Вы все очень хорошо ответили на вопросы викторины. А теперь давайте проверим задания.
5. Поверка заданий.
Поставить себя на место литературного героя, выступить от его имени помогут нам игровые моменты урока. Вы должны были подготовить версии в стихах. Вопрос таков: «Что бы мог шепнуть собаке на ухо Хрюкин?»
- Меня, значит, укусили,
И совсем не заплатили
У, бродячая собака (Шаанак)
- Тварь, теперь тебе не жить,
Ты должна мне за укусы
Своей жизнью заплатить (Анчы-Кара)
- Ах, собачка генерала…
Ну, тогда пускай живет.
И хозяин пусть не платит,
Пусть слугу за ней пришлет (Белекмаа)
- Ах, бродячая ты! Шельма!
Ну, тебе я покажу!
Я тебя сейчас зарежу!
На кусочки разорву! (Артыш)
- Ах, ты – брата генерала?
Как же ты сюда попала?
Пусть хозяин твой простит…
Палец больше не болит… (Долгармаа)
6. Я сейчас дам вам 3 разных задания, разных уровней.
1 ряд. Представьте себе, что вы работники газеты и должны нарисовать иллюстрацию к рассказу. Можно нарисовать портреты отдельных персонажей.
2 ряд. Вы журналисты местной газеты. Какие вопросы вы бы задали Очумелову? Запишите их на тетради.
3 ряд. Сочинить концовку рассказа, если бы хозяином собаки оказался бедный человек?
7. Итоги урока.
Итак, имя героя рассказа «Хамелеон» давно стало нарицательным, понятие хамелеонство вошло в русский язык. Хамелеоном мы называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямо противоположные.
Как вы думаете, это хорошее качество или плохое?
Как вы понимаете эпиграф нашего урока?
На этом уроке хорошо работали и получили оценки …
8. Домашнее задание. Сочинить крошечные миниатюры – Мысли Очумелова.
Например: Хорошо-то как! Никого не видно, ничего не слышно. Стоп, что еще там за крики? И т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА
Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехова и ...
"Входя в мир А.П. Чехова..." Юмористические особенности рассказов А.П. Чехова (урок по литературе)
Обобщающий урок по литературе, раскрывающий особенности творчества А.П. Чехова...
конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"
Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....
конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"
Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....
Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова
Открытый урок для учителя - это произведение, рожденное педагогом в творческом поиске,которое можно сравнить с произведением, созданным писателем. Главными участниками такого урока являются, конечно ж...