Изучение евангельских мотивов на уроках литературы
методическая разработка по литературе по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchenie_evangelskih_motivov.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

        Новые социально-культурные условия, в которых оказалось современное общество, ставят исследователя отечественной литературу и учителя литературы перед выбором пути изучения художественных произведений, который был бы не только ограничен для этого вида искусства, но и удовлетворял бы насущные требования времени. Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодого человека, не различающего, где добро, а где зло, где красота, а где уродство, и живущего, по сути, в плену ложных ценностей; сегодня как никогда важно обратиться к ценностному потенциалу классической литературы и с помощью великих художников-гуманистов-мыслителей дать жизненные ориентиры новому поколению читателей.

        Эта высокая педагогическая цель совпадает с основной функцией литературы – силой художественного слова очищать и облагораживать человека, формировать его ценностное сознание. Христианское миропонимание учёного и преподавателя – вот ключ, которым открывается кладовые духа русских писателей – классиков, великие истины и ценности.

        Как учитель литературы, я вижу одну из задач своей педагогической деятельности в том, чтобы помочь ребятам осмыслить классику, которая призывает вслед за Библией помогать страждущему, учит, что единственно верный путь изменения других общественных отношений – нравственное самосовершенствование, что всякое изменение общества через насилия губительно, что духовное смирение и служение людям – это идеальный образ жизни, проповедуемое Евангелием.

        Подрастающее поколение должно получить знания об истории христианства, основах его вероучения, так как оно играло и играет значительную роль в культурной, общественной, государственной жизни, с одной стороны; с другой стороны, относится к самому Евангелию, учениям Христа как к ценности эстетического и морально этического уровня.

        В своей работе я попытаюсь показать влияния Евангелия и христианских нравоучений на жизнь и творчество писателей, на создание и идейно-тематическую направленность их произведений; показать сложность пути изучения евангельских мотивов; разработать тематическое планирование некоторых уроков; дать основные методические рекомендации для изучения христианских нравоучений на уроках русской литературы. Представители современной исторической науки сходятся во имении о том, что Иисус проповедовал устно, и при его жизни Его проповеди не записывались.      

                 

Сложность изучения евангельских мотивов в национальной школе.

К сожалению, современная методическая наука по литературе не сказала своего слова о формировании духовного мира учащихся. Весь свой талант, опыт, мастерство должен приложить учитель, чтобы убедить учащихся в том, что в духовном развитии человека искусство ничем не заменимо, что, проясняя, очищая чувство читателя, литература пробуждает сокрытые в человеке духовные силы. Если же эти моменты юные читатели не переживут и не осознают, то изучая литературу, они будут обогащать себя понятиями, а не чувствами.

Вся русская литература досоветского периода была настояна на духе православия, христианские ценности являлись её духовным стержнем на протяжении почти тысячелетней истории существования. Это точно выразил литературовед Н.А. Бердяев: «В русской литературе у великих русских писателей религиозные темы и религиозные моменты были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература 19 века ранена христианской тематикой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, мира. Соединённые муки о Боге с мукой о человеке делают русскою литературу христианской даже тогда, когда в сознание своём русская литература отступала от христианской веры.»

        Такая особенность русской литературы вовсе не затрагивалась литературной критикой до последнего времени. От критиков революционно-демократического толка этого и вовсе нельзя было ожидать, как и от унаследовавшего их традиции литературоведения «советского периода».В пособии для учителя «Методика преподавания русской литературы в 9-11 классах» под редакцией К.М. Нартова, вышедшем в 1989 году, отмечается, что «одной из программ изучения литературной критики в национальной школе, обязывающей понять и осмыслить творчество писателей, является вооружение школьников материалистическим пониманием законов развития искусства и литературы путём ознакомления их с основами эстетики и литературной критики В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского.» Сегодня рассматривание творчества писателя и литературного произведения лишь с позиции этих литературных критиков недостаточно. Перед наукой и вслед за ней и перед учителями литературы встала большая задача – дополнить и обогатить социальный и эстетический анализ духовным. Я всегда испытывала большую трудность при изучении в 10 классе пьесы А.Н.Островского «Гроза». Программа по русской литературе для национальных школ под редакцией К.М.Нартова, переизданная в 2002 году,  по изучению этого произведения давала такие ориентиры: «Борьба между отталкивающими и новыми нормами жизни на рубеже 50-60 годов 19 века. Острота конфликта Катерины с «тёмным царством». Обличение самодурства как социального и психологического явления.» Составители учебника под этой же редакцией, обращаясь к статье «Луч света в тёмном царстве» Н.А.Добролюбова, приводят нас к выводу, что «в положении   Катерины прыжок в омут был выражением не трусости, не слабости, а ненависти к удушающим порядкам, проявлением желания быть свободной, внутреннего сознания своих человеческих прав, духовной силы, смелости, протеста.» Исходя из сказанного, я должна оправдать самоубийство Катерины, в пример ставить её поступок. Естественно, в классе будут ученики, которые оправдают поступок героини, увидят в этом её силу, но я вижу задачу литературы и в том, чтобы научить детей любить жизнь во всех её этапах, формах и проявлениях, ценить чистоту семейных отношений. В этом могут помочь статьи духовных критиков 19 века и учения Христа.

Намного сложнее сейчас работать учителям старшего поколения, которые и по убеждению, и по привычке годами анализировали произведения с позиции революционно-демократических критиков. Но переосмысления и пересматривания уже адаптированных толкований   произведений требует само время. Как бы мы не старались избегать некоторые факты из жизни писателей, их духовные искания, они требуют объяснения.

        При изучении темы Бога и евангельских мотивов в национальной школе трудность может возникнуть и по причине разных вероисповеданий. Здесь важно подвести детей к выводу, что во многом  вероучения едины – они призывают к любви к Богу, ближнему. Поэтому мы должны уважать миропонимание и веру каждого.

Большую помощь в изучении евангельских мотивов мне оказывают статьи духовных критиков в журнале « Литература в школе», расположенные под рубрикой «Духовные ценности».

Методика преподавания основ христианства и евангельских мотивов.

Христианское учение обращено к сердцу и совести каждого человека. Важное место в христианской традиции занимает понятие свободы выбора. Тем не менее, когда речь заходит об изучении евангельских  мотивов, направленном на знакомство учащихся с нравственными аспектами учения Христа, у преподавателя могут возникнуть опасения, что ученики воспримут такого рода занятия как попытку искусственного насаждения нравственности или как навязывание им определённых религиозных воззрений. Во избежении этого, необходимо, чтобы знакомство с жизнью Христа и Его учением носило преимущественно познавательный, культурологический характер. Что же касается веры, то этот аспект христианского учения относится исключительно к сфере свободного выбора человека. Преподаватель может принять ряд мер с целью сохранения за своими учениками права свободы выбора и сознания атмосферы познавательного интереса:

  1. Всякий раз, когда речь заходит о христианской точке зрения на тот или иной вопрос (например, при обсуждении нравственных примеров из жизни Христа или основ христианского вероучения), старайтесь проявлять уважение к иным мнениям особенной позицией. Подобный подход поможет учащимися более свободно высказать своё мнение на последующих занятиях.
  2. Поощряйте желание учащихся задавать вопросы и даже подвергать сомнению (лучше в индивидуальной беседе) христианские воззрения. Нередко самые интересные и важные мысли рождаются в жарких спорах. (Это особенно касается учащихся старших классов)
  3. Свободно высказывайте собственное мнение по ходу обсуждения, если кто-то из учеников прямо спрашивает о ваших убеждениях. Вместе с тем, каких бы взглядов на христианство или вопросы нравственности вы ни придерживались, высказывая их, всегда делайте оговорку: «Это моё личное мнение» или «Я так думаю». Утверждайте мнение учащихся и приглашайте к диалогу тех, кто не согласен с вами.

Вместе с тем, конечной целью этих познавательных и культурологических процессов должно быть положительные задачи.

Каждый учитель литературы, работающий в старших классах (особенно в 10 классе), готовясь к работе по данной теме, должен прочесть Евангелие от Луки, что поможет ему освежить в памяти библейские сюжеты. Кроме этого знания учителю немаловажны и знания:

  1. Об истории создания Евангелия:

Три Евангелия – от Матфея, от Марка и от Луки – были написаны на греческом языке. Четвертое Евангелие от Иоанна, было написано, вероятно, в конце I века одним из учеников Иисуса. Тексты этих четырёх Евангелий содержатся в Библии. Представители современной исторической науки сходятся во мнении о том, что Иисус проповедовал устно, и при его жизни Его проповеди не записывались. После смерти Его речения передавались из уст в уста. По прошествии времени речения Иисуса стали записывать. Через несколько десятилетий после смерти Иисуса Христа появилось первое Евангелие – от Марка ( по-видимому, между 50 и 70 г.г.). Спустя 10-15 лет были написаны Евангелия от Матфея и Луки, авторы которых использовали текст Марка и, возможно, недошедшие до нас записи речений Иисуса.

        2) В понимании и объяснении значений слов, необходимых для работы по этому направлению.

        Само слово «Евангелие» - греческое, в переводе означает: благая весть. Цель авторов Евангелий – сообщать людям, читателям радостную весть о приходе Спасителя, которым являлся Учитель Иисус из Назарета. Кроме того, Евангелие – это памятник культуры и замечательное литературные произведение.

        «Библия» - (в переводе «книга книг») – книги Священного Писания Ветхого Завета (до явлении Христа) и Священного Писания Нового завета.

Имя «Иисус» - греческая форма слова. «Иешуа», что означает «Спаситель». Греческое слово «Христос» - аналог слова «Мессия» переводится как «помазанный елеем». Согласно христианскому учению, авторы как  Ветхого, так и Нового Завета получали вдохновение от Бога и Святого Духа, и поэтому слова, которые они выбирали, полностью соответствовали тому, что Бог хотел сказать людям. Вот почему верующие называют Библию «Словом Божием». Обращаясь к своим ученикам, Христос нередко рассказывал им притчи. «Притча» - это литературный жанр, который используется для передачи определённых нравственных и духовных истин средствами аллегории. Учителю важно не только растолковать притчи Христа в отдельно взятых произведениях писателей, но и помочь вызвать интерес к Евангелию в целом, уметь показать влияние этой книги жизни и творчеству писателя.            

   

               

Подготовка к восприятию библейских сюжетов и нравоучений Христа в средних классах национальной школы.

Приобщение детей к Библии по программам русских школ начинается в 5 классе, а это значит, что у нас есть прекрасная возможность дать детям глубокие знания евангельских сюжетов. В национальной школе изучению Библии часов не отведено, поэтому изучаем «Библию для детей» на уроках внеклассного чтения. Этого для хорошего знания основ христианства мало, поэтому к библейским мотивам, учениям Христа нужно обращаться параллельно с изучением художественного произведения, во внеклассных воспитательных мероприятиях. Можно во время воспитательного часа в классах проводить «Библейские чтения». Многие произведения, изучаемые в среднем звене, уже приобщают детей к православной традиции религиозной жизни. Желательно обращаться к изучениям литературных произведений с 5 класса. Далее я приведу перечень некоторых произведений, приобщающих нас к вопросам христианства, по национальной программе под редакцией Нартова:

V класс.

  1. А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне…/Противопоставление душевной красоты внешней, христианское миропонимание царевны. «Бог даёт царице дочь», «нраву которого такого…», «Засветила Богу свечку»… «И с молитвою святой…/
  2. В.Короленко. Дети подземелья /Притча Христа о воре к главе. «Знакомство продолжается»/
  3. А.И.Куприн. Чудесный доктор. /Рождественский праздник, милосердие и помощь страждущим/
  4. А.П.Чехов. Ванька /Рождественские праздники. Сочувствие к униженным и обездоленным. Письмо дедушке – исповедь Богу/

Очень осторожно нужно подходить к изучению отрывков из повести Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Хотя произведение включено в раздел фантастики, над многими вопросами в произведении состоит подумать и правильно растолковать. Лично я считаю, что это произведение не следовало включить в программу 5 класса. Для объяснения некоторых моментов в содержании произведения можно обратиться к разработке О.В.Пишановой в журнале «Литература в школе» №3 за 1998 год.

VI класс.

1. Фрагменты из «Повести временных лет»./Русская литература родилась в келье/

2.    А.С. Пушкин. Метель. /Раздумья о судьбе, о родительском благословении, серьёзное отношение к венчанию/

3.     И.С. Тургенев. Муму. /Прототип Герасима – апостол Пётр?/

4.     А.И. Крупин. Бонза. /Беседа о религиозном празднике – Пасхе./

5.     М. Пришвин. Кладовая солнца. / Дружба и взаимопомощь людей./

VII класс

     

  1. В.А. Жуковский. Баллада «Светлана». /Беседа о Крещении, крещенских вечерах/
  2. А.С. Пушкин. Станционный смотритель. /Притча Христа о блудном сыне/
  3. Н.В.Гоголь.Тарас Бульба. (Идея повести – «За православную  веру, за Русскую землю!)
  4. Н.С.Лесков. Кадетский монастырь.(Образ архимандрида)

VIII класс

  1. М.Ю.Лермонтов. Мцыри. /Тема монашества/
  2. Н.В.Гоголь. Шинель./ Блаженны кроткие…/
  3. А.П.Чехов. Тоска / «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», «..да будут униженные возвышены…»/
  4. А.С.Пушкин. Капитанская дочка. /Тема чести и милосердия, религиозно – нравственный смысл повести./ В. Катасонова «Религиозно – нравственный смысл» Капитанской дочки» А.С. Пушкина в журнале «Литература в школе» №6 за 1991 год.

IX класс

  1. А.С. Пушкин. Евгений Онегин. /Татьяна – воплощение народной христианской нравственности «…и буду век ему верна»./
  2. Ф.М.Достоевский. Христос – идеал Достоевского.
  3. Н.В Гоголь. Выбранные места из переписки с друзьями. /Мысль о божественной природе слова./

В «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова религиозного смысла как будто нет, но, возможно, потому так  бесславно заканчивает свой жизненный путь Печорин, что не нашёл он высших ценностей и насыщал свою гордыню ложными приманками страстей пустых и неблагодарных. Он свободен от норм христианской морали и нарушает одну заповедь за другой.

        Вот такой неширокий перечень произведений, которых, по-моему мнению, следует изучать, затрагивая, а иногда и обсуждая христианские заповеди, нравоучения. Но умелый, хорошо знающий Евангелию учитель или даже читатель в любом художественном произведении находит духовные ценности или, наоборот, антихристианские его стороны.

        Я думаю, главная задача в изучении ценностных сторон литературы в средних классах – помочь ребёнку стать талантливым читателем и собрать  «в дорогу» хотя бы небольшой «багаж»: знание содержания Библии Ветхого и Нового Завета, хотя бы детский, адаптированный вариант, и главных заповедей Христа, чтобы была хорошая почва для познания, понимания и восприятия евангельских мотивов в старших классах .    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание электронных пособий. Приложение к урокам в 10-11 клссах. "Изучение биографии писателя на уроках литературы"

В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению учебной деятельности. В учебном процессе используются различные обучающие и тестирующие программы практ...

Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.

Сидорова Ольга Юрьевна  МОУ СОШ№ 31Повышение мотивации  школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.Повышение  мотивации школьников к предмету «ли...

Изучение прозаических произведений на уроках литературы в старших классах. Опытная программа по анализу прозы И.А. Бунина

Эпические произведения составляют значительную часть школьной программы, изучаются на протяжении всех лет обучения. Различия в подходе к ним в разных классах связаны с возрастом и познавательными возм...

К вопросу изучения военной лексики на уроках литературы. На материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

К вопросу изучения военной лексики на уроках литературы. На материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»...

"Формирование умения задавать вопросы, видеть отрицательные и положительные стороны явлений при изучении художественных произведений на уроках литературы". Выступление для слушателей курсов повышения квалификации

Формирование коммуникативных УУД  является социально значимой составляющей воспитания современного школьника.   Коммуникативные УУД обеспечивают соц...

Изучение волшебной сказки на уроках литературы в 5 классе

Восприятие пятиклассников, безусловно, отличается от восприятия литературы взрослыми, однако методические приемы, адаптированные к возрастным особенностям пятиклассников, помогают решить эти достаточн...

Статья "Лингвокультурологический подход к изучению художественного текста на уроках литературы"

Статья о лингвокультурологическом подходе к работе при изучении художественного текста на уроках литературы....