Молитва как жанр в поэзии М.Ю. Лермонтова
план-конспект урока (литература, 11 класс) по теме
Сценарий комбинированного урока по литературе в 11 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 37 I вида
Тема урока: Молитва как жанр в поэзии М.Ю. Лермонтова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zueva_o.e._-_scenariy.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий комбинированного урока по литературе в 11 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 37 I вида
Тема урока: Молитва как жанр в поэзии М.Ю. Лермонтова
Цели урока.
Обучающая:
-знакомство с жанром молитвы в творчестве М.Ю. Лермонтова, ее художественными особенностями; формирование читательской, коммуникативной и компьютерной компетенций;
Коррекционная:
-автоматизировать произносительные навыки, активизировать и уточнять словарь;
Воспитательная:
-воспитывать культуру общения, самостоятельность и активность на уроке.
Задачи урока
1. Развитие речи учащихся. Работа над произношением.
2. Выяснение авторской идеи о благотворном воздействии молитвы на душу человека.
Оборудование
Компьютер, интерактивная доска, наглядные материалы, интернет.
Ход урока
Этап урока | № слайда |
1.Орг. момент. Запись темы урока в тетрадь. | 1 |
2. Беседа. Сообщение цели урока. Работа с дежурным звуком. Для начала выясним, что же такое молитва в вашем понимании. (Ответы учеников). Обобщение учителя. Далее - учащиеся самостоятельно находят определение слова «молитва» в Толковом словаре, записывают в тетрадь. | 2-4 |
3.Изучение нового. Слово учителя.
Знакомство с текстом. Чтение текста стихотворение. Отработка произношения. | 5-7 |
3. Анализ стихотворения. Разбор лексики стихотворения.
(молитва чудная, сила благодатная, святая прелесть, благодать – анализ лексем) Фронтальная беседа. | 8-9 |
4.Самостоятельная работа Подумайте, найдите в тексте и запишите в тетрадь
Ответы на вопросы проблемного характера. Обобщение. | 10 |
5. Подведение итогов анализа стихотворения. Интерпретация. Как бы ни был поэт огорчен, удручен, обижен — в молитве он находит успокоение и одновременно черпает новые силы для продолжения своего поступательного движения вперед. В стихотворении «Молитва» Лермонтов открывается с совершенно иной стороны, он понимает безысходность сущего, но сидеть и ждать «прекрасного будущего» или «конца света» не желает. Он полон жизни, творческих замыслов, готов бросить вызов всем, поэтому автору необходима поддержка, дружеское участие, а где их найти - только у «неба». И поэт возносит молитву Творцу, восхищаясь, удивляясь и радуясь одновременно этому спасительному «мостику», который непременно приведет его к задуманному. Недаром тысячелетия люди шепчут слова молитв Богу, надеясь на его защиту и покровительство, ведь в этих нехитрых словах заключена магия. Это одно из поздних стихотворений Лермонтова (ему здесь лишь 25 лет), оно отражает сложившееся мировоззрение художника, бескомпромиссное отношение к жизни и избранному пути. | 11-16 |
6. Заполнение таблицы. Определение жанровых особенностей стихотворения. Выводы. Сравнить: Особенности молитвы как жанра лирики. Что значит молитва для верующего человека? Чтение с губ (молитва, стихотворение, лирический герой) | 17 |
7.Итог урока -Что вы вспомнили сегодня, что узнали, чему научились? Самостоятельные связные высказывания, ответы по опорным словам и словосочетаниям | |
8.Домашнее задание.
| 18 |
Литература
- Анализ лирического произведения в старших классах, сб. статей, Москва, «Просвещение, 2005г.
- Красовский В.Е., Леденев А.В., Ситников В.П., Быков Н.Г. Большая литературная энциклопедия. - М.,ОЛМА-ПРЕСС,2003
- Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах.- М. , Правда, 1988.
- Литература, учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений, 9 класс. Авторы-составители В.Я.Коровина, В.И.Коровин, И.С.Збарский, М., «Просвещение», 2003
- Маранцман В.Г. «Нетрадиционные уроки литературы 9-11 классы», М. «Дрофа» 2008
- Мишланов В.А. Молитва как речевой жанр.// Прямая и непрямая коммуникация: workinggroup.org.ua/publzulinsk.shtml
- «Программы общеобразовательных учреждений» 5-11 классы по редакцией В.Я.Коровиной , Москва, «Просвещение, 2005г.
- Поурочные разработки по литературе, универсальное издание, М. «Вако» 2008 – ред. И.В.Золотарева, Н.В.Егорова.
- Словарь литературоведческих терминов, сост. Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев, М., «Просвещение», 2005
Приложение1.
МОЛИТВА
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
Приложение 2.
Особенности молитвы как жанра лирики | Молитва для верующего |
Молитва - это стихотворение, в котором лирический герой обращается к Богу, Божией Матери, ставит важнейшие вопросы бытия и находит ответы на них в Богообщении. | Беседа с Богом, посредством которой человек очищается от греха, страстей земных. Это упование на благое разрешение всех нестроений, стремление приблизиться к Отцу Небесному. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Хокку как жанр японской поэзии".
Презентация «Хокку как жанр японской поэзии» используется на уроке литературы в 7 классе. Её просмотр дает возможность учащимся познакомиться с культурой Японии, узнать, как появились хокку, в ч...
Презентация "Новые жанры в поэзии"
Материал может быть использован в работе с одаренными детьми....
презентация "Молитва как жанр в контексте отечественной литературы"
Данная презентация поможет при подготовке к уроку внеклассного чтения, при подготовке индивидуального задания для ученика....
Ожук дажы – национальный жанр тувинской поэзии.
Конспект урока литературы для 10 класса...
Ожук дажы – национальный жанр тувинской поэзии.
Конспект урока литературы для 10 класса...
Хокку как основной жанр японской поэзии
Урок в 7 классе по литературе....
Урок литературы в 10 классе "Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова"
Анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова, относящихся к жанру молитвы....